АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Универсальная модель знаний
Анализ семантики цветовых канонов в традиционных культурах, вообще говоря, позволил считать, что так называемые “субъективные параметры цвета” тысячелетиями объективно воспроизводились на Земле. Это дало определенные основания приписать им своего рода объективный характер. Эту “объективацию”, в свою очередь, мы обозначили через планы переработки характеристической информации “образ-концептом” (ОК), в котором выделили оптимальное количество работающих “концептов цвета” Кl = S / Id с измерением в битах. Отсюда величины цветового тона оказались заданными произведением концепта цвета на функцию доминирующих длин волн: Ll = КlצDlmax (бит×нм). С учетом площади полос s и образ-концепта Кl насыщенность несамосветящихся апертурных цветов была представлена нами в виде произведения m = Кl×s (бит×нм2).
Напомним, что в хром-модели интеллекта с каждым его компонентом (включая производные функции типа: эмоция, мотивация, потребность, цель и т.п.) мы сопоставили определенные стабильные количественные понятия цветового тела. Благодаря этому выявлены взаимоотношения компонентов в иерархии подсистем интеллекта. Формализация критериев адекватности этих взаимоотношений в виде хром-планов, размерностей и цветов позволили перейти к формальному описанию интеллекта и соответствующей формализации его функций.
Вместе с тем, для формализации взаимоотношений теперь уже этих планов (в разнородных областях данных) требовалось введение адекватного критерия истинности высказываний. С условием того, что это должны быть максимально обобщенные критерии, нами была принята достаточно очевидная аксиома[126]: помимо времени и пространства существует единственная независимая обобщенная (общая для измерений любого рода) величина – информация.
Таким образом, если размерности [L] и [T] традиционно описывают обобщенное представление о пространстве и времени, то [ I ] несет в себе уже представление о информации, которая, как показано в табл. 10.1-6, конкретизируется в зависимости от системы анализа и в тоже время остается инвариантом для разнородных областей знания. Однако этот своеобразный характер [ I ] нельзя представлять как изоморфизм разнородных систем в силу того, что информация всегда адекватна семантике сообщения, но не всегда форме (см. § 14.1), как в этом можно было убедиться и предыдущем параграфе.
Триадная природа представления светоцветовой информации по своей природе явилась естественной основой для построения физико-психо-физиологической системы измерения в хроматизме, которая органично связала физику и психику, внешний и внутренний мир, т.е. свет и цвет внешней среды с интеллектом человека как открытой системой.
Поскольку же светоцветовые измерения, включая измерения цветовых ощущений, относились и к психо-физиологической, и к физической области одновременно, то подстановка единиц информации в производные единицы продемонстрировала возможность формализации представлений и понятий психологии. Переход к верифицируемой систематизации последних был основан на их распределении в соответствии с тремя планами МИдС по принципу размерностного соответствия каждому плану.
В таблице 12.3 курсивом были отмечены параллели с представлениями физики (сила, энергия, мощность и т.п.). Мы уже обращали внимание на тот факт, что они имели и характер семантической корреляции, и одновременно оказывались истинными по критерию размерности. Очевидно, эта общность, казалось бы, совершенно «разнородных представлений» ВС и ЕИ, выявилась лишь благодаря их единству, а также использованию природных кодов ЕИ (абстракции, сублимации и метамеризации, на механизмах которой базируются релевантные хром-планы).
В качестве вывода, обобщающего результаты нашей работы, отметим, что хроматический анализ информационно-пространственно-временного континуума, с одной стороны, и психологических объектов исследования, с другой, привел к дискурсивному выводу общей системы единиц измерения, которая органично связала субъективные и объективные аспекты взаимодействия человека с внешней (светоцветовой) средой.
Итак, хроматический анализ цветовой семантики показал, что созданные выше базы данных актуализировали возможность системно-функционального моделирования наших (еще достаточно несовершенных) знаний, которые для наглядности объединены (согласно единству информационно-полевых законов Вселенной) в табл.15.1.
Таблица 15.1. Информационная модель Вселенной 1)
Модели
| Модель физической картины мира (МФКМ)
| Обобщенная модель ЕИ
| Размерность
| полей 2)
| Гравитационное
| Термодинамическое
| Электромагнитное
| Интеллектуальное
| L
| I
| T
| ИНФОРМАЦИЯ
(экстенсионал)
| Масса
(m)
| Теплоемкость
(Cv º c)
| Заряд
(q)
| Образ-концепт
(Кl)
|
|
|
| Скорость
| v=l/t
| v=ÖTо
| v=h/ml
| v=ÖN = Öd
|
|
| -1
| Ускорение
| a= F/m = v/t
| a(=grad Tо)=v/t
| a=F/q=v/t
| (a= v / t)
|
|
| -2
| Потенциал
| U=Fl/m
| U = Tо=v2= Fl / c
| U= Fl/q
| (U=) N=Fl/Кl= v2
|
|
| -2
| Импульс
| p=m×v
| p=c× v
| p=h/l = q×v
| (p=) INS = Кl× v
|
|
| -1
| Сила
| F= p/t = m×a
| F(=c×grad Tо)=c× a
| F = p/t = q×a
| (F =) МN = Кl×a
|
|
| -2
| Энергия
| Е=m×v2
| E = c× Tо = c× v2
| Е =e = m×v2
| Еm = Кl×N
|
|
| -2
| Работа
| A= m× U
| A(Q=c×DTо)= c × U
| A = q× U
| (A =) AIM× l = Кl ×U
|
|
| -2
| Мощность
| W=A/t = F× v
| W=c×DTо/dt = F v
| W =A/t = F×v
| (W=)INT= N× Кl/ t=F×v
|
|
| -3
| Примечания к таблице:
1) ИМВ (как и МФКМ) не включает безразмерные величины, коэффициенты и т.п., по определению.
2) Под полем здесь понимается область знаний, актуализирующая измеряемую в нем информацию I.
Итак, [LIT] система размерностей позволила не только проверять правильность полученных формул, но и систематизировать их в единой базе знаний, то есть в базе данных со столбцовыми и строчными полями, соединение информации которых, вообще говоря, определяет элементы системы управления базой данных.
| Рис.1. Цветовое тело с цветообозначениями
|
Рис. 2. Количество страхов у детей
Изменение цветоощущения как характеристика возраста.
| Рис.4. Моделирование стихий, по Эмпедоклу
| Рис.5. Моделирование эмоций, по Вундту
|
|
|
|
| Рис.6. Модель интеллекта, по рисунку Фрейда
| Рис.7. Трехмерная модель интеллекта
|
|
| Рис.8. Цветовой «круг Айзенка»
|
| Рис.9. Двухмерная модель интеллекта
| | | | |
m / f = К / С = активность / пассивность,
| (9.1)
|
| m / f = K / C = Id / M
| (9.2)
|
|
| [В] = L l I i T t,
| (11 а)
|
|
| [j] = L2I0T-2,
| (11 b)
|
|
| [e]= [m×j]= [e×j] = L2 I T-2.
| (11 c)
|
|
| [c] = L3 I 3 T -3,
| (11.1)
|
|
| [r] = L0 I T -3
| (11. 2)
|
|
| [Ll×m] = [c] / [r] = L3 I 2T 0.
| (11.3)
|
|
| [m] = L2 I T0
| (11.4)
|
|
| [Ll] = [c] / [r×m] = L I T0
| (11.5)
|
|
| Em = f [ N, (Iw - Ir), х],
| (12.1)
|
|
| Em = N(Iw - Ir).
| (12.2)
|
|
| IОК = Iw – Ir,
| (12.3)
|
|
| Em = N·IОК.
| (12.4)
|
|
| [Em ]= L2IT-2,
| (12.5)
|
|
| [ I ] º I,
| (12.6)
|
|
| [N]= L2I0T-2.
| (12.7)
|
|
| В целях устранения многозначности обозначим это IОК º Кl.
Кl = S / Id.
|
(12.8)
|
|
| [Id] = L2IT-2,
| (12.9)
|
|
| [S] = [Id][Кl] = L2I2T-2,
| (12.10)
|
|
| [d] = L2I0T-2,
| (12.11)
|
|
| d = Id / Кl
| (12.12)
|
|
| e = e×j,
| (12.13)
|
|
| d =e / Кl = e×j / Кl» j.
| (12.14)
|
| N = Id / Кl
| (12.15)
|
| Nr = Id / Ir МT
| (12.16)
|
| Кl = S / Id(Кl ),
| (12.17)
|
| Ir = Кl / МT
| (12.18)
|
| Em = S / Кl = Id
| (12.19)
|
| Er = (Id / МT2) (Кl./ Ir)
| (12.20)
|
|
| m, = f (Id) = N× DI = N× Kl.
| (12.21)
|
|
| A = Kl× d,.
| (12.22)
|
|
| PU =Kl× Id
| (12.23)
|
|
| INS = Kl v = Ö S
| (12.24)
|
|
| AIM= INS / t + D / l.
| (12.25)
|
|
| PA = AIM × Kl
| (12.26)
|
|
| D = А + AIM × l.
| (12.27)
|
|
| Мot = MT × P + N × I / l,
| (12.28)
|
|
| ÑAIM = Mot / t.
| (12.29)
|
|
| Ant =S / Id + Id / d.
| (12.30)
|
|
| INT = N× Кl / t
| (12.31)
|
|
| R (MT) = Кl × MT
| (12.32)
|
|
| АCT (MT) = D× MT + R × d,
| (12.33)
|
|
| I2 = S / d
| (12.34)
|
|
| Q = АCT / t.
| (12.35)
|
|
| Temp = M× Id× S + А× PU
| (12.36)
|
|
| Temp= f (f, m) = c × Öd
| (12.36 а)
|
|
| W = I × Temp= (PU)2.
| (12.37)
|
|
| W = N2 × (I2)2.
| (12.37 а)
|
| | | | | | | | | | | | | |
Величины
| Формула (краткий комментарий)
| Единицы
| L
| I
| T
| Активность
| A = Kl× d,. (функция потребностной, по концепту, модели будущего)
| эв
|
|
| -2
| Цель
| AIM= INS / t + D / l (образ и побудительная сила предвосхищаемого будущего)
| эв / нм
|
|
| -2
| Градиент цели
| ÑAIM = Mot / t (мотивация деятельности как функция времени)
| эв/ нм×c
|
|
| -3
| Антиципация
| Ant =S / Id + Id / d (концепт как образ будущего результата деятельности)
| бит
|
|
|
| Актуализация
| АCT(MT)=D×MT+R × d (извлечение материала из памяти) понятие-эв º п-эв
| п-эв
|
|
| -2
| Деятельность
| D = А + AIM × l (активность в достижении цели как функция потребности)
| эв
|
|
| -2
| Эмоции
| Em = N × Kl (потребностное усвоение смысла ОК)
| эв
|
|
| -2
| Интуиция
| I2 = S / d (знание без осознания принципов и путей получения концепта)
| бит2
|
|
|
| Инсайт
| INS = Kl v = Ö S (внезапное для осознания овладение концептом проблемы)
| бит×нм /с
|
|
| -1
| Интерес
| INT = N× Кl / t (познавательная потребность во времени)
| эв / сек
|
|
| -3
| Мотивация
| Мot = MT × P + N × I / l (конкретизация доминирующей потребности)
| эв / нм
|
|
| -2
| Потребность
| N = Id / I (состояние дефицита информации и т. п.)
| эв / бит
|
|
| -2
| Целеобразование
| PA = AIM × Kl (рождение новых целей, согласно концепту)
| бит×эв/нм
|
|
| -2
| Установка
| PU =Kl× Id (готовность предвосхищать заданную информацию)
| бит ×эв
|
|
| -2
| Быстродействие
| Q = АCT / t (показатель скорости действий = производительность)
| п-эв /сек
|
|
| -3
| Объем памяти
| R= Кl × MT (триада планов МIdS) 1 бит-понятие º 1 бит
| бит
|
|
|
| Темперамент
| Temp = M× Id× S + А× PU (активность интеллекта, согласно установке)
| бит ×эв2
|
|
|
| Воля
| W = I × Temp= (PU)2 (активность интеллекта, согласно c-планам)
| бит2 ×эв2
|
|
| -4
|
[1] Хроматизм – междисциплинарное исследование реального (f-m) человека как открытой информационной системы в реальном светоцветовом окружении внешней среды. В связи с этим следует сразу же подчеркнуть, что теория и методология хроматизма могла появиться только благодаря достижениям современной науки. Так, наиболее конструктивные идеи о системности и атрибутивной формализации функций человека и цвета, в частности, исследовали В.М. Бехтерев, В. Вундт, Л.С. Выготский, З. Фрейд, С.В. Кравков, К.-Г. Юнг, С.Л. Рубинштейн, К. Леви-Стросс, П.К. Анохин, Д.Н. Узнадзе, Ж. Пиаже, М. Люшер, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, П.В. Симонов, Ч.А. Измайлов, Е.Н. Соколов и другие ученые.
[2] Здесь и далее используются общепринятые обозначения цветов по их первым буквам: К- красный, О- оранжевый, Ж- желтый, З- зеленый, Г- голубой, С- синий, Ф- фиолетовый, П- пурпурный, Б- белый, Сер- серый, Ч- черный, Кор- коричневый и т.п.
[3] Гендер (то есть не физический, а о полоролевой диморфизм) предполагает наличие психологических различий, которые проявлялись, в частности, в психофизиологии цветовосприятия. Понятие полового диморфизма, согласно работам специалистов, включает меняющиеся в онтогенезе (взросление, старение), различия между (f) и (m), которые объективно выражаются в выборе предпочтительных цветов (одежды, интерьера и т. п.), в репрезентативном доминировании левого у (m) и правого у (f) полуполей зрения, которые связаны с типом мышления и т.д. и т. п. [Hanna J.L. Dance, sex and gender: signs of identity, dominance, defiance and desire. Chicago, 1988; Haraway D. Primat vision: gender, race and nature in the world of modern science. N.Y., 1989]. Таким образом, под гендером понимается социо-культурная обусловленность диморфизма человека, которая определяется по выбору предпочтительных цветов и репрезентативно коррелирует с физическим полом как распределение доминант соответствующих компонентов интеллекта.
[4] Строго говоря, дополнительный к красному – зеленовато-голубой, но на него ученые почему-то не обращают внимания. Дополнительные цвета при визуальном смешении дают белый и серый, распределяясь попарно (диаметрально противоположно) по осям цветового круга: красный – голубой, оранжевый – голубовато-синий, желтый – синий, желто-зеленый – фиолетовый, зеленый – пурпурный.
[5] Агранович Е.С. Теоретические и экспериментальные предпосылки для нормирования цвета в школах. // Здравоохранение Белоруссии, 1966, № 7. Иванов Н.Ю. Цвет на судне. Психофизиологическое обоснование выбора цвета покрытий. Л., 1970. Шварц Л.А. Сенсибилизация к дополнительным спектральным цветам // Известия АПН РСФСР, 1947, вып.8. The science of color. // Opt.Soc.Am. N.Y., 1953.
[6] Сублимат – хроматическая характеристика архетипа, позволяющая выявить его семантику по функциям, феноменологически проявляющимся в предпочтительных цветах и других характеристиках хроматизма.
[7] Архетип – формирующийся в фило- и онтогенезе культурно-генетический ноумен восприятия, определенные информационные характеристики которого все же могут быть выявлены по его хроматическим свойствам.
[8] Детализация этой концепции представлена такими цветотерапевтами как Г. Клар, Я. Скотт, Т. Эндрюс и Г. Бреслав.
[9] Печкова Т.А. Системы классификации цвета.- М., 1969, с.19.
[10] Munsell A.H. A color notation.- Baltimore, 1941.
[11] Так, если О цвет вначале стимулирует, то после адаптации приводит к торможению. Аналогично и действие С – после фазы торможения в процессе адаптации возникает фаза возбуждения. Это свойство цветового пространства сопоставимо с результатами факторного анализа, проводимого в различных условиях, когда факторные оппозиции (в их векторном представлении) меняют свою направленность. Здесь же появляется возможность их реального измерения в цветовом теле со значимой нулевой точкой, которую предлагал еще В. Вундт в системе декартовых координат.
[12] Обратим внимание: эти пары цветов не являются взаимообратимыми как это наблюдалось для дополнительных цветов. Например, цветом последовательного контраста к красному на белом фоне будет зеленый, тогда как к зеленому – пурпурный; к желтому – фиолетовый, тогда как к фиолетовому – зеленовато-желтый и т.д.
[13] Да и не только детей. Вспомним “желтизну полотен Ван Гога”, “голубой и розовый периоды Пикассо”, “красные цвета Руо” и т.д.
[14] Семантическое представление объективной составляющей (через репрезентативные базы данных культурологии и психологии цвета) привело нас к хроматическому анализу субъективной составляющей, которая оказалось инвариантной для цвета и эмоций с асимметричностью ошибок относительно гендера.
[15] Детализация этого подразделения как системно-функциональной динамической модели интеллекта приведена в главе 5.
[16] Соответствующие доминанты интеллекта определяют тип темперамента по предпочтительному выбору цветов испытуемым данного пола и возраста при строго заданных условиях, где условия подразделяются на нормальные - N, то есть обыденные, обыкновенные, привычные и экстремальные - E, то есть непривычные, трансовые, измененное состояние интеллекта. Обратим внимание, что понятие «измененное состояние сознания» является нонсенсом («несознающее сознание»). Поэтому это состояние мы будем называть «измененным состоянием интеллекта», или строго говоря, состоянием с перераспределенными доминантами компонентов интеллекта.
[17] Так, например, понятие ”амбивалентность цвета” категорически противоречит “принципу исключенного третьего”, составляющего непременный атрибут рационально построенного научного мышления и абстракции как его результата.
[18] Метамеризация – бессознательный процесс ощущения одинаковыми смеси различных спектральных цветов.
[19] Сб. Исследование памяти. (Ред. Н.Н. Корж) М., 1990, гл. 5-7, 10-13; Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1990, Гл.1, 2, 4; Прибрам К. Языки мозга. М., 1975, гл. 7.
[20] Beck A.T. Cognitive theory and emotional disorders. N.Y/1976, Ch. 1-3.
[21] Пространный обзор теорий цветовой гармонии представлен в монографии Л.Н. Мироновой «Цветоведение». Минск, ВШ, 1985.
[22] Frances R. Psychologie de l'esthetique. P., 1968, р. 18, 87.
[23] Темперамент – интегральная функция интеллекта, обусловленная нейродинамической организацией головного мозга (M и Id) и структурно-динамическими особенностями организма (S). По мнению К. Клонингера, в головном мозге темперамент преимущественно связан с миндалиной и гипоталамусом [Cloninger C. Temperament and personality // Curr.Op.Neurobiol., 1994, v.4, #2, p.266-273]. Соответствующие доминанты MIdS определяют тип темперамента по предпочтительному выбору цветов испытуемым данного пола и возраста при строго заданных условиях, где условия подразделяются на нормальные - N, то есть обыденные, обыкновенные, привычные и экстремальные - E, то есть непривычные, трансовые, измененное состояние интеллекта.
[24] Согласно исследованиям Хайдер, фокусные цвета запоминаются лучше и точнее других даже теми испытуемыми, в языке которых отсутствуют данные цветообозначения, поскольку в процессе узнавания предъявленных цветов зрительный перебор участвует отдельно от вербального.
[25] Средняя продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин примерно в той же степени, что и падение чувствительности к женским (Ж, Г, П) и мужским (К, З, Ф) цветам.
[26] M. Rzepinska. Historia koloru...- Krakow, 1983, p. 80.
[27] Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // ВФ, 1990, №7, с. 27.
[28] Гавриленко О.Н. Параметр тревожности и цветопредпочтение. // Проблема цвета....- М., 1993. с.147; Zeugner G. Farbenlehre // Farbgestaltung. - B., 1987, s. 141 ff.
[29] Как утверждает Элиаде, мандала есть не столько проекция ума на внешний мир, сколько объективный символ образа мира в себе. Вероятно поэтому храмы практически всех мировых религий построены прямо по проекции мандалы.
[30] Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, Ч.1-3; он же. Античный хроматизм.- СПб, 1995, ч.1 и Приложение II.
[31] Цит. по: Керлот Х.Э. Словарь символов.- М., 1994, с.550.
[32] Юрьев Ф.И. Цвет в искусстве книги.-Киев, 1987, гл.2-4; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, гл.6-7; Мостепаненко Е.И. Свет в театре, архитектуре, живописи... -М.,1987.
[33] Сб. “Принцип соответствия”. Историко-методологический анализ.- М., 1979, гл.I,III,V.
[34] Льюис К.С. Любовь. Страдания. Надежда.- М., 1992, с.208 слл.; Фромм Э. Искусство любви.- Минск, 1990, гл.II; Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, с. 150, 161, 178, 329.
[35] Серов Н.В. Античный хроматизм.- СПб, 1995, с. 462.
[36] Обращаем внимание специалистов, что эти значения – сублиматы, то есть интуитивно выведены нами в результате 40-летнего анализа фактических данных истории мировой культуры, согласно чему их следует расценивать лишь как рабочие гипотезы цветовой терапии.
[37] Подир – длинная одежда, которая, по мнению этнологов, ведет свое происхождение от одежд древних жриц.
[38] Объективно, по данным спектрофотометрии, женская артериальная кровь является более голубой в силу наличия в ней большей концентрации ионов меди, чем в мужской крови, которая, соответственно содержит больше ионов железа.
[39] Как отмечал Ф.М. Достоевский, надев синие очки, барышни немедленно стали иметь свои собственные убеждения.
[40] Выражение «синий чулок» имело несколько презрительный смысл и употреблялось для обозначения сухих педанток, лишенных женственности и погруженных в книжные, отвлеченные интересы (В.И. Ожегов).
[41] Кн. Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Paris, YMCA-PRESS, 1965.
[42] Колмогоров А.Н. Автоматы и жизнь. // Сб. Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная. М., Наука, 1968.
[43] Представленную ньютоновской трактовкой стадию ощущения в неявном виде содержит психическое переживание.
[44] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974, с.313.
[45] Он же. Новые очерки по психологии искусства.- М., 1994, с.187.
[46] Серов Н.В. Хроматизм мифа.- Л., 1990, с.45,49; Античный хроматизм.- СПб, 1995, с.467.
[47] Цит. по книге: К.Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996, с. 235.
[48] См., к примеру, Сб. «Красота и мозг», М.,1996, гл.1-2,9, 10, статьи в журнале РАН «Природа» №3, 1997 г.: П.В. Симонов «Нейробиология индивидуальности» и Р. Салмелин, Р. Хари и М. Самс ««Нейромагнитное окно» в человеческий мозг».
[49] Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990; он же. Лечение цветом. Мода и гармония. Спб., 1993, Приложение III (Тесты).
[50] Показательно, что при возможном объединении указанных архетипов (религий) человечество могло бы придти (от существующего сегодня религиозно-воинственного разъединения по различным конфессиям) к объединяющей его Вере в Белый свет, образованный цветовыми канонами и архетипами своих предков, то есть культурно-религиозным опытом всего человечества.
[51] Вежбицкая Анна. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия.// Язык. Культура. Познание. М., 1997. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., Наука, 1985. Белик А.А. Психологическая антропология. М.,1993
[52] В теории З.Фрейда ‘Я’ является своего рода местом столкновений бессознательно-иррационального ‘Оно’ (Ubw) и «восприятия-сознания» (W-Bw) в обход ‘Сверх-Я’. Так как вытесненный в «Оно» материал постоянно стремится вернуться в «Я», то функционирование психики приобретает динамически напряженный характер: влечения начинают нести амбивалентную семантику и то, что для «Оно» имеет положительную эмоциональную окраску, для «Я» становится отрицательным (и наоборот - любовь для «Я» сопоставима с ненавистью для «Оно», жестокость - с добротой и т.п.).[Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 1989, 31 лекция].
[53] Cooper J.C. Lexicon alter Simbol.. Leipzig, 1986; Gericke L., Schone K. Das Phanomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung.. B., 1970.; Rzepinska M. Historia koloru w dziejach malarstwa europejskiego.- Krakow., 1983; Gage J. Color and culture. L., 1993; Hall M. Color and meaning in Renaissance art.. N.Y., 1994; Lamb T., Bourriau (Red.) Color: art and science. N.Y., 1995.
[54] При этом следует учесть, что как и пары дополнительных цветов (см. § 14.3), все названия факторов (в факторном анализе) даются в оппонентной и/или биполярной форме. Преимущество корреляции цвета с факторами заключается в устранении многозначности при оценке направления оси вектора. Так, указанием различных противоположностей можно изменить направление интерпретации вектора: например, противоположностью эмоциональности (оК) могут быть как сдержанность (гС), так и вялость эмоций (сГ).
[55] The Luscher color test. Scott I.A. (Ed.) N.Y., Pocket books, 1971. Lьscher M. Psychologiе der Farben. Test Verlag. Basel, 1971. Цветовой тест Люшера.- Новосибирск, 1995. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. - СПб, М., Харьков, Минск, 1997.
[56] Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994.
[57] Серов Н.В. Цвет как время, пространство и эмоции. // “Петербургский рекламист”, 1996, №11.
[58] Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. Л., 1985. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб, 1997. Lьscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985. The Luscher Color Test. N.Y., 1971.
[59] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
[60] Например, как цвет, так и факторы в методике факторного анализа задаются в биполярной форме, что дает возможность проведения между ними количественных корреляций. Так, например, Б.М. Величковский находит достаточное число оснований для прямого соотнесения таких методик как факторный анализ Ч. Осгуда и трехмерный характер представления эмоций и цвета В. Вундта.
[61] Серов Н.В. О междисциплинарном языке и моделировании интеллекта. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, 1997, с. 193 - 201.
[62] Riley C.A. Color codes: modern theories... UPNE, 1995.
[63] Spearman Ch. Human abilities. L., 1950.
[64] Бассин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопр.психологии, 1971, № 4.
[65] Так, «на первосигнальном уровне» предметы и явления действительности обобщаются на основе сходства вызываемых ими целостных пространственно-временных паттернов возбуждений, что имеет место либо при общем глобальном сходстве предметов и явлений, либо если все они обладают каким-либо особенно сильным бросающимся в глаза признаком», – отмечает Чуприкова Н.И. в работе Психика и сознание как функция мозга. М., 1985, с. 145.
[66] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994, с. 231- 234.
[67] Шеннон К. Работы по теории информации... -М., 1963.
[68] Мешков В.В., Матвеев А.Б. Основы светотехники. М., Ч.1, 1979, Ч.2, 1989. Тиходеев П.М. Световые измерения в светотехнике (фотометрия). М.-Л., 1962. Хантли Г. Анализ размерностей. М., 1970. Чертов А.Г. Физические величины.. М., 1990.
[69] Радченко А.Н. Ассоциативная память. Нейронные сети. Оптимизация нейропроцессоров. СПб, Наука, 1998.
[70] Поскольку величина светлоты (яркости) и по смыслу и по размерности соответствует интенсивности, связанной с вектором Пойнтинга, то цветовые атрибуты характеризуются дипольными электрическими переходами, то есть смысл Ll определяется величиной дипольного электрического момента pe = ql с размерностью [pe]=[Ll] = LI. Отсюда оппонентность m может быть представлена моментом сил магнитного диполя M=IBl2 (где I – ток в магнитном поле, В – магнитная индукция и l – расстояние по оси) и имеет соответствующую размерность [M]= [m] = L2I.
[71] Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
[72] Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов М.А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987, с 131.
[73] См., например, монографию Б.Ф. Поршнева Социальная психология и история. М., 1966, с.172.
[74] Шрейдер Ю.А. Проблемы кибернетики. М., 1965, в.13.
[75] Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб, 1995, с.465 сл.
[76] Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем. // Психологич. журн., 1995, Т.16, № 1
[77] Филимоненко Т.Ю. Феномен психологического времени // Ананьевские чтения - 97, СПбГУ, 1997, с.154.
[78] Treisman A.M. Contextual cues in selective listening. // Quart.J.Exp.Psychol., 1960, v.12; Friendley M. Methods for findings grafic representations of associative memory structures. // Puff R.C. (Ed.) Memory organisation and structure. N.Y., 1979.
[79] Cavanagy J.P. Relation between the immediate memory span and memory search rate. // Psychol. Rev., 1972, v.79.
[80] П.В. Симонов в работе “О филогенетических предпосылках воли” подчеркивает, что волевое поведение характеризуется потребностью в преодолении преград на пути к ее удовлетворению и в качестве замечательного примера приводит семантическую параллель между двумя значениями русского понятия ‘воля’: 1.‘свобода’ и 2. ‘параметр психического’.
[81] Зоз Н.И., Шафранов Б.В. Свет и цвет на производстве. М., Медицина, 1970.
[82] Кравков С.В. Цветовое зрение. М., 1951. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. МГУ. 1989, Ч.2.
[83] Глезер В.Д. Зрение и мышление. СПб, 1993. Сб. “Восприятие. Механизмы и модели”. М, 1974, Ч.2.
[84] Психофизиологические работы позволили выявить локализацию архетипов в наиболее древних структурах мозга (гипоталамус и стволовой отдел), а также в правом полушарии головного мозга [Rossi E. The cerebral hemispheres in analitycal psychology // J. Analyt. Psychol., 1977, v.22, №1, p.32-58; Henry J. Comment on “The cerebral hemispheres in analitycal psychology” by Rossi E. // Ibid., №2, p.52-58]. Показательно, что независимые исследования привели к выводам о соотнесении этих структур с генетически наследуемыми неосознаваемыми психологическими функциями (под- и бес-сознание), являющимися основой собственно цвето- восприятия и предпочтений. Методы функциональной психологии, с другой стороны, показали возможность установления соотношений между правым и левым полушариями мозга и восприятием, соответственно, цвета и формы [Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга и творчество // Сб. Интуиция, логика, творчество. М., 1987, с. 36-54; Вейн А.М., Молдовану И.В. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры.// Там же, с. 54-64; Сб. Красота и мозг. М.,1995, Ч.III-IV].
[85] См. § 1.5 и комментарии к табл. 10.1.
[86] В психоанализе ‘сублимация’ – трансформация конкретного (либидо) в обобщенное (социально приемлемую цель). Вместе с тем, было показано (см. Хроматизм мифа, § 2.3 и Гл. 6, Античный хроматизм, с.465-467; Эстетика цвета, § 3.4), что механизм образования характеристических свойств архетипов напрямую связан с процессом сублимации, благодаря которому и возникает цветовой предикат ОК, названный “сублиматом” в силу того, что в нем заложен конечный результат процесса сублимации, т.е. Ид-планового обобщения конкретного (информации С-плана) в образ-концепт (ОК).
[87] К. Шеннон считал, что «эффективность решения таких задач, как распознавание образов, перевод с одного языка на другой, предполагает создание другого типа вычислительных машин, чем мы имеем сегодня. Мне кажется,- писал он,- что это должны быть вычислительные машины, которые будут выполнять естественные операции с образами, понятиями и смутными аналогиями, а не последовательные операции с десятиразрядными числами».
[88] Цоллингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики. // Красота и мозг. М., 1995, с.162. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. МГУ, 1989. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1990, Гл.8. Cumming R., Cumming P. The colour eye. L. 1990.
[89] Костандов Э. А. Роль бессознательного в процедуре принятия решения. // Интуиция, логика, творчество. М., 1987.
[90] Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. М., 1990. Technometrics, 1995, 37 (3), pp. 194, 262, 267.
[91] Батыршин И.З. Методы представления и обработки нечеткой информации в интеллектуальных системах. // Новости искусственного интеллекта, 1996, 2, с. 9.
[92] Комментарии к подобным публикациям в США см.: Новости искусственного интеллекта, 1995, №4, с.57.
[93] Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990; он же. Античный хроматизм. СПб, 1995.
[94] Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. М., 1964, с.310. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. МГУ, 1989, Ч.1-2. Луизов А.В. Цвет и свет. Л., 1989. Shepard R.N. Form, formation and transformation of internal representations.// Information processing and cognition. // Information processing and cognition. New Jersey, 1975.
[95] Обычно под амбивалентностью понимают оппонентность хроматических свойств конверсива, например, один и тот же объект вызывает двойственность воспринимаемой информации: например, для чувств - «смех сквозь слезы», для цвета - красный: «любовь-ненависть» и т.п.
[96] В отличие от колориметрии, изучающей световые потоки и самосветящиеся тела, хромометрия изучает закономерности существования всей триады «хрома» (см. 1 Часть).
[97] Отсюда следует, что основная единица измерения семантического объема и содержания информации – триада ЦТ (Ll, m, r) и контекстно-связанный с ней интенсионал ОК (Кl= 7±2 экстенсионалов: 8 Ll в ЦК и 3 сигнификата r на АО ЦТ).
[98] Зинченко В.П., Мунипов В.Н. Основы эргономики. М., МГУ. 1979; Серов Н.В. Хроматизм мифа.Л.,1990, Ч.1;Он же, О классификации формул физики на основе теории размерностей. // Физика твердого тела. Л.,ЛГУ,1975,с.236-241.
[99] Здесь и как ранее под “хром-планами” (лат. planus - ровный, понятный) понимаются интенсионалы типа взаимно определяемых функциональных свойств разнородных экстенсионалов, то есть компонентов замкнутой системы, которые достоверно могут быть соотнесены с аналогичными свойствами других компонентов этой же и/или другой замкнутой системы. Анализ понятия аналогичности представлен в монографии: Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования.. М., Наука, 1970. Пример триады хроматических M-, Id- и S-планов представлен во 2 Части, где в зависимости от системы анализа (строка в табл.) каждый из планов (столбец в табл.) не только содержит, но и предполагает аналогичный информационный аспект относительно одноименных планов других (менее изученных) систем, в силу сохранения вышеуказанной функциональной связи как между компонентами систем и планами, так и между планами систем (строка) и планами анализа.
[100] Маркеры – кодовые формулы, т.е. абстракты и сублиматы ([LIT], (MIdS), планы, цвет и т.п.), служащие для взаимосвязи разнородных БД (хром-БД) между собой в формулах СУБД и СУБЗ ИМТАК.
[101] Цит. по: Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., Наука, 1985, с. 349.
[102] Сб. «Психологические проблемы социальной регуляции поведения». М., 1976, с. 297.
[103] Berlin В., Kay P. Basic color terms. Berkeley, 1969. Brown R., Lenneberg Е.Н. А study оf language and cognition. // J. Abnorm. Soc. Psychol., 1954, v.49, p. 454-462. Heider Е.R., Olivier D.С. The structure оf the color space in naming and memory for two languages. // Cogn.Psych., 1972, v. 3, p.337-355. Николаенко Н. Н., Родионов В. Д. Классификация цвета и функциональная асимметрия мозга.// Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985.
[104] Согласно выводам Хайдер, фокусные цвета запоминаютя лучше и точнее других даже теми испытуемыми, в языке которых отсутствуют данные цветообозначения [Heider Е.R. Universals in color naming and memory.// J.Exper.Psych., 1972, v. 93, p.17].
[105] Под лингвистическим процессором обычно понимают реализованную на ЭВМ модель естественного языка пользователя См., например: Богуславский И.М., Цинман Л.Л. Семантический компонент лингвистического процессора. // Семиотика и информатика. М., 1990, в.30, с. 10.
[106] Сб. Физиология зрения в нормальных и экстремальных условиях. Л., 1969, с. 19, 43, 118, 130.
[107] Ср. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М., 1984, Гл.1.
[108] Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1995. Riley C.A. Color codes: modern theories of color in philosophy, painting and architecture, literature, music and psychology. University Press of New England, 1995.
[109] Поляков А.О. Интеллектуальные системы управления. СПб, 1997, с.64.
[110] Серов Н.В. Электронные термы простых молекул. // Оптика и спектроскопия, 1984, т.56, с. 390; он же, Метод изучения закономерностей в системах электронных термов. М., ВИНИТИ, 1986, Гл.2.
[111] Колмогоров А. Н. Автоматы и жизнь.- В сб. «О сущности жизни». М., Наука, 1964, с. 54.
[112] Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978, с. 75; Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. // Сб. Красота и мозг. - М., Мир, 1995, с.32-70.
[113] Miller G.A., Galanter E., Pribram К.H. Plans and the structure of behavior. - N. Y., Holt, 1960.
[114] Из принципа Геринга (см. 13.1.2) несложно вывести аналогичные принципы для оппонентных осей ЦК: при продвижении по оппонентной оси от серого насыщенность (содержание в цвете чисто спектрального тона) увеличивается в той же мере, в какой уменьшается содержание дополнительного цвета. Насыщенность цвета обратно пропорциональна вкладу дополнительного цвета в той же мере, что и светлота цвета – вкладу черного цвета в заданную цветность.
[115] Примеры использования этого принципа представлены нами в Хроматизме мифа (дихотомия дао) и в Античном хроматизме (логика орфико-пифагорейцев).
[116] Согласно концепции Фреге-Карнапа, этот принцип справедлив для экстенсионал-контекстов, где важно лишь предметное значение выражений (их “объем”), тогда как для интенсионалов необходимо учитывать смысл выражений, который мы кодируем ОК.
[117] При этом для данного цветового треугольника точка, соответствующая белому цвету, сдвигается в направлении адаптирующего цвета и все цветовые тона и «насыщенности» преобразуются в направлении, указанном этим сдвигом. См. подробнее: Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М., 1978. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. М., Мир, 1964.
[118] Под связанной принято понимать такой вид информации, который коррелирует с составом компонентов и межкомпонентных взаимодействий по типу относительно устойчивых функциональных состояний систем, обладающих внутренней структурной информацией, как их определил Н. Винер в книге «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», М., 1958, с.210.
[119] Вообще говоря, энергия сигнала а, следовательно, и информация относятся к экстенсивным величинам, что нами было показано в 11 главе на базе системы размерностей [LIT], где за основные величины приняты L - пространство, I - информация, T - время. Отсюда вытекает, что соотношение (14.6) в качестве атрибутов сигнала может включать любые экстенсивные величины типа яркости, потока, плотности потока, связанные с относительными величинами излучения.
[120] Цветовым телом называется двойной конус с цветовым кругом (который расположен между основаниями конусов) и ахромной осью, соединяющей вершины конусов, по типу цветового тела Манселла (см. Рис.1).
[121] Graham C.H. Discriminations that depend on wavelength. // Vision and visual perception. N.Y., 1966, P.350.
[122] Поляков А.О., Серов Н.В. Цветовая компонентная модель интеллекта в задачах контекстно-зависимого управления. // Теоретические основы и прикладные задачи интеллектуальных информационных технологий. СПб, СПИИРАН, 1998.
[123] Shepard R.N. Form, formation and transformation of internal representations.// Information processing and cognition. N.J., 1975.
[124] Это связано с тем, что, по Троланду, кривые видности приобретают гауссов контур лишь после корректировки на поглощение макулярными пигментами и хрусталиком глаза
[125] Интересно, что интенсивность полученной нами полосы с плечом lmax =500 нм превышает таковую для lmax = 560 нм, что находится в согласии с измерениями Н.И. Пинегиным абсолютных значений Vl и Vl ’.
[126] Разумеется, это положение справедливо для интеллекта, оперирующего не догматами, а информацией.
Примечания к таблице: По всей вероятности, реальная (количественная, то есть учитывающая опущенные нами безразмерные коэффициенты) теория интеллекта реального (f-m) человека в реальном (цветном) мире (актуальность которой общеизвестна) будет создана путем последующих уточнений представленных формул. Представить эти формулы позволил междисциплинарный характер хроматизма, однако их экспериментальная проверка и понятийная отработка теперь может определяться специалистами в области психологии и информатике.
[i] S – бессознание - связанный с неосознаваемой (S -плановой) обработкой информации компонент интеллекта как коррелят соматических, гуморальных, гормональных и других базисных свойств организма, обеспечивающих его гомеостаз. Динамическая локализация функций бессознания – стволовые отделы, подкорка головного мозга и парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.
[ii] Id – подсознание - Id -плановые функционально организованные динамические структуры подкорки, правого полушария головного мозга и симпатического отдела вегетативной нервной системы.
[iii] МТ – функции сознания – (М -плана) динамически локализованы в коре и левом полушарии головного мозга. МТ моделируется П-З осью цветового круга.
[iv] Самосознание – (образ Я – «Я-концепция») установка по отношению к самому себе. Моделируется Зсоставляющей МТ.
[v] Сверхсознание (по Станиславскому-Симонову, творческая интуиция) обычно служит удовлетворению потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данного индивида. Моделируется П составляющей МТ .
[vi] Духовность– идеальная потребность познания, более свойственная m (S < Id ³ MЗ).
[vii] Намерение, по Левину, – квазипотребность,– более свойственное m (S < Id ³ MЗ) сознательное (М-) стремление завершить действие по намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата и цели.
[viii] Душевность – социальная потребность альтруизма, более свойственная f (S > Id < MП).
[ix] ‘Радражитель’(физиол) – обобщение понятий ‘стимул’ и ‘сигнал’. Приведенное разнесение “стимулов” по графам требует задания граничных условий, практически невыполнимых для данного приближения.
[x] К внутренним стимулам принято относить: 1) инстинкты и 2) потребности. Однако, как следует из данной систематики, их размерности (как и смысл) существенно различны и лишь произведение этих величин дает смысл ‘стимула’.
[xi] Возбуждение – свойство и функция ЕИ активного ответа С-плана на раздражение; как носитель информации о свойствах поступающих раздражений совместно с торможением – регулятор активности всех планов MIdS.
[xii] Ощущения (С-план). Одно из основных свойств ощущений – их качественная характеристика (ощущение зрения - цвет, слуха – тон и тембр). В отличие от остальных характеристик, модальные отражают свойства реальности в специфически закодированной форме: длина волны света отражается как цвет, частота звуковых волн – как тон и т.д. Ключевые раздражители – объекты и их функции, значимые для СИд-плана.
[xiii] Аффект – сильное кратковременное эмоциональное состояние С-плана в Е-условиях существования MИдС.
[xiv] Настойчивость - действия МИдС, направленные на достижение цели ОК вопреки трудностям выбора по триадам, требующего силы воли и устойчивости мотивации.
[xv] Мотивировка – рациональное социально-приемлемое (М-план) объяснение индивидом причин своих действий.
[xvi] Мышление – процесс познавательной деятельности ЕИ, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением реальности. Мышление возникает при наборе “критической массы” информации в виде образов, представлений и концептов Ид-плана в ОК ЦТ. Обобщение – продукт мыслительной деятельности MIdS-планов как предикация хром-плановых признаков и качеств реального мира. Проблему “сводимости” (непротиворечивости М- и С-планов с индивидуальностью противоречий Ид-плана) конденсор (d) Ид-плана разрешает инверсией информации (инсайт как М-информация ОК).
[xvii] Ощущения, согласно модальностям (см. сноску выше), являются предикатами внешней среды и, следовательно, первичными элементами ОК, существующего в Ид-плане (‘восприятия’ МИдС).
[xviii] Восприятие – относится только к настоящему времени (Ид-план ахромной оси ЦТ) – активная целостная (М+Ид+С) мотивированная переработка информации, целенаправленно обеспечивающая ориентировку интеллекта в окружающем мире благодаря мышлению, памяти и вниманию. Иинтенциональный, целевой, направленный характер восприятия связан, по Зинченко, с перцептивными действиями, которые позволяют выделять информативное содержание ситуации. По этому содержанию MIdS может сличать воспринимаемые денотаты с хранящимся в его памяти ОК и опознавать их, относя к определенному семантическому классу по принципу МИд- плановой категоризации.
[xix] Воображение (“во-круг образа”) –процесс, представляющий результат деятельности МИдС до ее начала и выражающийся в Ид- построении ОК конечного результата и МС-плановом поиске средств для его реализации.
[xx] Представления – образы, возникающие на основе их припоминания и/или воображения. В отличие от восприятия, могут 1) носить обобщенный характер и 2) относиться к прошлому (М-) и возможному будущему (Син-план), что в информационной модели MIdS отражается на ахромной оси ЦТ. Согласно Гербарту, представления – “первичные элементы души”. Отношения противоборства и конфликта между представлениями и стремление удержаться в МИд-плановом пространстве интеллекта, вытесняет другие в Син-план, откуда они стремятся вырваться обратно. Поэтому, в частности, ‘представление’, а, вообще говоря, и весь процесс ‘познания’ может быть истолкован как силовая величина (сила).
[xxi] Понятие – результат процесса мышления, выраженный в вербальной форме М-плана.
[xxii] Образ фиксирует одновременное представление денотата с нескольких точек зрения сигнификата в ОК цветового тела и, следовательно, долен быть рассмотрен с позиций конверсных отношений. Опредмеченный образ – результат процесса образного мышления Ид-плана, представленный в М-плане интеллекта.
[xxiii] Чувства – в отличие от ситуативных эмоций Ид-плана и аффектов С-плана интеллекта, – одна из устойчивых форм переживания своего отношения к реальному миру, имеющая стабильную мотивационную MN значимость и моделируемая, по Вундту, расстоянием l амбивалентных осей цветового тела.
[xxiv] Вера – особое (N+ E) состояние интеллекта с полным и безусловным (С-плановым) принятием какой-либо информации, которая далее будет выступать базовой для него, его действий, суждений и отношений.
[xxv] Стыд – аффективно окрашенная эмоция несоответствия действий СИд-плана нормам М-плана интеллекта.
[xxvi] Надежда – эмоциональное Ид-плановое переживание, возникающее при ожидании интеллекта определенного желаемого события и отражающее предвосхищаемую ОК вероятность его реального осуществления.
[xxvii] Юмор – оптимум МИд-плановой амбивалентности чувств. “Настоящий смех... очищает от догматизма, односторонности, окостенелости, от фанатизма и категоричности..., от дурной одноплановости и однозначности.” (Бахтин).
[xxviii] Совесть – спсобность интеллекта осушествлять нравственный самоконтроль в МИд - плане.
[xxix] Настроение – фоновое нередко осознаваемое (М-плановое) чувство умеренной интенсивности.
[xxx] Автоматизм, навык, операция – действия С-плана, реализуемые без участия М-плана (сознания).
[xxxi] Целенаправленная деятельность – процесс удовлетворения потребностей. Субъективно “осознавая” цель как потребность, индивид убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь путем достижения цели. Это дает ему возможность соотносить свои субъективные представления о потребности (Ид) с ее объективным содержанием (М), отыскивая средства овладения целью как объектом: Ид/М (см. ‘Антиципация’).
[xxxii] Поисковая активность – 1) деятельность МИдС, направленная на изменение ситуации при отсутствии определенных М-прогнозов его результатов, но при постоянном учете его эффективности. 2) - обязательный компонент многих типов деятельности МИдС (планирование, представление и т.п.).
[xxxiii] Ассоциация– неосознаваемая (Ид) связь между объектами (свойствами, явлениями, процессами), при которой актуализация одного приводит к появлению другого в силу единства хром-плана ОК (их сублиматов), расположенного по смежности, сходству и/или контрасту в цветовом теле.
[xxxiv] Внимание – М-плановая направленность деятельности МИдС на что-либо определенное. Характеризует согласованность различных этапов фукциональной структуры действия интеллекта, направленного на цель деятельности. По Гальперину, внимание – функция внутреннего контроля за соответствием действий интеллекта программам их осуществления.
[xxxv] Идентификация – процесс сопоставления денотатов на основе хром-свойств их концептов в ОК, результатом чего появляетсятся решение о их сходстве или различиях.
[xxxvi] Вдохновение - состояние повышенной активности ИДС-планов интеллекта, с высокой продуктивностью деятельности, памяти, внимания и воли, направленной на реализацию идеи и цели ОК.
[xxxvii] Интериоризация - МИд-плановое превращение внешних свойств осуществления информационных связей внешней среды во внутренние хром-свойства ОК.
[xxxviii] Экстериоризация может быть сведена к вербальной формализации полученного контекста ОК. Прогноз информации для вербализации включает четыре стадии: 1) Антиципация ОК по осям цветового тела в Ид-плане, 2) Выявление сублимированных связей ОК для выдвигаемой гипотезы (С-план), 3) Прогнозируемая оценка вероятности ОК (ИдС-план) в контексте имеющейся информации С-плана и 4) Оценка вероятности адекватной передачи ОК в вербальной форме (МИд-план). Вероятно, поэтому декодирование ОК на вербальном уровне нередко характеризовалось известными метафорами: “Мысль не воплощается, а совершается в слове”; “Единицы мысли и единицы речи не совпадают” (Выготский); “В речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем” (Рубинштейн).
[xxxix] Запоминание – обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание информации в памяти.
[xl] Воспоминание – извлечение из долговременной памяти образов прошлого, локализуемых в информационно-пространственно-временном континууме хром-планов цветового тела. Воспоминания делятся на: 1) произвольное (припоминание) - М-плановое восстановление Ид-отношения к чему-либо (сопутствующие эмоции и т.п.); 2) непроизвольное, когда Ид-образы спонтанно возникают в М-плане (в сознании) и вступают в противоречие с волей.
[xli] Воспроизведение – действия интеллекта по восстановлению и реконструкции актуализированного содержания информации в знаковой форме. В отличие от узнавания осуществляется без повторного восприятия стимула. Количество ошибок воспроизведения уменьшается при тренировке и высокой мотивации.
[xlii] Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением М-плановой возможности припоминания и воспроизведения запомненной информации. Согласно интерференционным теориям 60-х гг, забывание - это следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. В хроматизме, практически по Аткинсону, принято, что долговременная память интеллекта “вечна”, а забывание связано с неадекватными семантическими ключами ее поиска в ОК, из-за чего и возникает “интерференция смешения”- забывание.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 524 | Нарушение авторских прав
|