АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Роль нервной системы в процессе эволюции животных организмов

Прочитайте:
  1. III. Выделение лекарственных веществ, являющихся продуктами жизнедеятельности грибов и микроорганизмов; биотехнология (клеточная и генная инженерия)
  2. IV. Патология нейроэндокринной системы.
  3. IV. Средства, понижающие активность глутаматергической системы
  4. L. Участие желчи в процессе пищеварения.
  5. А) инфекционные болезни животных
  6. А) инфекционные болезни животных
  7. Абилитация и реабилитация детей с поражением нервной системы.
  8. АВТОНОМНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ МИТОХОНДРИАЛЬНОГО ОКИСЛЕНИЯ
  9. Аг микроорганизмов
  10. Алгоритм забора венозной крови с помощью вакуумной системы

Ознакомление с вопросами филогенеза нервной системы дает ясное представление о том, как постепенно в процессе эволюции формировались нервные механизмы, начиная от нервной клетки ганглионарного узла низших животных до сложных мозговых механизмов высших позвоночных и, наконец, человека. В связи с усложнением структуры усложняются и Функции.

Ответим на вопрос о роли нервной системы в процессе формирования животных организмов. Несомненно, что влияние нервной системы на изменчивость форм животных организмов было огромно. Однако оно было далеко не одинаковым. Так, на низших стадиях развития животных, как это показано выше, влияние нервной системы было еще недостаточно велико. На этих стадиях нервные аппараты еще не приобретают централизованного действия, они еще не составляют системы, регулирующей весь организм в целом. Наоборот, на последующих ступенях эволюционной лестницы, например у позвоночных, роль нервной системы чрезвычайно увеличивается. Нервная система обладает уже централизованными функциями, регулирующими всю деятельность организма в целом. В этих случаях отмечается определенная закономерность, выражающаяся в том, что чем выше поднималось животное по ступеням эволюционной лестницы, тем больше проводящих путей заканчивалось не в среднем мозге, а в плащевидной части переднего мозга, который в свою очередь усложняет свое строение и увеличивается в объеме.

Меняющиеся условия внешней среды, естественно, создают различные трудности в процессе адаптации, в связи с чем нервные механизмы животного организма, которые прежде всего принимают на себя комплекс меняющихся раздражителей, должны были совершенствовать свою деятельность. Это совершенствование прежде всего требовало от нервной системы соответствующей перестройки своей внутренней организации. В связи с этим отдельные части нервной системы претерпевали сложную перестройку: одни из них подвергались регрессии, другие, деятельность которых являлась особенно нужной в новой, усложнившейся ситуации, получали, наоборот, усиленное развитие. Так, например, резкое увеличение обонятельных долей переднего мозга у собак, по-видимому, объяснялось соответствующими условиями обитания, когда особенно тонкое обоняние оказывалось крайне необходимым для сохранения этого вида животных. На более высокой стадии развития — у обезьян — указанных особенностей в развитии мозга уже не встречается. Перестраивая свою внутреннюю организацию в смысле усиления одних и ослабления других областей, нервная система, естественно, изменяла формы трофического влияния (через обмен веществ) на различные органы и системы, а отсюда и на весь организм в целом. В связи с этим происходили изменения всей структуры тела животного, которое постепенно претерпевало ряд сложных преобразований — увеличение или уменьшение габаритов туловища, изменение окраски, снаряжения (когтей, панциря и т.д.).

На ранних этапах существования Земли было много животных, о которых мы знаем только по раскопкам. Эти животные, например гигантские мамонты, ихтиозавры и ряд других, отличавшиеся громадными размерами тела, давно уже исчезли с лица Земли. Они потребляли громадное количество пищи. В те отдаленные периоды потребности этих животных полностью удовлетворялись. Изменение климатических условий (ледниковый период и др.) усложнило добывание пищи, что послужило причиной их вымирания. Другие виды животных претерпевали сложные преобразования в своем строении, совершенствуя органы борьбы и защиты.

В этом сложном процессе приспособления животного мира к меняющимся условиям внешней среды большую роль играла нервная система как сложнейший и тончайший механизм взаимодействия между средой и организмом.

"...Нервная система человека, — пишет по этому поводу профессор Е.К. Сепп, — является результатом длинного исторического периода, на пути которого у животных возникали новые условия существования, новые потребности и вместе с тем развивались новые функции. В связи с этим в нервной системе надстраивались новые функции. Из прежних формаций те части, которые уже утратили свое функциональное значение, исчезли и сохранились те, которые оказывались еще полезными, хотя не в прежнем их значении. Вместе с тем происходили перегруппировки во внутренних взаимоотношениях частей и соответствующие перемещения этих частей. Этот процесс эволюции нервной системы с его крутыми изломами и скачками и значительной устойчивостью основных частей, которые связаны с мало изменяющимися основными потребностями организма, развертывается перед исследователем при изучении строения и функций нервной системы путем исторического метода.

 

§3. Онтогенез нервной системы человека

Исследование человеческого зародыша на различных этапах утробного развития (до 4 месяцев) и сравнение его с зародышами других позвоночных обнаруживают некоторую общность в их строении. Ряд работ, проведенных в этом направлении К.М. Бэром, А.О. Ковалевским и А.Н. Северцовым, позволили немецкому ученому Э. Геккелю в 1864 г. выступить с положением, в котором он утверждал, что человеческий зародыш по существу повторяет в своем развитии все те этапы, которые прошли до него низшие позвоночные. Это положение, позднее вошедшее в науку под названием биогенетического закона Геккеля, по существу рассматривает онтогенез как сжатое повторение филогенеза. Биогенетический закон вызвал ряд возражений и, конечно, не может считаться таковым. Совершенно невозможно объективно проследить все те стадии, которые прошел животный мир за много тысячелетий своего существования и которые якобы должны быть запечатлены в эмбрионе человека. Однако несомненно, что человеческий эмбрион проходит некоторые ответственные стадии переходного характера, уточнить которые строго объективно, конечно, не представляется возможным.

 

Развитие нервной системы человека. Закладку нервной системы можно наблюдать уже у двухнедельного зародыша в виде пластинки, образующейся на его спинной поверхности в массе зародышевого листка — эктодермы, из которой и развивается нервная система. Вскоре края пластинки начинают постепенно загибаться и образуют желобок. Этот желобок состоит из зародышевых нервных клеток — нейробластов и спонгиобластов. В дальнейшем из первых развиваются невроны, а из вторых — глиозные клетки. Постепенно края желобка начинают срастаться, за исключением переднего и нижнего концов, образуется медуллярная, или мозговая, трубка, которая погружается внутрь зародыша. На четвертой неделе развития зародыша передний конец мозговой трубки, развиваясь неравномерно, образует расширение в виде трех пузырей. В дальнейшем передний и задний пузыри перешнуровываются, и, таким образом, возникает пять мозговых пузырей, из которых и формируются основные части головного мозга (рис. 18).

Из самого заднего (пятого) пузыря образуется продолговатый мозг, из четвертого — варолиев мост и мозжечок, из среднего (третьего) развивается средний мозг, а из второго — зрительные бугры, гипоталамическая область и часть подкорковых узлов — паллидум (бледный шар). Из орального отдела медуллярной трубки (переднего мозгового пузыря) формируются полушария головного мозга и другая часть подкорки — неостриатум (полосатое тело).

Из клеток, расположенных в боковых частях мозговой трубки, образуется спинной мозг. Полость мозговой трубки превращается в канал спинного мозга, который расширяется в переднем конце, в полости мозговых желудочков. Развитие спинного мозга идет более интенсивно, чем головного. Так, уже у трехмесячного зародыша он в основном сформирован. Развитие мозговых пузырей происходит также неравномерно, вследствие чего их продольная ось из прямой превращается в кривую, образуя три изгиба. Отмечается интенсивный рост переднего мозгового пузыря, из которого развиваются мозговые полушария и подкорковые узлы. У четырехмесячного зародыша намечается закладка борозд и извилин, которые на пятом месяце уже хорошо заметны. Головной мозг плода к моменту родов внешне является достаточно сформированным. Все борозды и извилины, существующие у взрослого, в уменьшенном виде имеются в мозге новорожденного. Процесс миелинизации1 нервных волокон начинается на четвертом месяце эмбриональной жизни и в основном заканчивается к двум-трем годам, хотя увеличение миелинового слоя может происходить в продолжение всего периода роста организма (A.M. Гринштейн). Вес мозга новорожденного ребенка обычно равен у мальчиков 370 г, у девочек — 360 г (по Бунаку). Удвоение веса мозга обычно происходит к 8—9-му месяцу. Окончательный вес мозга обычно устанавливается у мужчин в 19 — 20 лет, у женщин в 16—18 лет.

Микроскопическое исследование коры больших полушарий ребенка показывает, что строение его нейронов отличается от строения нейронов других позвоночных. Здесь отмечается большая величина ядра и более развитая система отростков, что предопределяет богатство связей, свойственное человеческому мозгу. Имеются отличия и в строении корковых полей, формирование которых начинается уже у шестимесячного плода. Корковые поля мозга ребенка отличаются своеобразием в строении клеток и волокон. Эти образования являются преимуществом только человеческого мозга. В коре больших полушарий высших позвоночных, в частности обезьян, подобных образований нет. Указанная корковая структура является материальной основой, на которой развиваются те формы высшей нервной деятельности, которые присущи только человеку, — речь и связанное с ней абстрактное мышление. Вот почему попытки различных исследователей обучить обезьян речи и письму не увенчались успехом (опыты А. Келлера, Е.А. Ладыгиной-Котс, В. Дурова и др.). Для формирования этих сложных функции в коре высших позвоночных нет соответствующей материальной основы.

 


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 976 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)