АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Билет № 8 (Стриопаллидарная система)

Прочитайте:
  1. Кровеносная (сердечно-сосудистая система)
  2. Печінка і жовчевивідні шляхи (гепатобіліарна система)
  3. ТЕХНИКА ВНУТРИВЕННО-КАПЕЛЬНОГО ВЛИВАНИЯ (отечественная одноразовая система)
  4. ТЕХНИКА КРОВОПУСКАНИЯ. (многоразовая система)

Пирамидная система и периферические мотонейроны обеспечивают произ­вольные сокращения мышц. Для выполнения движе­ния необходимо подключение механиз­мов, регулирующих последовательность, силу и длительность мышечных сокраще­ний и регламентирующих выбор необхо­димых мышц. Иными словами, двига­тельный акт формируется в результате последовательного, согласованного по силе и длительности включения от­дельных нейронов корково-мышечного пути, отдающего распоряжения мышцам, и большого комплекса нервных структур вне пирамидной системы, которые объе­диняются в экстрапирамидную систему, действующую рефлекторно-автоматизи-рованно.

Экстрапирамидная система включает клеточные группы коры больших полу­шарий (преимущественно лобных долей), подкорковые ганглии (хвостатое ядро — nucl. cadatis, скорлупа, лате­ральный и медиальный бледные шары, субталамическое тело Люиса), в стволе мозга черную субстан­цию, красные ядра, пластинку крыши среднего мозга, ядра медиального продольного пучка (ядра Даркшевича), голубоватое место в мосту мозга, ретикулярную формацию с нисходящими и восходящими путями, мозжечок, гамма-мотонейроны спинного мозга и др. Между этими образованиями экстрапирамидной си­стемы имеются многочисленные двухсто­ронние связи (замкнутые нейронные кру­ги).

Морфологически и функционально стрио-паллидарная система подразделяется на стриарную и паллидарную. Паллидарная си­стема, филогенетически более старая, вклю­чает в себя латеральный и медиальный бледные шары, черное вещество, красное ядро, субталамическое ядро. В обоих бледных ша­рах содержится большое число нервных воло­кон, крупных нейронов в них относительно не­много. Стриарная система филогенетически является «молодой» и включает хвостатое ядро и скорлупу с множеством мелких и крупных нейронов и сравнительно неболь­шим количеством нервных волокон. В стриарной системе имеется соматотопическое распре­деление: в передних отделах — голова, в сред­них — верхняя конечность и туловище, в за­дних отделах — нижняя конечность.

Стриопаллидарные аппа­раты обеспечивают диффузные движения тела, согласованную работу всей скелетной мускулатуры в процессе передвижения, плавания, полета и др. У высших животных и человека потребовалась более тонкая дифференцировка работы двигательных центров.

В онтогенезе у человека миелинизация стриарных проводников заканчивается к 5-му месяцу жизни (раньше пирамидной системы), поэтому в первые месяцы жизни ребенка латеральный и медиальный бледные шары, являются высшим двигательным центром. Моторика новорожденного носит явные «паллидарные» черты: излишество, своего рода щедрость движений, богатая мимика с улыб­кой и др. С возрастом многие движения стано­вятся все более привычными, автоматизиро­ванными, энергетически расчетливыми. Солид­ность и степенность взрослых являются своего рода торжеством стриопаллидарной системы над паллидарной.

При обучении целенаправленным движе­ниям (включая и профессиональные, например игра на музыкальных инструментах, сто­лярные, слесарные работы, вождение автомо­биля и др.) можно выделить 2 фазы. Во время первой фазы, которую условно обозначают как паллидарную движения чрезмерные, из­лишние по силе и длительности сокращения мышц. Вторая фаза пирамидно-стриарная заключается в постепенной оптимизаций управления движениями. Они становятся энергети­чески рациональными и максимально эффек­тивными и доводятся до автоматизма.

Все афферентные системы стриопалли­дарной системы оканчиваются в полосатом теле. В эти системы входят пути от большинства областей коры мозга, от срединно расположенных ядер зрительно­го бугра (в частности, от медиального центрального и парафасцикулярного ядер таламуса), от компактной зоны чер­ной субстанции и ядер срединного шва среднего мозга. От полосатого тела пути идут только в латеральный и медиальный бледные шары и ретикулярную зону черной субстанции, от которых, в свою очередь, начинаются основные эф­ферентные экстрапирамидные системы.

От медиального бледного шара аксоны идут к ядрам таламуса (медиально­му центральному; вентролатеральному и переднему вентролатеральному ядрам). Отростки клеток этих ядер таламуса про­ецируются на двигательные и другие области коры лобной доли.

От черного вещества и бледного шара начинаются нисходящие системы, ко­торые идут коядрам покрышки среднего мозга и мозгового ствола, а от них к двигательным нейронам спинного мозга.

От черного вещества имеются и восхо­дящие пути к ядрам заднего таламуса и субталамическому ядру переднего тала­муса. Нисходящие и восходящие эффе­рентные тракты черного вещества оказы­вают различное влияние на двигательную активность человека.

От клеток ядер ствола мозга на­чинаются аксоны, которые проходят в ка­натиках спинного мозга и заканчиваются синапсами с клетками передних рогов на разных уровнях. К их числу относятся, кроме упоминавшихся выше главных нигро- и паллидо-ретикулярно-спинномозговых путей, преддверно-спинномозговой путь, оливо-спинно-мозговой, красноядерно-спинномозговой, покрышечно-спинномоз-говой, медиальный про­дольный пучок.

Наиболее мощным оказывается ретикулярно-спинномозговой тракт. Он состоит из аксонов клеток ретикулярной формации и в спинном мозге проходит в переднем канатике (вентральная часть тракта) и в боковом канатике (ме­диальные и латеральные его отделы). Во­локна покрышечно-спинномозгового пути на уровне продолговатого мозга обра­зуют синапсы с клетками сетевидного образования, и этот пучок входит в со­став ретикулярно-спинномозгового пути, вместе с которым спускается вниз в пере­днем канатике. То же надо сказать о про­ходящем в боковом канатике красноядерно-спинномозговом пучке. В пределах продолговатого мозга значительное чис­ло его волокон переходит в сетчатое ве­щество и спускается вниз в составе рети­кулярно-спинномозгового тракта.

Тела всех нейронов пирамидной системы сгруппированы в коре головного мозга. Схематически пирамидная система — это кор­ковые нейроны с длинными аксонами, доходящими до разных сегментов спин­ного мозга. Экстрапирамидная система представляет собой длинную колонку клеток с большим количеством нервных волокон на протяжении всего головного и спинного мозга. Колонка эта местами резко увеличивается в объеме (подкор­ковые узлы), на некоторых уровнях обра­зуется густое переплетение волокон с те­лами клеток (бледный шар, сетчатое вещество мозгового ствола и др.).

Было описано много синдромов такого рода. При одном из них обращают на себя внима­ние замедленность и бедность движений, маскообразное лицо, вялая мимика, редкое мигание, общая скованность, отсутствие содружественных движений руками при ходьбе. Такая картина получила название гипокинеза. При другом типе заболевания раз­вивается противоположное состояние. При осмотре больного бросаются в глаза автоматические насильственные движе­ния. Их называют гиперкинезами. И при гипо- и при гиперкинезах наступает расстройство мышеч­ного тонуса, заметно отличающееся от наблюдаемого при поражении пирамидной системы или периферического мото­нейрона.

Этиология – сетевидные образования.

 

 

Паркинсонизм (акинетико-ригидный синдром). Для этого синдрома ха­рактерны монотонная тихая речь (брадилалия) и малая двигательная активность (олгокинезия). Лицо гипомимично, взгляд неподвижен, как будто устремлен в одну точку, мигание редкое, иногда оно отсутствует в течение нескольких минут, жестикуляция бедная. Туловище несколько наклонено вперед (поза просителя), верхние ко­нечности согнуты в локтевых суставах, прижаты к туловищу. Отме­чается наклонность к застыванию в ка­кой-либо, даже неудобной, позе. Больной может лежать в постели с приподнятой над подушкой головой — симптом «воз­душной подушки». Активные движения совершаются очень медленно (брадикинезия).

Затруднено начало двигательного акта — паркинсоническое «топтание на месте». Ходит больной мелкими шажка­ми, при ходьбе отсутствует обычная физиологическая синкинезия — содруже­ственное движение верхних конечностей, они при ходьбе неподвижны (ахейрокинез). Иногда наблюдается еще один своеобразный симптом — пропульсия — больной на ходу начинает двигаться все быстрее и быстрее, не может остановить­ся и даже падает. Это объясняют тем, что перемещение центра тяжести не вы­зывает у больного реактивного сокраще­ния мышц спины — «он как бы бежит за своим центром тяжести». Если больному придать начальное движение (слегка толкнуть в грудь), он начинает двигаться назад (ретропульсия). Такое же выну­жденное движение в сторону называют латеропульсией. Иногда наблюдаются «парадоксальные кинезии» (больные, ко­торые в течение дня находятся в почти обездвиженном состоянии, в момент аф­фективных вспышек и эмоциональных на­пряжений могут прыгать, взбегать по лестнице, танцевать и др.).

Другой составной частью описываемо­го синдрома является мышечная ригидность — своеобразное сопротивление пассивным движениям. Ригидность мышц отличается от пирамидной спастичности тем, что она не только появляется в начальной фазе движения, но и удерживается во всех последующих фазах растяжения мышц. Конечность как бы застывает в той позе, которую ей придают. Такое состояние обозначают также как «пласти­ческий тонус», «восковая гибкость». Экстрапирамидная ригидность имеет и другие особенности: она наблюдается во многих мышечных группах (агонистах и антагонистах), но обычно преобладает в мышцах-сгибателях («поза сгибателей»). Характерные для пирамидной спастичности явления «складного ножа» от­сутствуют. Исследование пассивных дви­жений может обнаружить прерывистость, как бы ступенчатость сопротивления мышц пассивным растяжениям (симптом «зубчатого колеса»).

Гипокинезия и ригидность могут на­блюдаться изолированно, но к ним не­редко присоединяется гиперкинез в виде тремора пальцев кисти, реже — нижних конечностей и подбородочной области. Этот ритмичный тремор пальцев кистей напоминает действия при счете монет или скатывании пилюль. Возникающая триада симптомов (гипокинез, ригидность, ритмичное дрожание) характерна для хронического заболевания, описанно­го в 1817 г. английским врачом Паркинсом и получившего название «дрожа­тельный паралич». Синдром, очень близ­кий по клинике к дрожательному парали­чу, был выявлен у больных в хронической

стадии эпидемического энцефалита, с со­судистыми поражениями головного моз­га, при некоторых экзогенных интоксика­циях (соединениями марганца, аминази­ном, резерпином и др.). Он был назван паркинсонизмом. Наиболее выраженные гипертонус и тремор возникают при по­ражении черного вещества.

Из других симптомов при паркинсо­низме характерны вегетативные рас­стройства (сальность лица, шелушение кожи, гиперсаливация и др.) и нарушения психоэмоционального тонуса. Последнее проявляется в виде снижения двигатель­ной активности, аспонтанности в действиях. Иногда можно склон­ность больных к «приставанию» — навязчивому стремлению задавать одни и те же вопросы, повторно обра­щаться по незначительным поводам. Мы­шление у больных замедленно.

Характерным для паркинсонизма является исчезновение всех его проявле­ний в период засыпания больного (понижается степень выраженности мышечного тонуса, прекращается тремор).

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 837 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)