АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Патопсихологическая семиотика маниакально-депрессивного психоза

Прочитайте:
  1. V 14: Семиотиканаследственных болезней и принципы их диагностики.
  2. V 3: Семиотика и клиническая диагностика наследственных заболеваний
  3. VI. Соотношения и взаимное влияние духовных и душевных переживаний при аффективных психозах
  4. Алкоголизме и алкогольных психозах
  5. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов. Методика обследования. Семиотика.
  6. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы. Методы обследования. Семиотика.
  7. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Методика обследования. Семиотика.
  8. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика обследования. Семиотика.
  9. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей. Методы обследования. Семиотика.
  10. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Методика обследования. Семиотика.

 

При маниакальных состояниях в патопсихологическом исследовании мы обнаруживаем проявления ускоренного (лабильного) мышления. На первый план выступают на­рушения динамики мыслительных процессов при отсут­ствии снижения уровня обобщения и отвлечения. В то же время мышление таких больных малопродуктивно в связи с присущей им поверхностностью суждений, учитыва­ющих далеко не всю совокупность признаков обсуждае­мого предмета или явления и протекающих с пропусками промежуточных звеньев рассуждений. Несмотря на нали­чие осевой цели в рассуждениях больного, постоянно воз­никают посторонние, побочные ассоциации, весьма отно­сительно, отвлеченно связанные с мыслительной задачей.

Иногда в мышлении больного одновременно сосуществу­ют несколько осевых целей, и тогда можно установить отсутствие связи между отдельными суждениями и об­щей задачей.

Уменьшение продуктивности мыслительной деятель­ности при мании соответствует степени выраженности фазы. При легких циклотимических гипоманиях мы иногда даже наблюдаем некоторое повышение продуктивности при выполнении ряда заданий. Так, в пробе на запомина­ние наблюдаемая нами больная повторила все 10 слов после первого прочтения, установив между ними смысловые связи, связав их в единый рассказ, что обычно недоступно здоровым обследуемым. Чем больше выражена мания, тем ниже продуктивность мыслительной деятельности.

В значительной мере непродуктивность мышления свя­зана с психологическим дефицитом, который образуется в связи с недостаточностью предпосылок интеллекта, в первую очередь, активного внимания и психомоторной ак­тивности. Это относится не только к маниакальным, но и к депрессивным состояниям. Однако у больных в маниакальном состоя­нии внимание снижено больше, чем при депрессии.

Нарушения внимания при маниакальных состояниях, в первую очередь, характеризуются его неустойчивостью. При патопсихологи­ческом исследовании это проявляется в уве­личении затрачиваемого больным на выполнение задания времени к концу исследования в таких методиках, как кор­ректурная проба, счетные таблицы Крепелина, поиск чи­сел в таблицах Шульте. Часто при этом мы наблюдаем и увеличение количества ошибок, особенно при беспечном отношении обследуемого к ситуации исследования и за­вышенном уровне притязаний. Недостаточность внимания проявляется также в ошибках, свиде­тельствующих о на­рушении дифференцировочного торможения, — в коррек­турной пробе зачеркиваются другие буквы, иногда похо­жие на заданные инструкцией, иногда — расположенные по соседству с ними.

Сочетание неустойчивого внимания, облегченного об­разования ассоциаций, ускоренного течения мыслей при­водит к своеобразным изменениям речи больного — от­дельные высказывания не связаны какой-либо общей идеей, характерны случайные ассоциации, нередко по со­звучию. Объектом рассуждений становится любой пред­мет, на который больной обратил внимание. При значи­тельном ускорении мышления говорят о скачке идей — мысли так быстро сменяют одна другую, что со стороны это воспринимается как непрерывный словесный поток. В то же время, при скачке идей нетрудно все же уловить известную по­следовательность мыслей, хотя и редуцированных, не до­веденных до конца, и их, хотя и весьма поверхностную, взаимосвязь. Лишь в случаях крайне резкого ускорения мышления перестают улавливаться переходы между от­дельными мыслями. В этих случаях говорят о маниакаль­ной (вихревой) спутанности. Ускоренное мышление в силу своей неустойчивости может характеризоваться утратой объекта рассуждения.

Речь при скачке идей отражает хаотичность и повы­шенную изменчивость целенаправленности мыслительных процессов, высокую отвлекаемость больного.

При патопсихологическом исследовании такие непро­думанные, поспешные суждения легко корригируются при указании больному на допущенную им ошибку.

В депрессивной фазе МДП, наряду с гипотимией и замедлением психомоторики, отмечается замедленное (за­торможенное) мышление. При этом замедлен темп тече­ния мыслительных процессов, уменьшены объем и коли­чество идей. Больные говорят о субъективном чувстве за­труднения мышления, об ощущении своей интеллектуаль­ной несостоятельности, жалуются, что у них “мало мыс­лей”. Нередко по контрасту они переоценивают свое со­стояние до болезни или в светлом промежутке. Характер­но существенное замедление темпа ассоциаций, отчетли­во проявляющееся увеличением латентного периода сло­весных реакций в ассоциативном эксперименте. Замедлен­ное мышление отличается уменьшением количества пред­ставлений, оно малоподвижно, инертно. Затруднен пере­ход от одной мысли к другой. Это приводит как бы к застреванию на мысли. В своих рассуждени­ях больной медлителен, испытывает затруднения в фор­мировании словесного отчета о ходе мыслей. Страдает также направленность мышления — больные жалуются на невозможность закончить процесс размышления, говорят, что им трудно довести свои рассуждения до конца.

Замедление мышления при патопсихологическом ис­следовании выражается в увеличении времени, затра­чиваемого на каждое задание, в трудности перехода об­следуемого от одного задания к другому. Больному труд­но сосредоточиться на выполняемом задании. Обладая совершенно сохранным уровнем обобщения и отвлече­ния, он, тем не менее, с трудом усваивает инструкцию по выполнению задания, особенно в тех случаях, когда эк­спериментальная задача отличается значительным объ­емом и в ее течении модус деятельности обследуемого должен изменяться соответственно инструкции.

Большинство исследований для определения степе­ни депрессии используют разные шкалы депрессии, ос­нованные на оценке или самооценке. Оценочные шка­лы депрессии не являются психологи­ческими методи­ками, речь идет о клинически подбираемом и группи­руемом по соответствующим разделам наборе симпто­мов, которые характеризуют типичные для депрессий изменения психики, вегетативной нервной системы, соматические проявления.

На основе самооценки построены шкалы депрессии, используемые сами по себе или в структуре многофак­торных опросников. К первым относится шкала депрес­сии Т. Ташева (1970), включающая 50 утверждений. По ответам обследуемого создается определенный набор симптомов, в анализе которого переходят к синдромальной оценке: различаются эмоциональный, волевой, ве­гетативный, интеллектуально-мыслительный синдромы. Сравнение показателей по разным синдромам, по дан­ным Т. Ташева (1979), дает своеобразный профиль лич­ности — депрессиограмму.

Наиболее распространенной является психологичес­кая диагностика депрессивной фазы с помощью MMPI.

Определенное значение для психологической диагнос­тики аффективного состояния у больных МДП имеет ме­тод субъективного восприятия цвета. Об этом свидетель­ствует исследование М. Э. Барзман, Э. Т. Дорофеевой и Б. Р. Калнина (1967), установивших существенные разли­чия цветовой чувствительности при полярных аффектив­ных нарушениях у больных МДП. Перспективным в этом направлении может оказаться и исследование эмоциональ­ной сферы личности тестом Люшера, выявляющем глубину деп­рессии. Предпочтение желтому цвету соответствовало вы­сокому уровню депрессии. Авторы ставят вопрос о воз­можности выделения в соответствии с результатами ис­следования подгрупп больных с депрессией, которые мо­гут по-разному реагировать на антидепрессанты.

При исследовании методом ТАТ (тематический апперцептивный тест) у части больных с деп­рессией В.М.Блейхер, И.В.Крук и С.Н.Боков наблюдали проекцию собственных пережива­ний на сюжет рассказа, наделение депрессивным аффек­том некоторых его персонажей. В этих случаях отмеча­лась известная иррадиация депрессивных переживаний. При этом иногда проявлялись и суи­цидальные мысли больных, которые они утаивали от ок­ружающих.

Так, по табл. 14 (силуэт на фоне ярко освещенного окна) больная Ю. вместо составления рассказа лаконично гово­рит: “Сколько она могла мучиться?”. Больная Н. по пово­ду табл. 13 (мужчина стоит, закрыв лицо руками, за ним видна лежащая в постели женщина): “Все уже позади. Не следует ему горевать. Она иначе не могла поступить, а ему себя винить не в чем. Он и так настрадался”.

В.М.Блейхер, И.В.Крук и С.Н.Боков клинически выделили симптом, нередко на­блюдающийся у больных с депрессией. Сущность его за­ключается в том, что не только себя, но и некоторых окру­жающих, особенно из числа родственников и близких лю­дей, больной воспринимает как страдальцев, достойных сочувствия и жалости. Этот симптом может быть обозна­чен как симптом проекции депрессии. Он наблюдается при самых различных степенях депрессии — от легкой, циклотимической, до более тяжелой, параноидной. Больным, страдающим циклотимической депрессией, нередко жаль окружающих их людей: “Они сами не видят своей безыс­ходности, убожества и беспросветности своего существо­вания”. В случаях более глубокой депрессии такая проек­ция может явиться одним из психологических факторов, способствующих расширенным суицидам. В соответствии с этим можно говорить о депрессиях “альтруистических”, для которых симптом проекции депрессии характерен, и “эгоистических”, при которых окружающие воспринима­ются больным в качестве людей чрезмерно благополуч­ных, что по контрасту способствует усилению у больного переживаний с депрессивной окраской. Можно думать о взаимосвязи определяемого клинически симптома проек­ции депрессии и проекции депрессивных переживаний, об­наруживаемой с помощью ТАТ в эксперименте.

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1110 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)