АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
Если дети имеют определенное назначение в нашей жизни, то, следовательно, их функциональная ценность может свидетельствовать о потребности в них.
В рамках философского подхода понятие «ценность» рассматривался как вариант значимых для субъекта отношений к объекту. Разделяя такое понимание ценности, мы попытались выразить качественную и определить количественную меру ценности детей для личности и таким способом выявить степень потребности в них. Качественная сторона ценности детей в нашем основном обследовании была выражена через их различные социально-психологические функции в семье и личной жизни человека. Количественная сторона определялась числом детей, при котором, по мнению опрашиваемых, осуществима та или иная функция.
Функции детей бывают основными и второстепенными, актуализированными и неактуализированными в сознании индивида, современными и архаичными[3]. Потребность в детях связана, как отмечалось, со многими потребностями личности, а следовательно, функции детей в жизнедеятельности индивида и семьи также многозначны. В литературе, посвященной репродуктивным установкам и поведению, обсуждались различные функции детей: в контексте экономических интересов семьи и личности, когда дети рассматриваются как кормильцы, опора в старости и помощники в домашнем хозяйстве; в контексте супружеских отношений, где дети выступают как условие прочности брака; в рамках целенаправленного поведения личности, где дети расцениваются как смысл жизни и объект приложения различных потенциалов личности - педагогического, коммуникативного, интеллектуального, творческого и т. д.; в сфере эмоций и чувств, в связи с чем дети оцениваются как источник и объект проявления гуманизма, любви и др.
В своем исследовании мы ограничились наблюдением основных социально-психологических функций в жизнедеятельности семьи и личности, предложив респондентам набор суждений, раскрывающих содержание каждой из них. Отвечающие на анкету должны были указать, при каком числе детей в семье эти суждения справедливы более всего.
Первая группа суждений свидетельствовала о том, что дети необходимы для того, чтобы семья была прочной, радостной и полноценной, здесь функция детей заключается в том, что они придают гармонию супружеской жизни. Вторая функция детей - самореализация личности родителей. При этом дети и необходимое их число в семье оценивались респондентами как средство проявления и воплощения отцовских и материнских потенциалов, качеств воспитателя, как объект, в котором можно было продолжить свои лучшие черты. Эго-защитная - третья социально-психологическая функция детей в семье. Она выражается в том, что по высказываниям опрашиваемых можно было судить о числе детей, при котором человек не опасается одиночества в старости и неуютности жизни. К социализации - четвертой выделенной нами функции - были отнесены суждения относительно наилучшего числа детей в семье, при котором возможно их правильное воспитание.
Названные социально-психологические функции детей имеют положительный смысл для семьи и личности. Однако рождение ребенка влечет за собой и некоторые негативные следствия, а с этим сопряжен тот факт, что появление детей связывается с отрицательными их функциями. Естественно, что репродуктивное поведение семьи осуществляется с учетом негативных сопутствующих обстоятельств. Приватизация супружеской жизни - пятая социально-психологическая функция детей в семье, в соответствии с которой они рассматриваются как причина обремененности супругов (или одного из них) семейными заботами и полного или частичного выключения их из сфер общественной, культурной жизни, отказа от любимых дел, круга друзей. Дети нередко способны выполнять и роль катализатора осознания жизненных условий (шестая функция). При этом предполагалось, что наличие того или иного числа детей в в семье может обострить в сознании супругов неудовлетворенность условиями быта, материальными недостатками, напряженными семейными отношениями, занятостью женщин на производстве, обременительностью домашней работы.
Как уже говорилось, для того чтобы измерить проявление названных функций, респондентам предлагались суждения о различных сторонах жизни. Вспоминая личный опыт, опыт родных и друзей, суждения, чтобы они стали справедливыми, надо было закончить, указав, сколько же детей должно быть в семье. Например, функция детей как катализатора осознания жизненных условий выявлялась с помощью таких незаконченных "высказываний: «не ущемляя себя материально, можно иметь семью, в которой...», «нервы супругов, как правило, начинают сдавать, если в семье...», «работающая женщина не перегружена домашними делами, если в семье...» и т. д. Респондент выбирал наиболее подходящий для него вариант ответа - нет детей, есть один ребенок, двое, трое и более детей, число детей не имеет значения. Предусматривался также и такой вариант: «затрудняюсь ответить».
Как известно, потребность в детях люди определяют с разных позиций, но с одних чаще, с других - реже. Поэтому уместно проследить распространенность тех или иных
оценочных суждений. Наиболее часты суждения о необходимости того или иного числа детей в семье для их правильного воспитания, т. е. функция социализации личности (67% к числу опрошенных), самореализации личности (67%), достижения гармонии супружеской жизни (61%). Более половины опрошенных (58%) рассматривают то или иное число детей в семье как причину ухода супругов в семейные заботы и, следовательно, полного или частичного выключения из сферы общественно-культурной жизни (функция приватизации жизни супругов). Реже дети рассматриваются как «катализатор осознания жизненных условий» (41%).
Надо отметить, что частота отдельных высказываний, относимых к той или иной функции детей, еще не является количественной мерой самой функции. Каждая функция нами вычислялась раздельно, для чего по суждениям, отнесенным к данной функции, определялось среднее число детей, указанное респондентами. Кроме того, был получен индексный показатель «функциональной ценности детей» который является среднеарифметическим значением из всех вместе взятых функций.
Итоги опроса, с одной стороны, свидетельствуют, что индексный показатель «функциональной ценности детей» (1,82) отличается от характеристик репродуктивной установки, а именно: от мнений об идеальном числе детей в семье (для тех же опрошенных оно равно 2,1), о желаемом числе детей в семье (2,04), от среднего планируемого числа детей в семье (1,65), от имеющегося числа детей в семье (1,06). Это дает основание утверждать, что ценность детей, выраженная через их функции, дополняет характеристику репродуктивной установки людей.
С другой стороны, показатели отдельно взятых функций позволяют исследователю как бы проникнуть в структуру репродуктивной установки и увидеть, какие функции детей принимаются респондентами во внимание, когда они высказывают различные суждения на эту тему. Так, идеальное и желаемое число детей в семье у различных групп опрошенных высоко коррелирует[4] с показателями функций «гармонии», «самореализации», «эгозащиты» и «социализации», а планируемое и имеющееся число детей - с функциями «приватизации» и «катализатора».
Обозначенные нами функции по-разному связаны между собой, о чем свидетельствует показатель корреляции. Так, среднее число детей, необходимое для реализации их функции, очень часто совпадает у различных социально-профессиональных групп, если сравнивать следующие пары функций: «гармония» и «самореализация личности» (0,92), «гармония» и «эгозащита» (0,82), «самореализация личности» и «эгозащита» (0,72), «социализация» и «самореализация личности» (0,81), «социализация» и «гармония» (0,84). Среднее число детей, необходимое для реализации их функций, заметно различается (коэффициент корреляции в пределах от -0,24 до -0,33), если сопоставлять такие функции, как «катализатор осознания жизненных условий» и «социализация», «эгозащита» и «катализатор осознания жизненных условий», «гармония» и «приватизация жизненных условий».
Есть случаи разнонаправленной оценки отдельных функций детей. Существенная обратная корреляционная зависимость отмечена между такими функциями, как «катализатор осознания жизненных условий» и «самореализация личности» (-0,93), «приватизация супружеской жизни» и «эго-защитная» функция (-0,53}, «социализация» и «приватизация супружеской жизни» (-0,45). Таким образом, в представлениях личности о детях сталкиваются различные оценки их функциональной роли, и нередко эти оценки противоречивы, что, очевидно, порождает диссонанс в потребности в детях. В то же время в сознании личности запечатлены такие функции детей, которые подкрепляют друг друга и, очевидно, тем самым усиливают мотивацию деторождении.
Исследование показало, что в среднем и мужчины, и женщины считают, что наличие двоих детей в семье {точнее, 1,82) уже достаточно с учетом их социально-психологических функций (табл. 4).
Как видно из табл. 4, не только в среднем по всем функциям, но и в оценке каждой функции ребенка в семье между мужчинами и женщинами существует большая степень согласия. Исключение составляют лишь мнения, что гармония супружеской жизни не зависит от числа детей в семье. Среди женщин такое высказали 30,7% опрошенных, а среди мужчин - 23,7% (разница не случайна, р<0,05).
Таблица 4
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 515 | Нарушение авторских прав
|