АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Патопсихологические исследования больных олигофренией

Прочитайте:
  1. I ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ НЕФРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
  2. I. Формы выявления инфекционных больных
  3. II) Методы исследования и симптомы поражения III, IV, VI пары ЧН
  4. II. Обследование больных с узлами щитовидной железы
  5. II. Экстренные и неотложные состояния у психически больных
  6. III группа. Комбинированные дефекты (6 больных).
  7. III. Выявление больных псевдотуберкулезом и кишечным иерсиниозом
  8. III. Данные объективного исследования
  9. III. Данные объективного исследования.
  10. IX. Данные лабораторных методов исследования

 

Обычно объектом патопсихологического исследова­ния оказываются дебилы. Имбецилы и идиоты специ­альным патопсихологи­ческим исследованиям, как пра­вило, не подвергаются. При обследо­вании дебилов важ­но не только установить факт интеллектуального недо­развития, но и определить глубину его. Особенно часто этого требуют вопросы судебно-психиатрической и воен­ной экспертизы.

Мышление олигофренов характеризуется недостаточ­ностью уровня процессов обобщения и отвлечения. Суж­дения больных при решении экспериментальных зада­ний носят конкретно-ситуационный характер. Они не могут отвлечься от конкретных, частных признаков и выделить существенные признаки, т. е. недостаточным оказывается абстрагирование, возможность образования новых понятий.

Эти особенности олигофренического мышления яв­ственно выделяются при исследовании рядом методик, особенно - классификации. В одну группу объединяют­ся предметы, которые в представлении больного связа­ны с определенной, конкретной ситуацией. Так, легко объединяются в одну группу предметы мебели, но не­редко к ним обследуемые относят и чернильницу (“она на столе стоит”), книгу (“раз этажерка здесь, значит и книгу сюда надо”). Крайне трудно для дебилов образова­ние групп по более абстрактным признакам, например, выделение измерительных приборов. Еще более трудным представляется следующий этап классификации, требу­ющий объединения ряда групп в более крупные, собира­тельные, когда приходится объединить отдельно живые существа, отдельно — растения, отдельно — неживые предметы. Обследуемые в этих случаях считают невоз­можным объединение в одну группу мебели, транспорта и инструментов, не понимают, как можно объединить вместе животных и людей.

Недостаточность уровня процессов обобщения и от­влечения у дебилов в эксперименте выявляется при ис­следовании возможности определения понятий. Как пра­вило, определение понятий проводится многословно, на основе второстепенных, несущественных признаков. Так, определяя понятие “стол”, больные характеризуют его по материалу, из которого он сделан, по наличию четырех ножек, в лучшем случае по предназначению (“чтоб ку­шать или писать”), но никогда не указывают его родовых признаков.

Характерные данные получают обычно при обследо­вании дебилов методикой сравнения понятий.

У дебилов значительно затруднено формирование искусственных понятий. Так, при исследовании по методи­ке А. Ф. Говорковой (1962) они могут отдельно выделить признаки, на основе которых формируется искусственное понятие, — форму, цвет. Но объединить оба эти признака и на этой основе выделить искусственное понятие они не могут. Такие же затруднения испытывают обследуемые олигофрены при классификации цветных фигур. Они про­водят классификацию по отдельным признакам — фор­ме, цвету и (с несколько большими затруднениями) вели­чине, но провести классификацию по двум признакам (на­пример, по форме и цвету) они не могут, так как для этого надо объединить два признака и игнорировать третий.

При необходимости выделения существенных призна­ков дебилы нередко в качестве их выделяют второсте­пенные, необязательные.

У дебилов отмечается нарушение понимания перенос­ного смысла пословиц и метафор. Иногда, наряду с по­словицами и метафорами, переносного смысла которых больной обследуемый не понимает, могут быть отдель­ные, доступные ему, пословицы. Это определяется в зна­чительной мере меньшей степенью их абстрактности и прежним опытом больного.

Иногда дебил, даже понимая переносный смысл по­словицы, не соглашается с ней, так как возможны отдель­ные ситуации, как бы опровергающие пословицу. Отвле­чение от этих конкретных ситуаций для олигофренов край­не затруднительно.

Споря со смыслом пословицы, обследуемые дебилы в ряде случаев обнаруживают проявления своеобразного “пустого” резонерства. Его характеризует выраженная пре­тенциозно-оценочная позиция обследуемого, стремление поучать при крайне скудном запасе знаний, ригидная лич­ностная установка. Такое резонерство является компенсаторным, цель его — утверждение своего престижа в гла­зах окружающих.

Иногда дебилы не могут объяснить переносный смысл пословиц, но правильно подбирают к ним фразы из числа предъявленных исследующим. В этом варианте исследо­вания фразы, которые больной должен отнести к соответ­ствующим пословицам, служат как бы подсказкой, облег­чают его задачу. Обнаружение этого явления свидетель­ствует о том, что перед нами больной с умеренной, чаще легкой степенью дебильности, поскольку при выражен­ной дебильности этот вариант методики оказывается для больных более трудным, чем просто объяснение значения пословицы.

Для дебилов затруднено понимание смысла рассказов, сюжетных рисунков. При глубокой дебильности больные вовсе не понимают их смысла, при легкой степени — поверхностно пересказывают рассказ или описываемый ри­сунок, не проникая в заключенный в нем смысл.

Еще более трудным для дебилов оказывается установ­ление последовательности событий по серии рисунков. При глубокой дебильности обследуемые не в состоянии уста­новить развитие сюжета даже по весьма несложной серии рисунков. Они раскладывают рисунки в случайном поряд­ке и описывают каждый отдельно. Причем описание не­редко сводится к простому перечислению деталей.

Чем глубже выражена дебильность, тем беднее ока­зывается лексикон больного.

О некоторых особенностях личности олигофренов поз­воляют судить исследования уровня притязаний. Обыч­но у здоровых обследуемых на выбор последующего за­дания влияет успех или неудача в решении выполняемо­го в настоящее время. У олигофренов такая самооценка в процессе исследования не вырабатывается. Они совершенно бездумно берут попавшую­ся под руку карточку и не проявляют какой-либо эмоци­ональной реакции на неудачу в выполнении задания. У олигофренов с менее глубокой степенью дебильности уровень притязаний вырабатывается к концу исследова­ния: вначале они совершенно не соотносят выбор слож­ности последующего задания с успехом или неудачей в решении настоящего задания и лишь в конце опыта на­чинают при успехе брать более трудные, а при неуда­че — более легкие задания.

Нередко у олигофренов оказываются нарушенными внимание, восприятие, память. Внимание, особенно про­извольное, отличается узким объемом. В пробе на запо­минание такой больной называет, например, 4 слова. Ему повторно зачитывают все подлежащие запоминанию сло­ва. После этого больной называет уже другие 4 слова, но не может вспомнить называвшиеся им прежде слова. Вни­мание с трудом переключается с одного вида деятельнос­ти на другой, неустойчиво.

При выраженной дебильности восприятие недоразви­тое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые путают изобра­жения похожих предметов, плохо различают цвета. При показе картинок дебилам трудно уловить целостное со­держание, и поэтому они перечисляют отдельные дета­ли рисунка.

Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность памяти. Подтверждением этого служат данные, получаемые при исследовании дебилов методикой заучивания 10 слов. Представляет интерес со­отношение между механической и логической памятью. При легкой дебильности нет существенной разницы между показателями, характеризующими оба вида памяти. Зато при выраженной дебильности механическая память стра­дает меньше. Глубоким дебилам опосредованное заучи­вание представляется очень трудным, а пробы на ассоциа­тивную память даются труднее, чем заучивание 10 слов; ассоциации в парах слов этими больными не улавливают­ся, и поэтому задание оказывается для них большим по объему (содержит 20 слов). Эта методика может быть ис­пользована в тех случаях, когда надо решить вопрос о глу­бине интеллектуально-мнестической недостаточности, что имеет большое практическое значение, в первую очередь, для экспертизы.

Обнаружение дебильности может играть роль не только в экспертной практике, но и при решении вопросов психиатрической дифференциальной диагностики.

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 694 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)