И языки умолкнут, и знание упразднится»
(1 Кор. 13, 4-8)
Какая высокая поэзия, и какая правда жизни заложены в этих строках! Закладывает ли современное общество в своих сынов и дочерей что-нибудь похожее? Увы, вместо любви пропагандируется секс, а по-русски — разврат.
Но на нем не построишь семью. И вот, по данным Госкомстата в 2005 году на 1066,4 тыс. браков зарегистрировано 604,9 тыс. разводов [56]. Это зарегистрировано, а на деле из 1000 вновь созданных семей в 900 нарушены или прекращены супружеские отношения.
Почему? Да потому, что любви-то нет и не было! Ведь любовь, она милосердствует, не гордится, всего надеется и все переносит. А спросим сами себя: давно ли мы проявляли милосердие? Многие не ответят, что это такое.
Вот и рождается у нас 30% детей вне брака. Вот и скитаются по стране бездомные дети, а в детских домах только три человека из ста — сироты, а у остальных родители живы, но лишены родительских прав.
Да и может ли быть в почете семья в стране, где на каждом углу продаются эротические журналы, газеты полны предложениями самых сомнительных услуг, а по телевидению 24 часа в сутки пропагандируется насилие и разврат? Мало того, и ТВ, и вездесущая реклама те же 24 часа в сутки пропагандируют «сладкую жизнь» в окружении алкоголя, табака и самых последних и расчудесных технических новинок, не говоря уже об отдыхе в экзотических странах. При этом нигде и никогда не говорится, что отдыхать возможно лишь когда устанешь, а для этого надо потрудиться. Не украсть, не ограбить, не продать свое тело или душу, а именно произвести, создать нечто, чем можно было бы гордиться.
К сожалению, произошедшие под влиянием пропаганды изменения в сознании людей поставили на первое место в человеческих ценностях деньги, причем деньги любой ценой.
Но большинству людей деньги, как не хотят они этого, счастья не приносят. От семейного счастья люди отказываются сами, а счастье общения с Богом им неизвестно или становится недоступно.
И здесь величайший обманщик дьявол предлагает людям для заполнения их внутренней пустоты «универсальное удовольствие» — алкоголь. Однако заполнить пустоту, решить жизненные вопросы может только творчество. Алкоголь лишь заслоняет собой существующие проблемы и в итоге усложняет жизнь.
Проходит короткое время, и вот уже человеку, попавшему в зависимость от этого наркотика, жизнь представляется в виде образа непосильного бремени. Однако творческий потенциал Господь у человека не изымает.
Милосердие Божие не признает фатальный исход. Милосердие Божие одарило человека свободой воли. И эту волю человек может употребить на покаяние, а может и на дальнейшую погибель. И еще - милосердие Божие столь же велико, как и Его терпение.
Представьте себе, что бы было, если бы Бог с неизбежностью карал нас за совершаемые поступки. Наверное, род людской прекратился бы, не начавшись. Но нет, Господь не наказывает человека. Человек, строго говоря, удаляясь от Создателя, нарушая Его законы бытия, наказывает себя сам. Возможность же покаяния Господь оставляет человеку до самого смертного часа. Вспомните двух распятых с Христом разбойников, возможность покаяться была у них у обоих. Покаялся только один из них.
В любом случае, дорогие соратники, Господь, упразднивший Своим Воскресением смерть и даровавший нам надежду на Жизнь Вечную, тем самым упразднил и фатальность любых событий в нашей жизни.
Господь всегда дает нам надежду, а вот будет ли она реализована, зависит от наших усилий, как физических, так и молитвенных.
И еще в этой главе мне хотелось бы сказать об одном человеческом свойстве, присущем всему роду людскому. Человек может прекрасно знать, «что такое хорошо и что такое плохо», более того, может даже очень сильно желать хорошего, а поступать все равно не лучшим образом.
В 1969 году Владимир Высоцкий написал:
И вкусы, и запросы мои — странны, —
Я экзотичен, мягко говоря:
Могу одновременно грызть стаканы —
И Шиллера читать без словаря.
Во мне два Я — два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты —
Другой стремится прямо на бега.
За девятнадцать веков до него в Послании к римлянам апостол Павел, сокрушаясь над своим вторым «я», имел мужество сказать еще определеннее: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 18-19, 22-23).
Как видим, апостол Павел тоже как бы разделяет себя на два «я» — тело и душу. И по этому поводу святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Павел показал разумность души, находящей удовольствие в законе Божием, ее превосходство в этом над телом» [57]. Будем же, дорогие соратники, молить Господа, чтобы Он дал нам время и силы научиться властвовать душой над телом, дал возможность преодолеть греховную алкогольно-табачную зависимость.
Кругом сплошная ложь и фальшь, и дикость,
И люди пьют, добро в себе губя.
Ну, а причина в чем, скажи на милость;
Причина в том, что не нашли себя?
Не столько не нашли, сколь потеряли,
Мелькнувший при рожденьи свет.
Любовь к Отцу, как слиток разменяли
На горсть незначащих монет.
Но если не иссякло жизни время
Наполнить светом горницу души,
Потрачу я на масло и лампаду
Все без остатка медные гроши.
Выдающийся русский философ Николай Бердяев (1874— 1948) как-то в минуту раздражения, заметил, что «для русского человека характерно качание между святостью и свинством». Простим Николаю Александровичу излишнюю категоричность, сфокусировав внимание на следующем.
Диапазон человеческих интересов, действительно, чрезвычайно велик. Но мотивация поведения, в том числе направленная на удовлетворение интереса, зависит, прежде всего, от соотношения духовных и физиологических потребностей.
Человек, живущий духовной жизнью, соотносит свои поступки с духовными принципами, контролирующими физиологическую мотивацию. При этом духовная жизнь предполагает наличие духовной воли.
Люди, живущие плотской жизнью, руководствуются физиологическими потребностями, и духовная мотивация у них минимальна. Милосердие, чувство долга, чувство прекрасного может быть им даже незнакомо. Что же касается духовной воли, то при поступлении в организм дьявольского зелья — алкоголя, она ослабевает, и начинается указанное Бердяевым качание, неизбежно приводящее к свиному корыту.
Думаю, что именно это качание заметно в стихах В. Высоцкого. Думаю также, что к печальному концу поэта привела именно непосильная для человека амплитуда этого качания. Невозможно качаться между Богом и сатаной. В жизни есть только два пути: к Богу и от Бога.
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 399 | Нарушение авторских прав
|