АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Краткие сведения о болезни

Прочитайте:
  1. Cовременные взгляды на атопические болезни как на системные заболевания. Алергические заболевания, класификация, клинические примеры.
  2. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
  3. I. Инфекционные болезни
  4. I. Общие сведения
  5. I. Общие сведения
  6. I. Общие сведения
  7. I. Общие сведения
  8. I. Общие сведения
  9. I. Общие сведения
  10. II. Болезни эндокринной части поджелудочной железы (ЭЧПЖ).

 

Алкоголизм – это экзогенное психическое заболевание (токсикомания), которое при постоянном или рецидивирующем течении приводит к формированию прогредиентного органического психосиндрома и алкоголь­ной деградации личности.

Разделение органического пси­хосиндрома и личностного ущерба при алкоголизме но­сит условный характер, эти два психопатологических син­дрома тесно переплетены, их проявления опосредованно отражают роль как биологических, так и социальных фак­торов. Разделение этих признаков носит в основном прагматический характер, а в некоторых случаях отражает некоторую диссоциацию в степени их выраженности.

Из этого должен исходить патопсихолог, сопоставляя получаемые им данные с клинической характеристикой стадии заболевания.

Различают три стадии алкоголизма.

I — Первая стадия (стадия психической зависимости).

Патологическое влечение к алкоголю (его также назы­вают “первичным”, “обсессивным”) является главным среди начальных признаков. Алкоголь становится средством по­стоянно необходимым, чтобы поднять настроение, чувство­вать себя уверенно и свободно, забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить контакты с окружающими, эмоцио­нально разрядиться.

Психическая зависимость от алкоголя основывается на этом влечении. Суть ее состоит в том, что выпивки делаются главным интересом в жизни: все помыслы сосредоточива­ются на них, придумываются поводы, изыскиваются ком­пании, всякое событие, прежде всего, рассматривается как причина для выпивки. Ради этого забрасываются другие дела, развлечения, хобби, не сулящие застолий знакомства. На спиртное тратятся деньги, предназначенные на самое необходимое. Выпивки становятся регулярными — по 2—3 раза в неделю и чаще.

Кроме патологического влечения и психической зависи­мости, остальные признаки являются менее постоянными и поэтому менее надежны для диагностики алкоголизма.

Повышение толерантности к алкоголю, т. е. мини­мальной его дозы, способной вызвать хотя бы легкое опь­янение (или, наоборот, максимальной дозы, не вызывающей его), на первой стадии достигает того, что для опьянения требуется доза в 2—3 раза большая, чем прежде. Однако после длительного перерыва в выпивках толерантность мо­жет падать.

Утрата количественного и ситуационного контроля проявляется тем, что, начав пить, люди не могут остано­виться и напиваются до тяжелого опьянения (т. е. в опья­нении патологическое влечение к алкоголю еще более уси­ливается), а также тем, что перестают учитывать ситуацию, когда появление в нетрезвом виде грозит серьезными не­приятностями.

Исчезновение рвотного рефлекса, который является за­щитным (из желудка удаляется часть алкоголя), свиде­тельствует о привыкании к большим дозам. Однако у 5— 10% этот рефлекс может изначально отсутствовать. Тогда большая доза алкоголя вызывает беспробудный сон, сопор, кому.

Блекауты (палимпсесты) — выпадение из памяти от­дельных периодов опьянения, во время которых сохраня­лась способность действовать и говорить и даже не про­изводить на других впечатление сильно опьяневших. Этот феномен появляется в одних случаях на первой, в дру­гих — на второй стадии алкоголизма.

II — Вторая стадия (стадия физической зависимости).

Физическая зависимость от алкоголя служит основным признаком II стадии. Суть ее состоит в том, что регулярное поступление алкоголя в организм становится необходимым условием для поддержания измененного гомеостаза — по­стоянства внутренней среды. Многолетние постоянные вы­пивки приводят к перестройке биохимических процессов.

Компульсивное (вторичное, неодолимое) влечение осно­вывается на физической зависимости. Оно сравнимо с го­лодом и жаждой. Алкоголь делается насущной потребностью. Его отсутствие вызывает болезненные расстройства.

Абстиненция – состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотиков при внезапном перерыве в их приеме.

Ее особенность состоит в том, что все нарушения на время устраняются или смягчаются приемом спиртных напитков. Абстиненция проявляется психически­ми, неврологическими и соматическими расстройствами. Ас­тения, раздражительность, беспричинная тревога сочетают­ся с бессонницей или беспокойным сном и кошмарными сновидениями. Характерны мышечный тремор (особенно крупноразмашистый пальцев рук), чередование озноба и проливного пота, жажда и утрата аппетита. Больные жа­луются на головную боль и сердцебиение. Артериальное давление нередко повышено, иногда значительно. В зави­симости от типа акцентуации характера могут проявляться дисфория, истерическое поведение с демонстративными суицидными попытками или депрессии с истинными суицидными намерениями, паранойяльные идеи ревности, пресле­дования, отношения. В тяжелых случаях могут развиваться алкогольный делирий (“белая горячка”) и судорожные при­падки (“алкогольная эпилепсия”).

Во время абстиненции резко обостряется вторичное па­тологическое влечение к алкоголю, оно становится неодо­лимым.

Абстиненция начинается через 12—24 ч после выпивки. Продолжительность ее зависит от тяжести — от 1—2 сут. до 1—2 нед. При интенсивном лечении она завершается быстро и протекает легче.

На II стадии алкоголизма встречаются также другие сим­птомы. Но их диагностическое значение меньше. Одни из них непостоянны, другие могут проявляться еще на I стадии.

Толерантность к алкоголю может возрастать в 5 раз и более в сравнении с первоначальной опьяняющей дозой. Ут­рата количественного контроля, как правило, имеет место. Нередко может быть отмечена “критическая” доза алкоголя, после которой никакой контроль невозможен. Более оче­видной становится потеря ситуационного контроля — пьют с кем попало и где попало. При отсутствии спиртных на­питков прибегают к суррогатам — различным спиртсодержащим жидкостям (политура, клей БФ и т.д.). Более ча­стыми и выраженными становятся блекауты (палимпсесты).

Изменение картины опьянения более характерно для II стадии. Эйфория становится короче и слабее. Ее заменяют раздражительность, взрывчатость, недовольство, склонность к скандалам и агрессии. Более частыми бывают дисфорический и истерический типы опьянения.

Изменение формы злоупотребления алкоголем сводится к тому, что часть больных пьянствует постоянно, а часть — периодически. Встречается также промежуточная форма. При постоянном злоупотреблении почти каждый вечер боль­ные выпивают большие дозы алкоголя, а по утрам — не­большие (“похмеляются”), чтобы избежать абстиненции. Для периодической формы характерны запои — истинные и ложные, а между ними — умеренное злоупотребление или даже полное воздержание.

Истинные запои — особая форма алкоголизма (прежде называвшаяся дипсоманией), развивающаяся на фоне цик­лоидной акцентуации характера или циклотимии. Запою предшествует аффективная фаза в виде “смешанного со­стояния”: депрессия сочетается с беспокойством и неудер­жимым желанием подавить тягостное состояние с помощью алкоголя. Запой длится несколько дней, при этом в первые дни обнаруживается высокая толерантность к алкоголю, в последующие дни она падает. Запой нередко завершается аверсионным синдромом — полным отвращением к алко­голю, один вид которого вызывает тошноту и рвоту. Далее в течение нескольких недель или месяцев больные полно­стью воздерживаются от выпивок до наступления следующей аффективной фазы.

Ложные запои (псевдозапои) характерны для II стадии алкоголизма. Они возникают вследствие социально-психо­логических факторов (конец рабочей недели, получение денег и т. д.). Именно от этих факторов зависит периодич­ность пьянства, никаких аффективных фаз в основе их не лежит. Длительность запоев различна. Они прерываются вследствие активного противодействия окружения (дисцип­линарные меры, ведущие к стрессу скандалы и т. д.) или по причине отсутствия спиртных напитков.

Изменения личности становятся выраженными именно на II стадии. Заостряются черты акцентуации характера. Гипертимы делаются более эйфоричными, неразборчивыми в знакомствах, склонными к нарушениям правил и законов, к риску, безалаберному образу жизни; шизоиды становятся еще более замкнутыми, эпилептоиды — эксплозивными и склонными к дисфориям, у истероидов усиливаются прису­щие им демонстративность и театральность. Однако заост­рение черт типа акцентуации у подростков и молодежи может происходить еще на I стадии алкоголизма, а не­устойчивый тип акцентуации даже может достигать степени психопатии.

Соматические осложнения алкоголизма также нередко начинаются со II стадии. Особенно характерна алкогольная жировая дистрофия печени, которая выступает из-под ре­берной дуги, болезненна при пальпации, могут нарушаться функциональные пробы, особенно чувствительна бромсульфофталеиновая. Может развиваться хронический алкоголь­ный гепатит. Поражения печени грозят ее алкогольным циррозом. Другим нередким осложнением является алко­гольная кардиомиопатия (тахикардия, расширение границ сердца, приглушение сердечных тонов, одышка при физи­ческих нагрузках). Встречаются алкогольные панкреатиты как острые, так и хронические, а также алкогольные гас­триты. Алкоголизм способствует развитию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Сексуальные нарушения после частого повышения сек­суальной активности на I стадии из-за пренебрежения эти­чески-моральными ограничениями на II стадии начинают проявляться ослаблением сексуальной потенции.

Социальная дезадаптация бывает различной по степе­ни — от полной с паразитическим образом жизни и пре­ступлениями до весьма умеренной с удовлетворительной трудоспособностью и сохранением, несмотря на конфликты, семьи. В значительной мере дезадаптация зависит от отно­шения близких и окружения к больному алкоголизмом.

III — Третья стадия (стадия алкогольной деградации).

Снижение толерантности к алкоголю иногда наступает после многих лет высокой выносливости и является главным признаком III стадии. Сперва уменьшается разовая доза — опьянение наступает от маленькой рюмки. Суточная доза уменьшается позднее. Переходят от крепких напитков к слабым, обычно к дешевым винам. Перерыв алкоголизации вызывает тяжелые явления абстиненции с бессонницей, тре­вогой, страхом, выраженными неврологическими и сомати­ческими нарушениями. Иногда во время абстиненции раз­вивается делирий или судорожный припадок.

“Псевдоабстиненции” — состояния со многими призна­ками абстинентного синдрома (мышечный тремор, потли­вость и ознобы, бессонница, тревога и депрессия), возни­кающие во время ремиссии — после длительного (недели, месяцы) воздержания от алкоголя. Во время них влечение к алкоголю снова становится неодолимым. Толчком для развития псевдоабстиненции могут быть острые соматиче­ские или инфекционные заболевания, реже — эмоциональ­ные стрессы. Иногда псевдоабстиненции возникают перио­дически без видимых причин. Эти состояния чаще всего встречаются на III стадии.

Алкогольная деградация проявляется однообразными из­менениями личности — прежние заостренные черты опре­деленного типа акцентуации сглаживаются. Утрачиваются эмоциональные привязанности. Больные становятся безраз­личными к близким, пренебрегают самыми элементарными моральными и этическими принципами. Некритически относятся к своему поведению. Эйфоричность сочетается с грубым цинизмом, плоским “алкогольным” юмором, чередуется с дисфориями и агрессивностью. Развиваются психоорганические нарушения: ухудша­ется память, затрудняется переключение внимания, снижа­ется интеллект (алкогольная деменция). Нарастает пассив­ность, вялость. Больные ко всему, кроме выпивки, стано­вятся совершенно безразличными.

Социальная дезадаптация обычно бывает полной: боль­ные оказываются нетрудоспособными, семейные связи по­рываются, они ведут паразитический образ жизни.

Соматические последствия на III стадии бывают тяже­лыми. Нередки циррозы печени и выраженные кардиомиопатии.

Алкогольные полиневропатии (“алкогольные полинев­риты”) проявляются жалобами на боли и неприятные ощу­щения в конечностях — онемение, парестезии, судорожные сведения. У больных нарушается походка. Могут быть па­резы, атрофируются мышцы. Деструктивные изменения пе­риферических нервных волокон связывают не только с пря­мым токсическим действием алкоголя, но и с дефицитом витаминов группы В, а также с интоксикацией в связи с поражением печени.

Алкогольные психозы на III стадии значительно учаща­ются. Делирии бывают повторными. Встречаются острый и хронический слуховой галлюцинозы, энцефалопатические психозы. Перерыв алкоголизации вызывает тяжелые явления абстиненции с бессонницей, тревогой, страхом, выраженными неврологическими и соматическими нарушениями. Иногда во время абстиненции развивается делирий. Делирий – нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением.

 


Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 530 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)