АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ДЕТИ И «КОНКУРИРУЮЩИЕ» ПОТРЕБНОСТИ
Степень потребности в детях может быть выявлена на фоне других потребностей личности, в иерархии ее ценностей и интересов, т. е. в ппане «конкурирующих» потребностей. Существо вопроса в том, чтобы выяснить, какое место занимают дети среди прочих ценностей, потребностей, интересов современной личности. Но таковых - множество. Это вызывает определенные трудности методического ха-
рактера, связанные с выбором круга ценностей, на фоне которых целесообразно определять место детей. На самом деле, для человека ценностями являются и жизнь, и хлеб, и воздух, и отдельная квартира, и покладистость характера брачного партнера, а в определенной ситуации и цветной телевизор. Правомерно ли включать в единый контекст телевизор и детей, чтобы выявить ценность последних?
Разумеется, дети как ценность должны быть включены в семантически ограниченный, а не любой контекст ценностей, чтобы респондент мог сделать правильный выбор и оценку. Авторы известных классификаций ценностей выделяют духовные, материальные ценности, ценности-средства, ценности-цели и пр. Ни одна из этих классификаций для нашей задачи не пригодна, поскольку они, как правило, строятся по принципу взаимного исключения: чем четче основные классификации, чем больше различий между ценностями, отнесенными к тому или иному классу или группе, тем лучше, надежнее классификация. Дети же как ценность могут сопоставляться с разными ценностями: материальными (например, в контексте такого вопроса: что лучше сделать сначала - обзавестись отдельной квартирой или родить ребенка?) и духовными (например, в таком контексте: обязательно ли надо закончить учебу, прежде чем иметь детей?). Дети могут быть и ценностью-целью (мать посвятила всю себя воспитанию ребенка), и ценностью-средством (желая сохранить семью, женщина рожает второго ребенка) и т. д.
Ценности, включаемые в единый контекст с детьми, должны, как нам кажется, удовлетворять двум требованиям.
Во-первых, надо, чтобы они принадлежали одному «семантическому полю», т. е. соотносились с общим для всех них понятием, в рамках которого мыслит или действует респондент (подобно тому, как понятия «рояль», «смычок», «звук», «ноты» соотносятся с более общим понятием - «музыка»). Таких «семантических полей», включающих в себя понятие «дети», может быть несколько. Скажем, респондентам предлагается указать ряд условий, необходимых, по их мнению, для счастливой семейной жизни. Дается набор различных условий, в том числе и дети. Или просят выбрать из предложенного набора ценностей те, что способствуют гармоническому
развитию личности. Или предлагается указать наилучшую последовательность жизненных этапов - получение образования, приобретение профессии, получение отдельной квартиры, рождение первенца, рождение второго ребенка и т. д. Или надо указать, что должна иметь современная женщина. Или следует перечислить условия спокойной, обеспеченной старости и т. д. Во всех этих контекстах, предлагаемых респонденту для осмысления, дети включаются в то или иное «семантическое поле». Методы статистической обработки, например процентное распределение, корреляции могут показать относительную роль детей в рамках того или иного круга ценностей, их место в системе ценностей личности.
Степень конкретности - абстрактности, актуальность контекста для той или иной группы опрашиваемых различна. Следовательно, различна будет и значимость детей в каждом контексте, а также информационная ценность ответов. В зависимости от задач и гипотез исследования решается вопрос о том, в каком именно контексте (контекстах) определять потребность в детях для тех или иных респондентов. Идеально было бы определить место, роль, значимость детей одновре-менно в нескольких семантических контекстах, что характеризовало бы их на фоне различных проблем, интересов индивида, этапов его жизнедеятельности.
Во-вторых, ценности, включаемые в единый смысловой контекст, должны быть примерно одинаковой значимости, т. е. должны удовлетворять основные потребности личности в рамках выбранного понятия, жизненной ситуации и т. д. Например, вряд ли уместно в контексте рассуждений о счастливой семейной жизни наряду с основными ценностями, такими, как материальное благополучие, взаимопонимание супругов, дети и т. п., предлагать респондентам второстепенные или специфические ценности: дачу, телефон, квартиру в центре города и т. п.
В качестве смыслового контекста для определения потребности в детях нами было выбрано понятие «семейное счастье». Респонденты отвечали на вопрос: «Что в принципе, по Вашему мнению, нужно для счастливой семейной жизни?» Выбор такого контекста не случаен. Представления о счастливой семейной жизни - сложнейший продукт
воззрений, ценностей, материальных и духовных потребностей, отношений и мироощущений личности, с одной стороны, и своего рода психологическая проекция в сознании и подсознании человека опыта поколений и прогрессивных общественных идеалов - с другой.
Квинтэссенция индивидуального и общественного е понятии «семейное счастье» определяет различие личностей и своеобразие их побудительных мотивов в достижении если не идеала, то приемлемого в обществе стандарта семьи. В сознании индивида актуализируются семейные ценности, интересы, мотивы деятельности, возникшие на основе его материальных и духовных потребностей, потенциалов -эмоционального, интеллектуального, творческого и др. В этом смысле понятие «счастливая семейная жизнь» включает в себя элементы индивидуального самосознания, которые становятся интерогенными (берущими начало из внутренних потенций индивида) побудительными мотивами поведения и ориентации на конкретные показатели, условия, при которых возможно, по мнению человека, семейное счастье.
В поведении и мыслях личности находят также отражение нравственные, этические, религиозные, политические, образцовые в обществе стандарты отношения к действительности, т. е элементы общественного нравственного сознания. Они становятся экстерогенными (берущими начало в окружающей действительности) побудителями представлений о семейном счастье.
В таком синтезе личного и общественного в представлениях о счастье проявляется качественная специфика семьи как социального института. Оставаясь связанной нерасторжимыми узами с обществом, следуя его образцам и нормам, выступая субъектом различных общественных отношений, семья в то же время основывается в своей деятельности на привычках и мнениях брачных партнеров, имеет неповторимое сочетание многогранных житейских проблем. Как одна из форм моральных отношений, «счастье» от: носится к группе вторичных идеологических отношений, таких, «...которые, - как отмечал В. И Ленин, - прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей...». То же относится и к понятию «семейное счастье». Однако надо иметь в
виду, что представления о семейном счастье складываются не независимо от воли и сознания людей, но как результат осознания тех или иных условий жизни. Они, как любая моральная категория, могут возникать, лишь когда человек оказывается способным осуществлять свободный выбор в реализации своих намерений, оценивать возможные варианты поведения.
«Семейное счастье» - категория социально-психологическая в том смысле, что формирование представления о нем есть общественный процесс. Человек познает себя, вглядываясь, как в зеркало, в другого человека. В становлении норм семейной жизни существенно то, что человек имеет возможность рассмотреть, понять, оценить состояние других семей, близких по стилю жизни, В различных системах жизнедеятельности формируется не только представление об оценках других семей, но и потребность уподобляться лучшим из них (естественно, качественная оценка этих лучших семей носит субъективный характер).
Именно на основе этой потребности конструируются представления об условиях счастливой семейной жизни: все лучшее в других семьях желательно для индивида и в его семье. Социально-психологическое содержание категории «семейное счастье» заключается также в том, что (наряду с прочими моральными нормами, взглядами, идеалами) представления о семейном счастье воздействуют на существующую практику, ориентируют человека в окружающем мире. На этом основании, например, в проведенном нами обследовании была высказана гипотеза о взаимосвязи представлений о семейном счастье с демографическим поведением личности, о влиянии этих представлений на число рождаемых и планируемых детей в семье,
Абстрактному понятию «семейное счастье» соответствуют умственно-эмоциональные элементы жизнедеятельности, общения людей, конкретные формы супружеских отношений, условия существования семьи, потребности и цели деятельности личности. В этом смысле семейное счастье имеет вещную, предметную основу. Руководствуясь данным положением, мы попытались определить сферы жизнедеятельности современного человека, имеющие непосредственное отноше-
ние к семье, взаимодействию супругов, самочувствию личности, а затем исходя из них наметить круг условий, которые вероятнее всего могут стать эмпирическими индикаторами (предметными выразителями) понятия «семейная счастливая жизнь».
В результате вероятные условия счастливой семейной жизни логически разделились на три группы: материальные условия ~ отдельная квартира и материальное благополучие; семейные условия - взаимопонимание супругов, дети, уверенность в прочности брака, интересный досуг в семье; вНесемейные условия, среди которых в свою очередь можно выделить: а) условия статуса и престижа - интересная работа, желаемое образование, хорошее положение на работе и б) условия независимого существования супругов - круг друзей, самостоятельность действий. Респондентам предлагалось указать два-три из перечисленных условий, необходимых для семейного счастья.
Данные основного нашего обследования показали, что условия материального характера (отдельная квартира и материальное благополучие) значительно преобладают в представлениях мужчин (49,3% в среднем выбора этих условий) и женщин (44,7% в среднем) по сравнению с другими группами условий семейного и внесемеиного плана. Семейные условия в свою очередь указываются всеми опрошенными значительно чаще, чем условия внесемейные (в среднем они составили 30,4 и 17,1% выбора к числу опрошенных). Среди условий внесемеиного плана несколько большую роль в счастливой семейной жизни, по мнению всех опрошенных, играют статусные и престижные по сравнению с условиями независимого существования супругов.
Несколько иная последовательность условий и картина мнений мужчин и женщин обнаруживается при анализе роли каждого отдельно взятого условия, не объединенного в ту или иную логическую группу (табл. 5).
На первом месте среди условий счастливой семейной жизни, по мнению всех опрошенных, оказывается взаимопонимание - 50,4% выбора к числу опрошенных, на втором - сразу два фактора - отдельная квартира и материальное благополучие (соответственно 47,4 и 46,6% выбора), на
Таблица 5
Предпочтения условий счастливой семейной жизни (в % к числу опрошенных)
Условия
| Все
опрошенные
| В том числе
| Значимость различия" з ответах мужчин и женщин
|
мужчины
| женщины
|
Отдельная квартира Материальное благополучие Взаимопонимание Деги Уверен кость в прочности брака Интересный досуг в семье Интересная работа Желаемое образование Хорошев положение на работе Круг друзей Свобода действий, самостоятельность
| 47,4 46,6 50,4 42.3 17,0 12.0 32,3 12,8 12.4 14,6 13.4
| 49,3 49.3 44,1 37,5 14,2 9,9 32,2 12,7 14,6 14,8 16,6
| 45,5 44,0 56,7 47,2 19,9 14,1 32,3 12,8 10,3 14,4 10,3
| 2,26 2,54 7,34 5,88 3,82 4.27 0.04 0,05 3.42 0,11 5,94
| * При разнице t (коэффициент Стьюдента) не менее 2,0 различия значимы на уровне 0,05; при разнице более 2,6 — на уровне 0,01; при разнице 3,3 — на уровне 0,001.
третьем - дети (42,3% выбора). Эти условия близки по своему процентному показателю и объединяются логически - все они составляют как бы базу счастливой семейной жизни. В такой последовательности суждений легко усмотреть здравый житейский смысл.
Указанные условия можно объединить понятием «базовые». На четвертом месте - фактор «интересная работа» (32,3%). Это условие несколько обособлено: по своему процентному выражению оно статистически значительно менее важно любого «базового» условия счастливой семейной жизни и значительно более важно, чем все прочие условия, отмеченные респондентами. Такое положение фактора «интересная работа» среди остальных условий счастливой семейной жизни, бесспорно, указывает на его особую роль.
Пятое место среди условий счастливой семейной жизни заняла уверенность в прочности брака (17% к числу опрошенных). Доля этого фактора значительно меньше, чем всех предыдущих, включая интересную работу, и несколько больше, чем доля таких факторов, как круг друзей (14,6%), свобода, самостоятельность (13,4%), желаемое образование (12,8%), хорошее положение на работе (12,4%), интересный
досуг в семье (12%). Эту группу факторов можно объединить под названием «факторы притязательного характера». Итак, группировки условий счастливой семейной жизни, полученные в результате эмпирического исследования и статистической обработки, оказались в значительной мере отличными от первоначальных логических группировок. Теоретически, как помнит читатель, нами были обозначены три группы условий - материальные, семейные и внесемейные (в том числе статусные, престижные и независимого существования супругов). Фактически же получились четыре группы условий (в порядке их значимости для семейного счастья): базовые условия - взаимопонимание супругов, отдельная квартира, материальное благополучие, дети (средний процент выбора условий этой группы к числу опрошенных - 46,6%); интересная работа (32,3%); уверенность в прочности брака (17,0%); условия притязательного характера - друзья, самостоятельность, образование, положение на работе, досуг в семье (13%). Различия между этими группами условий статистически значимые, что и послужило критерием их разграничений по группам.
Сколь типичны представления ленинградцев о семейном счастье? Ответить на вопрос помогают итоги исследований, проведенных в других городах. Правда, проблема здесь была поставлена в несколько иной плоскости. Так, исследование, осуществленное в Минске, выявило отношение к детям в системе ценностных ориентации. Несколько различались ценности, предложенные респондентам для размышления. Однако совпадение результатов опроса ленинградцев и минчан не вызывает сомнения в том, что в обоих случаях дети «конкурируют» с прочими потребностями личности. На первом месте у молодежи Минска оказалась супружеская верность, затем - денежный достаток, на третьем месте - отдельная квартира, далее-напичие детей, согласие в организации быта, совместное проведение досуга.
Эстонские ученые показали, что дети в системе брачных ценностей молодых людей, вступающих в брак, занимают третье или четвертое место. Более зрелые люди, начиная примерно с 30 лет, оценивают детей ниже. Но при этом их выше оценивают те, кто имеет высшее или незаконченное
высшее образование. Согласно исследованиям социологов из Латвии, большинство опрошенных отнесли детей к наиважнейшим ценностям. Такая закономерность характерна как для состоящих в браке, так и для разведенных.
Теперь рассмотрим различия мнений об отдельных условиях семейного счастья у мужчин и женщин. По результатам наших обследований оказалось, что взгляды мужчин и женщин в значительной степени совпадают (показатель ранговой корреляции Спирмена - 0,72 при р=0,01). Имеющиеся различия касаются лишь некоторых условий. Так, по мнению мужчин, первостепенное и равное значение для семейного счастья имеет материальное благополучие (49,3%) и отдельная квартира (49,3%), на втором месте - взаимопонимание (44,1%), затем - дети (37,5%). Причем роль детей среди первостепенных условий счастливой семейной жизни статистически менее значима по сравнению с факторами «квартира», «взаимопонимание». Женщины на первое место среди условий счастливой семейной жизни ставят взаимопонимание (56,7% - разница с оценкой данного условия мужчинами статистически значимая), затем - детей (47,2% - разница с оценкой мужчинами значимая). На третьем месте у них два фактора: отдельная квартира и материальное благополучие (в среднем 44,7% - разница с мужчинами незначимая). Процентное выражение фактора «взаимопонимание» у женщин статистически значительно больше по сравнению с другими условиями, названными женщинами.
Четвертое место у мужчин и женщин занимает интересная работа при отсутствии статистической разницы, что свидетельствует о равном значении данного условия для тех и других. В оценке прочие условий счастливой семейной жизни во мнениях мужчин и женщин принципиальной разницы нет. Женщины несколько чаше указывают прочность брака, интересный досуг в семье. Мужчины чаще предпочитают свободу действий, самостоятельность, хорошее положение на работе. По этим пунктам семейного счастья, видимо, еще есть разногласия, но они невелики и существенной роли в отношениях полов играть не могут.
Рассмотрим различия в зависимости от социальной принадлежности опрошенных. Наименьшую оценку фактору «вза-
имопонимание» дают группы, не имеющие высшего образования, - работники сферы обслуживания (38% к числу опрошенных в группе), неквалифицированные и квалифицированные рабочие (44% в каждой группе). Статистически более значимо ориентированы на это условие по сравнению со средней оценкой для всех групп студенты (66,2%), инженерно-технические работники (58,5%), преподаватели вузов и техникумов (57,8%). Не отличается от средней тенденции ориентация учителей и врачей, творческих работников и домашних хозяек.
Если же сравнивать, как оценивают условие «взаимопонимание» мужчины и женщины из разных профессиональных групп, то надо отметить, что все женщины выбирают это условие в 1,3-1,6 раза чаще по сравнению с мужчинами, за исключением квалифицированных рабочих, учителей и врачей, где в ответах мужчин и женщин разница незначительна.
Детей как условие семейного счастья значительно выше среднего по всем группам оценивают рабочие неквалифицированного труда (49,5%) и преподаватели вузор и техникумов (49,1%). Более низкую оценку дают студенту (34,8%) и работники сферы обслуживания (35,8%). У остальных групп оценка детей близка к средней для всех опрошенных. Принадлежность мужчин и женщин к социально-профессиональной группе при оценке данного условия роли не играет.
Чем же обусловлено то обстоятельство, что только 42,8% опрошенных считают детей условием семейного счастья, а для студентов и служащих со специальным образованием эта доля оказалась еще меньше? Что думает человек, указывая (или не указывая) детей в качестве условия семейного счастья?
Может быть, для некоторых респондентов семья вообще немыслима без детей: независимо от того, счастлива она или нет, дети разумеются сами собой? В этом случае отвечающий действительно мог не отметить наличие детей как условие семейного счастья, считая их обязательным атрибутом супружеской жизни. Однако вопрос в анкете задан не о семье вообще, но о счастливой семье. Вряд ли стоит думать, что значительное число респондентов при ответе на вопрос под-
менили контекст рассуждений и имели в виду семью вообще, которую действительно трудно представить без детей, а не семью счастливую, которая становится таковой при наличии или отсутствии определенных условий, включая и
детей.
Пожалуй, объясняя полученные данные, следует отказаться от предположения, что дети для всех - первостепенное условие семейного счастья. Менее половины обследованных разделяют этот оптимизм, остальные вынесли детей за скобки семейного счастья. Дети «конкурируют» с целым рядом материальных и духовных факторов и отнюдь не для всех являются особой ценностью, хотя это не исключает того, что семья вообще предполагает наличие детей. Причем, согласно данным для социально-профессиональных групп, выбор детей в качестве условия семейного счастья находится в некоторой отрицательной связи с идеальным числом детей в семье (коэффициент ранговой корреляции Спир-мена равен -0,42) и желаемым числом (-€,15). Незначительна положительная связь выбора детей в качестве условия семей-■>го счастья с их реальным числом в семье (0,30) и довольно Люока - с планируемым числом детей в семье (0,68).
Уверенность в прочности брака как условие семейного счастья отмечают 17% опрошенных. Мнения большинства социально-профессиональных групп близки к средней тенденции ответов по всему массиву опрошенных. Значимо выше оценка этого условия лишь у домохозяек (22,5%). Как видим, стабильность семьи, вероятность развода (а именно это обстоятельство вытекает из условия «уверенность в прочности брака») не связываются у большинства с представлениями о семейном счастье. Это психологически понятно: семья может быть прочной, но не быть счастливой. Например, супруги не намерены разводиться (удерживают дети, общее хозяйство, меркантильные расчеты и пр.), но их жизнь лишена радости, взаимопонимания, покоя. Иное дело- положение женщины-домохозяйки. Она временно или постоянно не работает, материально зависит от мужа. Видимо, это объясняет то, что домашние хозяйки в большей степени, чем остальные, видят в прочном браке залог семейного счастья.
Уверенность в прочности брака как одно из условий счастливой жизни чаще (на 4-14%) отмечают женщины из тех или иных групп, чем мужчины. Более существенные различия находим в группах рабочих неквалифицированного и квалифицированного труда, работников сферы обслуживания, ИТР и творческих работников.
Интересный досуг в семье значительно важнее в представлениях о семейном счастье лишь для домашних хозяек по сравнению с другими группами (20,1%). Представляется, что последнее обстоятельство можно объяснить тем, что основные жизненные заботы домашней хозяйки ограничены семьей. Интересный досуг в семье чаще выбирают женщины, а не мужчины.
Пока были рассмотрены отдельные условия, что еще не дает достаточной информации о месте детей в структуре представлений о семейном счастье у различных социально-профессиональных групп.
Структура представлений о семейном счастье в нашем исследовании отражает: а) последовательность условий семейного счастья (ранги по убывающим величинам процентных показателей) в ответах респондентов; б) число группировок условий семейного счастья, статистически значимо различающихся по своему среднему процентному показателю и составленных из условий с близким процентным выражением; в) степень связи между отдельными статистически различающимися группировками условий счастливой семейной жизни. В отдельные группировки объединены условия, получившие равные или близкие проценты выборов (различия не превышают 6,5%). Если различия в процентах выборов каких-либо условий семейного счастья свыше 6,5%, то эти условия попадают в разные группировки, причем, чем больше различия, тем больше отстоят группировки друг от друга.
Число полученных группировок условий у различных социально-профессиональных групп неодинаково. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что представления о семейном счастье в сознании тех или иных групп опрошенных дифференцируются более или менее отчетливо. Очевидно, чем большее число самостоятельных группировок условий насчитываем в ответах опрошенных, тем больше смыслового раз-
личия придают они отдельным условиям, тем самостоятельнее эти условия. У работников творческих профессий, работников сферы обслуживания, учителей и врачей структура представлений об условиях счастливой семейной жизни включает всего по три группировки условий. Служащие госучреждений, рабочие квалифицированного и неквалифицированного труда, студенты, преподаватели вузов и техникумов указывают четыре группировки, а домохозяйки и инженерно-технические работники - пять.
Структуры представлений о семейном счастье у различных опрошенных групп можно условно разделить на три типа в зависимости от того, какие условия оказались у них в первой, центральной группировке, где объединяются наиболее значимые по частоте выборов условия семейного счастья:
1. Материально-ориентированная структура; в ней на первом месте одно из условий материального плана - отдельная квартира или материальное благополучие. Такая структура представлений о семейном счастье характерна, например, для работников сферы обслуживания и служащих госучреждений.
2. Психологически-ориентированная структура, представлений, здесь доминирующее положение занимает взаимопонимание супругов. Структура характерна для инженерно-технических работников, учителей и врачей, преподавателей вузов и техникумов, домохозяек и студентов.
3. Психологически- и творчески-ориентированная структура представлений. В ней главенствующую роль играют два условия разных планов: взаимопонимание и интересная работа. Такая структура представлений об условиях семейного счастья отмечена у творческих работников.
У всех социально-профессиональных групп опрошенных дети вошли во вторую группировку условий семейного счастья. Таким образом, ценность детей, если об этом судить на основе их положения в иерархии прочих условий семейного счастья (и только на основе иерархии), весьма высока и относительно одинакова для большинства социально-профессиональных групп. Однако и характер «конкурирующих» условий, т. е. условий, столь же важных для семейного счастья и потому вошедших в одну группировку с детьми, раз-
личен. Так, у преподавателей вузов и техникумов дети заняли второе самостоятельное место в структуре представлений об условиях семейного счастья, и никакие иные условия «не конкурируют» с ними. У других групп опрошенных дети вошли в группировку близких по смыслу условий семейного счастья наряду с взаимопониманием (рабочие неквалифицированного и квалифицированного труда, работники сферы обслуживания) либо в комбинации с такими условиями, как отдельная квартира, материальное благополучие и взаимопонимание (служащие госучреждений, инженерно-технические работники, творческие работники и домохозяйки).
В последние (третью, четвертую или пятую) группировки у всех социально-профессиональных групп опрошенных входят условия, которые создают возможность независимого существования супругов (круг друзей, свобода, самостоятельность), условия статуса и престижа личности (желаемое образование, хорошее положение на работе), а также такие условия, как уверенность в прочности брака-и интересный досуг в семье. Ранговое место этих условий приблизительно одинаково у всех социально-профессиональных групп, хотя частота выборов несколько различается. В большинстве случаев последовательность условий счастливой жизни в зависимости от величины выборов, т. е. по рангам, у разных групп опрошенных идентичная, о чем свидетельствуют очень высокие показатели ранговой корреляции Спирме-на (0,97-0,71).
Однако при внимательном рассмотрении структур оказывается, что социальная принадлежность все же накладывает заметный отпечаток на мнения. При весьма схожей иерархии выбранных условий структуры представлений о семейном счастье у социально-профессиональных групп различаются количеством группировок взаимосвязанных условий, процентным выражением выборов одного и того же условия, типом ориентации всей системы представлений, что зависит от того, какие условия выдвинуты отвечающим на первый план - материально-бытовые, психологические или творческие. В итоге структура представлений о се-
.
мейном счастье у многих групп отличается своеобразием -например, у неквалифицированных рабочих, студентов, творческих работников, домашних хозяек.
Условия семейного счастья либо сохраняют имеющееся, либо обретают большее или меньшее значение в зависимости от возраста опрошенных. Каждой возрастной группе присущи свои особенности. Сравнивая выборы условий семейного счастья людьми различных возрастных групп, логично задать вопрос: в каком возрастном периоде происходит заметное изменение в их суждениях? Ответ можно получить с помощью ранговой корреляции.
Как и следовало ожидать, близкие возрастные группы имеют весьма схожую иерархию условий семейного счастья, например группы до 20 лет и 21-24 года (0,94) или группы 35-39 лет и 45-49 лет (0,92). Больше всего различий у мужчин молодого и пожилого возраста, причем граница проходит в возрасте 35-39 лет. Иерархия ценностей счастливой семейной жизни имеет больше всего различий между возрастной группой до 20 лет, с одной стороны, и возрастными группами старше 35 лет - с другой. Очевидно, эти различия отражают в себе разницу, обусловленную не только возрастными особенностями респондентов, но и социально-экономическими, политическими условиями, пережитыми людьми разных поколений (война, годы восстановления народного хозяйства и др.), а также условиями воспитания и образования, которые в значительной степени изменились к лучшему для современной молодежи.
Совокупным влиянием причин можно объяснить и тот факт, что в зависимости от возраста мужчин значительно меняется оценка детей как условия счастливой семейной жизни (в иерархии условий они занимают от 3-го до 7-го места). Причем до 20 лет потребность у мужчин в детях значительно меньше, но постепенно с возрастом она повышается. В 30-44 года мужчины чаще склонны отмечать это условие, а в возрасте 44-49 лет роль детей вновь несколько уменьшается.
Взаимопониманию с супругой мужчины всех возрастов отводят довольно значимую роль среди условий семейного плана, ставят это условие на 2-3-е место. В возрасте 35-39
лет происходит некоторая переоценка этого условия - оно занимает 4-е место. Затем по мере увеличения возраста мужчин его значение вновь повышается и оно вновь занимает 2-3-е место в иерархии прочих условий. Наибольшее значение взаимопониманию с супругой мужчины придают в возрасте 40-44 года, наименьшее - 30-34 года.
Почти не меняется с возрастом отношение к условию «уверенность в прочности брака»: оно чаще всего оказывается на 6-&-м месте, но в возрасте 30-34 года - на предпоследнем, 10-м месте. Малопривлекателен для мужчин как условие семейного счастья интересный досуг в семье: ему отводят 9-11-е место мужчины в различных возрастных группах.
В суждениях женщин о семейном счастье также можно отметить условия, значение которых не изменяется или изменяется с возрастом.
Условие «взаимопонимание» у женщин во всех возрастах на первом месте, за исключением женщин в возрасте 40-44 года, когда оно оказывается лишь на 4-м месте. Максимум выборов оно получает в 21-24 года.
Как условие счастливой семейной жизни дети оцениваются женщинами в зависимости от возраста по-разному. Самое большое число голосов «за» отдают женщины в возрасте 45-49 лет, т. е. 2-е место среди прочих условий семейного счастья в этом возрасте, минимум голосов - в возрасте 25-29 лет и 30-34 года - 3-4-е место.
Уверенность в прочности брака как условие семейного счастья чаще выбирается в возрасте до 20 лет - 5-е место. Затем процент выборов постепенно снижается и становится минимальным в возрасте 35-39 лет.
Интересный досуг в семье, по мнению женщин всех возрастов, мало способствует счастью, ему отводится 7-9-е место среди всех условий.
Если у мужчин в отдельных возрастных группах имелись заметные различия в представлениях о семейном счастье, то ориентация женщин более стабильна. У женщин уже в молодом возрасте складываются определенные взгляды на семью, которые остаются в основном неизменными на протяжении всей жизни. У женщин нет такого возрастного перио-
да, который бы разграничивал одни убеждения от других. Об этом свидетельствуют высокие показатели ранговых корреляций между выбираемыми условиями семейного счастья в разных возрастах.
Степень идентичности суждений о семейном счастье мужчин и женщин разных возрастов можно увидеть с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Наибольшее сходство взглядов у представителей разного пола обнаруживаем у мужчин в возрасте 25-29 лет и у женщин в возрасте 40-44 года (0,87), у 40-44-летних мужчин и у 45-49-летних женщин (0,85). Как видим, совпадение представлений наблюдается в определенных возрастах. Наибольшие различия в представлениях об условиях семейного счастья у мужчин до 20 лет и у женщин старше 30.
Во взаимоотношениях супругов, в частности в принятии решений об увеличении размеров семьи, определенную роль играет единство взглядов о тех или иных сторонах семейной жизни. Причем у супругов могут быть определенные представления о мнении друг друга - согласованные или несогласованные с личной точкой зрения. Единство или различия во взглядах супругов могут иметь разные последствия для семейной жизни: укреплять ее или провоцировать напряжение, конфликты, ставить под угрозу брачный союз. С другой стороны, предположение о том, что думает брачный партнер по поводу счастливой семейной жизни, может стимулировать различный эмоциональный настрой супругов - чувство духовной близости, приятное переживание взаимно разделяемых ценностей или чувство духовного неудовлетворения позицией близкого человека, досаду, отчаяние и т. д.
Конструкция вопроса, касавшегося представлений об условиях семейного счастья, позволила выявить не только мнение респондента (женщины или мужчины), но и представление респондента о мнении супруга(и). Отвечавший при заполнении анкеты указывал, что среди условий семейного счастья важно для него лично и для брачного партнера.
Мужья не очень точно прогнозируют точки зрения жен (коэффициент корреляции Спирмена - 0,43). Жены иначе оценивают условия семейного счастья по следующим пунктам: материальное благополучие и отдельная квартира; хорошее
положение на работе (оценка женщин ниже, чем думают мужья), интересная работа, свобода, самостоятельность, интересный досуг н семье (оценка жен выше). Мужья, прогнозируя мнение своих жен, не ошиблись при оценке таких условий, как дети, уверенность в прочности брака, круг друзей (здесь проценты выборов почти совпадают).
Теперь посмотрим, что думают жены о представлениях мужей об условиях семейного счастья. Оказывается, женщины очень ошибаются, делая выводы за мужей, и указывают иную последовательность условий семейного счастья по сравнению с той, которую указывают сами мужчины (коэффициент корреляции - 0,1). При этом только четыре условия семейного счастья женщины оценили правильно, прогнозируя мнение мужчин, - дети, уверенность в прочности брака, круг друзей, желаемое образование. Прочие условия мужчины оценивают не так, как предполагают жены. Наибольшая разница обнаружена в суждениях о взаимопонимании, хорошем положении на работе. Здесь мужья ниже оценивают эти факторы, чем предполагают их жены. Различны мнения о материальном положении, отдельной квартире, свободе, самостоятельности: мужчины оценивают их выше, чем предполагают об этом женщины. Женщины стремятся понять психологию мужей, считая для них более важными, чем для себя, условия статусного и престижного характера, тем не менее их оценка не совпадает с мнениями мужей.
Итак, мы рассмотрели ценность детей на фоне условий семейного счастья, как его понимают жители современного крупного города. Полученные результаты позволяют сделать ряд выводов социологического и социально-психологического содержания как в отношении потребности современника в детях, так и относительно представлений о семейном счастье вообще.
1. Понятие «семейное счастье» включает, по представлениям современного человека, достаточно широкий круг условий материального, семейного и внесемейного плана. Опрашиваемым предлагалось оценить одиннадцать условий, при наличии которых человек имеет возможность эффективно действовать в различных сферах своей жизнедеятельности - в семье, на производстве, в неформальном общении с
другими людьми, проявить себя как личность и т. п. Ни одно из этих условий не было категорично отвергнуто общественным мнением. Это значит, что каждая из указанных сфер жизнедеятельности современного человека так или иначе связана с представлениями о семейном счастье.
Понятие «счастливая семейная жизнь» не ограничивается одним-двумя меркантильными факторами, не сводится только к семейным заботам или отношениям супругов. Это дает основания считать, что представление о счастливой семейной жизни у большинства людей неотделимо от понятия полноценной, всесторонне развитой личности. Наш вывод подтверждается данными выборочных социологических исследований, проведенных в ряде крупных (Москва, Ленинград), средних (Пенза, Махачкала) и малых (Егорьевск, Дубна) городов и охвативших несколько тысяч женщин. На вопрос, с чем ассоциируется у них счастье, 96% женщин ответили: «С любимой профессией и семьей». В сложном многообразии условий, комплексно отражающих понятие «счастливая семейная жизнь», содержится фактическое доказательство того, что советская семья действительно является ячейкой общества в том смысле, что она отражает в своем идеале общественно ценные идеалы человеческих взаимоотношений, всесторонне и гармонически развитой личности.
2. В представлениях людей понятие «семейное счастье» не абстрактный набор символов, не перечень дальних перспектив, ценностей, оно «материализовано». Для семейного счастья, по мнению большинства, требуется хорошая основа, заложенная в практике общения супругов, это выражается в необходимости взаимопонимания; материальная основа существования, в соответствии с чем опрошенные указывают на необходимость финансового достатка и хороших жилищных условий; материальная основа реализации брачных отношений супругов - рождение детей. В такой последовательности и «материализованности» суждений о семейном счастье легко увидеть, что изучаемая разновидность моральных отношений существует не только как элемент сознания, но и как практическое отношение, как житейская практика.
В свою очередь представления о счастливой семейной жизни всегда складываются на основе материальных обще-
ственных отношений, конкретных условий существования, как производные от них. Как и любая моральная категория, категория общественных отношений «семейное счастье» -понятие социальное и историческое.
Вполне можно допустить, что в различные моменты существования социалистического строя идеал благополучной семьи наряду с непременными условиями (например, трудно представить себе семью сколь угодно далекого будущего без взаимопонимания и детей) будет характеризоваться общественным мнением посредством других условий, продиктованных новыми факторами общественных отношений, прогрессом общества, потребностями личности. По мере удовлетворения материальных потребностей и по мере развития человеческой личности на первый план будут выходить все новые духовные потребности - потребность в информации, в приобщении к искусству, общественной и научной деятельности, жажда путешествий, увлечение любимым делом. Это значит, что в будущем в контексте семейного счастья у детей появятся новые «конкуренты».
Сказанное позволяет сделать вывод о демографической политике, которая должна осуществляться в обществе. Чтобы дети заняли более высокий ранг в иерархии ценностей, необходимо прежде всего «освободить» им соответствующее место, т. е. в какой-то мере удовлетворить «конкурирующие» потребности, предполагая, что произойдет желательный сдвиг ценностей. По всей вероятности, в обозримом будущем трудно «потеснить» материально-бытовые потребности людей, удовлетворить их настолько, чтобы они перестали «конкурировать» с детьми. Но что касается, например, фактора «взаимопонимание», то общество уже сегодня располагает реальными возможностями осуществить ряд мер, направленных на укрепление и нормализацию супружеских отношений. Сюда входит и подготовка молодежи к семейным ролям, и «служба брака», помогающая найти брачного партнера, и кабинеты сексолога, где супруги могут получить консультацию по вопросам интимной жизни, и психотерапия семейных отношений, и лекционная работа по разъяснению различий в мужской и женской психологии, и т. д.
3. Основой семейного благополучия большинство опрошенных назвали взаимопонимание супругов. Понятие «взаимопонимание» в контексте семейных отношений очень емкое по своему социально-психологическому содержанию. Взаимопонимание супругов предполагает общность эмоциональных переживаний, осознанных и бессознательных установок, мотивов действий по отношению друг к другу, какую-то степень сходства взглядов, адекватности восприятия действительности, взаимную уступчивость, готовность жертвовать личными интересами ради семьи, детей, партнера по браку. Взаимопонимание возможно при соблюдении общественных норм и норм семейной жизни, принятых супругами по взаимной договоренности, а главное - при условии предвидения поведения брачного партнера.
Взаимопонимание способно проявляться в широком спектре социально-психологических состояний и процессов, характеризующих общение близких людей: от вынужденного или равнодушного соглашательства до логически находимого согласия; от интуитивного предвосхищения реакций и действий брачного партнера до глубокой эмпатии (т. е. взаимного проникновения в психологию друг друга, понимания потребностей, мотивов поступков, распознавания малейших оттенков психических состояний). Здесь и интимная доверчивость, вызванная необходимостью найти участие и сочувствие в другом человеке, и осознанное стремление получить поддержку и совет, обращаясь к супругу как к собственной совести, идеалу порядочности, справедливости, честности. Необходимы также понимание привычек, интересов, убеждений друг друга, полное разделение взглядов на жизнь и духовные ценности. Взаимность может проявляться от общих ситуативных переживаний до подобия в переживаниях действительности.
Естественно, что каждый отвечавший на вопросы анкеты, выбирая пункт «взаимопонимание» в качестве условия счастливой семейной жизни, видел в нем свой смысл. Но можно уверенно сказать, что, как бы дифференцированно человек ни воспринимал понятие «взаимопонимание» в контексте супружеской жизни, неизменно для каждого в нем будут семантическая категория положительности, нрав-
ственный идеал добра и справедливости и психологическая категория желательности взаимопонимания в практическом общении супругов. В этом смысле понятие «взаимопонимание» отвечает идеалу семейных отношений, который наряду с другими факторами предполагает гуманизм, равноправие в отношениях мужа и жены', единство взглядов, убеждений, ценностей, готовность делить радости и трудности жизни.
Исключительная роль взаимопонимания в представлениях о семейном счастье тем более очевидна, если учесть цементирующую основу брака в социалистическом обществе. Материально-экономическое положение, статус супругов, необходимость сохранения традиций рода, религиозные установки и прочие внешние факторы, скрепляющие брачный союз, утратили былое значение.
Подведем итоги содержания всей главы о потребности в детях.
Многоплановый подход к этой проблеме с учетом мотивов разного порядка - субъективного и объективного - дает объемное представление об изучаемом явлении. Мы выявили разные эмпирические планы, которые позволили дифференцировать позиции представителей тех или иных социально-профессиональных, половозрастных групп. Полученные сведения дают возможность формировать демографическое сознание людей, целенаправленно воспитывать демографические установки, в частности по отношению к многодетным семьям; вести в случае необходимости пропаганду по увеличению рождаемости с учетом психологических различий, присущих отдельным слоям населения.
Мы убедились в том, что потребность в детях обладает, как и многие потребности, качеством многозначности. Она сопряжена с удовлетворением личностью ряда других потребностей - духовных, материальных, созидательных, педагогических, социально-психологических и т. д. Следовательно, потребность в детях включена в систему потребностей конкретного человека, отражающую не только его индивидуальность, но и исторические и социальные условия бытия.
Потребность в детях обладает специфическим качеством пластичности. Пластичность потребности в детях выража-
ется в том, что она не есть некоторое жесткое, раз и навсегда сложившееся эмоционально-понятийное образование в сознании личности, но сложный синдром взаимосвязанных и в той или иной мере согласованных отношений, взглядов человека, осознаваемых или неосознаваемых им функциональных ролей детей в жизнедеятельности родителей и общества. Качество пластичности обусловлено тем, что потребность в детях возникает под влиянием нескольких побудительных начал. Основные из них - чадолюбие и стремление личности «вписаться» в общественно заданный образец качествен но-количестве иного воспитания потомства. Качество пластичности проявляется в различных эмпирических планах, т. е. сферах отношений, суждений, практического поведения человека. Подчиняясь некоторой общей тенденции отношений индивида к детям, данная потребность имеет при этом свои нюансы. Поэтому трудно найти, да вряд ли и есть в этом необходимость, способ и метод, позволяющие выразить потребность в детях каким-то единым показателем, как бы ни была заманчива эта задача. Всякая попытка решить ее - более или менее грубая абстракция от подлинного содержания сложного, многофакторного социально-психологического явления, которое выражается понятием «потребность в детях».
В условиях малодетной семьи потребность в детях может иметь разную мотивацию у одного и того же человека. Она различно проявляется в отношении к первенцу и последующим детям. По отношению к первому ребенку в современных условиях жизни она наиболее интенсивна у большинства людей. В сознании индивида данная потребность не дифференцирована в том смысле, что, принимая решение о рождении первого ребенка, индивид не задумывается, почему именно ему хочется иметь ребенка. Потребность в первом ребенке - общераспространенное явление, т. е. характерное для изучаемой нами совокупности - населения крупного города. Потребность же во втором, а тем более в третьем ребенке чаще всего специфически мотивирована. Это означает, что в принятии решения участвует сознание и самосознание личности: имеет место борьба мотивов, актуализируются отдельные потребности, сопряженные с детьми, и функции,
которые имеют дети в жизнедеятельности семьи и личности. Семья не заводит, например, третьего ребенка на том основании, что так принято. Поскольку в обществе распространен иной стандарт, супруги как-то мотивируют свое решение иметь третьего ребенка: «любим детей», «у нас девочки, а хотелось бы и мальчика» и т. д. Но по всей вероятности, в многодетной семье мотивация рождения третьего, четвертого и последующих детей вновь утрачивает дифференциацию, подобно тому как она имеет обобщенную форму («так принято», «таковы традиции») в этнических группах, где многодетность традиционна.
Таким образом, непервые дети для большинства людей не являются актуальной потребностью. А это значит, что такая потребность не может быть побуждающим источником поведения. Не стимулировав потребность в детях (вторых, третьих), нельзя добиться увеличения семьи даже при условии значительного удовлетворения материально-бытовых нужд и материального стимулирования рождаемости.
Потребность в детях обладает качеством мобильности. В иерархии ценностей личности, принадлежащей к той или иной социально-профессиональной или половозрастной группе, дети занимают определенное, но не постоянное место. Изменение их позиции сопряжено с отношением личности ко всем «конкурирующим» факторам, например к условиям счастливой семейной жизни. Чтобы повысить «ценность детей», недостаточно и необязательно поднимать их престиж в глазах определенной части общества, хотя такой путь изменения ценностных ориентации кажется на первый взгляд более приемлемым.
Позиционное изменение детей в структуре ценностей личности может наступить в результате воздействия на иные компоненты структуры, путем понижения значения иных «конкурирующих» ценностей или посредством уменьшения роли «конкурирующих» ценностей в сознании индивида. Например, с помощью воспитательных мер можно добиться того, чтобы в сознании молодежи не сталкивались и не мешали друг другу такие факторы, как необходимость получения образования и рождение ребенка. Огромную роль в переориентации отношений к детям могут сыграть развенчивание
культа вещей, накопительства, борьба с «психологией мещанства» и т. д.
Наконец, потребность в детях обладает качеством относительной адекватности. Дело в том, что потребность в детях, как и любая потребность, может быть по-разному представлена в сознании индивида, т. е. более или менее отчетливо и адекватно осознаваться как нужда, как цель. Осознание же человеком своих объективных нужд - это процесс, зависимый не только от психологических состояний, опыта, знаний личности, но и от социальных факторов - воспитания, политики общества, содержательности доносимой широким массам информации о причинно-следственных явлениях в обществе и т. д. Поэтому осознание потребностей может быть адекватным или не вполне адекватным и даже извращенным. Но в свою очередь понятие «адекватное - неадекватное» - относительно, поскольку критерии осознания потребностей бывают различными с точки зрения функций тех предметов, в которых есть потребность (индивид может переоценивать или недооценивать их с этой стороны), с точки зрения реальных обстоятельств жизни индивида (он может учитывать или не учитывать их и потому искаженно видеть свои потребности) и т. д.
Адекватность - неадекватность потребности в детях у большинства жителей крупного города также следует оценивать по разным критериям. Если учитывать процесс урбанизации, установки общества относительно качества воспитания детей и прочее, то потребность в малодетной семье -явление адаптационного характера, и в этом смысле оно адекватно отражается в сознании большинства. Но что касается иного критерия - социально-психологического, то наши исследования дают основание предположить, что потребность в детях выражается у большинства жителей крупного города неадекватно. С точки зрения социальной психологии, функций детей в жизнедеятельности семьи и личности, малодет-ная семья, потребность в которой переживает современник, не отвечает гуманистическим принципам нашего общества, идеалу всесторонне и гармонически развитой личности.
Заканчивая обсуждение вопроса о потребности в детях, следует заметить, что данная потребность - лишь основа,
побуждающий источник репродуктивного поведения. Однако между потребностью и действием индивида, направленным на удовлетворение потребности, очень много опосредствующих внешних условий и психологических факторов. Прежде всего следует учитывать, что потребность - не только определенное отношение между субъектом и объективным миром, но еще и возникшее в результате этого отношения субъективное состояние, в той или иной степени стимулирующее к деятельности.
Одним из центральных субъективных состояний, возникших в результате переживания потребности и в то же время обусловливающих взаимосвязь потребности и поведения, является установка. Следующая глава рассматривает это психическое явление с точки зрения репродуктивного поведения.
БЕРЕМЕННОСТЬ
Л. Ф. Курило
ПРАВО РОДИТЬСЯ1
Согласно международным нормам каждый человек обладает правом иметь детей, быть здоровым и самостоятельно принимать решения по этим вопросам. При контакте пациента с врачом, при проведении консультаций и диагностики реализация этих прав зачастую ставит специалистов-медиков перед необходимостью решать целый комплекс достаточно противоречивых морально-этических проблем. Особенно сложная ситуация в этом смысле сложилась в области репродуктивных технологий, где в последнее время появилось много нового.
В практической медицине сейчас широко используются методы искусственного оплодотворения, конечная цель которых - лечение бесплодия, и мужского, и женского. Они базируются на трех подходах. Первый - искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора. Затем, экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) яйцеклетки in vitro, полученной от женщины, как правило, после гормональной стимуляции с последующим переносом (трансплантацией) развивающегося эмбриона в утробу матери (ПЭ). И наконец, вынашивание эмбриона (плода) так называемой суррогатной матерью. Определенные этапы каждого из названных подходов постоянно совершенствуются, позволяя все большему числу людей надеяться на положительное для них решение проблемы деторождения. Можно назвать, скажем, метод микрооплодотворения одной яйцеклетки одним сперматозоидом, получение сперматозоидов микропункцией эпидидимиса, трансплантацию гамет в трубы матки, использование ооцитов (яйцеклеток) после их криоконсервации и т.д.
Эти методы позволили получить новые данные по некоторым фундаментальным вопросам, таким как механизмы со-
• Человек. 1995. № 4.
зревания ооцитов и взаимодействия гамет в процессе оплодотворения у человека, первые этапы дробления эмбриона человека, закономерности элиминации эмбрионов на начальных этапах развития, уровень и типы хромосомных аберраций в яйцеклетках и эмбрионах на ранних стадиях развития. Появились новые возможности предимплантационной диагностики.
Однако, несмотря на все успехи, использование репродуктивных технологий, особенно в медицине, воспринимается неоднозначно как исследователями, так и общественностью. Раздаются даже голоса о том, что дальнейшее развитие этой области несет угрозу человечеству, так как неизвестны отдаленные последствия оплодотворения in vitro, и что необходимы жесткие критерии, сдерживающие и регламентирующие репродуктивные технологии.
Морально-этические вопросы концентрируются, в основном, вокруг следующих проблем: статус эмбриона человека, срок развития эмбриона, начиная с которого он может рассматриваться как личность, правомочность манипуляций с половыми клетками и с эмбрионами человека, как с медицинскими, так и с исследовательскими целями, правомерность замораживания эмбрионов и половых клеток человека и использование их для реципиентов, права и обязанности доноров половых клеток, психологическое состояние пациентов -участников процедуры искусственного оплодотворения, сложности суррогатного материнства, правомочность выбора пола плода. Искусственная инсеминация обсуждается значительно реже. Однако и здесь далеко не все вопросы еще решены.
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 539 | Нарушение авторских прав
|