АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Этиология, патогенез, стадии развития алкоголизма и наркомании, социальные и личностные факторы болезни

Прочитайте:
  1. DS. :ФКУ, позднее выявление, отставание психомоторного развития.
  2. F8 Нарушения психологического развития
  3. F80-F89 РАССТРОЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ
  4. I. Абиотические факторы
  5. II. Лист сестринской оценки риска развития и стадии пролежней
  6. II. Стадии I, IIа, IIb
  7. II. Факторы, влияющие на чувствительность адренорецепторов
  8. III. Местно распространенный рак молочной железы III стадии
  9. III. Некоторые социологические факторы, нарушающие процедуру оценки в современном обществе
  10. III. Психосоциальные воздействия

Этиология и патогенез алкоголизма

Длительное и интенсивное злоупотребление спиртными напитками — обязательное, но не единственное условие развития алкоголизма как болезни. Некоторые люди пьянствуют по 15 лет и более и ни физической, ни психической зависимости от алкоголя у них не обнаруживается. Факторы, участвующие в формировании алкоголизма, принято раз­делять на социальные («алкогольный климат» в обществе, питейные традиции, алкогольная политика правительства), психологические и биологические. Среди психологических факторов особое внимание привлекает мотивация употреб­ления спиртных напитков.

Мотивы, т. е. побуждения к выпивкам, принято раз­делять на гедонистические (желание испытать удовольствие, вызвать эйфорию, почувствовать себя «на высоте» и т. д.) и атарактические (стремление к релаксации — успокоению, уходу от неприятностей и трудностей, устранению беспо­койства и тревоги). Кроме того, выделяются мотивы соци­ально-психологические: традиционные (питейные обычаи субкультуры) и субмиссивные (подчинение влиянию других людей и групп).

С появлением психической зависимости ведущим стано­вится аддиктивный мотив (пристрастие, патологическое вле­чение к алкоголю), а с развитием физической зависимости — страх абстиненции, желание ее предотвратить или прервать.

От истинной мотивации следует отличать мотивировку — объяснение, которое дает сам пьющий. Мотивировка может маскировать или искажать истинную мотивацию.

Патогенез в качестве основных звеньев имеет фор­мирование психической и физической зависимости — пер­вичного и вторичного влечения к алкоголю. Хроническая интоксикация алкоголем вызывает разнообразные биохими­ческие и нейрофизиологические изменения в организме в целом и в мозге в частности. Однако, какие из них являются следствием интоксикации, а какие лежат в основе зависи­мости, пока определенно выявить не удается. Предполага­ется, что в основе психической зависимости лежат нейро­физиологические сдвиги — патологическая активация оп­ределенных гипоталамических систем, получивших название «центр наслаждения». Согласно гипотезе И. П. Анохиной, эта активация вызвана действием алко­голя на катехоламиновую систему гипоталамуса: избыточное высвобождение норадреналина ведет к его дефициту, на фоне которого для активации нужны новые поступления алкоголя. Основу физической зависимости составляет уси­ленный распад и синтез катехоламинов. Когда очередная доза алкоголя не поступает, то распад снижается, а синтез остается усиленным — в мозге накапливается предшественник норадреналина дофамин. Важная роль в патогенезе другими авторами приписывается нарушениям обмена серотонина, кинуренинов, гамма-аминомасляной кислоты и других биологически активных веществ. Ведется поиск связи с дисфункцией опиатной системы организма — изменением активности опиатных рецепторов и эндогенных морфиноподобных веществ (эндорфины, энкефалины) в надежде найти единый механизм зависимости и от алкоголя, и от наркотиков, и от других токсичных веществ. Возможно также, что в развитии физической зависимости участвует изменение ферментных систем печени и других тканей — повышение активности алкогольдегидрогеназы и каталазы, снижение активности фермента, расщепляющего ацетальдегид (промежуточный продукт, окисления алкоголя).

Роль наследственности становится очевидной из ряда факторов. Риск алкоголизма остается высоким у детей алкоголиков, которые с младенчества воспитывались непь­ющими приемными родителями. Совпадение алкоголизма у монозиготных близнецов значительно чаще, чем у дизиготных. Существуют целые народности с крайне низкой толерантностью к алкоголю. Наследуется не сам алкоголизм, а предрасположение к нему, высокий риск его развития, если начинается злоупотребление. Например, наследоваться могут некоторые черты характера, способствующие самому злоупотреблению — «гедонистические стремления» при не­устойчивом типе психопатии и акцентуации характера. На­следственной может быть недостаточность некоторых фер­ментных систем, отчего толерантность к алкоголю оказы­вается низкой.

Алкогольная эмбриопатия — заболевание но­ворожденного, возникающее в том случае, если мать во время беременности регулярно злоупотребляла спиртными напитками. Алкоголь легко проникает через плацентарный барьер (так же как и в молоко кормящей матери). Новорожденные обнаруживают признаки зависимости от алко­голя, проявляющиеся непрерывным беспокойством и нару­шением физиологических функций. В дальнейшем выявля­ется отставание в физическом и интеллектуальном развитии.

Наркомании и токсикомании

Понятия «наркомания», «наркотик» или «наркотическое средство или вещество» стали не столько медицинскими, сколько юридическими.

Наркотик — наркотическое средство и наркотическое вещество — включен в официальный государственный список вследствие социальной опасности из-за способности при однократном употреблении вызывать привлекательное пси­хическое состояние, а при систематическом — психическую или физическую зависимость от него. Если вещество или средство обладает подобными свойствами, но с государст­венной точки зрения не представляет большой социальной опасности, то наркотиком оно не признается (примером может служить алкоголь). Одно и то же лекарственное средство в разные годы может то не считаться наркотиком, то включаться в их число. Например, снотворное барбамил отнесено к наркотикам лишь с середины 80-х годов, хотя способно вызывать и психическую и физическую зависи­мость. Подобное юридическое понимание обусловлено тем, что, согласно Уголовному кодексу, как преступление квалифицируется и наказывается незаконное изготовление, при­обретение, хранение, перевозка и пересылка наркотиков.

Наркомании (токсикомании) — заболевания, характеризующиеся злоупотреблением и патологическим влечением к различным психоактив­ным веществам.

В отечественной наркологии принято различать понятия наркомания и токсикомания. В зарубежной литературе, в официальных документах, вместо терминов наркомании и токсикомании употребляется термин «ле­карственная зависимость» (drug dependence). Наркомания - заболевание, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами, которые включены в официальный «Перечень наркотических средств, психотроп­ных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ» (списки I, II, III ), т. е. признаны Законом наркотическими. В диагнозе после шифра МКБ-10, при злоупотреблении психоактивными веществами, отнесенны­ми к наркотическим, ставится буква «Н», за исключением опиатов (F 11), каннабиноидов (F 12) и кокаина (F14), которые всегда классифицируют­ся как наркомания и в этих случаях буква «Н» не ставится.

Термин «наркотическое вещество» содержит в себе три критерия: 1) ме­дицинский (специфическое действие на ЦНС — седативное, стимулирующее, эйфоризирующее, галлюциногенное и др.); 2) социальный (соци­альная значимость и опасность); 3) юридический (включение в вышеука­занный документ и юридические последствия в связи с этим).

Токсикомании — злоупотребление и патологическое влечение к веществам, не признанным законом наркотическими. Таким образом, с юридической точки зрения больные наркоманией и токсикоманией являют­ся разными контингентами но с клинической, медицинской точки зре­ния подход к ним одинаков и принципы их лечения идентичны.

Полинаркомания — злоупотребление одновременно двумя и более нар­котическими веществами.

Осложненная наркомания — злоупотребление одновременно наркоти­ческим и другим психоактивным средством, не включенным в список наркотических.

Политоксикомания — злоупотребление сразу несколькими психоактив­ными веществами, не относящимися к наркотикам.

Злоупотребление наркотиками или другими токсичными веществами без зависимости от них не считается наркома­нией или токсикоманией. Для этих случаев предлагалось множество различных названий: наркотизм, токсикоманическое поведение, эпизодическое злоупотребление и др. В последние годы все большее распространение получает термин «аддиктивное поведение» (от англ. addiction — па­губная привычка, порочная склонность), который указыва­ет, что это — нарушение поведения и меры требуются скорее воспитательные, чем медицинские.

 

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1464 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)