АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Музыкотерапия

Прочитайте:
  1. Лечение музыкой - музыкотерапия.
  2. Музыкотерапия
  3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  4. Музыкотерапия
  5. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  6. Музыкотерапия
  7. МУЗЫКОТЕРАПИЯ
  8. Музыкотерапия в неврологической реабилитации детей
  9. Рецептивная музыкотерапия

Музыкотерапия представляет собой метод, использую­щий музыку в качестве средства коррекции. Она используется в качестве ос­новного и дополнительного фактора воздействия.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмо­циональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

Определились два независи­мых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клиничес­кого эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармаколо­гия, в которой выделяют две стороны лечебного воздей­ствия: стимулирующую и седативную. Музыка является не только сред­ством, снижающим и устраняющим эмоциональное напря­жение, но и главным образом каналом для выхода сексу­альной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыко­терапии должна отводиться центральная роль, так как му­зыка благодаря своим специфическим особенностям в со­стоянии проникнуть в глубинные слои личности. При затруднении словесного контакта с больным музыка спо­собствует его установлению, если она соответствует эмоци­ональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - гром­кая, быстрого темпа. Правильный выбор музыкальной программы - ключе­вой фактор музыкотерапии.

Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом ис­следований было показано, что восприятие музыки ускоря­ет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражи­телей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцеби­ений изменялась в зависимости от темпа, тональности му­зыкального произведения.

Физиологическое воздействие музыки на человека осно­вано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как рит­мический раздражитель стимулирует физиологические про­цессы организма, происходящие ритмично как в двигатель­ной, так и в вегетативной сфере. Ритмические движения представляют собой единую функ­циональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более стро­гой компактности и экономичности энергетических затрат.

Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровож­дение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая силь­ной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мо­билизующее воздействие. Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не мень­шей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация.

Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), так и раз­вившиеся позднее на их основе условные интонации, в ко­торых больше социально обобщенного значения. Такое со­четание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Среди музыкальных инструментов можно выделить ли­дера по воздействию на состояние человека — это орган. При отборе музыкальных произведений необходимо учиты­вать, что мелодичные произведения, обладающие четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную от­ветную реакцию практически у всех слушателей. Реакция на прослушивание сложной музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает не­сколько замедленно, примерно через 1—4 мин после начала прослушивания.

Под действием музыки изменяются тонус мышц, мотор­ная активность. Слушающий музыку не только воспроиз­водит музыкальный ритм своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцептивная вокализа­ция).

Музыка оказывает влияние на холесте­риновый обмен: спокойная музыка способствует переклю­чению вегетативной нервной системы в трофотропном на­правлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию.

Музыка способна устанавливать общее настроение, при­чем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкаль­ной подготовки, интеллектуальных особенностей слушаю­щего. Изучение эмоциональной значимости отдельных эле­ментов музыки — ритма, тональности — показало их спо­собность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают деп­рессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действу­ют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мяг­кие ритмы успокаивают. Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), К. Швабе (1974) и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным сред­ством установления контакта между психологом и клиен­том и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1.Эмоциональное активирование в ходе вербальной пси­хотерапии.

2.Развитие навыков межличностного общения, комму­никативных функций и способностей.

3.Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4.Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

1) катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование
эмоционального состояния;

2) облегчение осознания собственных переживаний;

3) конфронтацию с жизненными проблемами;

4) повышение социальной активности;

5) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

6) облегчение формирования новых отношений и уста­новок.

В зависимости от активности клиентов, степени их учас­тия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных за­дач музыкотерапия может быть представлена в форме ак­тивной и пассивной.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помо­щью человеческого голоса и выбранных музыкальных инст­рументов. Активная музыкотерапия может быть индивиду­альной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Активное прослушивание подразумевает дискуссию в груп­пе. Занятия могут иметь вид музыкальных викто­рин, с помощью которых легче удается вовлекать клиентов в беседу, фиксируя их внимание на предмете обсуждения.

Музыкальные викторины сочетаются с сеансами по за­явкам. Клиентам предлагается назвать те произведения, ко­торые они хотели бы услышать.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регули­рующую:

1. Коммуникативная - совместное прослушивание музы­ки, направленное на поддержание взаимных контактов, вза­имопонимание и доверия.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения.

Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в про­цессе музыкотерапии.

Клиенты в груп­пе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные пережива­ния, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возни­кающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или бо­лее-менее законченных отрывка, каждый по 5—10 мин. Про­грамма музыкальных произведений строится на основе по­степенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроение клиентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное про­изведение, отличающееся расслабляющим действием.

Второе произведение — динамичное, драматическое, на­пряженное, несет основную нагрузку. Его функция заклю­чается в стимулировании интенсивных эмоций, воспомина­ний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни клиента.

Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой психокоррекции активность кли­ента может стимулироваться с помощью различных до­полнительных заданий. Например,

1) клиенту предлагает­ся постараться понять, у кого из членов группы эмоцио­нальное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению;

2) из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет, т.е. произ­ведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы.

При групповой психокоррекционной работе использует­ся активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов: коло­кольчики, барабан, марокасы, цимбалы и пр. Клиентам пред­лагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка, например трудный разговор с кем-либо из лиц ближайшего окружения. Клиент выбира­ет музыкальный инструмент и инструмент для своего парт­нера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Обсуждение идет таким же образом, как и при прове­дении других техник. Как вариант активной музыкотера­пии может рассматриваться хоровое пение. Целью исполь­зования данного приема является создание соответствую щей эмоциональной атмосферы, необходимой для функ­ционирования группы, снижения уровня напряжения, ско­ванности, отчужденности, создание сплоченности, фор­мирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоциональ­ного контакта.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в фор­ме регулярного (2 раза в неделю) группового (6—8 чело­век) прослушивания произведений инструментальной клас­сической музыки. Цель прослушивания — изменить настро­ение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу.

Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не ус­траняющим источник их возникновения. Поэтому этот ме­тод является дополнительным по отношению к другим ме­тодам коррекционного воздействия.

Групповая вокалотерапия, пение — важный метод актив­ной музыкотерапии. Преимущество этого метода заключает­ся в сочетании внимания к своей телесной сфере (функци­ям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу.

Численность группы вокалотерапии 15—20 человек, дли­тельность занятий — 45 мин. Используются песни предпоч­тительно оптимистические, жизнерадостного характера, но также такие, которые побуждают к размышлению и глубо­ким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроением группы.

Преимущество групповой вокалотерапии заклю­чается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс. Проведение музыко­терапии требует дифференцированного подхода при выборе ее форм. Клиентам с различными проблемами показаны раз­личные формы музыкотерапии.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 535 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)