АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ФАРМАКОДИНАМИКА

Прочитайте:
  1. Значение терминов «фармакокинетика» и фармакодинамика».
  2. Т.3.1.1. ФАРМАКОДИНАМИКА.
  3. Тема 1. Общая фармакология: фармакокинетика, фармакодинамика.
  4. Фармакодинамика и механизм действия
  5. Фармакодинамика лекарственных средств
  6. Фармакодинамика ЛС. Механизмы действия ЛВ: рецепторный и нерецепторный. Молекулы- мишени для ЛС. Типы рецепторов. Примеры
  7. Фармакодинамика наркотических анальгетиков
  8. Фармакодинамика. Типы и виды действия лекарственных средств.

Клиническая фармакодинамика - раздел клинической фармакологии, изучающий изменения определенных функций организма в ответ на действие ЛС. Фармако-динамика изучает локализацию, механизм действия и фармакологические эффекты ЛС, силу и длительность их действия. Связываясь с клетками органов-мишеней, ЛС модифицирует функции рецепторов, эффекторов, ферментов, вторичных переносчиков, что в конечном итоге и приводит к усилению, ослаблению или стаби­лизации реакций организма.

Влияние ЛС на функции органа или ткани обуслов­лено прямым или косвенным воздействием на биохи­мические субстраты, от которых зависит та или иная функция. Прямое взаимодействие с субстратом чаще всего осуществляется путем соединения ЛС со специ-ф и ч е с к и м и рецепторами, которыми могут быть любые функционально значимые макромолекулы или их фраг­менты.

Химическая природа молекул-мишеней сложна и не­однородна. Специфические рецепторы имеют определен­ное пространственное расположение функциональных групп. Некоторые рецепторы, в частности н-холиноре-цепторы скелетных мышц, выделены в изолированном виде и установлено их детальное строение.

Большинство специфических рецепторов относится к клеточным протеинам, локализованным либо на кле­точной мембране (холинорецепторы, инсулиновые рецеп­торы и др.), либо в цитоплазме (рецепторы большинства стероидных гормонов). Известны специфические рецеп­торы и иной химической природы, например ядерные нуклеиновые кислоты, с которыми взаимодействуют ал-килирующие противоопухолевые средства. Специфичес­кие рецепторы также могут быть представлены липида-ми, нуклеотидами, гликозидами.


Фармаколинамика ♦. 83

Существует большое количество специфических рецепторов гормонов, ней-ромедиаторов и нейромодуляторов. Так, гормоны и нейромедиаторы взаимодей­ствуют с 4 основными типами рецепторов, 3 из которых входят в состав цитоп-лазматической мембраны, а 4 - й представляет собой растворимые внутриклеточные рецепторы (например, для стероидных и тиреоидных гормонов):

Рецепторы 1 - г о типа (80% всех рецепторов), например адрено-, м-хо-линорецепторы, опиоидные рецепторы, сопряжены с G-белками. Лиганды1 этих рецепторов чаще всего гидрофильны. Взаимодействие со специфически­ми веществами происходит на наружной стороне цитоплазматической мемб­раны и приводит к активации G-белков, в свою очередь стимулирующих или инактивирующих различные эффекторные системы, например аденилатцик-лазную, гуанилатциклазную, инозитолфосфатную системы и ионные каналы.

Рецепторы 2-го типа представляют собой тирозиновые протеинкиназы (например, рецепторы инсулина, эпидермального фактора роста и др.). Свя­зывание лиганда с внеклеточным доменом рецептора вызывает активацию протеинкиназного внутриклеточного домена и приводит к фосфорилирова-нию аминокислотных остатков тирозина в различных регуляторных белках.

Рецепторы 3-го типа — н-холинорецепторы, глициновые и другие ре­цепторы, представленные катионными или анионными каналами. Связыва­ние лигандов с мембранными белками приводит к изменению проницаемости мембраны для различных ионов, т.е. к изменениям мембранного потенциала или внутриклеточной концентрации ионов.

Рецепторы 4-го типа — внутриклеточно расположенные рецепторы. В активированном состоянии они проникают в ядро, г д е изменяют экспрессию отдельных генов.

Специфические рецепторы имеют определенную локализацию. Например, м-холинорецепторы локализованы в постсинаптических мембранах эффектор-ных клеток в области окончаний холинергических волокон; опиатные рецеп­торы в ЦНС связаны с нейронами серого вещества, области водопровода и задних рогов спинного мозга.

Соединение ЛС со специфическими рецепторами могут обеспечивать раз­личные химические связи, имеющие неодинаковую прочность. Эти связи могут диссоциировать, что объясняет обратимость действия ЛС. Более прочны кова-лентные связи, которые обеспечивают длительное и часто необратимое дей­ствие веществ (например, алкилирующих противоопухолевых средств). Но большинство ЛС соединяется с рецепторами обратимо. При этом, как прави­ло, характер соединения весьма сложен: в нем могут участвовать связи сразу нескольких типов, что во многом определяется комплементарностью веще­ства и рецептора и соответственно степенью их сближения м е ж д у собой.

Прочность связывания вещества с рецепторами обозначают термином «аф­финитет». Вещества, действующие на одни и те же рецепторы, могут обладать разным аффинитетом к ним. Вещества с более высоким аффинитетом могут вытеснять вещества с меньшим аффинитетом из соединения с рецепторами. Для определения равновесного состояния между «оккупированными» рецеп-1 Лиганды — молекула, ион или группа молекул, которые связываются с другими химическими соединениями с образованием функционально значимых комплексов.


84 -о Клиническая фармакология и фармакотерапия «■ Глава 7

торами (DR), свободными рецепторами (R) и свободным веществом (D) ис­пользуется константа диссоциации (KD): KD= DR / DR.

Отрицательный логарифм KD (pKD) является показателем аффинитета.

Способность веществ после их взаимодействия с рецепторами вызывать биохимические или физиологические реакции, соответствующие функцио­нальной значимости этих рецепторов, называют внутренней активностью. Внутренняя активность какого-либо вещества определяется отношением ве­личины его максимального эффекта к величине максимального эффекта дру­гого (стандартного) вещества. Так, если внутреннюю активность вещества А принять за единицу, а максимальный эффект вещества Б составляет 50% максимального эффекта вещества А, то внутренняя активность вещества Б составит 0,5.

Вещества, обладающие как аффинитетом, так и внутренней активностью, называют агонистами. Вещества с выраженной внутренней активностью на­зывают полными агонистами, а вещества с менее выраженной активностью - частичными (парциальными) агонистами. Активность агониста в большинстве случаев пропорциональна скорости образования и диссоциации комплекса с рецептором. Вещества, обладающие аффинитетом и не имеющие внутренней активности, но способные препятствовать действию агонистов, называют ан­тагонистами. Антагонистами полных агонистов могут быть и частичные аго-нисты (агонисты-антагонисты), например частичный агонист опиатных ре­цепторов налорфин действует аналогично полному агонисту этих рецепторов морфину, хотя и слабее последнего. При совместном их применении налор-фин ослабляет или устраняет эффекты морфина, в частности устраняется у г -нетающее действие морфина на дыхание.

Если антагонист связывается с рецептором обратимо (благодаря слабым вандервальсовым или водородным связям), то он, согласно закону действую­щ и х масс, м о ж е т быть вытеснен при высокой концентрации агониста. Напри­мер, у больных, принимающих β-адреноблокаторы, на фоне физической нагруз­ки происходит увеличение частоты сердечных сокращений, что свидетельствует о способности медиатора симпатической нервной системы — норадреналина — частично устранить действие р-адреноблокатора. Таким образом, агонист и анта­гонист конкурируют за связь с рецептором по закону действующих масс, т.е. вступают в к о н к у р е н т н ы й а н т а г о н и з м м е ж д у собой. Реже в клинической практи­ке применяют антагонисты, которые необратимо (ковалентно) связываются с рецептором. В этом случае даже при увеличении концентрации агониста не удается восстановить реакцию на стимуляцию рецептора. Подобный антаго­низм получил название неконкурентного.

В целом организме агонисты и антагонисты вызывают изменения тех или иных физиологических функций. Действие антагонистов обусловлено тем, что они препятствуют влиянию на специфические рецепторы соответствующих естественных лигандов (например, антагонист м-холинорецепторов атропин препятствует действию на них агониста ацетилхолина). Изменения, которые непосредственно связаны с взаимодействием веществ со специфическими рецеп­торами, обозначают термином «первичная фармакологическая реакция», кото­рая может быть началом целой серии реакций, приводящих к стимуляции или угнетению определенных физиологических функций. Изменения функций орга-


Фармаколинамика ♦ 85

нов или систем (например, изменения силы и частоты сердечных сокращений, тонуса гладкой мускулатуры внутренних органов, секреции желез, артериаль­ного давления и др.), вызываемые ЛС, обозначают как фармакологические эф­фекты данного ЛС. Например, для сердечных гликозидов первичной фарма­кологической реакцией является угнетение активности транспортной Na''.K'-АТФ-азы волокон миокарда, которую считают специфическим рецеп­тором для сердечных гликозидов. В связи с этим нарушаются поступление калия в клетки и выход из них натрия, увеличивается содержание кальция в цитоплазме, что способствует взаимодействию актина и миозина. В результате увеличивается сила сердечных сокращений, что служит одним из фармаколо­гических эффектов сердечных гликозидов.

Продолжительное воздействие агонистов на специфические рецепторы нередко сопровождается их десенситизацией (снижением чувствительности). Десенситизация может быть связана с изменениями структуры рецептора, уменьшением их количества (плотности) (в результате ускоренного разруше­ния или уменьшения синтеза) или с нарушением процессов, которые следуют за возбуждением рецепторов. При этом фармакологические эффекты агонис­тов становятся менее выраженными.

В большинстве случаев фармакологические эффекты ЛС связаны с их воз­действием на соответствующие специфические рецепторы. Однако действие некоторых лекарственных веществ не связано с рецепторами. Так, для осмо­тических диуретиков маннита и мочевины не существует специфических ре­цепторов. Эти вещества повышают осмотическое давление в почечных ка­нальцах, вследствие чего нарушается реабсорбиия воды и увеличивается диурез. Со специфическими рецепторами не связано действие адсорбирующих средств, комплексонов.

Способы, которыми ЛС вызывают те или иные фармакологические эф­фекты, обозначают термином «механизмы действия». Это понятие используют для объяснения действия ЛС на молекулярном, органном и системном уров­нях. Механизмы действия отдельных ЛС изучены в разной степени, исследо­вания в этой области ведутся постоянно, причем представления о механизме действия того или иного ЛС по мере получения новых данных могут не только уточняться, но и существенно изменяться.

Предметом фармакодинамики являются также виды действия лекарствен­ных средств. Различают местное, резорбтивное (системное) и рефлекторное действие, главное и нежелательное действие, прямое и косвенное действие, обратимое и необратимое действие, избирательное и неизбирательное, тера­певтическое и токсическое действие.

Примером местного действия может быть действие местных анестетиков при поверхностной анестезии. Препараты, тем или иным образом попадаю­щие в системный кровоток, оказывают резорбтивное (системное) действие. Рефлекторно действуют, например, раздражающие вещества.

Главным (основным) называют действие вещества, которое используется в лечебных целях в каждом конкретном случае (в других случаях оно может быть нежелательным). Действие, не имеющее лечебного значения в каком-либо конкретном случае, называют нежелательным. Нежелательное действие, как правило, неблагоприятно для больного.


86 ♦ Клиническая фармакология и фармакотерапия «■ Глава 7

Примером прямого действия может быть действие сердечных гликозидов на сердце. Косвенное действие этих веществ проявляется, в частности, увели­чением диуреза, связанным с улучшением кровоснабжения почек.

Большинство ЛС действуют обратимо, но возможно и необратимое дей­ствие, например необратимое ингибирование ацетилсалициловой кислотой циклооксигеназы-1 (ЦОГ-1).

ЛС изменяют различные функции организма с различной избирательнос­тью. Обычно ЛС предназначено для лечения одного заболевания или симпто­ма или очень ограниченного их числа. Однако практически нет ЛС, оказыва­ющих абсолютно избирательное действие на тот или иной рецептор, орган или патологический процесс. Каждый препарат имеет более или менее широ­кий спектр действия и может вызвать ряд желательных или нежелательных реакций. Например, морфин обладает выраженной анальгетической активно­стью и относится к группе наркотических анальгетиков. Вместе с тем он угне­тает дыхание, подавляет кашлевой рефлекс, оказывает седативное действие, вызывает запоры, бронхоспазм, высвобождение гистамина, оказывает антиди­уретическое действие и т.д. Очевидно, чем выше избирательность действия ЛС, тем оно лучше. ЛС с низкой избирательностью действия влияют на многие ткани, органы и системы, вызывая множество нежелательных реакций. Так, противоопухолевые средства, действуя на быстро делящиеся клетки, повреж­дают не только ткань опухоли, но и костный мозг, эпителий кишечника. Од­нако имеются и препараты с относительно высокой избирательностью дей­ствия (блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, агонисты и антагонисты |3Г и |32-адренорецепторов, м- и н-холинорецепторов и т.д.).

Избирательность действия ЛС зависит от его дозы. Чем выше доза препа­рата, тем менее избирательным он становится. Это относится как к синтети­ческим веществам, так и к продуктам животного и растительного происхожде­ния. Благодаря хаотическому движению молекулы ЛС оказывается вблизи определенного участка рецептора и при высоком аффинитете дает эффект даже при низкой концентрации. При увеличении концентрации молекулы вступа­ют в реакцию с активными центрами других рецепторов, к которым Л С имеет меньший аффинитет, - возрастает количество фармакологических эффектов, исчезает избирательность (селективность) действия. Например, |Згадренобло-каторы в небольших дозах блокируют только |Згадренорецепторы, а при уве­личении дозы они начинают дейстювать на все В-адренорецепторы. В связи с этим при увеличении дозы наряду с некоторым усилением клинического эф­фекта Л С всегда значительно возрастают частота и количество побочных (не­желательных) реакций. Другим примером является действие антидиуретичес­кого гормона гипофиза вазопрессина, который в обычных концентрациях регулирует содержание жидкости в организме, влияя на реабсорбцию воды в почках. Однако в больших дозах вазопрессин может вызвать спазм кровенос­ных сосудов, в том числе коронарных, и даже смерть.

Фармакодинамика ЛС зависит от многих факторов, в частности от свойств самих веществ, их дозы, времени их назначения, комбинации с другими ЛС, а также от особенностей организма, на который данные вещества воздействуют.

Действие ЛС определяет в первую очередь их химическое строение. В целом вещества со сходной химической структурой имеют и сходные особенности


Фармакодинамика ♦ 87

фармакодинамики. Однако в ряде случаев фармакодинамика веществ с очень близким химическим строением существенно различается. Примером могут служить значительные различия в величине фармакологических эффектов сте-реоизомеров ряда ЛС (адреналин, анаприлин и др.).

Фармаколинамика ЛС может меняться при их повторных введениях. Воз­можно привыкание к ЛС. Для достижения прежнего эффекта приходится уве­личивать дозу ЛС. При повторном введении ЛС достаточно часто еще не все рецепторы освободились от предыдущей дозы или истощено количество ме­диатора, в результате эффект повторного введения может быть слабее первого (развивается толерантность). Быстрое развитие привыкания обозначают тер­мином «тахифилаксия». Кроме того, при повторных введениях ЛС может раз­виваться лекарственная зависимость.

При одновременном назначении двух ЛС они могут усиливать (синергизм) или ослаблять (антагонизм) действие друг друга. Различают следующие виды синергизма: потенцирование, аддитивное действие, прямой синергизм, кос­венный синергизм. Антагонизм также может быть прямым и косвенным. Ан­тагонизм, связанный с химическим или физико-химическим взаимодействи­ем ЛС, называют антидотизмом.

ЛС, стимулирующие какие-либо функции (стимуляторы ЦНС, гормональ­ные препараты и др.), как правило, более эффективны при угнетении соответ­ствующих функций. Некоторые вещества оказывают терапевтическое действие лишь в условиях патологии, например жаропонижающие и др.

Генетическими особенностями (генетически обусловленными энзимопа-тиями1) объясняют идиосинкразию, т.е. необычные реакции на отдельные ЛС. Примерами идиосинкразии могут быть значительное удлинение действия ди-тилина (недостаточность псевдохолинэстеразы), гемолиз при применении при-махина (недостаточность глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы) и др.

Таким образом, при введении ЛС возможны:

- ожидаемая фармакологическая реакция;

- гиперреактивность (повышенная чувствительность организма к вводи­мому ЛС);

- толерантность (снижение чувствительности к применяемому ЛС);

- идиосинкразия (индивидуальная повышенная чувствительность к дан­ному ЛС);

- тахифилаксия (быстро развившаяся толерантность).

Действие препарата на организм несколько отсрочено от момента его вве­дения. Выделяют латентный период, период максимального действия, период удержания эффекта и период последействия. В одних случаях латентный пе­риод равен секундам (сублингвальная форма нитроглицерина), в других — дням и неделям (верошпирон, кризанол). Длительность латентного периода ЛС оп­ределяет его выбор, особенно в ургентных ситуациях. Длительность латентного периода в одних случаях обусловлена постепенным накоплением препарата (например, резохина, делагила) в месте его воздействия, в других зависит от опосредованного (косвенного, непрямого) действия (например, гипотензив-

Энзимопатия - врожденное нарушение структуры или количества какого-либо фермента.


88 ♦ Клиническая фармакология и фармакотерапия ♦ Глава 7

ный эффект β-адреноблокаторов). Период у д е р ж а н и я эффекта - объективный фактор, определяющий кратность и длительность приема ЛС.

Быстрота наступления эффекта, его сила и продолжительность зависят от нескольких факторов.

Имеют значение скорость введения и количество ЛС, вступившего во вза­имодействие с рецептором, например внутривенное струйное введение 40 мг фуросемида дает более быстрый и выраженный диуретический эффект, ч е м введение 20 мг также внутривенно или прием 40 мг внутрь.

Важную роль играют состояние функциональных систем, скорость и пос­ледовательность реакций, определяющих желаемый эффект. При сохранной функциональной системе время развития фармакологического ответа на адек­ватное воздействие будет количественно и качественно постоянным. При чрез­мерном или недостаточном воздействии возможно развитие нежелательных ответов, подобная же реакция может отмечаться при органических изменени­ях системы. Так, при сильном болевом синдроме со снижением АД наруша­ются как всасывание ЛС, принимаемых внутрь, так и реакции функциональ­ных систем.

Функциональное состояние основных систем зависит и от возраста паци­ента. Особенно непредсказуемым действие препаратов может быть у новорож­денных и пожилых больных.



ВЗАИМОСВЯЗЬ


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 674 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)