О природной очаговости
| Евгений Никанорович Павловский (1884-1965) – зоолог-паразитолог, создатель учения о природной очаговости болезней, основатель научной школы. В 1909 году он блестяще окончил Военно-Медицинскую академию, где был оставлен для усовершенствования. В 1913 году он защитил докторскую, а 1917 году – диссертацию на степень магистра зоологии и сравнительной анатомии. Им опубликовано около 1500 научных работ по различным проблемам биологии и медицины, в том числе свыше 20 учебников, учебных пособий и монографий. В 1946-1948 гг. Е.Н. Павловским было опубликовано 2-х томное «Руководство по паразитологии человека».
Е.Н. Павловский (1884 – 1965)
Под руководством Е.Н. Павловского и во многих случаях при его участии проведено свыше 160 научных экспедиций по изучению паразитарных и трансмиссивных болезней, а также ядовитых животных на территории многих стран.
В годы гражданской войны важную роль в организации борьбы с паразитарными тифами сыграли исследования Е.Н Павловского по морфологии и биологии вшей. Им были написаны инструкции для населения по сыпному и возвратному тифу. Хорошо понимая важность проводимой работы, он писал: «Хоботки комаров, вшей и блох убили больше людей, чем их погибло во всех сражениях, имевших когда-либо место».
В 1924 году Е.Н. Павловский совместно с А.А. Штакельбергером организовал при Зоологическом институте АН СССР комиссию по изучению малярийных комаров.
Под руководством Е.Н. Павловского в 1937-1940 гг. были проведены комплексные экспедиции по изучению клещевого энцефалита на Дальнем Востоке. Эти экспедиции позволили установить роль иксодовых клещей и позвоночных животных в циркуляции клещевого энцефалита.
В 1937 году Е.Н. Павловским было введено понятие паразитоценоза.
Паразитоценоз – это исторически сложившийся комплекс паразитов и других симбионтов, обитающих в организме человека, животных и растений. Е.Н. Павловский отмечал, что паразиты используют организм хозяина не только как источник питания, но и как место своего постоянного или временного обитания. Взаимоотношения между сочленами паразитоценоза зависят от физиологических и биохимических особенностей организма хозяина и от влияния факторов окружающей среды.
Паразитоценоз является составной частью единой паразитарной системы. Паразитарная система может быть простой, когда существование паразита обеспечивает одна видовая популяция хозяев, и сложной, если в ней участвуют несколько видовых популяций: несколько видов членистоногих - переносчиков паразита или несколько видов позвоночных животных-хозяев.
Внешняя среда паразита, как показали Е.Н. Павловский и В.А. Догель, имеет двойственный характер. Различают среду первого порядка – окружающие паразита органы и ткани хозяина, и среду второго порядка, окружающую хозяина. Взаимоотношения паразита со средой второго порядка регулируются через хозяина.
За сравнительно короткий срок обширная территория СССР стала одной из наиболее полно изученных в паразитологическом отношении. Обработка сборов паразитических животных и переносчиков завершилась созданием ряда оригинальных сводок, монографий и определителей по фауне отдельных групп паразитов, кровососов, переносчиков.
Результаты исследований проведенных в экспедициях, послужили основой для создания учения о природной очаговости инфекционных и паразитарных заболеваний.
В 1938 г. Е.Н. Павловский на общем собрании АН СССР в докладе «О природной очаговости инфекционных и паразитарных болезней» изложил концепцию учения о природной очаговости.
В 1958 г. отмечалось 100-летие со дня рождения Чарльза Дарвина.
Академику Павловскому Линнеевское общество присудило серебряную медаль Дарвина-Уоллеса.
Сущность теории природной очаговости можно изложить кратко: возбудители ряда болезней, как любые другие биологические виды возникли и существуют в природе независимо от человека, циркулируют среди диких животных и, следовательно, являются сочленами естественных биогеоценозов, или естественных экосистем.
Создание теории началось с изучения клещевого энцефалита.
В 1937 г. в связи с участившимися на Дальнем Востоке тяжелыми заболеваниями лесорубов, причины которых оставались неясными, в Хабаровский край была направлена экспедиция под руководством Зильбера Л.А. В итоге был открыт неизвестный ранее вирус и высказано предположение, что переносчиком является таежный клещ.
В два последующие года под руководством Павловского удалось собрать факты, позволяющие представить схему циркуляции вируса в природе и условия заболевания людей.
Начали накапливаться данные о естественной связи жизненных циклов возбудителей болезней с членистоногими и позвоночными животными, а также о причастности диких позвоночных животных и в особенности грызунов, к эпидемическим вспышкам некоторых болезней.
К раскрытию феномена природной очаговости ближе всех подошел выдающийся исследователь Д.К. Заболотный, изучавший вспышки чумы в степях Забайкалья. Он пришел к выводу, что «в виде эпизоотий чумная зараза сохраняется в эпидемических очагах многие годы на диких грызунах, которые служат благодаря своей восприимчивости и легкой заражаемости хранителями чумы в природе».
Обобщение, имеющее общебиологическое значение и приложимое не только к чуме, но и к возбудителям многих других болезней, сделал академик Е.Н. Павловский.
По определению Павловского, природная очаговость – «это явление, когда возбудитель, специфический его переносчик и животные - резервуары возбудителя в течение смены своих поколений неограниченно долгое время существуют в природных условиях вне зависимости от человека как по ходу своей уже прошедшей эволюции, так и в настоящий ее период».
Таким образом, возбудители большой группы заболеваний человека – вирусы, риккетсии, боррелии, простейшие, гельминты – могут существовать в природе только в постоянной сложной взаимосвязи с биотическими и абиотическими факторами, т.е. закономерными сочленами естественных биогеоценозов.
Для поддержания природных очагов большое значение имеют трофические (пищевые) связи.
Членистоногие получают возбудителя при кровососании от зараженного животного–донора и передают его, также при кровососании, незараженному животному-реципиенту.
Как подчеркивал В.Н. Беклемишев, «настоящие биоценотические связи – это связи между видовыми популяциями, а не связи между особями».
Понятие «паразитарная система» нельзя путать с понятием системы «паразит-хозяин».
Составными элементами паразитарной системы являются популяции, а системы паразит-хозяин – одна особь хозяина и группа особей паразита.
По В.Н. Беклемишеву, «очаг инфекции есть популяция возбудителя вместе с поддерживающими ее существование популяциями хозяев и переносчиковпаг инфекции есть популяция возбудителя вместе с поддерживающими ее существованиена ическими факторами, т.е. колений неограниче». Следовательно, наличие отдельной популяции возбудителя – это необходимое и достаточное условие для осуществления циркуляции инфекции неопределенно долгий срок без заноса извне, т.е. для существования природного очага.
Таким образом, отдельный очаг инфекции – это участок земной поверхности, занятый популяцией возбудителя.
Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 1335 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|