АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Лечение нервной анорексии
В лечении нервной анорексии ключевыми элементами являются улучшение соматического состояния, поведенческая, когнитивная и семейная психотерапия. Фармакотерапия в лучшем случае представляет собой дополнение к другим видам психотерапии. Неотъемлемыми компонентами лечения являются алиментарная реабилитация и меры, направленные на восстановление массы тела.
Исход болезни
· Выздоровление.
· Рецидивирующее (возобновляющееся) течение.
· Смерть в результате необратимых изменений внутренних органов. По статистике, без лечения летальность больных нервной анорексией составляет 5—10 %
Истери́я (от др.-греч. ὑστέρα (hystera) — «матка»); бе́шенство ма́тки [1][2] — устаревший медицинский диагноз, на данный момент соответствующий ряду психических расстройств лёгкой и средней степени тяжести. Использовался для описания специфических расстройств самочувствия и поведения у женщин, причиной которых долгое время считалось блуждание матки по организму[1](откуда и название). Для истерии характерны демонстративные эмоциональные реакции (слёзы, смех, крики), судороги, параличи, потеря чувствительности, глухота, слепота, помрачения сознания, повышенная сексуальная активность и другое.
Системные неврозы (логоневроз, тики, энурез и энкопрез). Этиология и патогенез, генетические аспекты. Общая характеристика. Возрастные особенности. Диагностика и тактика. Понятие о маниакально-депрессивном психозе. Прогноз.
Системные неврозы. В детском возрасте, особенно младшем, элементарные соматовегетативные и двигательные нарушения психогенного происхождения значительно преобладают над эмоциональными реакциями. Такие расстройства могут выступать в клинической картине неврозов как доминирующие или относительно изолированные симптомы, в связи с чем эти неврозы условно называют моносимптомными, т.е. такими, при которых в клинической картине определяется нарушение деятельности одной из соматических (в широком смысле) функциональных систем (например, сердечно-сосудистой, пищеварительной и т. д.). Выделение системных неврозов имеет важное практическое значение как ввиду частоты их возникновения в детском возрасте, так и в связи с тем, что каждая из моносимптомных форм неврозов требует особых лечебных и реабилитационных мероприятий. К наиболее частым системным неврозам у детей относят невротическое заикание, невротические тики, невротический энурез и энкопрез.
^ Логоневроз (невротическое заикание). Под заиканием понимают нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Это нарушение возникает чаще всего в 4–5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и интенсивное формирование мышления; возможно появление заикания и в 2–3 года — на этапе становления речи. В этиологии заикания играют роль как острые и подострые психические травмы (испуг, помещение в детское дошкольное учреждение), так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье и т. п.). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и наследственная отягощенность патологией речи, в частности, заиканием. К провоцирующим факторам относят чрезмерную требовательность родителей к речи детей, двуязычие в семье, перегрузки информацией и т. п. Избирательное нарушение речедвигательной функции при заикании объясняют наличием врожденной или приобретенной функциональной недостаточности систем, обеспечивающих моторные компоненты речи; в патогенезе заикания, возникшего в раннем детстве, имеет место механизм патологической фиксации механических запинок и задержек речи, свойственный детям в период ее становления в 2–4 года.
В начальном периоде заикания отмечаются тонические судороги дыхательно-вокальной мускулатуры с постепенным присоединением судорог в артикуляционном мышечном аппарате. Часто отмечают скрытое повышение тонуса вокальных мышц, нарушение речевого дыхания, дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей при речи. Через несколько месяцев или 1–2 года после начала заикания дети начинают давать психогенную реакцию на свой дефект: не любят говорить при посторонних, отказываются выступать публично. В школьном возрасте возникает логофобия (страх речи), из-за чего заикание усиливается еще больше. Выраженная логофобия приводит к отказу от устных ответов в школе. Логоневроз может быть незаметным в привычной обстановке, но резко усиливаться при общении с незнакомыми людьми и в любых условиях эмоционального напряжения. Часто наблюдается сочетание логоневроза с другими невротическими расстройствами: эмоциональной неустойчивостью, расстройствами сна, страхами, тиками, энурезом, которые могут предшествовать возникновению заикания.
В 15–17 лет отмечается усиление заикания и усложнение невротического состояния из-за обострения личностной реакции больного на заикание. У подростков с характерологическими акцентуациями тормозимого типа и/или у соматически ослабленных может возникать невротическое формирование личности с пониженным фоном настроения и патологическим изменением характера астенического или псевдошизоидного плана. Однако сам симптом заикания имеет тенденцию к сглаживанию или даже исчезновению в постпубертате. Это связано в основном с возрастным созреванием или компенсацией системы речедвигательных механизмов.
Логоневроз дифференцируют с неврозоподобным заиканием, которое возникает в рамках резидуально-органических состояний на фоне более или менее выраженного психоорганического синдрома. Оно чаще развивается исподволь, обычно на фоне задержки речевого развития и с самого начала характеризуется преобладанием клонико-тонического компонента. Ему сопутствуют тикообразные гиперкинезы, рассеянная неврологическая симптоматика, изменения по органическому типу на ЭЭГ; реакция личности на речевой дефект вплоть до пубертатного возраста почти не выражена.
^ Невротические тики. К этому виду расстройств относят психопатологически недифференцированные тики, возникающие обычно по механизму фиксации после действия психогении какого-либо защитного действия, первоначально имевшего условно целесообразный характер. В симптоматическом плане — это разнообразные автоматизированные привычные элементарные движения: мигание, наморщивание лба, раздувание ноздрей, подергивания головой, плечами, различные движения конечностей, а также покашливание, “хмыканье”, “хрюкающие” звуки (т.н. респираторные тики). В части случает тики могут приобретать навязчивый характер и относиться к проявлениям невроза навязчивых состояний, но у детей, особенно в младшем возрасте, невротические тики не сопровождаются навязчивым стремлением к повторению фиксированных движений. Этиологическими факторами тиков являются как острые, так и длительные психотравмирующие ситуации — нередко в совокупности с местным раздражением (конъюнктивы, дыхательных путей, кожи и т. д.), что вызывает защитную рефлекторную двигательную реакцию. Тики обычно возникают как непосредственная или несколько отставленная по времени от действия психогении невротическая реакция. В форме того или иного локализованного тика она может продолжаться 3–4 недели. При фиксировании невротической реакции появляется тенденция к возникновению тиков другой локализации и присоединению других невротических расстройств: эмоциональной лабильности, плаксивости, нарушений сна, астенических симптомов. Дети усилием воли могут подавлять тики, они не наблюдаются во сне. Дальнейшее течение заболевания часто носит рецидивирующий характер, однако в 2/3 случаев с возрастом тики исчезают или значительно смягчаются. В части случаев состояние больных не меняется или даже ухудшается. В школьном возрасте возможен также переход психопатологически недифференцированных тиков в навязчивые. Невротические тики довольно часто сочетаются с невротическим заиканием и энурезом.
^ Неорганический энкопрез. Непроизвольное выделение кала, преимущественно в бодрствующем состоянии. Встречается в 10 раз реже, чем энурез (около 1%), и чаще наблюдается у мальчиков 7–9 лет.В кругу причин отмечаются хронические психотравмирующие ситуации в семье, явная и скрытая эмоциональная депривация, а также чрезмерно строгие требования родителей к ребенку в отношении его опрятности, внешнего вида и т. п. Предрасполагающие условия — невропатические состояния и резидуально-органическая церебральная недостаточность. Патогенез энкопреза изучен недостаточно. Для его начала типично исчезновение у ребенка в дневное время позыва к дефекации и появление небольшого количества испражнений на белье; обильные испражнения бывают редко. Первое время дети могут сами не замечать наличия испражнений, и об этом им говорят посторонние, ощущая неприятный запах. В дальнейшем одни дети начинают стыдиться, стараются спрятать испачканное белье, становятся подчеркнуто аккуратными и чистоплотными во всех других отношениях, другие, наоборот, не воспринимают энкопрез как что-то нежелательное. Неорганический энкопрез может приобретать стойкий упорный характер с различной частотой эпизодов. У ребенка с данным расстройством обычно выявляются общеневротические симптомы, нередки сочетания с энурезом.
^ Неорганический энурез. В строгом смысле слова под энурезом понимают недержание мочи во время сна. Диагностика возможна с возраста 2,5 лет. Энурез — одно из самых распространенных заболеваний детского возраста. Он встречается у 12–15% мальчиков и у 7% девочек дошкольного возраста. У школьников частота энуреза падает до 4%, к концу пубертата он наблюдается редко. В происхождении энуреза значение придается неспецифическим психотравмирующим воздействиям наряду с влиянием таких предрасполагающих факторов, как невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности, семейная отягощенность по энурезу. Энурез делится на “первичный” и “вторичный” в зависимости от времени возникновения. При первичном энурезе недержание мочи наблюдается с раннего возраста без промежуточного периода сформированности навыков опрятности; вторичный энурез появляется после периода наличия этого навыка хотя бы в течение года. В последние десятилетия был получен ряд данных ЭЭГ-исследований, указывающих на особую роль механизмов сна в патогенезе энуреза. Согласно этим данным, ночное недержание мочи возникает у детей преимущественно в момент перехода от медленной фазы сна к быстрой, вследствие чего энурез предлагается рассматривать как один из патологических компенсаторных механизмов системы сон-бодрствование.
Существует выраженная зависимость частоты ночного мочеиспускания при неорганическом энурезе от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок. Временное изъятие ребенка из психотравмирующей ситуации нередко способствует уменьшению или даже исчезновению энуреза. С 6–8 лет многие дети начинают болезненно переживать свой недостаток, у них появляется заниженная самооценка, обостряются тревожность, робость, впечатлительность, затрудняется засыпание. Энурез обычно не бывает единственным невротическим нарушением, зачастую он сочетается с астеническими проявлениями, тиками, страхами и т. п.
Выделяются два варианта течения неорганического энуреза. При первом он возникает остро, после психотравмы, нередко по выходе из аффективно-шоковой реакции. В начале клиническая картина выражается в моносимптоматических реакциях, когда ночное недержание мочи наблюдается 1 раз в 1–2 неделю. Спустя 1–3 месяца может наступить выздоровление. Однако при наличии предрасположенности к невротическому реагированию энурез может учащаться до 2–3 х раз в неделю и на этом фоне возникает развернутая клиника общеневротических расстройств и нарушений поведения. Заболевание носит волнообразно-рецидивирующий характер, причем во время обострений энурез может отмечаться один или более раз каждую ночь. При втором варианте заболевание начинается постепенно под влиянием хронической психотравмирующей ситуации. Еще за несколько месяцев до появления энуреза развиваются различные полиморфные невротические расстройства: нарушения сна, аппетита, страхи, тики. Затем под влиянием какой-либо дополнительной, может быть, и незначительной, психогении возникает сам энурез, сначала редкий — 1–2 раза в месяц, затем — до 4–6 раз в неделю. Клиническая картина обрастает вторичной невротической, психопатоподобной и реактивной депрессивной симптоматикой.
Энурез как типичная протестная реакция возникает у дошкольников в дневные часы, преимущественно непосредственно в психотравмирующей ситуации (в детском учреждении при нежелании его посещать, в присутствии нежелательного лица и т. п.) и обычно на фоне других форм протестного поведения. Недержание мочи при урологических и эндокринных заболеваниях (сахарный и несахарный диабет) бывает как ночью, так и днем, при этом выявляются соответствующие изменения общего состояния и данных параклинических исследований.
Основные принципы лечебной терапии неврозов:
1. Предпочтительный выбор психосоциальных воздействий перед медикаментозным лечением.
2. Дифференцированность и последовательность проведения реабилитационных программ.
3. Предпочтительность лечения в амбулаторных и полустационарных условиях.
4. Командное обслуживание больных детей усилиями врача-психиатра, психотерапевта, клинического психолога, социального работника, педагога и среднего медицинского персонала.
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 935 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
|