Сущность природной очаговости. Возникновение очагов
Природная очаговость - это особенность некоторых заразных болезней человека, состоящая в том, что они имеют в природе эволюционно возникшие очаги, существование которых обеспечивается последовательным переходом возбудителя болезни от одного животного к другому. При трансмиссивных заболеваниях возбудители передаются кровососущими членистоногими.
Малярия Чума Сибирская Брюшной тиф
Вшивый возврат- Туляремия язва Дизентерия
ный и сыпной Клещевой Бруцеллёз Холера
тифы энцефалит Мелиоидоз Полиомиелит
Лихорадка Ку Амёбиаз
Японский энце- Лямблиоз
фалит Аскаридоз
Жёлтая лихо- Трихоцефалёз
радка
Клещевой возврат-
ный и сыпной
тифы и др.
Рис. 1. Классификация трансмиссивных болезней
Все трансмиссивные заболевания можно разделить на две группы:
облигатно-трансмиссивные и факультативно-трансмиссивные (рис. 1.).
Носители и переносчики возбудителей природно-очаговых болезней могут при подходящих условиях перемещаться в новые места обитания, что существенно изменяет эпидемиологию соответствующей болезни. В результате этого переносчики могут переместиться в жилье или оказаться в непосредственном окружении человека. При этом очаги многих инфекций могут существовать и поддерживаться с помощью синантропных животных (syn - вместе - греч.). Жизненные циклы этих животных приспособлены к условиям, созданным или видоизмененным деятельностью человека.
Полные синантропные организмы - гельминты, клещи, блохи, комары - если они обитают в жилище человека. Частичные синантропные организмы на территории населенных пунктов вне жилищ. Там они находят убежище, благоприятный микроклимат и пищу. Ласточки, стрижи используют постройки как убежища. Суслики, хомяки, некоторые степные насекомые приспособились к жизни на полях, лугах, в парках. Облигатные синантропные организмы (домовая мышь, крысы, голуби, клопы, тараканы) тесно связаны с человеком и за пределами его поселений не встречаются. Факультативные синантропные организмы (обыкновенная полевка, мелкие хищники, некоторые воробьиные, куриные) слабее связаны с человеком, избегают населенных пунктов, живут на посевах, в посадках. Их приспособление к измененным человеком условиям способствует увеличению их численности за счет оттесненных "диких" видов.
Развитие морского, наземного и воздушного транспорта сопровождается переброской синантропных организмов на огромные расстояния.
Синатропные животные расширяют свой ареал, продвигаясь вместе с человеком. Так, домовый воробей распространился на север Якутии в зону лесотундры и даже тундры, не свойственной для него.
Границы группы синантропных животных условны. Одни исследователи включают в нее паразитов человека, другие считают термин "синантропные животные" синонимом термина "сожители человека".
Ряд видов синантропных животных имеет медицинское значение. В частности, мухи могут служить механическими переносчиками возбудителей гельминтозов, дизентерии, полиомиелита. С синантропными грызунами и птицами связано заражение людей орнитозом, лимфоцитарным хориоменингитом, везикулярным или оспоподобным риккетсиозом, крысиной или пятнистой лихорадкой и др. Для многих инфекций синантропные животные становятся эстафетным звеном, обеспечивающим передачу инфекций из природного очага в жилище, например, "домовые" вспышки туляремии, случаи кожного лейшманиоза у домовых мышей и т.д.
Термин "зоонозы" создает общую основу для медицинской и ветеринарной профессии с точки зрения эпидемиологии болезней, которыми человек заражается как от домашних, так и от диких животных.
Для болезней, передаваемых от животных к человеку, предложили термин "зооантропоноз", а для болезней, передаваемых от человека к позвоночным животным - "антропозооноз". Однако эти термины чаще употребляются как равнозначные для определения болезней, общих животным и человеку.
Ряд исследователей предлагает зоонозы делить на две группы: 1) зоонозы домашних и синантропных животных и 2) зоонозы ксенантропных животных или природно-очаговые зоонозы.
Нахождение возбудителей болезни в организме позвоночных животных в одних случаях приводит к заболеванию, в других животные остаются бессимптомными носителями. Возбудитель проходит в них часть своего жизненного цикла: размножается, доходит до инвазирующего состояния и занимает позицию выхода.
В организме беспозвоночного (переносчика), не обладающего постоянной температурой тела, этот процесс зависит от окружающей среды.
Природные очаги существуют благодаря непрерывно происходящей передаче возбудителя болезни из организма одного животного в организм другого. Такие очаги могут веками оставаться неизвестными человеку.
При зоонозах основными источниками инфекции являются животные. Заражение от человека передается редко. Парадоксальная "незаразность" больного человека (за редким исключением, например, чума) объясняется отсутствием у людей механизмов передачи, эволюционно сложившихся у животных, а также ограниченной восприимчивостью людей ко многим болезням этой группы. Практически не опасен для окружающих больной бубонной чумой при отсутствии блох и легочных осложнений.
Отношение человека к синантропным животным выражается в активном привлечении полезных видов (насекомоядные птицы, ящерицы и др.) и непрерывной борьбе с вредными (крысы, мыши, клопы, тараканы и др.). Разрабатываются меры борьбы с ними (дезинсекция, дератизация), ведутся поиски способов предотвращения проникновения в постройки и обитания в них вредных синантропных животных.
Природный очаг болезни – это участок территории определенного географического ландшафта, на котором эволюционно сложились определенные межвидовые взаимоотношения между возбудителями болезни, животными-донорами и реципиентами возбудителя, а при трансмиссивных болезнях – и его переносчиками, при наличии факторов окружающей среды, благоприятствующих циркуляции возбудителя.
Возбудитель болезни в организме специфического переносчика проделывает определенную часть своего жизненного цикла: размножается, доходит до инфицирующего (инвазионного) состояния и занимает позицию выхода из переносчика. Этот процесс протекает в организме беспозвоночного животного (переносчика), не обладающего постоянной температурой тела и зависит от температуры и ее колебания в окружающей среде. Возбудитель циркулирует в организме переносчика, иногда проникает в яйцеклетки. Из зараженных яиц, отложенных самкой, выходят зараженные дочерние особи, которые при первом же сосании крови восприимчивых животных передают им возбудителя болезни. То же может быть и в последующей генерации.
Самые ранние работы Е.Н. Павловского отражают результаты исследований переносчиков, а затем и позвоночных животных-резервуаров возбудителя клещевого возвратного тифа (так называемого среднеазиатского боррелиоза). В ходе этих исследований была доказана роль аргазовых клещей рода Ornithodorus. Они осуществляют горизонтальную передачу возбудителя – от клеща к человеку или животному и обратно. Помимо этого возможна вертикальная передача в цепи поколений переносчика с помощью механизмов трансовариальной и трансфазовой передач.
Природные очаги существуют благодаря непрерывно происходящей передаче возбудителя болезни из организма одного животного в организм другого. Такие очаги могут оставаться неизвестными человеку, пока он не попадет на их территорию. Но и тогда заболевание возможно: 1) при наличии голодных зараженных переносчиков; 2) при отсутствии у людей иммунитета к данной болезни; 3) если переносчик введет в организм человека дозу возбудителя, достаточную для развития болезни и 4) если возбудитель находится в вирулентном состоянии. При малых дозах в организме человека вырабатываются антитела, и человек становится невосприимчивым к действию новых доз возбудителя.
Иксодовые клещи – переносчики клещевого энцефалита не могут жить и размножаться близко к человеку и тем более пребывать в его жилище. Вместе с тем, носители и переносчики возбудителей природно-очаговых болезней способны передвигаться в новые места обитания, в результате чего могут оказаться в жилье человека или в непосредственной близости от него, формируя антропургический или синантропный очаги.
Представления о природной очаговости болезней возникли на стыке экологии, паразитологии, эпидемиологии, ландшафтной географии и синтезировали положения этих наук.
Сущность теории природной очаговости заключается в том, что возбудители ряда болезней, как любые другие биологические виды, возникли и существуют в природе независимо от человека, циркулируют среди диких животных и, следовательно, являются сочленами естественных биогеоценозов.
В 1958 году Линнеевское общество присудило именную серебряную медаль Дарвина-Уоллеса академику Е.Н. Павловскому – автору учения о природной очаговости болезней в связи с биоценозами. Работы Павловского проводились на Дальнем Востоке. В 1937 году в Хабаровский край была направлена экспедиция под руководством Л.А. Зильбера в связи с участившимися тяжелыми заболеваниями лесорубов. Причины заболевания были неясными. Экспедиция Л.А. Зильбера открыла неизвестный ранее вирус и предположительного переносчика – таежного клеща. Следующие два года исследования возглавлял Е.Н. Павловский.
По определению Павловского, природная очаговость – «это явление, когда возбудитель, специфический его переносчик и животные –резервуары возбудителя в течение смены своих поколений неограниченно долгое время существуют в природных условиях вне зависимости от человека – как по ходу своей уже прошедшей эволюции, так и в настоящий ее период».
Для поддержания природных очагов наиболее важное значение имеют трофические (пищевые) связи. Членистоногие получают возбудителя при кровососании от зараженного животного-донора и передают его также при кровососании незараженному животному-реципиенту.
В природном очаге осуществляется непрерывное взаимодействие между определенной совокупностью особей возбудителя со многими совокупностями особей остальных видов и с внешней средой. Таким образом, понятие «паразитарная система» нельзя путать с понятием системы «паразит-хозяин». Составными элементами паразитарной системы являются популяции, а системы «паразит-хозяин» - одна особь хозяина и группа особей паразита.
По определению Павловского «природным очагом является район территории определенного ландшафта, на котором эволюционно сложились определенные межвидовые взаимоотношения между возбудителями болезни, животными донорами и реципиентами возбудителя и его переносчиками при наличии факторов внешней среды, благоприятствующих или не препятствующих циркуляции возбудителя».
Как указывалось ранее, по В.Н. Беклемишеву, «очаг инфекции есть популяция возбудителя вместе с поддерживающим ее существование популяциями хозяев и переносчиков».
И все же природный очаг – это территория, занятая популяцией возбудителя, или популяция возбудителя, занимающая определенную территорию? Видимо, и то и другое в равной мере справедливо.
Таким образом, если быть кратким, отдельный очаг инфекции – это участок земной поверхности, занятый популяцией возбудителя.
Е.Н. Павловский подчеркивал, что его учение ставит эпидемиологию на твердую новую базу, как дисциплину в основе своей экологическую.
В.Н. Беклемишев назвал эпидемический процесс «процессом взаимодействия между человеческим коллективом и популяцией возбудителя».
Человек в природном очаге не только не имеет никакого значения для возбудителя как хозяин, но и в большинстве случаев является биологическим тупиком. Передача возбудителя от человека к человеку обычно невозможна, т.к. вне природной обстановки отсутствуют факторы, обеспечивающие механизм передачи.
Правда, некоторые инфекции и инвазии (чума, японский энцефалит) при определенных условиях передаются от человека к человеку, но цепочка заражений постепенно прекращается.
Природные очаги существуют длительное время, иногда веками. Как только люди по тем или иным причинам (производственные, бытовые, туризм и т.д.) начинают соприкасаться с природным очагом, последний может приобретать эпидемическое значение.
Люди бывают в природе круглогодично, но природным очагам свойственна сезонность эпидемического проявления.
Имеются возбудители, четко связанные с умеренно-лесной зоной (клещевой энцефалит, болезнь Лайма), с тропическими лесами (желтая лихорадка) и т.д. Число природно-очаговых инфекций из года в год увеличивается. Крупные эпидемии неизвестных ранее тяжелых лихорадочных природно-очаговых заболеваний имеют место в Африке и Южной Америке (лихорадка О’Ньонг-Ньонг и Ласа, аргентинская и боливийская геморрагические лихорадки)
В северном полушарии широко распространилась болезнь Лайма.
Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 1743 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|