АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Биполярный синдром
Ранее использовавшийся термин маниакально-депрессивный синдром заменен в настоящее время термином биполярный синдром. Дело в том, что при биполярном синдроме наблюдаются маниакальные приступы или происходит чередование маниакальных и депрессивных состояний. Под маниакальным состоянием подразумевается приподнятое настроение, повышенная активность и самооценка, раздражительность, уменьшенная потребность во сне. Больные постоянно продуцируют идеи, часто отвлекаются. Депрессивные симптомы включают снижение настроения, уменьшение интереса к различным видам деятельности, бессонницу или сонливость, психомоторное возбуждение или торможение, усталость, чувство ненужности и вины, неспособность концентрироваться и действовать решительно, мысли о смерти или самоубийстве. Биполярный синдром распространен реже, чем униполярный – примерно у 0,3–1,5% популяции с равной вероятностью среди мужчин и женщин.
У родственников лиц с биполярным синдромом риск развития заболевания выше, чем в среднем в популяции, что может предполагать наследственную природу данного заболевания. Действительно, конкордантность по биполярному синдрому среди МЗ близнецов колеблется от 33% до 80%, среди ДЗ близнецов – от 0% до 8%. Исследования приемных детей также подтверждают генетическую основу заболевания. Механизм наследования биполярного синдрома сложен и, скорее всего, включает много локусов, ответственных за предрасположенность к данному заболеванию. При исследовании маркеров биполярного синдрома предполагалось много маркеров на разных хромосомах (18р, 18д, 21д), однако в более поздних исследованиях результаты не всегда были воспроизведены.
Многие известные личности, особенно музыканты, страдали значительными перепадами настроения. Например, у Генделя, Берлиоза, Шумана и Малера описаны особенности поведения, которые в настоящее время характеризуются как симптомы биполярного синдрома. У Берлиоза и Шумана в музыкальных произведениях чередуются меланхолические и оживленные фрагменты. Следует заметить, что Шуман закончил свою жизнь в психиатрической лечебнице, где в возрасте 46 лет умер от сознательной голодовки. Малер, венский композитор, был пациентом Зигмунда Фрейда, и также проявлял психическую нестабильность и перепады настроения. Возможно, заболевание как-то связано с творческой активностью этих людей.
Сходное с биполярным синдромом состояние циклотомиихарактеризуется менее выраженными перепадами между состояниями эйфории и дисфории. В данном случае легкую эйфорию называют термином гипомания. Циклотомия обычно начинается в возрасте около 20 лет. Как правило, люди вначале не замечают признаков болезни и лишь спустя некоторое время отмечают значительные и неизбежные перепады настроения.
Шизофрения
К шизофрении относят группу тяжелых хронических нарушений психики, проявляющихся в расстройстве мышления, эмоций и поведения, которые часто начинаются без видимой причины. Шизофрения характеризуется клиническим полиморфизмом. Некоторые больные беспрестанно хихикают, другие большую часть времени неподвижно сидят, у третьих наблюдаются периоды агрессивного поведения. Состояние одних больных быстро улучшается, у других годами сохраняется помраченное сознание. Одни больные теряют способность к концентрации внимания и логическому сопоставлению фактов, у других в некоторых жизненных ситуациях отмечается хорошо выраженное логическое мышление, но при действии самых незначительных причин оно утрачивается. Некоторые больные в течение длительного времени могут нормально жить и успешно работать и только временами впадать в тяжелое состояние дезориентации.
В популяциях шизофрения встречается с частотой около 0,85%, а с учетом шизоидности – 4%. Шизофрения обнаруживается как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах: в Северной Америке распространенность шизофрении составляет 2,3–40 случаев на 1000 населения, на севере Европы – от 0,048 до 15, в Азии – 1,8–3,8, в Африке – б–11,5. В больших городах шизофрения чаще встречается в низших слоях населения. Это, возможно, связано с тем, что предрасположенные к шизофрении люди из-за умственной и волевой недостаточности опускаются на более низкие ступени социальной лестницы. При этом отцы шизофреников и здоровых индивидов по социальному положению не различаются.
Высокая популяционная частота шизофрении при пониженной плодовитости больных (на 25–30% ниже, чем среднепопуляционная) может поддерживаться лишь в том случае, если генотипы с мутантным аллелем придают их носителям какие-либо селективные преимущества. Было выдвинуто предположение, что пониженная плодовитость больных шизофренией уравновешивается их повышенной устойчивостью к некоторым заболеваниям. Результаты исследований указывали на повышенную устойчивость больных шизофренией к аллергиям, вирусным инфекциям и злокачественным опухолям. Однако не все из перечисленных наблюдений удалось подтвердить, и факт селективного преимущества гетерозигот сейчас нельзя считать установленным.
Высказывалось предположение о существовании инфекционного агента – бактерии или вируса, – вызывающего шизофрению. Такая инфекция может быть получена от кого-то из родственников и может сохраняться в ткани мозга в скрытом состоянии долгое время. В настоящее время уже известны вирусы – возбудители мозговых инфекций с длительным инкубационным периодом. Роль наследственного фактора может состоять в том, что он делает некоторых людей особенно восприимчивыми к этой инфекций. В спинномозговой жидкости некоторых больных шизофренией удалось обнаружить признаки инфекции цитомегаловирусом, а на препаратах мозга этих больных обнаруживаются структурные изменения, которые можно считать результатом вирусной инфекции
Генеалогические исследования показали, что у родственников больного шизофрения встречается чаще, чем в общей популяции. Среди них часто наблюдается тип личности, отклоняющийся от нормы и классифицируемый как шизоид,чаще, чем в среднем в популяции отмечаются депрессии. Наследственностью определяется не только развитие шизофрении как таковой, но и ее формы. Наличие у родственников разных форм шизофрении говорит о генетическом родстве разных форм этого заболевания. Если оба родителя пробанда здоровы, риск для его сибсов составляет около 10%. Риск повышается до 15%, когда болен один из родителей, и достигает 40–60%, когда больны оба родителя. Риск заболеть шизофрении выше у родственников ближних степеней родства, даже если они живут в разных условиях. Чем тяжелее протекает шизофрения у родителей, тем выше риск заболевания для детей. Хотя пол не оказывает сильного влияния на частоту шизофрении, у мужчин заболевание проявляется в более раннем возрасте, чем у женщин. У близких родственников больного риск развития болезни в 10–20 раз выше, чем в общей популяции. Если пробанд имеет кататоническую или гебефреническую симптоматику, то у его родственников риск заболеть шизофренией выше, чем у родственников пробандов с параноидной и простой шизофренией. Внутри семьи существует корреляция клинических форм. Родственники больных кататонической формой имеют больший риск заболеть кататонической шизофренией, чем родственники больных параноидной шизофренией.
О роли наследственности в формировании шизофрении свидетельствуют также близнецовые исследования. То, что более половины монозиготных пар дискордантны по шизофрении, указывает на то, что формирование болезни при наличии наследственной предрасположенности провоцируется какими-то средовыми факторами, которым может подвергаться один из близнецов. Следует, однако, отметить, что до сих пор ни одного специфического средового фактора, вызывающего шизофрению, не обнаружено. Конкордантность по шизофрении монозиготных близнецов, воспитанных врозь, такая же, как и конкордантность воспитанных вместе. Конкордантность по шизофрении дизиготных пар в три раза ниже, чем монозиготных. Если пробанд болен шизофренией, то риск для его монозиготного партнера в 50 раз выше по сравнению со среднепопуляционым, а риск заболеть той же формой болезни, увеличен примерно в 30 раз. У дизиготных партнеров больных шансы заболеть шизофренией примерно в три раза меньше, чем у монозиготных, но при этом в 14 раз выше, чем для человека, не имеющего больных родственников.
Одно время считалось, что родитель, больной шизофренией, своим ненормальным поведением как бы индуцирует расстройство поведения у детей, поэтому близкие родственники болеют шизофренией из-за сходства среды. Исследования семей с приемными детьми показали, что дети больных шизофренией, очень рано отданные на воспитание в другие семьи, болеют шизофренией с частотой значительно большей, чем в целом в популяции. Частота шизофрении у этих детей примерно такова, как и частота этого заболевания у детей, воспитанных своими больными родителями. При этом дети нормальных родителей, даже если они воспитывались в семье, где были больные шизофренией, заболевают реже. Эти факты также указывают на ведущую роль наследственности в заболевании шизофренией. Молекулярно-генетические исследования шизофрении показали наличие у больных нескольких генетических специфичностей в сайтах 5д11.2-д13.3; 6р23; 22д11.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 600 | Нарушение авторских прав
|