АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

Прочитайте:
  1. I. Нарушения мозгового кровообращения
  2. II. Нарушения водно-электролитного обмена
  3. II. Нарушения проводимости
  4. II.Качественные нарушения -искажение и извращение формирования суждений и умозаключений.
  5. IV. Нарушения в системе крови.
  6. VI. Тромбофилии, обусловленные нарушениями фибринолиза
  7. VIII. Нарушения липидного обмена
  8. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения
  9. АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОЗАВИСИМОСТЬ, НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И СЕКСУАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ
  10. Аллоиммунные нарушения

Память по-латыни тпе515, поэтому и процесс памя­ти носит название мнестического.

Память — это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Пато­логия может касаться любого из трех звеньев мнести­ческого процесса.

В основе мнестического процесса лежит условнорефлекторная деятельность. Как и условный рефлекс, всякий навык или ассоциа­ция является связью, сформировавшейся в процессе жизни человека. Но только условный рефлекс — понятие видовое, а ассоциация — родовое. Зная законы, которым подчиняется условнорефлекторная деятельность, можно понять многие закономерности, касающиеся мнестического процесса и его нарушений.

Так, в соответствии с законами высшей нервной деятельности условный рефлекс окажется тем прочнее, чем большее количество раз он будет подкреплен. То же можно сказать и о мнестических функ­циях: навык, ассоциация труднее забываются, если они приобретены не однажды, а в результате многократного повторения. Этим можно объяснить тот факт, что в условиях патологии даже при грубых рас­стройствах памяти профессиональные навыки и знания долго остают­ся сохранными. Таким образом, первое условие прочности запоминания — достаточное число повторений информации.

Понимание значения нарушений памяти даже среди медицинс­ких работников не всегда правильное. Тяжелобольного с галлюцина­циями, бредом, нарушениями поведения часто считают психически здоровым на том основании, что он хорошо все помнит. Между тем на плохую память жалуются обычно все учащиеся, студенты, обраща­ющиеся к невропатологу и психиатру в связи с переутомлением, с по­слеоперационной, постгриппозпой, соматогенной астенизацией. При


этом приводится аргумент, что на домашние занятия теперь расходу­ется больше времеки, чем прежде, а их эффективность ниже. При объективном исследовании памяти заметных изменений, как правило, не обнаруживается. Прицельный расспрос и обследование помогают установить, что речь здесь идет о нарушении внимания, запоминание же страдает вторично. В связи с недостаточностью активного внима­ния такой человек при чтении часто отвлекается на посторонние мысли и раздражители, механически пробегая взглядом по тексту и не вду­мываясь в его смысл. При этом информация не осознается и потому следа в сознании не оставляет. Таким образом, вторым усло­вием запоминания является достаточная активность внимания. Текст, специально выделенный (жирным шрифтом, курсивом, под­черкнутый, взятый в рамку), сразу обращает на себя внимание и луч то запоминается.

Более прочными являются те знания, которые связаны с целевой деятельностью человека. Это — третье условие. Редко кто может ответить на вопрос, как на циферблате его часов обозначена цифра 6. Много раз в день мы смотрим на свои часы, но с другой целью, поэтому детали художественного оформления циферблата оказываются вне поля нашего внимания.

Четвертое условие — энергетическое подкрепление ин­формации. Лучше запечатлевается та информация, которая связана с появлением эмоциональной реакции. Даже на фоне глубоких выпа­дений памяти у больных иногда остаются островки воспоминаний об аффективно значимых событиях, особенно приятных. Вместе с тем в клинической практике иногда наблюдаются случаи вытеснения из памяти событий, вызвавших тяжелую отрицательную эмоциональную реакцию. Например, мать, тяжело пережившая смерть единствен­ного сына, вдруг начинает вести себя так, будто совершенно забыла о том, что случилось: готовится к возвращению сына домой после каникул, говорит о нем, как о живом, покупает учебники к началу нового учебного года, хлопочет по хозяйству. О том, что пережитое не исчезло из памяти, свидетельствует тот факт, что полное воспо­минание обо всем случившемся можно вызвать в состоянии гипно­тического сна; оно может появиться и спонтанно (.например, в связи со сновидениями).

В связи с заболеваниями наблюдаются нарушения разных сторон мнестического акта — фиксации информации, ее сохранения или во­спроизведения.

Нарушения запечатления информации

При отсутствии запечатления (фиксации) инфор­мации ее сохранение и воспроизведение становятся невозможными. Недостаточность фиксации информа­ции клинически проявляется нарушением запоминания текущих событий, а само явление носит название фиксационной амнезии. Фиксационная амне­зия является основным признаком корсаковского амне-стического синдрома и наблюдается при корсаковском психозе, при психозах позднего возраста, при наруше­ниях питания мозга в связи с поражением кровеносных сосудов (гипертоническая болезнь, атеросклероз) и ги­белью нервных клеток.


Больной не может;.члюшшть содержания только что прочитанной книги, что ел за завтраком, куда поло­жил нужную вещь. Такие больные, придя в магазин, не могут вспомнить, что хотели купить. Отмечается нару­шение ориентировки в месте и времени. Больные не мо­гут сказать, какое сегодня число, не помнят месяца и года, дня недели; находясь вне дома, не могут сказать, где находятся, когда и по какому поводу поступили в больницу, как зовут лечащего врача и т. д. Жизнь боль­ных с резко выраженной фиксационной амнезией как бы становится одномоментной, данное мгновение пережи­вается без последовательной связи с предыдущим, из-за чего и нарушаются понимание происходящего и ориен­тировка.

Подобные клинические факты могут быть понятны с позиций но­вых представлений о существовании кратковременной и дол­говременной памяти. Эти понятия сформировались и про­никли в медицинскую психологию из области инженерной психологии, когда с развитием кибернетики и электронно-вычислительной техники появилась необходимость в конструировании запоминающих устройств. Кратковременную память называют еще и оператив-н о и, поскольку она обеспечивает удержание информации на период выполнения какой-то операции, например счетной. Так, нам нужно в уме 23 умножить на 15. Для этого мы 23 умножаем на 10 и полученное число 230 запоминаем. Затем 23 умножаем на 5, получаем число 115 и его тоже запоминаем. Складываем числа 230 и 115 и получаем ко­нечное число 345. Таким образом, при выполнении счетной операции необходимо запомнить числа 230 и 115. Такое закрепление промежу­точной операции на время ее выполнения и есть оперативная, или кратковременная, память. Когда конечный результат счетной опера­ции получен, промежуточный этап стирается из памяти. Возможно, что конечное число 345 окажется важным, его нужно хорошо запом­нить; тогда эта информация перейдет в хранилище долговременной памяти.

Физиологическим механизмом кратковременной памяти считают наличие циркулирующего в мозге возбуждения, оставшегося после действия раздражителя. Как известно, в нервных клетках, находя­щихся в состоянии возбуждения, накапливается рибонуклеиновая кислота (РНК). Кроме того, в участках возбуждения отмечается по­вышенная электрическая активность. Если возбуждение продолжает­ся более или менее длительное время, то под влиянием активного электрического поля происходят изменения в молекуле РНК и ин­формация кодируется, переходя из кратковременной в долговремен­ную память. В случаях патологии могут быть расстроены механизмы, обеспечивающие этот переход, что, очевидно, и имеет место при фикса­ционной амнезии и других формах мнестических расстройств.

О том, что процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную является чрезвычайно ранимым, свидетель­ствуют экспериментальные данные. У животного вырабатывали дви­гательный навык, а затем воздействием электрического тока на мозг вызывали судорожный припадок. Навык оказывался сохранным, если электрошок производился не ранее чем через час после выработки на-


выка. Если воздействие электрическим током следовало сразу же после выработки двигательного навыка, он не сохранялся. Значит, для того чтобы следы полученного опыта консолидировались и ин­формация, находившаяся в пределах кратковременной памяти, пе­решла в хранилище долговременной памяти, необходимо время. Приведенный пример является полученной в эксперименте моделью наблюдающихся в клинической практике некоторых вариантов рет­роградной амнезии.


Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 487 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)