АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Механизм формирования зависимостей у человека

Прочитайте:
  1. I. Нейрогенные механизмы (нейротонический и нейропаралитический) развития ишемии.
  2. I. Отметить механизм действия местных анестетиков.
  3. IgE-независимый Т-лимфоцитзависимый механизм
  4. II. Механизм действия гормонов (хроническая регуляция).
  5. II.Качественные нарушения -искажение и извращение формирования суждений и умозаключений.
  6. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  7. V 1.5.1. Физиологические механизмы приспособления к холоду
  8. А. ГН, обусловленный иммунологическими механизмами
  9. А. Ленточные черви, использующие человека в качестве окончательного хозяина
  10. А. Определение количества эритроцитов в крови человека

Страсти держаться одна за другую, как звенья в цепи.

Преподобный Исайя Отшельник (f 370)

А сейчас давайте познакомимся с механизмом формиро­вания зависимости. Механизм этот не только интересен, но и крайне прост в понимании. И самое главное — понима­ние этого механизма не просто облегчит работу над кни­гой, но и обеспечит немалую часть успеха в ликвидации вашей зависимости. Вот так-то!

Сначала о программировании нашего сознания вообще. Рассмотрим такой пример.

Вот приходит некий день, и маленький человек вступа­ет в мир. Мир ему пока абсолютно незнакомый. Лежит он в кроватке, и если вокруг не холодно, то это его вполне ус­траивает. Живи он в теплом климате, да в доисторические времена, так и ходил бы он, повзрослев, в чем мама роди­ла, прикрываясь фиговым листочком.

Но человечек живет в наше время, в наших широтах, и хочет он или не хочет, а со штанишками ему познакомить­ся придется. Все мы знаем, что не очень-то им ребеночек и рад. Но время идет, штанишки меняются на брюки, и взрослому человеку, как бы он не спешил на работу, не придет в голову выйти на улицу в трусах.

Можно сказать, что к определенному возрасту, беря пример с окружающих, ребенок получает установку: «Голы­ми по улице не ходят». Надевая штанишки каждый день, ребенок вырабатывает привычку делать это не задумываясь, надевать штаны как положено, а не задом наперед. Далее можно сказать, что с годами из привычки вырастает потреб­ность. Потребность не просто надеть брюки, но и покупать их, чистить, гладить и т. д. И, наконец, в соответствии со своим общественным статусом человек обретает и зависи­мость от светских условностей, и, хоть убей его, а в спортивных брюках он в Большой театр не пойдет.

Естественно, перед вами некая схема, но она хороша тем, что в ней просматриваются стадии формирования программы в поведении человека — установка, привычка, потребность, зависимость (УППЗ). Любая наша запрограм­мированность, в том числе и на вредные привычки, про­ходит аналогичные стадии.

Действительно, кому незнакома фраза, обращенная ког­да-то за праздничным столом к вам, или другому ребенку, протянувшему по недоразумению руку к бокалу с вином или к пачке сигарет: «Ну, куда лезешь, мал еще». Возмож­но, фраза была другой, но смысл оставался тот же.

А кому в детстве не хотелось быть старше, скорее под­расти. И вот вы, или другой ребенок, неизбежно делали вы­вод: табак и вино — существенные признаки «взрослости». А раз так, не мешает познакомиться с ними поближе. И в сознании формируется первый элемент запрограммирован­ности, табачной или алкогольной — не имеет значения. Этот элемент называется установка. Это первый и важней­ший элемент будущей запрограммированности, играющий ключевую роль в нашей жизни. Естественно, установка да­леко не обязательно приобретается за столом. Более того, она может быть как отрицательной, так и положительной.

Вот вам примеры. Крокодил дядя Гена - ну ведь сим­патичный персонаж, правда? Крокодил из зоопарка у ре­бенка симпатий не вызовет, а крокодил из мультфильма — пожалуйста. Все бы ничего, да крокодил курит. Или отец мальчика из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» — он то же не расстается со своей трубкой. Вы знаете, чита­тель, я даже видел как-то мультфильм, где курил... кто бы вы думали? Курил колобок!

Ребенок не понимает, но твердо запоминает: хорошие герои курят. Его вывод очевиден: надо лишь подрасти, или, закурив, почувствовать себя взрослым. Негативная уста­новка налицо.

А вот другая, противоположная установка. Несмотря на ее жестокость, она оказалась не вредной, по крайней мере, в отношении курения.

Дело было так. К нам в «Оптималист» избавляться от проблем с алкоголем пришли двое близнецов. Им было да­леко за пятьдесят, ближе к шестидесяти годам. Так вот, один из них курил по пачке в день, а другой ни разу в жиз­ни, повторяю, ни разу не прикасался к табаку. В чем дело? Росли они вместе, и как-то к ним в дом пришел пьяный родственник, который решил поцеловать одного из них в щеку. Решил, да забыл вынуть изо рта папиросу, и ребенок на всю жизнь связал боль от ожога с видом папиросы. И эта установка осталась на всю жизнь.

Надо сказать, что установка может быть воспринята в любом возрасте. Вспомним «Семнадцать мгновений вес­ны». Штирлиц, как говорится, «наш человек», постоянно курит, под рукой у него всегда коньяк. А вот негодяй Мюл­лер, тот не курит и не пьет. Ну, раз не пьет, значит, чело­век не наш. Уверен, что установку на употребление табака и алкоголя получило много молодежи, смотревшей и пере­сматривавшей фильм. А вот Броневой, игравший Мюлле­ра, после съемок фильма признался, что последнюю рюм­ку поднял в 1956 году.

Так, пойдем дальше. Будем считать, что установка на употребление табака и алкоголя у человека, смотрящего те­левизор, есть. А раз так, что надо сделать? Правильно! Надо попробовать.

Все мы помним свои первые опыты — как тошнило и рвало от вина и от табака. Но время шло, и появилась при­вычка. Это второе звено алкогольно-табачной программы и это звено последнее, когда человек еще может самосто­ятельно корректировать свои действия. Вот пример: при­ходит Новый год, а может быть, день рождения, и работа­ет привычка — надо позвать гостей, поставить на стол вино, ну и, естественно, выпить. И в отношении табака — выпил человек, надо закурить. Это тоже привычка.

Итак, первое звено — установка, второе — привычка. Но окажись человек в соседнем городе, где нет ни друзей, ни знакомых — и он вряд ли накроет стол и в одиночестве бу­дет употреблять алкоголь. Нет ни установки, ни, тем более, привычки напиваться в одиночку.

А вот покурить наедине с самим собой — это пожалуй­ста, сколько угодно. Штирлиц только этим и занимался. Конечно, насчет Штирлица я сгущаю краски. Но не будь его, был бы другой пример: крокодил Гена, Серый волк из фильма «Ну, погоди!» или Красная шапочка с обложки какого-нибудь журнала. Табачная мафия засунет сигарету в рот кому угодно. Третье звено - потребность. Здесь я обращу ваше внима­ние, что в табаке большей частью потребность психологи­ческая. Из сотен курильщиков один, от силы два не могут обойтись без табака ночью. С алкоголем иначе - здесь по­требность уже постоянно руководит поступками человека.

На этапе потребности развивается синдром похмелья. Сначала он снимается чаем, кофе, кефиром, квасом. По­том похмелье снимается только новой дозой алкоголя, и наступает стадия абсолютной зависимости. Эта стадия ха­рактеризуется просто - жить, чтобы пить. Ничего другого у человека уже не остается. Итак, установка - привычка -потребность — зависимость. Четыре стадии.

Пятую стадию называют «упаковка». Надеюсь, понятно, о чем речь.

Читатели у книги разные, совет один. Дает его уже из­вестный вам автор предыдущего стихотворения, знакомый с проблемой не понаслышке, и сумевший решить ее, по­вернувшись от тьмы к горнему свету.

 

Следи за тем внимательно

— Что тебе желательно?

Негодное желание

Отбрасывай скорей.

Покуда не начальником,

А гостем, или странником

Оно стучится робко

У твоей души дверей [32].

Истребляйте злые помыслы (негативные установки) едва они появились в вашем сердце. Давите этих змеенышей при рождении. Когда они вырастут и обовьют вам горло — давить будете уже не вы их, а они вас.

Хочу сказать вам, что при уничтожении портящей вам жизнь запрограммированности ведущая роль будет отведе­на как раз выявлению и ликвидации негативной установки.

И как вы уже, наверняка, догадались, в формировании новой, позитивной программы в вашем сознании установ­ке тоже будет принадлежать ведущая роль. Этим метод Г.А. Шичко принципиально отличается от клинических, наркологических методов. Методов, осно­ванных на страхе и поэтому неэффективных.

Там как? Не пей!!! Не кури!!! Умрешь!!! И демонстриру­ют опыт: вот перед вами человек, он закодировался (или зашился) на год, или на пять лет. А вот он выпил рюмку — и вот, что с ним стало. То же будет и с вами. Берегитесь, умрете! Пациент холодеет от ужаса, капли в рот не берет, но считает месяцы и дни. Когда этот год или пять пройдут, он избавится от страха смерти и...напьется!

Лет пятнадцать тому назад привела меня судьба в одну автомастерскую. Дело было на Майские праздники, а ма­стера, все как на подбор, грустные и трезвые. Спрашиваю: «В чем дело, ребята? Может быть, съели что-нибудь не то?» - «Да нет, старина, просто мы не пьем. Мы все заши­тые. А вот Петька — счастливчик, у него через месяц срок кончается. Ну, уж оторвется мужик, по полной!»

То есть установка, а вместе с ней привычка, потребность, зависимость от спиртного — все осталось. Человек ни от чего не избавился - его сдерживает только страх. А страх не лечит — он жизнь калечит. Страх эту жизнь укорачивает.

Ну, а метод Шичко — как у него со страхом? Наш ме­тод ничего общего с ним не имеет, потому что это метод самопрограммирования. А человеку самому на себя страх на­гонять нет смысла. Противно ему это.

Перед тем, как закончить эту главу, хочу поведать тер­пеливым читателям, что с сегодняшнего дня никто из вас больше не будет курить! Так и вижу ваши круглые глаза, успокойтесь.

Курить действительно больше не будете. Курят благово­ния, фимиам курят. Те же из вас, кто курил еще вчера, с сегодняшнего дня будут не курить, а травиться, не затяги­ваться табаком, а делать вонючие вдохи. Внесите это в свою память. Пачку сигарет теперь тоже называйте не иначе, как карманный крематорий. Очень скоро вы привыкните к этой терминологии и будете мыслить в соответствии с ней. Итак, с сегодняшнего дня вы не курите, вы делаете во­нючие вдохи. Я уже не раз писал в этой книге, и вы это хо­рошо запомнили: слово — ваш инструмент. Будем же его оттачивать постоянно, будем точны в определениях и за­помним еще один важный момент. Он касается алкоголя. Водку, вино, пиво люди не могут пить. Пить можно соки, воду, молоко. Алкоголем, как и табаком, люди могут только травиться.

Поэтому сейчас ваша задача — научиться делать вонючие вдохи, полностью лишив этот гадкий и позорный процесс какого-либо комфорта. Более того, необходимо прочув­ствовать, что отравление табаком противно вам. Как это сде­лать? Нет ничего проще. Для этого защитите свои органы чувств от ненужной информации. Начнем.

Завяжите себе глаза плотной тканью, так, чтобы ничего не видеть. Наденьте на голову зимнюю шапку, завяжите ее «уши» под подбородком так, чтобы ничего не слышать. Ноз­дри заткните ватой. Возьмите в руки зажженную сигарету (пусть кто-нибудь раскурит ее!), но не пальцами, а щипца­ми, палочками, чем угодно, лишь бы не касаться ее непос­редственно пальцами и... делайте свои вонючие вдохи!

При этом нужно приговаривать (можно мысленно) и представлять картину.

Первый вонючий вдох — удар по сердцу (посчитайте пульс до и после курения!).

Второй вонючий вдох — удар по желудку.

Третий вонючий вдох — удар по печени.

Четвертый вонючий вдох — удар по легким.

Пятый вонючий вдох — удар по мозгу.

Можно продолжить дальше — органов много, и все они под ударом табака.

Ну и как? Удалось отравиться всей сигаретой полнос­тью. Нет, не удалось. А почему? Да потому, что пропала мотивация, нет удовольствия. Дым вы вдыхаете, а курить вам уже неинтересно, приятного ничего нет.

Приятному и взяться неоткуда. Установка на курение, как на получение удовольствия, создаваемая в вашем сознании чуть ли не с детских лет разговорами «бывалых» товарищей, рекламой, кинофильмами и телевидением, не работает. Органы чувств, призванные эту установку под­тверждать — отключены. Вы вдыхаете в свои легкие дым, но его не видите, запаха не чувствуете, поговорить вам не с кем, даже ощутить в руках саму сигарету и то невоз­можно, то есть факт употребления табака есть, а удо­вольствия нет.

Вывод напрашивается самый простой: если убрать уста­новку на курение, как получение удовольствия, оно станет нео­бязательным. Ну, а если в сознание ввести установку на бе­зусловный вред курения, то это занятие станет не только не нужным, но и противным.

Вот вы всего один раз отравили себя табаком по новой технологии, всего десяток раз прочли словосочетание «во­нючие вдохи», но уже прочно зафиксировали информацию: «Я делаю вонючие вдохи, я отравляю свой организм таба­ком, а ведь без этого можно обойтись».

Что же с вами происходит? А происходит следующее. Ваша прошлая запрограммированность на самоотравление разрушается. Ваше самопрограммирование на полный, со­знательный отказ от табачной отравы началось. Прием не­хитрый, но действенный. На работе его не проделаешь. А вот дома — обязательно, и не раз, а несколько. Далее.

Возьмите тетрадный листочек, сверните его пополам три раза и надрежьте с двух сторон так, чтобы получилась ма­ленькая книжечка о восьми листочках. Эта книжечка ак­куратно войдет внутрь вашего карманного крематория. На первом листочке вы напишете, сколько вы сегодня сдела­ли вонючих вдохов. Не сигареты считайте, а исключитель­но вонючие вдохи.

И так каждый день: достали свой карманный кремато­рий — записали число вонючих вдохов. Достали — записа­ли. День прошел, подсчитали общее количество. На следу­ющий день делаете то же самое. Считаете каждый вонючий вдох. Затянулись и говорите про себя: «Один вонючий вдох, второй вонючий вдох, третий вонючий вдох...» Обязательно проговаривайте про себя, а лучше вслух, сло­во «вонючий». Самому заядлому курильщику, завязав гла­за, надев шапку и проделав все остальное, не под силу счи­тать вонючие вдохи, а заодно осилить до конца засунутую в рот отраву. Попробуйте, если не верите.

Обязательно записывайте результаты и сравнивайте с предыдущим днем. Чаще вспоминайте, что слово и вообра­жение — ваши союзники. Взяли в руки свой карманный кре­маторий, произнесите его название вслух, представьте себе зримо крематорий настоящий, урну с вашим прахом, и даже если вы предпочитаете быть похороненным в гробу, помните, что 98% бедолаг, умерших от рака легких — ку­рильщики.

Вообще мой совет: не пренебрегайте любыми способа­ми, создающими отвращение к табачной отраве. У Г. А. Шичко этого нет, но раньше в деревнях курильщикам со­ветовали добавлять в табак кусочки ногтей. Говорят, если хорошо затянуться — рвота неизбежна. Во всяком случае установка, связывающая табак с отвращением к нему, со­здастся, что и вам, и методу на пользу.

Надо сказать, что по мере вашей работы над зависимос­тью, по мере усвоения информации о вреде и бессмыслен­ности табакокурения, по мере написания дневников и само­внушений неизбежно будет разрушаться старая программа и создаваться новая, позволяющая сделать отказ от табака безвозвратным, и мы еще поговорим об этом. А сегодня, если табак пока присутствует в вашей жизни, обязательно (но только если не было встреч с инсультом или инфарк­том) хотя бы двумя-тремя сигаретами отравите себя по ука­занной выше технологии (с блокировкой органов чувств). Если все проделаете точно, в этот день вам вонючих вдо­хов больше не потребуется!

Вот так, читатель, вы и будете работать с этим учебни­ком: читать, вникать, писать, тренироваться и наслаждаться успехом.


Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 469 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)