АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Основные элементы психоаналитического метода: анализ желания и сопротивления, анализ переноса и контрпереноса, анализ свободных ассоциаций и фантазий, анализ сновидений

Прочитайте:
  1. B) Нарушение анализа смысловых структур у больных с поражением лобных долей мозга
  2. E) биохимические анализы крови.
  3. I. Основные положения Конвенции
  4. I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ СИФИЛИСОМ
  5. I. Основные теоретические положения
  6. II. Анализ ритма
  7. II. Анализ ритма
  8. II. Основные направления работы по профилактике
  9. II. Первичные продуктивные элементы
  10. III. Анализирующее скрещивание
Желание и сопротивление Пациенты, проходящие анализирование, испытывают желание сотрудничать с терапевтом, совместно с ним прилагать максимум усилий для того, чтобы установить источник собственных страданий. Желание это выражается в готовности прослеживать причинно-следственные связи между проявлением симптома и скрытым внутренним конфликтом.Однако в то же время многие пациенты "сопротивляются" повторному оживлению в рамках уже психоаналитического сеанса неприятных им воспоминаний и ситуаций, поскольку, полагают, что это грозит реанимировать драматические для них обстоятельства прошлого, например, раннего детства. Воспоминания часто бываю невыносимо болезненными, а опасения, что психоаналитик отнесется к боли пациента пренебрежительно или даже иронично, провоцируют у последнего стеснение. Развивающееся вследствие этого бессознательное сопротивление в некоторых случаях ведет к частичной потери способности вспоминать о драматических и позорных эпизодах вообще.Сновидения же, напротив, на свой лад, доносят болезненные переживания до сознания, поэтому в рассказе пациента периодически возникают намеки на забытый эпизод. Дело аналитика осторожно указать пациенту на трудности, которые тот испытывает, припоминая подобные сцены, на его замеченные попытки уклониться от важной, но щекотливой темы и, не забывая подчеркивать свое трепетное отношение к чувствам анализируемого, ознакомить его с предполагаемыми причинами данного сопротивления. Часто пациенты стремятся контролировать свои мысли, и, заметив, что в разговоре они уклонились от "спасительной" нейтральной темы, спешат к ней вернуться. К примеру, пациент злится на аналитика из-за того, что тот не уделяет ему требуемого времени, однако боится каким-либо образом проявить этот гнев. Результатом такого сопротивления оказывается мигрень. Сопротивление, образно говоря, "производит" симптом. Задача анализа сопротивления как раз и состоит в том, чтобы показать пациенту связь между симптомом и вытесняемым аффектом, причина вытеснения которого заключается в страхе и стеснении. Перенос и контрперенос Рано или поздно пациент включает терапевта в перенос, повторно оживляя или реактивируя в рамках психоаналитического сессии ранние детские отношения, характеризующиеся доминированием в них нерешенных невротических конфликтов. Чувства и ощущения, игравшие когда-то существенную роль в жизни анализируемого, получают "новую жизнь" и огромное значение на данный момент. Аффекты, первоначально связанные с близким человеком, имевшим решающее влияние на детство пациента, переносятся на психоаналитика, на отношения, возникшие сейчас в настоящем.Нервное расстройство не только проявляется в переносе, но и становится через перенос доступным для тщательного анализирования. Активные внутренние конфликты уступают место столь же активным конфликтам внешним - междупациентом и аналитиком. Симптоматический невроз превращается в невроз переноса.Весьма часто на психоаналитика переносят черты властной матери, от которой постоянно ожидают наказания или раздраженного окрика. Толкование же переноса позволяет терапевту вовремя распознать данный стереотип, сообщить о своей интерпретации пациенту и способствовать тем самым формированию новых, непатологических и доверительных отношений.Признаком переноса является проявление в отношениях аналитика и анализируемого принципиально несвойственных им черт, таких как преувеличенная нежность или враждебность и т.д. Именно "неуместное", "преувеличенное" и "необычайное" дает психоаналитику основания предполагать влияние переноса. Необходимо также отметить, что переносы бывают эротическими, агрессивными, позитивными или негативными.В психологическом смысле при переносе господствует так называемое селективное или выборочное восприятие терапевта пациентом. Такое восприятие неизменно оказывается искаженным стереотипами и предубеждениями.Контрперенос представляет собой реакцию психоаналитика на перенос пациента. Определяя, в какие именно стереотипные отношения бессознательно втягивает его пациент, аналитик не позволяет себе принять навязываемую роль, а ограничивается лишь тем, что в своей реакции контрпереноса эту роль уточняет. Образно говоря, терапевт вскрывает "замок" переноса "ключом" контрпереноса. Возможности идентификации аналитика с переносимой на него ролью достаточно ограничены.В частности Генрих Ракер говорит в этой связи о дополнительной идентификации, которая, в отличие от идентификации конкордантной "дополнена" для аналитика необходимостью идентифицировать себя с третьей фигурой, не принимающей непосредственного участия в их с пациентом отношениях.В случае тотального контрпереноса все эмоциональные и когнитивные реакции аналитика концентрируются вокруг пациента:1. Реакции психоаналитика на перенос, т.е. сам контрперенос в узком смысле.2. Чувства аналитика, не имеющие непосредственного отношения к пациенту, однако, возникающие под влиянием последнего.3. Новый уровень контрпереноса, т.е. бессознательный (первичный) перенос аналитика на пациента. Этот важный и редко освещаемый в психоаналитической литературе аспект контрпереноса создает ситуацию, в которой пациент реагирует на бессознательный перенос аналитика в форме контрпереноса. Упускать из внимания такую опасность, значит подвергать себя риску превратной интерпретации реакции пациента.Высококвалифицированный психоаналитик, успешно прошедший учебное анализирование готов использовать гетеросексуальные, гомосексуальные и агрессивные аспекты переноса для понимания стереотипа отношений, навязанного ему пациентом.Феномены переноса и контрпереноса являются неотъемлемой частью всех человеческих отношений или интеракций. В психоаналитической ситуации они лишь находят свое наиболее яркое выражение, поскольку атмосфера сеанса и методы психоанализа поощряют проявление таких феноменов. Однако, обыденная жизнь предоставляет не менее богатый материал для исследования подобных реакций.Учитывая вышесказанное, следует различать следующие элементы психоаналитического метода:1. Анализ желания и сопротивления..2. Анализ переноса.3. Анализ контрпереноса.4. Текущий анализ свободных ассоциаций пациента или анализ разговора5. Анализ сновидений.Необходимо еще раз подчеркнуть, что эффективность психоаналитического процесса вообще напрямую зависит от преодоления сопротивления пациента и повторного оживления в переносе и контрпереносе болезнетворных внутренних конфликтов. Невыполнение названных требований практически исключает вероятность анализирования психики пациента. Кроме того, для успешного анализирования будет явно недостаточно одного (вполне вероятно неохотного) признания пациентом, под "нажимом" терапевта, влияния на их отношения реакции переноса. Этот факт должен сознательно восприниматься как аналитиком, так и анализируемым. Понимание и объяснение Цель толкования заключается в том, чтобы сделать понятным непонятное, или, выражаясь метафорически, пролить свет на тайну. Вполне законно поэтому предъявлять к психоаналитической интерпретации высокие требования. Первая ступень представляет собой восприятие слов пациента. Согласно исследованиям, проведенным в рамках психологии восприятия, человек вообще воспринимает лишь часть внешних воздействий, будь то обращенные на него слова, действия или др. Кроме того, сам процесс восприятия зависит от обстоятельств получения информации (например, времени и места) и степени доверия, которое испытывает воспринимающий к рассказчику. Вторая ступень включает в себя процесс переработки восприня-того, а внашем контексте оказывается первой попыткой приблизиться к психоаналитическому пониманию пациента. На данном этапе главная роль отводится герменевтному подходу, подразумевающему использование терапевтом в аналитических целях, в частности, личного опыта. Если вторая ступень пройдена аналитиком успешно, он приходит к предпониманию пациента.Использование аналитиком своего собственного жизненного опыта значительно увеличивает его шансы на правильное понимание того, о чем рассказывает ему пациент, а, следовательно, оказывается в каком-то смысле гарантом достижения необходимой для успешного анализирования эмпатии. Третья ступень, в отличие от первых двух, требует от психоаналитика использования в процессе понимания пациента психоаналитических концепций "желания и сопротивления" и "переноса и контрпереноса". Данные концепции, а также упомянутая в рамках "второй ступени понимания" эмпатия являются важнейшими инструментами психоанализа. В практическом плане использование, в частности, "переноса и контрпереноса" заключается в реагировании аналитика на перенос пациента. В идеальном случае психоаналитик в состоянии адекватно реагировать на любой перенос анализируемого. Образно говоря, в контрпереносе должны зазвучать лишь те струны, которых коснулся пациент. Продолжив сравнение аналитика с музыкальным инструментом, можно констатировать два необходимых условия правильного реагирования на перенос: во-первых, затрагиваемые пациентом струны должны у аналитика иметься, а во-вторых, должны прозвучать.Расстроенные "инструменты", разумеется, никуда не годятся. Кроме того, принцип применения контрпереноса можно сравнить с работой измерительных приборов. Задача аналитика реагировать на поведение пациента подобно амперметру" фиксирующему малейшие изменения в силе тока. Аналитику необходимо стать как бы сенсорным органом пациента. Четвертая ступень представляется этапом наиболее сложным. Последний представляет собой совмещение или синтез трех предыдущих этапов, который позволяет аналитику на основании текущего процесса составить предварительный "внутренний образ" анализируемого. Данный "образ" может первоначально оказаться вполне субъективным и относиться скорее к вымыслу, чем к реальности. Часть психоаналитиков придерживается, к примеру, теории травмы и склонна, поэтому видеть в любом пациенте "жертву" драматических обстоятельств (заглавие книги Массона "Что сделали с тобой, бедное дитя?" является как бы аллегорическим аналогом данной позиции). Другие аналитики придерживаются теории влечений и рассматривают пациента в качестве "виновника", потенциально способного на обман и агрессию. Пятая ступень состоит в сличении "внутреннего образа пациента" с ранее известными психоаналитику примерами проявления стереотипных отношений. Предпринимая это, психоаналитик вносит в свое первоначальное мнение некоторые коррективы. Важное значение на данном этапе приобретают сведения, полученные терапевтом в течение учебного анализирования, а также его собственный жизненный опыт, связанный с переживаниями тех же чувств, о которых упоминал пациент. Результатом успешного преодоления пятой ступени станет для аналитика возможность в дальнейшем дать этим аффектам конкретные определения. Шестая ступень знаменует собой переход к использованию собственно теории психоанализа, т.е. психоаналитической концепции личности и учения о болезнях. Психоаналитик получает дополнительную возможность уточнить предполагаемые причинно-следственные связи между симптомами пациента и его внутренними конфликтами. Тем самым происходит непосредственный контакт психоаналитической теории и практики. Седьмая ступень представляет собой психоаналитическое толкование.Последнее может считаться таковым лишь в том случае" если, к примеру, наряду с констатацией факта сопротивления со стороны пациента, делается Оказание на вид и причину данной реакции.Проверка правильности данного толкования редко обходится без тех или иных осложнений. В частности, пациенты могут реагировать на интерпретацию аналитика по-разному. Часто анализируемые соглашаются с выдвинутой аналитиком интерпретацией, однако нередко они заявляют: "Я не признаю этого. Я это не понимаю. Я не могу в это поверить" и т. п. Концепция "желания и сопротивления" дает психоаналитику право решить, что признать данное толкование пациенту мешает внутреннее сопротивление. Ни в коем случае не исключая вероятность такой ситуации, следует, однако отметить, что, в подавляющем большинстве случаев, пациент, не признающий толкование аналитика, бывает прав. Поэтому честному терапевту не остается ничего другого, как быть заранее готовым к перспективе постоянных перепроверок.

Задание 1. Письменное задание: «Яркие воспоминания детства».

Инструкция

Перед вами стоит задача – попытаться перенестись в мир своего детства и описать то, что вы о нем помните. Желательно, чтобы вы описали события и воспоминания такими, какими они виделись вам тогда, когда вы были маленьким. Постарайтесь избегать осуждения или одобре­ния, оценок и комментариев с вашей сегодняшней позиции, но передать мысли и чувства того ребенка, которым вы были. Важна не последовательность событий, а то, какими они виделись вам, Как вы воспринимали мир и людей вокруг вас, как понимали то, что происходит с вами, и как к этому относились. Не бойтесь описывать тяжелые воспоминания или какие-то события, смысл которых не очень для вас ясен. Чем к более раннему возрасту будут относиться воспоми­нания, тем лучше, но не следует описывать то, что происходило после 7-8 лет. Можно описать несколько не связанных между собой эпизодов или одно подробное вос­поминание. Темы воспоминаний, их последовательность — любые. Чем лучше вам удастся проникнуться мыслями и переживаниями своего детского Я, тем важнее это может оказаться для Я сегодняшнего.

Задание 2. Методика «Психологическое время» (по А. Кронику)

Запишите самые важные события своей жизни — те, что были, и те, что будут. Рядом с каждым событием поставьте его дату. Если событие длилось какой-то промежуток времени (например, первая влюбленность), поставьте дату начала и конца. Дата может быть точной и примерной. События должны быть значимыми по внутренней важности для вас и необязательно очевидны для кого-то еще (например: «Понял, как мне жить дальше»). Если вы не хотите писать о чем-то даже для себя, обозначьте событие понятным для вас словом или просто поставьте дату.

Вы можете выбрать для себя любое будущее — ваш прогноз ничем не ограничен. Нелхтноситесь к прогнозу слишком серьезно — проверить «правильность ответов» удастся нескоро.

Получившийся список должен насчитывать 10-20 событий. После составления списка ответьте на приведенные ниже вопросы и, если необходимо, измените список по результатам ответов.

Рассмотрите события вашего прошлого. Явились ли они причиной (одной из причин) какого-либо события (событий) будущего? (Событие будущего X произошло потому, что имело место событие прошлого У) Сколько причинных связей между прошлым и будущим вы можете выделить? Какое событие имеет больше всего причинных связей с будущим?

Рассмотрите события вашего будущего. Что вы можете сделать, чтобы они произошли (или, наоборот, не произошли, если эти события для вас нежелательны)? Какие условия нужны, чтобы события произошли? Относятся ли эти дей­ствия к прошлому, настоящему или будущему? Если к прош­лому или настоящему, то произвели ли вы эти действия?

 

Задание 3. Методика неоконченных предложений.

Изучение подходов к бессознательному мы начнем с освоения одного из способов изучения слабо осознаваемых и неосознаваемых особенностей психики — проективных методов. Основной особенностью этой группы методов является неопределенность и эмоциональная значимость материала, предлагаемого испытуемому, а также неясность для испытуемого цели и смысла задания. Выполняя задание с подобным материалом, испытуемый как бы проецирует на него свои стремления и желания, мотивы и импульсы, в том числе плохо осознаваемые или совсем неосознаваемые. Достаточно простой проективный метод — тест неокон­ченных предложений. В этом тесте источником информации об испытуемом служат его варианты завершения неоконченных фраз, достаточно неопределенных и эмоцио­нально насыщенных.

Требования к испытуемому: не моложе 14 лет, не знаком с понятием о проективных методах.

Инструкция испытуемому: Сейчас я вам буду читать начала предложений. Вы должны закончить их так, как вам придет в голову. Отвечайте быстро, особенно не задумы­ваясь; правильных или неправильных ответов в этом тесте нет.

Список фраз:

1. Моя специальность (или моя учеба)... 11. Моя голова...
  Моя семья... 12. Дети...
3. Боюсь... 13. Меня беспокоит.
4. Деньги... 14. Смерть...
  Моя мечта... 15. Мой вид...
6. Работа... 16. Друзья...
7. Мои сны... 17. Если бы я мог...
8. Бороться... 18. Мои планы...
  Больше всего я люблю... 19. Скрываю...
10. Дома... 20. Когда мыслю...

Можно дополнить этот список неоконченными предложе­ниями (не более пяти) по вашему выбору, которые могут оказаться значимыми конкретно для этого испытуемого.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 927 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)