АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Основные приемы работы со сказкой

Прочитайте:
  1. I. Основные этапы приготовления гистологических препаратов
  2. II. Порядок работы лечебно-контрольной комиссии (ЛКК)
  3. III . Изучите алгоритмы практической работы.
  4. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  5. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  6. III. Основные выводы
  7. V. Основные формы психических расстройств и их судебно-психиатрическое значение.
  8. Автоматия сердца, природа ритмического возбуждения сердца, структура и функции проводящей системы. Градиент автоматии. Нарушения ритма работы сердца (блокады, эксрасистолия).
  9. Азотное питание растений. Работы Д.Н. Прянишникова
  10. Активный и пассивный ионный транспорт. Функциональная роль и механизм работы ионных каналов и насосов.

1. Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хоро­шие или плохие герои?», а также другие вопросы.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать та­кие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Васи­лиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ре­бенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или, вставляя необходимые ему персо­нажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит вариант раз­решения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с кук­лой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самосто­ятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами по­зволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмо­ции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть оп­ределенные закономерности развития сюжета. Главный ге­рой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, пре­одолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвра­щается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Волшебные сказки человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоле­ния страха. Они дают человеку опору в условиях неопреде­ленного эмоционального опыта и подготавливают его к кри­зисным переживаниям. Каждая из сказок содер­жит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми. Она дает возможность отреагировать значи­мые эмоции, выявить внутренние конфликты и затрудне­ния.

КУКЛОТЕРАПИЯ

Куклотерапия как метод основан на процессах иденти­фикации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодей­ствия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, роди­теля).

Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом та­кой социальной проекции достаточно долгое время являют­ся куклы.

Куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения соци­альной адаптации, при коррекционной работе со страха­ми, заиканием, нарушениями поведения, а также для рабо­ты с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет кото­рого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сме­няется бурными поведенческими эмоциональными реак­циями (плачу, смех и т.д.) и снятием нервно-психическо­го напряжения.

Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Куклотерапия популярна, как в зарубежной (Ф. Зим-бардо, 1991), так и в отечественной практике коррекцион­ной работы (И.Т. Выгодская, 1984; АИ. Захаров, 1986; А Спи-ваковская, 1988, и др.).

Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором жи­вет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возмож­ность самого естественного и безболезненного вмешатель­ства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родите­лями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление кукол.

2. Использование кукол для отреагирования значимых эмоциональных состояний.

Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети ста­новятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических про­цессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные кук­лы, куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых ма­рионеток предложен Вальдорфекой школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления го­ловой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различ­ные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребен­ку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенство­вать тонкую моторику руки и общую координацию дви­жений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состоя­ния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребе­нок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и измене­ниями движений куклы; учиться находить адекватное те­лесное выражение различным эмоциям, чувствам, состоя­ниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом паль­чиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пус­тые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по раз­меру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимуще­ственно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решений своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, сво­ей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы. Веревочные куклы являются много­функциональными. Они эффективны для проработки у де­тей проблем идентификации, общения, повышенной тре­вожности. Такая кукла может быть размером в рост ребен­ка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на ру­башку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, на­ходящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными дви­жениями.

Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет со­бой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шар­нирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с на­рушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно исполь­зуются для проигрывания ролевых игр. Это обычные иг­рушки размером в рост человека.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 1234 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)