Синдром Криглера-Найяра
При этой форме семейной негемолитической желтухи уровень неконъюгированного билирубина в сыворотке очень высок. В печени можно выявить недостаточность конъюгирующего фермента. Концентрация пигмента в жёлчи минимальная. Несмотря на токсические проявления гипер-билирубинемии, проба с БС отрицательная.
Тип 1
Синдром Криглера-Найяра типа 1 наследуется по аутосомно-рецессивному типу. В печени отсутствует активность конъюгирующего фермента, в жёлчи —конъюгированный билирубин. В сыворотке не обнаруживаются глюкурониды билирубина. Поскольку уровень билирубина в сыворотке со временем стабилизируется, следует предположить существование альтернативного пути метаболизма билирубина.
На молекулярном уровне дефект локализуется в одном из пяти экзонов (1А-5) гена УДФГТ. При изучении мутаций, свойственных синдрому Криглера-Найяра типа 1, на клетках линии COS или на фибробластах не отмечено конъюгации билирубина.
Обычно, хотя и не всегда, больные погибают в течение первого года жизни на фоне ядерной желтухи. Приём фенобарбитала неэффективен. Кровопускания и плазмаферез, применявшиеся для снижения уровня билирубина в сыворотке, давали лишь временный эффект. При фототерапии уровень билирубина в сыворотке удаётся снизить почти на 50%; этот метод лечения можно применять амбулаторно. В течение первого или второго десятилетия жизни в любой момент может развиться энцефалопатия (ядерная желтуха). После трансплантации печени обмен билирубина нормализуется, гипер-билирубинемия исчезает, прогноз улучшается. Трансплантацию следует проводить в молодом возрасте, особенно если проведение фототерапии невозможно.
У крыс Gunn, мутантной линии породы Вистар, у которых билирубин-УДФГТ отсутствует, развивается неконъюгированная гипербилирубинемия. Наследственный дефект соответствует синдрому Криглера-Найяра типа 1 и заключается вделеции в гене, общем для всех УДФГТ, что приводит к преждевременному появлению стоп-кодонов и синтезу дефектных неактивных изоформ УДФГТ. У крыс при исследовании плацентарной ДНК удаётся проводить пренатальную диагностику недостаточности УДФГТ. Можно надеяться, что такой подход окажется полезным и для выявления синдрома Криглера-Найяра типа 1 у человека, хотя характер мутаций делает его более сложным, чем у крыс. В эксперименте на крысах Gunn внутрибрюшинное введение изолированных гепатоцитов в микрокапсулах позволяло уменьшить гипербили-рубинемию.
Тип 2
Синдром Криглера—Найяра типа 2 также наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Активность фермента, осуществляющего конъюгацию билирубина в печени, значительно снижается (до 10% от нормальной и менее) и не определяется обычными методами. Назначение фенобарбитала приводит к выраженному эффекту, и больные доживают до взрослого возраста.
При анализе ДНК гена УДФГТ 1*1 выявлены мутации в экзонах 1А-5. Тем не менее при изучении экспрессии этих мутантных генов выявлена остаточная активность фермента, и этим объясняются менее высокая, чем при синдроме Криглера-Найяра типа I, билирубинемия, наличие глюкуронидов в моче и эффективность лечения фенобарбиталом.
У некоторых родственников больных с синдромом Криглера—Найяра выявляется повышение уровня билирубина в сыворотке, которое хотя и не столь высокое, как у больных, но превышает его уровень при синдроме Жильбера. Анализ гена УДФГТ 1*1 позволяет предположить, что у таких пациентов имеется смешанная гетерозиготность: в одном из аллелей имеется мутация ТАТАА, свойственная синдрому Жильбера, а в другом — мутация, свойственная синдрому Криглера-Найяра.
Синдром Криглера-Найяра типа 2 не всегда протекает доброкачественно, и для обеспечения уровня билирубина ниже 450 мкмоль/л (26 мг%) требуется сочетание фототерапии с назначением фенобарбитала.
Различить типы 1 и 2 синдрома Криглера-Найяра не всегда бывает легко. Отдифференцировать их можно, оценив эффективность лечения фенобарбиталом путём определения фракций билирубина с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии. Кроме того, различить эти типы можно, определяя содержание в жёлчи жёлчных пигментов после назначения фенобарбитала. При типе 2 уровень билирубина в сыворотке и доля неконъюгированного билирубина снижаются, а содержание моно- и диконъюгатов в жёлчи увеличивается. При 1 типе уровень билирубина в сыворотке не снижается, а в жёлчи выявляется преимущественно неконъюгированный билирубин. По-видимому, в будущем диагностика будет основываться на экспрессии in vitro мутантной ДНК больных.
Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 405 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|