АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Слово - путь к величию и слово - путь к нищете
И познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Евангелие от Иоанна, 8, 32
В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к Луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в тишине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро, и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осияно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова [43].
Эти стихи принадлежат вдохновенному перу Николая Гумилева и написаны в начале двадцатого века, века с избытком одарившего человечество ненавистью и любовью, ничтожностью людских замыслов и величайшим полетом мысли, политическими уродами и царственными мучениками, ужасами войн и надеждами на мир, разрушением нравственных устоев и восстановлением Православной Церкви.
Все ужилось в двадцатом веке, веке, в котором мы родились и остались живы.
Все ужилось в двадцатом веке, но всему содеянному и замышленному предшествовало слово. Велик его полет, неизмерим потенциал. Словом человек признается в любви, и словом обрекает на смерть, словом возвещает Евангельские истины и в слове обнажает коварство замыслов. Первым в жизни словом безгрешный ребенок зовет мать, и в последнем слове христианин призывает Бога: «Господи, прими душу мою». Говорит об этом и поэт, напоминая нам в предпоследнем четверостишье о величайшей тайне мироздания: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1, 1—4).
Отметим для себя важность того, что Слово, Бог и творчество объединены в Евангелии в единое целое. Помнить об этой животворящей стороне слова и призывает нас поэт. И тут же в следующей строфе он обозначает другую сторону слова, другой полюс — мертвые слова. О, как знакомы они нам! Эти бессмысленные тирады политиков, никчемные разговоры в пьяном застолье и, становящаяся все более привычной, уличная брань, площадная ругань. А между этими двумя полюсами вся наша с вами жизнь. Жизнь, не мыслимая без слова.
Само существование человеческого общества невозможно без слова, в начале времен сказанного, а с развитием общества и написанного. К сожалению, большинство наших с вами современников не представляют, что слово вокруг нас не нейтрально, а в той или иной степени результативно. И результативность слов зависит от их образности. Что это такое? Давайте разберемся.
Вот короткая цитата из диссертации: «...индетермини-рованное судорожное сокращение диафрагмы с короткими выдохами через рот...» Что это такое, по-вашему? Да это всего лишь смех! Тот самый, которым вы сейчас смеетесь. Но скажите честно, разве вы сразу сообразили, что это смех? Если вы медик, то, прочтя приведенную фразу, вы, возможно, представили себе и диафрагму, и рот. Но вот образ смеющегося человека у вас, наверняка, не возник.
Не возник потому, что в сознании отразились слова, не создавшие целостную картину. Каждое приведенное слово само по себе имеет смысл, но фраза целиком образ не вызывает. А чтобы слова, произнесенные или написанные, могли воздействовать на человека, они должны быть непросто услышаны, они должны вызвать в его сознании образ.
Вот вам пример. Вчитайтесь в Есенинские строки:
Облак, как мышь, подбежал и взмахнул
В небо огромным хвостом.
Словно яйцо, расколовшись, скользнул
Месяц за дальним холмом.
Солнышко утром в колодец озер
Глянуло, — месяца нет...
Свесило ноги оно на бугор,
Кликнуло, — месяца нет... [44]
Пожалуй, нет такого человека, у которого эти строки не вызвали бы целый ряд образов. Образов ярких, которые, разве что, потрогать нельзя. В чем же дело, только в мастерстве поэта?
Нет, дело еще и в том, что на всех языках мира образы в сознании создают только существительные и глаголы. Действительно, говорит ли мать ребенку: «скушай кашу» или «скушай полезную, питательную, сладкую кашу», ребенок обращает основное внимание на глагол и существительное. Они и создают в его воображении образ тарелки с кашей. А вот будет это образ противной манки или вкусной гречки, зависит от жизненного опыта.
Посчитайте количество слов в приведенном есенинском стихотворении, посмотрите, сколько из них глаголов и существительных, и вы согласитесь с их важностью в создании образной речи.
Есенин мог об этом и не знать, ему было достаточно таланта, а вот политики часто пользуются таким приемом в лозунгах. Приведу классический пример лозунга из недавнего революционного прошлого: «Мир хижинам — война дворцам». Четыре слова и все имена существительные! И хотя мы с вами живем во времена, когда этот призыв может звучать с точностью до наоборот, лозунг, раз услышанный, прочно входит в наше сознание. У произносимых слов есть и другие особенности. Вы, конечно, помните, что читали в первой лекции о частице «не». Чтобы еще раз обратить ваше внимание на особенность этой частицы, столь часто звучащей в нашей речи, приведу один пример ее трагического использования.
«Мы не рабы, рабы не мы» — кричали голодные толпы, круша собственную страну в начале прошедшего века. И чем громче они кричали, тем сильнее впадали в рабство. Почему, спросите вы? Потому что частица «не» существует только на бумаге. Эта частица не создает образа и.поэтому проходит мимо сознания. В итоге толпа получала внушение: «Мы — рабы, рабы — мы» и строила «светлое» будущее за колючей проволокой.
Ну, а теперь я спрошу вас, полушутя, полусерьезно: почему так хочется закурить под плакатом с грозным окриком: «Не курить!» И почему под такими призывами полно окурков, а тропинка, протоптанная на газоне, обязательно проходит рядом с табличкой «По газонам не ходить!»
Заодно подумайте и решите, какова цена рекламным объявлениям типа: «24 часа и вы не курите», или «48 часов и вы не пьете» или «Всего за 200 $ вы получите таблетку (или конфетку), приняв которую ваш любимый не будет ходить налево». Уверяю вас, что куда он ходил, туда ходить и будет, если, конечно, у него не откажут конечности.
Думаю, такие объявления впредь станут вызывать у вас только улыбку. Зато, научившись тонкостям обращения со словом, вы быстро, легко и с радостью освободитесь от вредных зависимостей, отравлявших вашу жизнь.
Вы, конечно, догадались, для чего я все это вам рассказываю. Рассказываю для того, чтобы сегодня вечером, когда вы сядете писать свой дневник, вы вспомнили пушкинское «глаголом жечь сердца людей» и забыли про частицу «не». А в своем дневнике записали с уверенностью: «Завтра у меня будет трезвый день. Завтра у меня будет бездымный день».
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 467 | Нарушение авторских прав
|