АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Патопсихологические синдромы сенильной деменции (старческого слабоумия)

Прочитайте:
  1. Cимптомы и синдромы заболеваний, проявляющихся на слизистой оболочке полости рта.
  2. E. Шегрен синдромында
  3. F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
  4. F59 Неуточненные поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
  5. I I. ОБЩИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ.
  6. I. Острые рефлекторные вертебральные синдромы
  7. II. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ СИНДРОМЫ ПРИ ГЕМОБЛАСТОЗАХ
  8. II. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ СИНДРОМЫ ПРИ ГЕМОБЛАСТОЗАХ.53
  9. III. Миелодиспластические синдромы (МДС).
  10. VIII. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВЫЯВЛЕННЫЕ У БОЛЬНОГО, ФОРМУЛИРОВКА КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА, ОБОСНОВАНИЕ

 

Старческое слабоумие – психическая болезнь, обусловленная атрофией головного мозга; проявляется постепенно нарастающим распадом психической деятельности до степени тотального слабоумия с утратой особенностей личности больного и развитием старческого маразма. Заболевание развивается чаще в возрасте 65-75 лет, хотя возможно и более раннее и более позднее начало.

Анатомической основой сенильной деменции являются диффузная атрофия коры головного мозга и ряд сопутствующих ей морфологи­ческих изменений. При патологоанатомическом исследовании обнаруживают уменьшение массы головного мозга до 1000 г и менее, истончение извилин и расширение борозд, расширение желудочков мозга вследст­вие внутренней гидроцефалии, вторичное сдавление гипо­физа.

Начало болезни почти всегда медленное, малозаметное, без характе­рологических изменений. Эти изменения напоминают личностные сдвиги, свойственные естественному старению, но отличаются от последних выраженностью, утрированностью, более быстрым прогрессированием. На инициальном этапе индивидуальные психологические особенности заостряются, а в дальнейшем сглажи­ваются. Наступают патологические изменения личности, типичные именно для старческого сла­боумия (сенильная психопатизация личности).

Больным свойственны карикатурный эгоцентризм, черствость, скупость, собирательство старых ненужных вещей. Пропа­дают прежние интересы и увлечения. Одновременно рас­тормаживаются элементарные биологические потребности.

При патопсихологическом исследовании рас­стройства памяти у больных старческим слабоумием об­наруживаются очень рано и обычно сразу же носят мас­сивный характер, охватывают различные проявления па­мяти. Оказывается нарушенной как механическая, так и смысловая память. Резко выражены расстройства запоминания, развивается амнезия. Амнезия – нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга или по другим причинам. Различают две основные формы амнезии: ретроградная (нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию) и антероградная (нарушение памяти на события, происходящие после начала заболевания).

Кривая запоминания носит характер плато — обследуемый называет после каждого повторения не более 2—3 слов из прочитанных 10, обычно последние. Нару­шение запоминания (фиксационная амнезия) достигает такой степени, что больные не могут запомнить имя со­беседника, а если настойчивыми повторениями этого уда­ется добиться, то в связи с нарушениями удержания уже через несколько минут они не могут воспроизвести его опять. Наблюдается постепенная утрата прежних запасов памяти. Если вначале больные обнаруживают преимущественное ослабление памяти на текущие и имевшие место недавно события, то постепенно забываются и события более отдаленного прошлого. Так, больные женщины часто более длительное время помнят свою девичью фамилию, чем приобретенную после замужества, старые названия улиц. Постепенно утрачиваются и эти материалы памяти. Для старческого слабоумия характерны конфабуляции. Конфабуляции – ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти. Обычно сочетаются с расстройствами мышления, амнезиями.

Нарушается внимание, в первую очередь — активное. Больные не могут сосредоточить свое внимание на чем-либо. Из-за этого не удаются простейшие пробы на вни­мание — найти дублированную деталь на рисунке, отыс­кать по порядку числа в таблице Шульте и т. п.

Очень рано обнаруживается резко прогрессирующее снижение уровня процессов обобщения и отвлечения. Суж­дения больных поверхностны, нарушено различение су­щественных и второстепенных признаков предметов и яв­лений. Оказывается совершенно невозможным выполне­ние простейших заданий по методикам исключения, клас­сификации. Больные не могут подобрать обобщающих названий к нескольким предметам. Так, при просьбе обозначить одним словом ботинок, сапог и туфлю больная просто повторяет перечисленные ей предметы. Определенную роль в интеллектуальной несостоятельности больных старческим слабоумием играют снижение психической активности, утрата интереса к окружающему, абсолютное безразличие к ситуации исследования.

Уже в начале заболевания по мере прогрессирования интеллектуально-мнестических расстройств выявляются и неуклонно нарастают изменения речи. В первую очередь — это нарастающее оскудение смысловой (импрессивной и экспрессивной) стороны речи. Нарушение понимания об­ращенной к больному речи и смысловое обеднение его со­бственной являются показателем степени выраженности слабоумия.

Обращает на себя внимание относительно высокая ре­чевая активность в начальный период старческого слабоу­мия. Больные постоянно стремятся к общению с окружа­ющими, говорливы. Речь сохраняет естественность инто­наций, модуляций, сопровождается выразительной мими­кой, жестами. Нередко отмечаются и ненаправленные вы­сказывания, речь вслух — больные “ведут беседу”, не сму­щаясь отсутствием собеседника. Несмотря на известную многоречивость, несколько повышенную речевую активность, общение этих больных с окружающими не может состояться из-за оскудения речи в смысловом отношении и из-за того, что больные быстро теряют нить беседы. При “беседе” таких больных создается видимость диалога в связи с относительной сохранностью речевой мелодии, живости мимики и жестов. На самом деле их речь не вы­полняет функции общения, лишена какой бы то ни было смысловой нагрузки, содержания. Это явление называет­ся диалоголалией.

Потеря больными речевой задачи приводит к особенно выраженным расстройствам диалогической речи. Диало­гическая и монологическая речь являются производными предикативной функции речи, их нарушения характеризу­ют состояние этой функции. Монологическая речь онтоге­нетически является более высокой формой. Если для диа­логической речи сигналом служит вопрос, заданный со­беседником, то монологическая речь обусловлена такими факторами, как ситуация и ее влияние на запасы энграммированных речевых связей.

Расстройство развёрнутой повествовательной речи при старческом слабоумии встречается на более ранних этапах заболевания.

Типично постоянно прогрессирующее обеднение сло­варного запаса. По мере оскудения словарного запаса возрастает количество стереотипных оборотов, выполняющих роль служебных слов, — речь больных становится все более фрагментар­ной, инкогеррентной, превращается в непонятный набор слов, вербигерацию. В исходных состояниях старческого слабоумия функция речи как средства общения оказыва­ется разрушенной, речь этих больных сводится к невнят­ному бормотанию, в котором иногда удается уловить от­дельные слова, сочетания слогов.

При старческом слабоумии наблюдаются вербальные парафазии. Иногда это парафа­зии комплексного типа, когда слово заменялось близким в родовом отношении. Так, больная Б., рассказывая о сво­ем детстве, говорит: “Муж (вместо “отец”) меня воспи­тал”. Такого рода вербальные парафазии встречаются на более ранних стадиях заболевания. При резко выражен­ных амнестических расстройствах наблюдаются своеобраз­ные парафазии, когда необходимое слово заменяется сло­вами, характеризующими какие-либо свойства предмета — так, вместо “часы” больная говорит — “это временное”, вместо “карандаш”— “письменное”, вместо “катушка” — “нитки для шитья”. Пос­тепенно парафазические замены слов начинают носить все более случайный характер, и соответственно уменьша­ется способность больных замечать допущенные в речи ошибки и исправлять их.

На ранних этапах заболевания обнаруживается нару­шение номинативной функции речи. Для исследования но­минативной (обозначающей) функции речи проверяют воз­можность обследуемого называть предметы, их изобра­жение на рисунке. Для этого желательно использование рисунков различной степени сложности — реалистических, силуэтных, контурных, с перспективой и без нее, с вспо­могательными деталями и без них, таблиц Поппельрейтера. Исследование речи в этих случаях в какой-то степени совпадает с исследованием оптического гнозиса.

В начале заболевания при относительно верном на­зывании показываемых предметов отмечаются ошибки при назывании этих предметов по изображению. Степень испытываемых больными затруднений зависит от слож­ности оптико-пространственного восприятия и необходи­мости дополнить рисунок недостающими деталями. Так, значительно хуже воспринимаются рисунки с простран­ственной перспективой и лучше воспринимаются рисун­ки, выполненные как бы в одной плоскости. Значитель­ны затруднения больных при восприятии силуэтных ри­сунков.

Таким образом, можно полагать, что в нарушении но­минативной функции речи при простом старческом сла­боумии определенную роль играет оптико-гностическая не­достаточность, внешне напоминающая очаговую оптичес­кую агнозию и отличающаяся от последней меньшей вы­раженностью расстройств восприятия, их постепенным воз­никновением и нарастанием. Наряду с этим на более поз­дних этапах заболевания у больных старческим слабоу­мием отмечаются и явления амнестической афазии. Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности.

Амнестическая афазия выявляется у больных простым старческим слабоумием при одновременном наличии пер­севераций.

Исходом нарушения номинативной функции речи при старческом слабоумии является абсолютная невозможность называния предметов при полной безуспешности подсказ­ки. Даже называемое обследующим слово больной не от­носит к реальному объекту.

Наряду с устной речью при подозрении на старческое слабоумие у больных обязательно исследуют письменную. Это исследование нужно повторять, так как именно срав­нение аграфических расстройств на различных стадиях за­болевания позволяет обнаружить некоторые их характер­ные особенности. С этой целью проверяют способность обследуемого писать произвольно, под диктовку, а также воспроизводить так называемые автоматизированные энграммы. При старческом слабоумии отмечается опреде­ленная последовательность расстройств письменной речи. Вначале ухудшается возможность произвольного письма, затем письма под диктовку и, наконец, списывания и воспроизведения автоматизированных энграмм. Если в нача­ле заболевания больные старческим слабоумием еще мо­гут писать под диктовку, обнаруживая при этом большое количество парафазий и заметные изменения почерка (бук­вы становятся угловатыми, деформируются), то впослед­ствии они не могут даже списывать и воспроизводить ав­томатизированные энграммы — стереотипно пишут одни и те же каракули, утратившие сходство с буквами.

Расстройства чтения, обнаруживаемые при старческом слабоумии, как и аграфические расстройства, отличаются неуклонной прогредиентностью. Вначале это нарушение понимания прочитанного. Чтение вслух производится автоматически. Появляются и становятся все более частыми паралексии, которые со временем больные перестают за­мечать и не исправляют даже при обращении их внимания на допущенные ошибки. Нередко при чтении слово заменяется другим, начинающимся с того же слога. Так, больная X. фразу “Начищенный самовар блестит как зо­лото” читает следующим образом: “Начищенный сахаром блестит как золото”. По мере нарастания расстройств чтения вербальные паралексии сменяются грубыми литеральными. Например, “лопата” читается как “латата”, “арбуз” — “арбув”, “бере­за” — “бразиня” и т.д. На поздних стадиях простого стар­ческого слабоумия буква как бы теряет свое сигнальное значение, больные утрачивают способность читать, не от­личают буквы от цифр и других знаков.

Часть больных сенильной деменцией доживает до стадии маразма. На этой стадии они почти неподвижны, безучастны, лежат в эмб­риональной позе, практически недоступны общению, рече­вому контакту. Сохраняются лишь некоторые жизненные биологические потребности.

Смерть чаще наступает в ходе интеркуррентных забо­леваний. От появления начальных признаков старческого слабоумия до летального исхода проходит 2—10 лет.

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 672 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)