АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Классификация рахита

Прочитайте:
  1. B. Классификация коматозных состояний
  2. G. Клиническая классификация ПЭ
  3. I. Определение, классификация, этиология и
  4. II. Классификация электротравм.
  5. IV. Классификация паразитов.
  6. Plathelmintes. Тип Плоские черви. Классификация. Характерные черты организации. Медицинское значение.
  7. PTNM Патогистологическая классификация.
  8. Аборты, этиология и классификация. Мумификация, мацерация, путрификация плода. Профилактика абортов.
  9. Алиментарные заболевания, их классификация, профилактика.
  10. АНАТОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Степень тяжести Фаза заболевания Период Течение Характер нарушения минерального обмена
Лёгкая (I) Средняя (II) Тяжёлая (III) Активная   Неактивная Начальный Разгара Реконвалесценции   Остаточных явлений Острое Подострое Рецидивирующее Кальципенический рахит Фосфопенический рахит Рахит без выраженных нарушений содержания кальция и фосфора

Пример диагноза: рахит II степени тяжести, период разгара, острое течение.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз рахита проводят, прежде всего, с различными вариантами так называемых рахитоподобных заболеваний.

Синдром Дебре—де Тони—Фанкони (глюкозо-фосфат-аминовый диабет). В типичной форме проявляется как рахитоподобные деформации скелета в сочетании с симптомами недостаточности проксимальных канальцев (глюкозурия, аминоацидурия, фосфатурия, бикарбонатурия). Наследуется заболевание по аутосомно-доминантному типу с различной степенью экспрессивности (некоторые авторы считают, что наследование имеет аутосомно-рецессивный характер). Описаны «неполные формы» синдрома Дебре—де Тони—Фанкони: сочетание рахитоподобных остеопатий с аминофосфатурией или фосфатглюкозурией, глюкозоаминоацидурией. При гистологическом исследовании почек находят уплощение эпителия проксимальных извитых канальцев, тонкий проксимальный сегмент, получивший название «лебединой шеи», атрофию, склероз клубочков, интерстициальный фиброз. Согласно гипотезе де Тони, в основе патогенеза заболевания лежит ферментативный дефект в цикле Кребса и, следовательно, энергетическая недостаточность канальцев эпителия.

Первыми признаками заболевания, возникающими у большинства детей во втором полугодии или на 2-м году жизни, являются слабость, вялость, потеря аппетита, нередко рвота, субфебрилитет, гипотрофия, задержка роста и умственного развития, мышечная и артериальная гипотония, гипорефлексия, жажда, полиурия, запоры, симптомы дегидратации, частые инфекционые заболевания. Позднее обнаруживаются костные изменения: остеопороз, искривления трубчатых костей (вальгусная деформация нижних конечностей), частые переломы костей, кифоз, далее — хроническая почечная недостаточность.

В крови обнаруживают гипофосфатемию, гипокалиемию, ацидоз; повышаются активность щелочной фосфатазы. В моче — гипераминоацидурия, (аланин, аргинин и др.), фосфатурия, глюкозурия, натрийурия, калийурия.

Клинико-лабораторный симптомокомплекс синдрома Дебре—де Тони—Фанкони может быть проявлением как идиопатической формы синдрома, так и вторичным при целом ряде других врожденных метаболических нарушений: цистиноз, непереносимость фруктозы, галактоземия, тирозинемия, гликогеноз, синдром Лоу (окулоцереброренальный синдром), болезнь Вильсона. Кроме того, возможны и приобретенные формы синдрома — отравления тетрациклином с истекшим сроком хранения, свинцом, ртутью, кадмием. Исходя из этого ясно, что внутри самого синдрома Фанкони необходим дифференциальный диагноз самых разных болезней.

Лечение состоит в назначении больших доз витамина Д (25 000-100 000 МЕ в сутки или кальцитриола 0,5-1,5мкг/сутки), коррекции ацидоза (назначение гидрокарбоната натрия или цитратов) и недостатка калия, диеты с высоким содержанием белка (ограничивают серосо-держащие аминокислоты), а также кальция и фосфора, анаболических стероидов.

Прогноз неблагоприятен. Большинство больных, если не сделана трансплантация почки, умирают от ХПН в возрасте до 15 лет.

Витамин Д-зависимый рахит I типа — аутосомно-рецессивное заболевание (ген локализован на 12 хромосоме), в основе которого лежит дефект 25-гидроксивитамин Д-1-а-гидроксилазы в почках, а отсюда и превращения 25(ОН)Д3 в 1,25(ОН)2Д3. Синонимами заболевания являются псевдовитаминД-дефицитный, гипокальциемический витаминД-резистентный рахит. Наиболее постоянным лабораторным признаком болезни является стойкая и выраженная гипокальциемия. Наряду с ней, в крови обнаруживают высокие уровни паратгормона, повышение активности щелочной фосфатазы и гиперхлоремический ацидоз, гипоцитриемию, при нормальных или несколько сниженных концентрациях фосфора в сыворотке крови. В моче выявляют сниженное выделение кальция, но повышенное — аминокислот, цАМФ. Клиническая картина напоминает обычный витаминД-дефицитный рахит, но в сочетании с выраженными симптомами гипокальциемии. Проявления болезни обычно относятся к первым месяцам жизни — повышенная возбудимость, тремор, раздражительность, судороги. Дети обычно апатичны, лежат на спине из-за мышечной слабости и боли в костях, что и приводит к тому, что выраженных костных деформаций у них нет. В дальнейшем они могут быть такими же, как и при классическом рахите — «рахитический череп», «четки», «браслетки», варусная деформация костей конечностей, «рахитические» деформации грудной клетки, гипоплазия зубной эмали, а также классические признаки рахита на рентгенограмме костей. Много псевдопереломов Лозера—Милкмена. Характерна гипоплазия зубной эмали постоянных зубов. Уровень в плазме крови 25 (ОН)Д3— нормальный, 1,25 (ОН)2Д3 — очень низкий, неопределяемый. При своевременно начатом лечении — прогноз хороший, дети нормально растут, а девочки, вырастая, рожают здоровых детей.

ВитаминД-зависимый рахит II типа также аутосомно-рецессивное заболевание и клинически ничем не отличается от вышеописанного I типа, но у большинства больных имеется тотальная алопеция и резко замедлен рост тела. В отличие от витаминД-зависимого рахита I типа, уровень 1,25(ОН)2Д3 в крови нормален и при лечении большими дозами витамина Д3 (1-З мг/сутки), несмотря на повышение уровня 1,25(ОН)2Д3 в крови до величин, в 2-3 раза превышающих нормальные, гипокальциемия и гипофосфатемия сохраняются. Рентгенологически наиболее типичен остеопороз.

Сцепленная с Х-хромосомой гипофосфатемия (фосфат-диабет) наследуется по доминантному типу (ген картирован на коротком плече Х-хромосомы). У родителей больных детей иногда отмечают небольшой рост, умеренно выраженные деформации костей, иногда — лишь гипофосфатемию натощак. Суть биохимического дефекта не ясна, но он касается нарушения реабсорбции фосфатов в почечных канальцах и, вероятно, в некотором снижении активности превращения 25(ОН)Д3 в 1,25(ОН)2Д3, ибо у больных, несмотря на выраженные фосфатурию и гипофосфатемию (обычно ниже 0,65 ммоль/л), уровень 1,25(ОН)2Д3 не повышается. Клинически заболевание проявляется 0-образными деформациями ног, когда ребенок начинает ходить, хотя гипофосфатемию можно выявить при случайном обследовании с первого месяца жизни. Рост детей снижен. Признаков гипокальциемии, гиперплазии остеоидной ткани, миопатии обычно нет. Уровень кальция в крови нормальный или слегка снижен (2,25-2,37 ммоль/л). В дальнейшем дети низкорослы, приземисты, могут иметь довольно большую мышечную силу. У девочек костные деформации обычно менее грубы. Нередко отмечают сагиттальный краниосиностоз, деформации пульпы зубов и поражение, называемое интраглобулярный дентин, расширение пространств пульпы. Гипоплазии зубной эмали обычно нет. Никогда не выявляют и глюкозурию, калиурию, аминоацидурию. Уровень паратгормона в крови, как правило — норма, щелочной фосфатазы — умеренно повышен.

Аутосомно-доминантное гипофосфатемическое поражение костей также клинически и лабораторно мало отличается от сцепленной с X-хромосомой гипофосфатемии, но деформации менее тяжелые, телосложение обычно стеническое и выраженной низкорослости нет, рахитические изменения в эпифизарных зонах минимальны или отсутствуют, доминируют же явления остеомаляции, а реабсорбция фосфатов в почках улучшается под влиянием паратгормона.

Аутосомно-рецессивно египофосфатемическое поражение костей с гиперкальциурией клинически напоминает другие варианты гипофосфатемического поражения костей, но присутствуют мышечная слабость и остеопенические изменения на рентгенограммах, хотя гиперпаратиреоидизма нет, уровень циркулирующего 1,25(ОН)2Д3—высокий.

Почечный тубулярный ацидоз тоже может осложняться рахитическими изменениями костей. Различают почечный канальцевый ацидоз I типа (ПКА I типа, дистальный ПКА, синдром Баттлера— Олбрайта) и почечный канальцевый ацидоз II типа (ПКА II типа, проксимальный ПКА, синдром Лайтвуда). ПКА I типа наследуется по аутосомному доминантному типу и суть дефекта сводится к нарушению ацидогенетической функции почечных канальцев, при котором рН мочи не бывает ниже 6,8 и имеется пониженная экскреция ионов водорода и аммония, а реабсорбция бикарбонатов — нормальна. Обычно заболевание выявляется в раннем возрасте - на 2-3-м году жизни: отставание в росте, кризы обезвоживания и нолиурии, рахитоподобные изменения в костях (Х-образные искривления ног) и их переломы, нефрокальциноз и мочекаменная болезнь с сопутствующими пиелонефритом и интерстициальным нефритом, щелочная реакция мочи и постоянный дефицит оснований в крови, гипофосфатемия, повышенное выделение с мочой калия и кальция, фосфора. Гипокалиемия может стать причиной мышечной гипотонии и гипорефлексии вплоть до развития паралича. Ацидоз в крови гиперхлореми-ческий. Уровни 25(ОН)Д3 и 1,25(ОН)2Д3 в крови нормальные. Дефекты минерализации кости связаны с гиперпаратиреозом, нарушением растворимости компонентов кости.

ПКА II типа возникает спорадически, болеют исключительно мальчики раннего возраста: рвоты, анорексия, отставание в росте, периодические подъемы температуры неясного генеза, другие вышеперечисленные симптомы. Однако деформации костей более тяжелые (в основном поражены большеберцовые и бедренные кости). Суть дефекта проксимальных канальцев — неспособность реабсорбировать бикарбонаты при сохраненной ацидогенетической функции дистальных канальцев. рН мочи бывает и ниже 6,5, экскреция бикарбонатов с мочой резко повышена. При лечении необходимы гораздо большие количества бикарбонатов (около 10 ммоль/кг/сутки), чем при ПКА 1 типа (около 2-3 ммоль/кг/сутки). Как и синдром Фанкони, ПКА может быть следствием гипервитаминоза Д, иммунопатологических заболеваний почек, пиелонефрита, отравлений.

Гипофосфатазия — наследственное аутосомно-рецессивное заболевание, ген которого картирован на 1-й хромосоме. Типичным признаком болезни является очень низкая активность щелочной фосфатазы в крови. При врожденной летальной и инфантильной формах иногда при УЗ-исследованиях у плода или сразу при рождении отмечают уменьшение длины трубчатых костей, изъеденность их концов на рентгенограмме, а также выраженные нарушения оссификации всех частей скелета. При этом может быть гиперкальциемия, нефрокальциноз, почечная недостаточность. При поздней гипофосфатазии характерны разной степени выраженности искривления ног, низкорослость и типичные проявления рахита из-за нарушения оссификации в хондроцитах эпифизарных зон. Могут быть также разрежение костей черепа, утрата постоянных или молочных зубов, переломы, боли в костях. Нередко единственным отклонением от нормы может быть очень низкая активность щелочной фосфатазы.

Первичная хондродистрофия (метафизарная дисплазия) характеризуется низкорослостью, укорочением конечностей, деформациями позвоночника и иногда лица. Описаны несколько ее вариантов, но при всех — уровни кальция и фосфора в крови и моче, метаболитов витамина Д и активность щелочной фосфатазы нормальные, рентгенологически выявляют расширение метафизов трубчатых костей.

Гиперфосфатазия обычно проявляется в возрасте 2-3 лет: развиваются болезненные деформации конечностей, приводящие к нарушениям походки, переломам, килевидная грудная клетка, кифосколиоз, разрушение ребер, утолщение костей свода черепа. Пролиферация остеоида под надкостницей вызывает ее отслоение, деформацию и утолщение диафизов, что сочетается с остеопенией. Рентгенологически структура кости неоднородна — плотные участки сочетаются с участками полностью деминерализованной кости. Наследование заболевания аутосомно-рецессивное. Концентрации кальция и фосфора в крови нормальные, а активность щелочной фосфатазы — высокая, также как и лейцинаминопептидазы в моче.

Врожденная ломкость костей — два варианта наблюдающейся у детей врожденной ломкости костей. Наследование — аутосомно-рецессивное. Ген картирован на 7 хромосоме. Заболевание связано с нарушением функции остеобластов, что приводит к значительному нарушению эндостального и периостального окостенения; энхондральное костеобразование протекает нормально. В результате этой аномалии длинные кости более или менее нормальной длины, но тонкие, бедные известью и очень ломкие. При osteogenesis imperfecta (тип Вролика} дети нередко рождаются с многочисленными переломами длинных костей и ребер, с уже внутриутробно образовавшимися костными мозолями. После рождения переломы возникают без видимой причины или при самых незначительных манипуляциях — пеленании, поворачивании и т. д. На месте переломов сравнительно быстро образуются костные мозоли. В результате переломов конечности нередко кажутся короткими (ложная микромелия), со значительными деформациями; кожа над ними собирается в складки. Череп мягкий, напоминает каучуковый мешок, на котором прощупываются отдельные костные пластинки; роднички и швы широкие. Эти дети, как правило, нежизнеспособны.

При osteogenesis imperfecta tarda (тип Лобстейна) переломы появляются позже и наблюдаются в меньшей степени. Для этой формы легкой ломкости костей характерны голубые склеры, желтые, иногда фиолетовые, опалесцирующие зубы; позже в результате отосклероза возникает глухота; иногда имеются застойные соски зрительных нервов. Мышцы вялые, суставы расслабленные. Эффективного лечения нет. Назначают общеукрепляющие средства (рыбий жир, кальций, витамины), анаболические стероиды (неробол, ретаболил), а также тирокальцитонин.

 

Лечение

Большое значение имеют рациональное питание (преобладание в пище щелочных валентностей, продуктов, богатых витаминами, минеральными веществами, в частности кальцием), достаточное пребывание на свежем воздухе, массаж и гимнастика.

Специфическое лечение рахита проводят препаратами витамина Д. В начальном периоде рахита у доношенного ребенка, находящегося в благоприятных условиях быта и питания, в качестве специфического лечения достаточно назначить цитратную смесь и масляный раствор витамина Д2 по 500-625 МЕ ежедневно. В периоде разгара рахита суточную дозу витамина Д увеличивают до 2000-5000 МЕ. Курс лечения 30 дней.

Препараты витамина D

Препарат Действующее вещество Форма выпуска и дозировка
Аквадетрим (водный раствор витамина D3) Колекальциферол Водный раствор 1 капля 500 МЕ
Вигантол (масляный раствор витамина D3) Колекальциферол Масляный раствор В 1 капле 500 МЕ
D2 (масляный раствор) Эргокальциферол Масляный раствор 0,0625% (1 капля 700 МЕ) 0,125% (1 капля 1400 МЕ)

Профилактика рахита

Профилактика рахита должна быть неспецифической и специфической. Работу по предупреждению рахита необходимо проводить еще до рождения ребенка (антенатальная профилактика). Пища беременной женщины должна быть полноценной в отношении количества килокалорий, белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов. Будущая мать должна вести рациональный образ жизни, широко пользоваться естественными факторами природы (прогулки и пр.). Суточная потребность беременной в витамине Д составляет 400 МЕ. В последние 3-4 мес беременности рекомендуется принимать поливитаминный препарат гендевит по 1-2 драже в день (1 драже содержит 250 МЕ витамина Д2).

Специфическая профилактика рахита витамином Д не проводится при возрасте матери старше 35 лет, а также при заболевании сердечно-сосудистой системы, так как такие меры могут способствовать избыточному отложению кальция в плаценте и привести к гипоксии, уменьшению податливости головы плода во время родов, преждевременному закрытию родничка у ребенка, способствовать развитию у матери атеросклероза вследствие кальцифилаксии.

Постнатальная профилактика рахита начинается с первых дней жизни: естественное вскармливание (с дальнейшим своевременным введением соков и прикормов), прогулки, закаливание, массаж и гимнастика. Специфическую профилактику рахита начинают с 3-недельного возраста (у недоношенных с 10-14-го дня жизни) назначением 500 МЕ витамина Д ежедневно и проводят круглогодично до 2 лет, исключая летние месяцы. Необходимо помнить, что 1 л большинства адаптированных смесей содержит — 400 МЕ витамина Д2.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие вы знаете особенности костной системы у детей?

2. Назовите основные причины развития рахита.

3. Назовите синдромы, наиболее характерные для каждого периода рахита.

4. Как проводится профилактика рахита у детей?

5. С какими заболеваниями следует дифференцировать рахит?

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА: СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ»

 

ПО ТЕМЕ:

 


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 542 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)