АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Занятие 10, 11. Выстраивание отношений со временем (будущим, Я-конечным, смертью, Вечностью, Абсолютом)
Формирование самосознания тесно связано с осознанием временной перспективы. По Э. Эриксону, формирующееся у подростка представление о прошлом и будущем приводит к пониманию конечности существования, вызывает тревогу и страх. Ощущение личностной идентичности предполагает чувство стабильности и неизменности во времени, чем снижает тревогу перед неопределенностью. Идентичность основывается на осознании временной протяженности. «Я» человека охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляет значимый выбор среди возможных путей своего развития. Идентичность определяется как самотождественность. «Я – идентичность» обеспечивает функциональное единство, благодаря которому «я узнаю себя», в отличие от тех, кто «совершенно не похож на меня, ибо они отличаются от того, кем я являюсь и кем хочу быть».
Одновременно с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других к подростку приходит чувство одиночества. Чувство одиночества идет не от внешней изоляции, не от враждебного окружения, а от невозможности выразить всю полноту своих переживаний.
Собственное «Я» человека в период взросления еще очень неопределенно, расплывчато, диффузно, нередко переживается как смутное беспокойство, как ощущение внутренней пустоты, которую срочно необходимо чем-нибудь заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, желание «услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью». При этом возникает страх показаться смешным, "потерять себя". неудовлетворенность существующими формами общения.
Эти переживания включены в осознание человека, существующего во времени. Ребенок, в отличие от взрослого, слабо ощущает течение времени, его прошлое, настоящее, будущее скорее связаны с воспоминаниями событий и ожиданиями других, нежели с рефлексией опыта и полаганием себя в перспективе. Элемент осознания непрерывности и преемственности во времени появляется только в период взросления. При переходе от беззаботного детства к ответственной жизни взрослого человека. Главным мерилом времени становится будущее. Мечты о будущем занимают центральное место в переживаниях подростков.
Будущее для подростка может представляться либо как естественное продолжение настоящего, либо как его категорическое отрицание. Для одних детей картина будущего является продуктом их собственных усилий, для других оно приходит само по себе - «так получилось…» Жизненный план и личная перспектива воплощают способность подростка к овладению своим внутренним миром и развитию Я-концепции.
Однако, наличие иррациональных установок, противоречивых требований, взаимоисключающих мотивов в период взросления «раскалывают» настоящее на несвязанные между собой куски прошлого и будущего. Это затрудняет осознание подростком своей жизни как целостного процесса, имеющего смысл. В сознании подростка будущее представляется иллюзорно, расплывчато, неадекватно. Работа над образом своего будущего тесно взаимосвязана с познанием себя в настоящем. Найти смысл жизни – это значит сделать осмысленной свою жизнь «здесь и сейчас». Подросток вправе задать вопрос: «В чем заключается смысл жизни? Где его искать? Кто его спрятал? Зачем и от кого?» Взрослые, как правило, отвечают, что смысл жизни можно найти с помощью важного для себя дела, поскольку такое дело поможет определиться с перспективой жизни. Это может стать началом важного разговора о взрослении, но важно представлять, о чем говорить с подростком дальше? Почти все взрослые начинают категорично предлагать какое-то дело, важное с их, взрослой, точки зрения, но иногда бессмысленное для самих детей. Требования и предписания со стороны взрослых опережают рождение смысла у подростка, смысла, ради которого, собственно, был затеян разговор. Так не рождается смысл, появление которого все ждали с нетерпением и надеждой.
Расхожее мнение о том, что дети любят подражать поведению взрослых, что они с удовольствием повторяют все «как обезьянки» или «как попугаи» - глубоко ошибочно. Побуждением для детского подражания является не желание подражать, а стремление взрослеть. Это очень важно. В этом заключается разница между «найти смысл» жизни где-то и «сообщить смысл» своей жизни, своим чувствам, своим поступкам. Речь идет не о философских категориях и не о действиях по правилам, а скорее о переживаниях в теле, сердце, душе подростка, о том, что сам он еще плохо знает.
Взрослые, оказывая помощь воспитаннику в построении жизненных планов, не должны забывать о главном. Если жизненный план не является результатом ответственного выбора самого подростка, если жизненный план задан только извне, то главная инстанция взрослеющей личности – индивидуальное «Я» подростка остается без чувственно-телесной связи со своей жизненной перспективой. Такого рода жизненный план переживается подростком как состояние зависимости от ожиданий взрослых. Как известно, зависимость лишает подростка возможности развития чувства внутреннего доверия к себе. Чувство доверия к себе основано на доверии к своему субъективному, в не к чужому объективному, внутреннему миру. (Скрипкина Т.П.) Субъективный мир – продукт творческий и авторский. Если моя «Я-концепция» задана другими людьми, она становится «НеЯ-концепцией» или «Ино-концепцией».
Родители, воспитатели, учителя и психологи обязаны помнить, что «Ино-концепция» чувственно-телесно (организмически) переживается как «Иное» в «Я» (Тхостов А.Ш.) «Ино-концепция» локализуется в душе и теле подростка как «застрявшее», «неизживаемое», внутреннее психофизическое напряжение. Не дай Бог, если такому подростку кто-нибудь предложит попробовать наркотики. Во-первых, он согласится на это легче других по причине слабости своей «Я-концепции». Во-вторых, он испытает на себе «универсальное» средство, помогающее «растворять» в своем теле все то, что там есть «иное», накопленное «Ино-концепцией». В-третьих, он сможет наконец-то почувствовать себя не «тварью дрожащей», а «имеющим право», по крайней мере, на самого себя.
Еще один вопрос подростков, который остается без ответа, но который имеет большое значение для строительства его жизненных планов и в целом «Я-концепции» – это вопрос о смерти, конечности своего существования. Этот вопрос всегда вызывает страх и интерес ко всему «потустороннему», трансцендентному, парапсихологическому. Среди взрослых существует определенное «табу» на разговоры с детьми о смерти. По мнению многих, тема смерти является «щекотливее», чем тема полового воспитания. Учителя пытаются «заслониться» от таких вопросов, апеллируя к Большим Жизненным Целям, важным долгосрочным программам. Родители не знают, как разговаривать с детьми на эту тему. Научно обоснованных психолого-педагогических программ работы с проблемой ограниченности жизни человеческого «Я» найти не представляется возможным. В учебных пособиях по возрастной и педагогической психологии нет никаких упоминаний об отношении человека к факту собственной смерти. В связи с этим проблематика развития личности в психолого-педагогической литературе выглядит сегодня по меньшей мере странно. По умолчанию, создается впечатление, что развитие личности может быть бесконечным… Требуя от подростка задумываться над тем, каким ему быть в будущем, нелепо «вытеснять» из его сознания вариант того, что когда-то его может не быть вообще.
Психологическое неблагополучие молодого поколения в России связано сегодня с отмечаемым специалистами снижением ценностного отношения подростков к собственной жизни. Рост детских и подростковых суицидов, наркотизация и алкоголизация, распространение деструктивных культов, повышение интереса к экстремальным формам проведения досуга, предпочтение виртуальных пространств реальным и т.д. В период взросления сознание молодого человека буквально «бомбардируется» темой смерти. Фильмы, книги, телепередачи, тексты песен, страницы газет перегружены танатоидальной темой (темой смерти). Научное исследование уровня страха смерти в подростковом возрасте, проведенное Т.А.Гавриловой*, подтвердило крайнюю необходимость работы по решению задачи взросления как «осознания подростком противоречия между Жизнью и Смертью».
Попытки решать вопрос взаимосвязи понятий «жизни» и «смерти», «конечности» и «бесконечности» на основе религиозного просвещения без этнокультурной и личностно психологической составляющих легко преобразуется либо в суеверие, либо в примитивный фанатизм, либо в деструктивный культ. Вера от страха, от невежества, от легкомыслия, от ощущения своей исключительности не сильно отличается от психологической зависимости.
Одну из наиболее известных концепций страха смерти сформулировал З.Фрейд*. По его мнению, в человеческом опыте нет и не может быть собственной смерти, потому что когда человек это делает, он все равно сохраняет себя как наблюдателя. З.Фрейд утверждал, что целью всякой жизни является смерть… Человеку присущ инстинкт смерти (Танатос), противоположный инстинкту жизни (Эросу).
Не менее широкое распространение получило мнение о том, что страх смерти является базовой движущей силой активности индивида и общества. В свою очередь И.Ялом**, обобщив свои клинические наблюдения и работы других авторов пришел к заключению, что дети глубоко озабочены смертью, и что озабоченность возникает в гораздо более раннем возрасте чем принято думать. Он утверждал, что переживание детей по поводу смерти воздействует на их развитие гораздо больше, чем переживания по поводу сексуальных проблем.
Говорить прямо на эту тему с подростками, не создавая тревожных переживаний, очень трудно. Уместнее оказываются косвенные методы исследования тревожной темы. Неосознаваемый страх смерти подростков можно изучать при помощи проективных тестов, таких как ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест Роршаха, свободные ассоциации, незаконченные предложения, БОС (биологическая обратная связь).
Психологический анализ страха смерти в процессе групповой работы способствует снижению душевного и физического напряжения у подростков. Наблюдается возрастание ценности и прочности «Я» в динамике приобретения новых переживаний и знаний о себе и окружающем мире. Все это помогает подросткам адекватно и содержательно задумываться о своем будущем.
В период взросления иллюзия бесконечной жизни так же, как и страх смерти, снижает ответственность подростка за свою жизнь, за жизнь окружающих его людей. Это ведет к инфантилизации личности и способствует утрате человеком своей субъектности. Подросток попеременно чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, чрезвычайно старым, все испытавшим. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в подростковом сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением, что время как бы остановилось. Э. Эриксон, исследовавший проблему формирования временной перспективы у подростков, указывает, что чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не принималось осознанно.
Задача отношения со временем, таким образом, сочетает в себе такие задачи как отношение со смертью, одиночеством, будущим, Богом как Абсолютом, направляющим поток жизни.
Цель сессии: осмысление отношения со временем, связи прошлого и будущего, жизни и смерти
Задачи:
· осознание различий в субъективном и объективном переживании времени;
· определение своего места в прошлом, настоящем, будущем;
· различие понятий «один» и «одинокий», «одиночество» и «уединенность»;
· работа с категорией смысла жизни;
Основные понятия:
· время, временное, вечное;
· прошлое, настоящее, будущее;
· одиночество;
· смысл жизни;
· Абсолют, Вселенная;
· жизнь – смерть.
Ход занятия:
Начать можно с упражнения «ТРИ МИНУТЫ». Участникам предлагается, не засекая по часам, и не считая про себя, измерить интервал, равный трем минутам. Обсуждаются особенности восприятия времени.
Затем участникам дается задание представить себя через 10 лет и описать, кто они, чего добились, что знают, что умеют, рассказать о себе в будущем.
- Я через 10 лет что-то не могу себя представить. Я ведь живу сейчас. От меня мало что зависит. Вдруг вот кирпич на меня упадет, или хуже того – машина собьет, или еще что-нибудь. Вон, люди в Америке жили, работали, как обычно, а тут раз – Боинг по зданию и все. И планируй – не планируй, а ничего не выйдет через 10 лет…
- Я вот не знаю, как развести то, что я хочу иметь через 10 лет и то, что со мной будет. Я бы хотела семью, детей, хорошо оплачиваемую работу, быть красивой, стройной, умной, а вот будет так или нет – это вопрос. Потому что я знаю, как трудно всего этого добиться. Я просто не уверена в том, что у меня выйдет это все. Навряд ли получится в нашей стране быть счастливой…
· Я вижу себя через 10 лет преуспевающей бизнесменшей, такой независимой, красивой, умной, дорого одетой… У меня есть работа, есть связи, то, что мне позволяет быть счастливой. Вот, наверное, так...
· Я сейчас пыталась себя через 10 лет представить, так у меня не очень получилось. Как-то не хочется себя через 10 лет видеть. Трудно представить. Я вообще планировать не люблю.
Каждое высказывание проясняется в диалоге, отражая внутренние конфликты, связанные с будущим, временем и одиночеством. Можно уловить основные причины, по которым участники «отказываются» «видеть» себя через 10 лет:
· если не планируешь – не надо ничего делать
· если не планируешь – не ошибаешься, потому что все идет, как идет
· если не планируешь – не надо отвечать за то, исполнил ты это или нет
Таким образом, мы выходим на проблемы боязни ошибок, ответственности, активности. На осознание этих категорий и должна быть направлена работа в течение сессии.
Работа проводится в два этапа, в две сессии. Одна посвящена задаче построения отношений со временем, другая – осознанию оппозиции Жизнь-Смерть.
Методика «ЖИЗНЬ- Не-ЖИЗНЬ».
Ход работы: участникам группы раздаются два небольших листка бумаги. На одном из них они пишут слово «жизнь», на другой – «не-жизнь». Затем все участники группы раздают свои листочки другим участникам группы. После этого происходит подсчет «жизней» и «не-жизней» у каждого из членов группы.
Инструкция: «Сейчас на одном из листов бумаги напишите свою «жизнь», на другом – «не-жизнь». А теперь отдайте свою «жизнь» и свою «не-жизнь» тем, кому, на ваш взгляд, свойственно проявлять по отношению к себе и окружающим больше «жизни» или больше «не-жизни».
Далее следует анализ и обсуждение произошедшего. В случае легкомысленного, бездумного выполнения задания подросток оказывается перед необходимостью нести ответственность за свою неосмотрительность. Обсуждение, как правило, усиливает эмоциональное напряжение, вызывает растерянность, стремление оправдаться, осмыслить свое поведение и тревогу по поводу понятий «жизнь» и «не-жизнь». Слово «смерть» на начальном этапе лучше не использовать. В процессе заключительного анализа необходимо обратить внимание на эмоциональные реакции участников, возникшее при выполнение упражнения.
Еще один вариант ведения этой сессии – упражнение «ПОТЕРЯ».
Ход работы: участникам раздается 5 одинаковых листочков и ручки.
Инструкция: «Каждый из нас, конечно, чем-то дорожит, что-то любит, что-то ценит. Наверное, полнота жизни, счастье, удовлетворение жизнью в этом и переживается. Все начинается с малого. Например, иногда, чтобы как-то поднять настроение, нам достаточно, например, съест свое любимое блюдо. Ну, например, мороженое, конфетку, шоколадку. Может, кому- то хочется жареной картошки или пельменей. Напишите сейчас на 1 листочке ваше любимое блюдо. … Наверное, для того, чтобы жизнь ощущалась полной, нужно любимое дело, с помощью которого можно реализовать свои замыслы, идеи, возможности. На втором листочке напишите свое самое любимое дело… Может быть, наша жизнь имеет смысл, когда у нас есть к чему стремиться, есть цель, есть мечта. Напишите на третьем листочке свою мечту… Очевидно, что все это оценить мы можем только во взаимоотношениях, только через близких людей. Напишите на четвертом листочке имя самого близкого вам человека. … А теперь, на последнем, на пятом листочке, напишите два слова: МОЯ ЖИЗНЬ … Вот. Ваши ценности. В принципе, это то, что во многом составляет вашу жизнь. Это то, что дает вам ощущение жизни. Однако, наверное, наступают такие времена, когда мы начинаем отказываться от жизни. Сначала отказываем себе в малом. Отдайте мне сейчас листок с тем, что менее всего ценно для вас… На этом остановка не происходит. Поняв, что без этого можно жить, отказываемся еще от чего-то, что было важным, нужным, ценным. Например, человек, находится в депрессии, отказывается от еды, от работы, от любимых дел. Это не помогает ему выйти из депрессивного состояния. Оказывается, отказаться от чего-либо намного проще, безопаснее, чем что-то приобрести, начать жизнь заново. Разрушать всегда проще, чем строить. Отдайте мне сейчас второй листок, на котором написано то, что для вас из оставшегося менее ценно. … Теперь для того, чтобы чего-то добиться нужно больше усилий. И все меньше усилий нужно для того, чтобы что-то потерять. Терять легко, хотя немного жалко. Отдайте мне третий листочек. На нем написано то, что менее ценно для вас. … Знаете, наркоманы не замечают, когда теряют что-то. Им не надо замечать. Так часто поступают люди, которые увлечены только собой, только своими проблемами. Они не видят ничего, кроме того, что хотят видеть. И порой этого бывает недостаточно, чтобы жить. Отдайте мне четвертый лист. … Пятый – я заберу, спрашивая у вас разрешения…»
Работа с этим упражнением может вестись до конца, однако, многие участники после третьей или четвертой «потери» отказываются отдавать «ценности». Работу нужно вести с переживаниями, мыслями, действиями, которые появляются в процессе выполнения или обсуждения упражнения. Последние два листа могут выполнить диагностическую функцию. Обычно отдают в таком порядке: блюдо, занятие, мечта, близкие, жизнь, т.е. в том порядке, в котором это было написано. Однако если четвертой по порядку отдается жизнь и последним остается значимый человек, то это позволяет говорить о предпосылках к зависимому или созависимому поведению, стремлении «жить ради других», «спасать других», поскольку «жизнь без других не имеет смысла». Важно сделать акцент на ценности самой жизни, в которой возможны активность, усилия и движение.
Завершить эту сессию можно с помощью упражнения «ЭПИТАФИЯ».
Прежде чем начать какие-либо действия, проводится продолжительное обсуждение того, ради чего живут люди, ради чего стоит жить на белом свете, чего удалось достигнуть в свои 14-17 лет.
Инструкция: «Возьмите листок бумаги и попробуйте представить, что вас уже нет в живых не земле. У вас сейчас есть возможность написать себе эпитафию или надгробную надпись. У вас есть возможность написать так, чтобы было понятно, что из себя представляет ваша жизнь, почему вы прожили ее не зря».
Обычно после получения инструкции проходит 3-5 минут, прежде чем участники группы начинают выполнять задание. Скорее всего, это проявление психологической защиты. В 14-17 лет молодые люди чаще, чем может показаться окружающим, задумываются о смысле жизни и смысли смерти. Размышления о смерти вызывают тревогу и неопределенность. Понимание смерти невозможно, понимание жизни несоизмеримо ни с чем, кроме смерти.
Примеры эпитафий, написанных участниками 14-18 лет.
· Здесь покоится человек, всю жизнь подбиравший чужую надежду.
· Прожил человек, оставил много мелких бед.
· Во всем хотелось мне дойти до сути.
· Жизнь лучше, чем я думал раньше…
· Не сожалею ни о чем, кроме вранья себе.
· Старался жить, боялся умереть.
· Дружите с этим миром, другого может не быть.
· Раньше и мне покой лишь только снился.
· Смеялся сквозь слезы, плакал с улыбкой. Хотел быть умнее всех.
· Из жизни ты ушла в мгновенье, а боль осталась навсегда.
· Живи и помни: жизнь прекрасна тогда, когда тебе дана.
· Покойся с миром и надеждой на встречу.
· Закончилась зебра жизни. Тени освещают путь.
· Всё… Это всё? А как же Я?
· Хотела жить - и жила для мамы с папой.
· А жизнь короткая такая, что очень хочется гулять.
· Жила, работала, училась. Скончалась рано - так случилось. Но почему?
· Пропустите меня вперед! Я хочу поменять билет!
· Отомстите за меня! Всем, кого любил и ненавидел.
· Это не я! Я – с ВАМИ! Это не Я!
· Я буду жить, и даже ТАМ! И снова здесь. И снова сам!
· Я люблю тебя, жизнь, ну а ты меня - очень не очень.
После упражнения обсуждаются мысли, чувства, а также тексты эпитафий. Это то, что каждый из участников считает своим самым большим достижением. Работа ведется не только с текстом эпитафии, который отражает представления человека о себе, но и с процессом его написания и публичного представления.
В конце сессии важно отметить для участников, что «Жизнь и смерть – это не только характеристика деятельности или бездеятельности организма. Жизнь каждого – это его тайна, его путь, его приключение, его страдание и осознание, его Вера, Надежда, Любовь. Жизнь не равна самой себе на величину сообщаемого ей смысла. Жизнь есть там, где есть осмысленный выбор. Выбор – как быть? Кем быть? С кем быть? Выбор попутчиков и проводников. Выбор мечты, дела, личной позиции. Личный выбор своего отношения к себе в предельных координатах жизни и смерти. Жизнь – эволюция авторских замыслов. Искушение возможностями. Субъектная представленность и продолженность в неопределенности. Доверие к себе и к миру. Взаимодействие. Онтосинтез рационального в иррациональном, лучшего в бесконечном, ответственного в спонтанном, сущего в личном. Жизнь – усилие во времени (М.Мамардашвили), радость от радости печаль от печали, устремление понять себя.
После обсуждения предлагается пятиминутная тишина. Затем релаксационная транс-медитация «Пространство. Время. Бесконечность».
Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 784 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 |
|