АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Туберкулез других видов домашних животных

Прочитайте:
  1. D Туберкулез
  2. E Расстройство всех видов обмена веществ
  3. E. туберкулез микобактериясы
  4. F19 Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и использования других психоактивных веществ
  5. III. Профилактика и лечение туберкулеза Глава 22. Профилактика туберкулеза
  6. V. Популяционно-видовой уровень организации
  7. V.2. Больные активной формой туберкулеза
  8. VI. Оказание первой помощи при других неотложных состояниях.
  9. А) туберкулезной волчанкой
  10. Абсолютная и относительная масса головного мозга и глаз у некоторых видов рыб (М. Ф. Никитенко, 1969)

Туберкулез мелкого рогатого скота, свиней, лошадей и плотоядных протекает в основном как первичный туберкулез.

Мелкий рогатый скот более резистентен к туберкулезу, чем КРС. У них болезнь характеризуется лишь появлением первичного комплекса и редко ранней генерализацией. У коз наблюдают бугорковый или казеозный мастит.

Рис. 15. Печень овцы при туберкулезе

Свиньи весьма восприимчивы к туберкулезу. У них обнаруживают неполный первичный комплекс в подчелюстных, брыжеечных лимфоузлах, полный первичный комплекс в легких.

У собак возможно образование неполного или полного первичного комплекса в легких. Редко у этих животных наблюдается генерализация процесса. Особенность – некротические массы имеют не творожистый, а гноевидный характер.

Лошади очень резистентны к туберкулезу. Туберкулы у них носят продуктивный характер, т.е. не имеют казеозных изменений, состоят из серовато-белой ткани и локализуются в легких, бронхиальных и средостенных лимфоузлах, в селезенке, печени, реже в других органах.

 

Рис. 16. Кишечник цыпленка при туберкулезе

Из птицы особенно воспреимчивы к туберкулезу куры. У них поражаются (по частоте регистрации): печень, селезенка, кишечник, яичники, кости. В этих органах обнаруживают туберкулы серовато-желтого цвета, с казеозным центром. Очень редко они подвергаются обызвествлению, что указывает на злокачественность течения туберкулеза у кур.

САП

Сап – хронически протекающая инфекционная болезнь однокопытных, характеризующаяся образованием типичных сапных гранулем. К сапу восприимчив и человек. Возбудитель – P. mallei.

Сап отличается большим разнообразием клинико-морфологических форм.

Рис. 17. Сапной узелок в легком у лошади

Сапной узелок считается наиболее типичной и характерной формой проявления сапа.

Молодой сапной узелок имеет серый, слегка полупросвечивающий центр и красный ободок по периферии (перифокальное воспаление). Позднее центр его подвергается некрозу, становится мутным, влажно-размягченным, а затем плотным, состоящим из сухих крошковатых масс, внешне сходных с творожистыми массами туберкулезных очагов.

Вокруг некротического центра разрастается грануляционная ткань. Сначала появляется серая полупросвечивающая зона грануляционной ткани, позднее она превращается в плотную фиброзную оболочку — капсулу сапного узелка, а его некротические массы пропитываются солями извести. Таким образом, в законченном виде сапной узелок состоит из сухих, обызвествленных некротических масс, окруженных фиброзной тканью. В дальнейшем фиброзная капсула подвергается гиалинозу и приобретает стекловидный прозрачный вид (старые сапные узелки).

Одной из характерных особенностей сапного воспаления (как и туберкулезного) является исход его в некроз. Последний по своему характеру очень близок к творожистому некрозу. Он также легко адсорбирует соли извести, петрифицируется, он также может подвергаться расплавлению, связан с нагноением пограничной живой ткани и притоком сюда лейкоцитов. Расплавление некротических масс при сапе является предпосылкой для возникновения каверн и сапных абсцессов, например селезенки и других органов.

Наиболее склонны к некрозу экссудативные сапные очаги и значительно менее продуктивные. Последние иногда напоминают опухолеподобные образования, состоящие из обычной грануляционной ткани. Сюда, например, относятся редкие формы сапа носоглотки и трахей в виде бугристых плотных узлов, выступающих на поверхности слизистой оболочки.

Если заражение произошло массивной дозой инфекционного материала, то первичный комплекс локализуется только в воротах инфекции (миндалины, кишечник, кожа). В обычных условиях, при заражении малым количеством бактерий, они проходят через слизистую оболочку бесследно и образуют неполный первичный комплекс в заглоточных и подчелюстных лимфоузлах.

При проникновении в кровь первичный комплекс локализуется в легких и бронхиальных лимфоузлах.

В легких первичный аффект располагается чаще в области тупого края главной доли и имеет вид некротического, впоследствии обызвествленного и инкапсулированного очага размером с горошину или лесной орех. Аналогичные изменения находят и в лимфоузлах, регионарных легким.

В легких, селезенке, печени обнаруживают милиарные и крупноочаговые узелки на разных стадиях развития (молодые, типичные, обызвествленные и инкапсулированные).

Очаги и пораженные части легкого серовато-желтого цвета, плотные, с гноевидным размягчением в центре и темно-красным ободком по периферии. Бронхи заполнены гнойным экссудатом, междольковая соединительная ткань студенистого вида.

Хронический узелковый сап — основная форма поражения легких. При этой форме количество и возраст сапных узелков может сильно варьировать. В одних случаях узелков очень мало (до десяти или несколько больше), они обызвествлены и инкапсулированы (характерно для маллеинщиков). В других случаях их много, они находятся в различных стадиях развития и, наряду со свежими, имеются типичные и обызвествленные узелки.

Крупноузловая форма легочного сапа характеризуется наличием рассеянных по органу до двух-трех десятков крупных сапных узлов, величиной до лесного ореха, ограниченных пределами одной или нескольких соседних долек легкого (лобулярный тип поражения). В свежем виде они напоминают очаги красного опеченения. Позднее в них появляются один или несколько некротических фокусов, а в заключительной стадии развития они превращаются в известковый конгломерат, заключенный в фиброзное поле.

Реже наблюдают расплавление некротических масс со вскрытием фокуса в бронхи

Рис. 16. Легкие осла при сапе

Острый милиарный сап легких. Принадлежит к одной из редких форм. Легкие находят пронизанными множественными узелками величиной от просяного зерна до мелкой горошины. По существу это не узелки, а небольших размеров очаги сапной пневмонии. Центральная часть таких милиарных пневмонических очагов выглядит мутной, серо-белой (некроз), она окаймлена с периферии тёмно красным ободком, соответствующим зоне перифокального воспаления. При густом расположении милиарных очагов пневмонии зоны их перифокального отека могут сливаться в обширные пневмонические очаги. Одновременно с поражением паренхимы легких наблюдают отек интерстициальнои ткани и расширение в ней лимфатических путей.

Сапные бронхопневмонии ацинозно-нодозного и лобулярно-лобарного характера рассматривают как проявление новой вспышки старого процесса под влиянием воздействия на организм различных неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Макроскопически они напоминают аналогичные формы туберкулеза крупного рогатого скота. На тёмнокрасном фоне воспалительно-отечной ткани легких рассеяны многочисленные серо-белые, бело-желтоватые тусклые фокусы, имеющие различную форму и причудливые очертания, наподобие листа клевера, лапчатых и отростчатых фигур и т. д.

Ацинозно-нодозные фокусы в процессе своего развития, как правило, сливаются и образуют более крупные очаги лобулярного характера.

Лобулярные и лобарные формы легочного сапа по характеру процесса близко стоят к гнойно-катаральным бронхопневмониям, но в то же время имеют некоторые существенные отличия. Поражаются обычно большие участки легких, например одна из передних долей целиком или значительная, а иногда и большая часть задних долей. Макроскопически пораженные части выглядят на разрезе плотными, серо-желтого цвета, с широкими прожилками студневидно-отечной междольковой соединительной ткани и с полупрозрачной студенисто-уплотненной паренхимой (желатинозный отек). На полупрозрачном фоне студенисто-отечной паренхимы отчетливо выделяются серые матовые гнезда некроза и бронхи, заполненные гнойным экссудатом.

Хронические формы таких пневмоний характеризуются новообразованием соединительной ткани и известны под названием «саловидный сап». Пораженные части легкого плотны, иногда консистенции хряща; на разрезе они серо-белого цвета, саловидны; в просветах расширенных бронхов содержатся сгущенные массы гнойного экссудата.

К характерным особенностям сливных лобулярных и лобарных сапных пневмоний можно отнести такие явления, как желатинозный отек паренхимы, заканчивающийся склерозом, поражение интерстициальной ткани и ее лимфатических путей, специфические для сапа очаги с характерным для них кариорексисом и, наконец, частое возникновение каверн.

Сапным бронхопневмониям свойственны каверны расплавления и бронхоэктатические каверны.

Каверны расплавления представляют собою полости, одетые фиброзной капсулой. Они обычно сообщаются с бронхами и содержат сухие, плотные, частично расплавленные некротические массы. Встречаются и многокамерные полости.

Бронхоэктатические каверны преимущественно находят в области тупого края главной доли. В местах локализации каверн плевра заметно фиброзно утолщена. Сама каверна обычно располагается в центре пневмонического очага. Она имеет толстую фиброзную стенку, с внутренней стороны покрыта некротическим детритом и содержит в своей полости слизисто-гнойные серо-желтые или зеленоватые массы. Пневмонический очаг, в котором располагается каверна, представляет собою обширное поле желатинозного инфильтрата. Междольковая соединительная ткань этого поля и за его пределами резко утолщена из-за отека. По всему полю инфильтрата рассеяны различного очертания серо-белые мутные некротические фокусы, гистологически определяемые как очаги специфического для сапа воспаления.

Сап носовой полости может быть экссудативным или продуктивным. Чаще поражаются средняя и верхняя трети носовой полости, причем особенно часто процесс локализуется на носовой перегородке и значительно реже в раковинах.

Основной формой экссудативного сапа носовой полости можно считать язвенную. Вид сапных язв довольно характерен. Края их валиковидно приподняты над уровнем слизистой оболочки и мелко гранулированы. Дно язвы неровное, как бы изъеденное, и тоже мелко гранулировано. Вокруг язв располагается красный ободок. Путем слияния ряда соседних язв образуется обширная язвенная поверхность, а при росте их в глубину возможно разрушение хряща и прободение носовой перегородки. На слизистой носовой полости одновременно имеются и сапные узелки в виде желтоватых, мутных полушаровидных или конусовидных возвышений слизистой, через которую они просвечивают. Узелки бывают единичные и множественные, местами они конгломерируют.

После гнойного расплавления и изъязвления центра узелка образуется небольшая первичная чечевицеобразная язва с приподнятыми краями, красным ободком, саловидным дном, покрытым гнойно-некротическим содержимым. Прогрессивное увеличение таких первичных язв ведет к возникновению описанных выше вторичных сапных язв.

Лучистые, или звездчатые, рубцы, встречаемые в носовой полости и, в частности, на носовой перегородке, являются результатом заживления язв. Фиброзные тяжи этих рубцов как бы сходятся в одной точке (центр язвы) и придают им лучистое строение. Маленькие рубцы обычно полностью одеты эпителием, обширные же рубцы, особенно в своих центральных зонах, могут быть лишены эпителиального покрова.

В одном и том же случае сапа носовой полости нередко можно встретить различные стадии процесса: сапные узелки, первичные и вторичные язвы и, наконец, рубцы.

Диффузные, особенно продуктивные формы поражения носовой полости наблюдаются значительно реже. Наибольшего внимания заслуживает дифтеритическое поражение слизистой оболочки экссудативного характера. В этих случаях слизистая резко утолщена и пропитана серозно-фибринозным экссудатом; в ней развивается глубокий и обширный некроз. Заживают такие формы сапа с образованием грубых обширных рубцов, деформирующих носовую перегородку.

Сап кожи, как правило, является вторичным процессом, возникающим гематогенно за счет сапных очагов в других органах. Сапные поражения кожи могут иметь поверхностную и глубокую локализацию.

При поверхностной локализации поражается эпидермис и сосочковый слой кожи; это более редкая форма, наблюдаемая преимущественно на губах, спинке носа и других местах с тонкой кожей. В этих случаях образуется вначале пустула, которая быстро переходит в язву, с последующей ее грануляцией.

При глубокой локализации в коже образуются плотные узлы, нередко расположенные четкообразно по ходу лимфатических сосудов. На месте образования узлов волосы выпадают, а кожа твердеет за счет утолщения рогового слоя эпидермиса. На разрезе узла находят в центре гнойно-некротический очаг и окружающую его по периферии капсулу. Сапные язвы кожи следует рассматривать как особую форму заболевания, развивающуюся из сапных узлов. Они имеют валиковидные края и саловидное дно, покрытое гнойно-некротическими массами или грануляциями.

Рис. 17. Кожная форма сапа у лошади

Рис. 18. Сапные узлы и язвы на коже у лошади

Известны также флегмонозные формы сапа кожи с глубоким поражением подкожной клетчатки, диффузным разращением соединительной ткани и исходом в слоновость. При флегмонозной форме могут иметься на поверхности кожи одновременно также сапные язвы и рубцы.

Сап лимфатических узлов. При сапе довольно постоянны и характерны поражения лимфатических узлов, особенно регионарных заболевшим органам. Сап лимфатических узлов проявляется в форме специфических и неспецифических лимфаденитов.

Специфические лимфадениты выражаются формированием в лимфатических узлах сапных узелков и узлов. Вначале процесса появляются на фоне гиперемированной и отечной ткани лимфатического узла серо-белые полупросвечивающие фокусы, которые вскоре подвергаются некрозу и становятся мутными. Местами отдельные мелкие очажки сливаются в более крупные гнезда некроза.

В более поздних стадиях отдельные железки пакета или весь пакет представляет собой плотный фиброзный узел, образовавшийся вследствие сращения отдельных железок из-за воспаления окружающей их клетчатки (периденит); на разрезе такого узла заметны включенные в него различной формы и величины бело-желтые обызвествленные очаги некроза.

Неспецифические лимфадениты могут проявляться в экссудативной и продуктивной формах.

При экссудативном лимфадените лимфатические узлы сильно увеличены, отечны и напоминают по консистенции и окраске ткань мозга (мозговидное набухание).

При продуктивном лимфадените лимфатические узлы тоже сильно увеличены, но они плотной консистенции и на поверхности разреза кажутся однородными (не различаются корковый и мозговой слои); окрашены узлы в серо-белый цвет.

Сап паренхиматозных органов (печень, почки, селезенка) наблюдается как в форме узелков, так и крупных узлов. Обычный исход этих форм — обызвествление и инкапсуляция очагов. Но при крупноочаговой форме в селезенке сапные узлы нередко подвергаются гнойному расплавлению с образованием абсцессов.

Диагноз на сап ставится комплексно.

Дифференциальный диагноз. Сап дифференцируют от паразитарных узелков.

Паразитарные узелки в легких отличаются от сапных отчетливо выраженной концентрической слоистостью на разрезе и наличием в обызвествленном центре узелка, легко извлекаемого из полости капсулы. Сапные же узелки полностью не обызвествляются, и при выделении их центра часть некротических масс остается на стенке капсулы. Кроме того, при этом следует учитывать состояние бронхиальных лимфатических узлов, в которых паразитарные поражения очень редки, а сапные, при наличии специфического процесса в легких, почти закономерны.

Гистологически для паразитарных узелков характерно:

1. эозинофилия, свойственная паразитарным узелкам; при этом учитывается степень ее, так как слабая эозинофилия наблюдается и в сапных узелках;

2. отсутствие кариорексиса, специфического для сапных узелков;

3. наличие остатков паразитов или их яиц.

Изменения кожи и слизистой оболочки носовой полости при сапе требуют дифференциального диагноза в отношении эпизоотического лимфангоита (бластомикоз).

Язвы кожи при бластомикозе плоские, и, в отличие от сапных язв, края их не приподняты. Отличаются они также беловатым цветом своего содержимого и иногда выделениями слизистого характера. При микроскопическом исследовании мазков легко установить возбудителей бластомикоза. Бластомикозные язвы носовой полости отличаются отсутствием валиковидных краев —они плоские; кроме того, нет поражения регионарных (подчелюстных) лимфатических узлов. При бластомикозе находят на слизистой оболочке носовой полости особенно характерные язвы с тарелкообразными разращениями грануляционной ткани на дне.

Дифференциальная диагностика сапных узелков легких от узелков микозного происхождения не представляет больших затруднений. Узелки микозного происхождения обычно развиваются в бронхах, содержат в себе пигментированную (желтую, бурую или дымчатую) влажную мягкую массу, после извлечения которой остается полость с гладкой блестящей поверхностью. Бронхиальные лимфатические узлы при этом не поражены.


Дата добавления: 2015-01-12 | Просмотры: 24080 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.011 сек.)