Религиозные правовые семьи (мусульманская, индусская правовые подсистемы)
Основные признаки этой системы:
• главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
• принципы права совпадают с религиозными догмами;
• основной источник права – религиозно-нравственные нормы и ценности, учения, доктрины и обычаи, содержащие охраняемые государством нормы права;
• весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
• религиозные органы не отделены от государства и зачастую выполняют функции правотворчества и правосудия;
• законодательство и судебная практика имеют вторичное значение;
• особое место в системе источников права занимают труды ученых юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;
• отсутствует деление права на частное и публичное;
• во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
• все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.
Мусульманское право – это система норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями.
Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.
Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.
Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, по существу представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.
Иджма – комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Это своего рода комментарии, призванные восполнять пробелы в религиозных нормах. Практики ссылаются на положения не Корана или Сунны, а на сборники норм, соответствующие иджме.
Кияс – четвертый источник права – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками права. Это своего рода попытка «привязать» устаревающие нормы к современным условиям жизни. Таким суждениям придается законный, общественный характер.
По степени влияния норм мусульманского права на действующие законодательства, можно выделить несколько групп государств.
1 Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов).
2. Ливия, Пакистан, Судан, Иран, Афганистан, где действие мусульманского права уже не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно.
3. Египет, Сирия, Ливан, Ирак, Сомали, Мавритания. Хотя их конституционное право и закрепляет особые положения ислама и мусульманского права, действующее законодательство носит довольно светский характер. мусульманское право продолжает регулировать часть отношений «личного статуса», в основном брачно-семейные, и то достаточно условно. Если не вдаваться в детали, законодательства этих стран носят вполне «европейский» характер.
4. Тунис, Йемен. В этих странах даже брачно-семейные законодательства отказываются от основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс Йемена в 1974 году по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.
индусское право является также распространенной системой религиозного права (некоторые исследователи относят ее к обычно-традиционной системе). Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Преобладает в Индии, его влияние на общественные отношения велико в Пакистане, Сингапуре, Бирме, Малайзии а также в странах на восточном побережье Африки (в Танзании, Уганде, Кении).
Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. В содержание этой системы входят: обряды, религиозные верования, идеологические ценности, мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенное общественное устройство и определенный образ жизни. Таким образом, индуизм представляет собой нечто большее, чем правовая система, и даже религия – это философская система мировосприятия и миропонимания.
Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Поэтому для правоверного индуса главным является приверженность не доктрине, а традиционному общественному укладу. Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные и иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей, свои обычаи, мораль, располагает собственными средствами принуждения. каждый человек должен вести себя так, как это предписано касте, к которой он принадлежит. Таким образом, послушание человека формировалось «изнутри», как части целого, вследствие чего правовые нормы или судебные прецеденты заметной роли не играли. Наиболее строгим наказанием является отлучение от той или иной группы. В случае, если нет правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его «по совести и справедливости».
Огромное значение придается обрядовой чистоте, отрицательным следствием которой является кастовое высокомерие. Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим гарантируется прожиточный уровень.
Таким образом, индусское право является обычным правом, в котором преобладает религиозная доктрина, которая и определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи.
В период колониальной зависимости индусское право подверглось влиянию доктрины общего права, но полного его вытеснения не произошло. И после провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности, однако на правовую систему продолжают влиять и религия, и устойчивые территориальные традиции.
Китайское право отличается своим мировоззренческим подходом к праву. Если весь мир является гармонией космоса, земли и человека, то люди должны следовать естественному порядку. Конфуцианство сформировало устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как «внешнему принуждению». В понимании китайцев право не считалось фактором порядка и символом справедливости, напротив, оно – орудие произвола, фактор, нарушающий естественный, т.е. нормальный порядок вещей. образ жизни добропорядочного гражданина должен был исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не столько юридическими мотивами, сколько стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия, конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем. Таким образом, традиционная китайская концепция не отрицает права вовсе, но полагает, что оно необходимо только для тех, кто не заботится о морали: для преступников и иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами же китайцы спокойно обходятся без права. Они не интересуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения.
Провозглашение в Китае республики (1911 г.) дало толчок кодификации. Гражданский, Земельный и иные кодексы (20-30 гг.) готовились по образцам европейских законов, что давало повод отнести китайское право, хотя и с определенными оговорками, к континентальной правовой семье.
С конца 60-х годов наступает период «культурной революции». Он характеризуется углублением правового отрицания, игнорированием закона в регулировании жизни общества. Прекратилась деятельность представительных органов, произошел отказ от соблюдения законности. В этот период, по существу, были разрушены начавшие складываться правовые основы государства.
С середины 70-х годов провозглашается курс на правовую регламентацию, но «особым путем», стратегия которого выражается в сохранении многих институтов и норм традиционного права.
Современная правовая система КНР развивается по пути построения в стране социализма с «китайской спецификой».
В Японии идеи права традиционно заменялись политико-этическими нормами: послушание низших слоев – высшим, вассалов – сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных. Особую роль играли и до сих пор играют правила «внешне-приличного поведения» – уступчивость, примирение, доброжелательность, патернализм. Саморегуляция и самоопределение почитаются очень высоко.
Японская правовая система в XIX-ХХ веках испытала на себе влияние европейского и американского права. Здесь существуют такие отрасли права, как конституционное, административное, гражданское, торговое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, право социального обеспечения и др. Законы, договоры и иные акты являются источниками права.
В правовой системе современной Японии сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы прошлого, так и заимствованные романо-германские правовые модели.
Здесь наблюдаются глубоко укоренившиеся традиции, поэтому японцы в целом отрицательно относятся к праву, которое они обычно отождествляют с уголовным.
Как и в Китае, судебному разбирательству следует предпочесть примирение, соглашение. Даже если споры все же рассматриваются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением.
усовершенствование права осуществлялось в основном за счет рецепции европейских правовых моделей, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы во многом напоминают французские. Что касается частного права, то здесь в целом преобладает германское влияние. После второй мировой войны значительное влияние на японское право оказали американские образцы.
В целом, однако, в Японии сохранилась прежняя кодификационная система, основу которой составляют шесть существенно измененных кодексов, дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих систему источников, во многом напоминающую западноевропейскую. прецедент японская юриспруденция источником права не признает.
Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 1315 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 |
|