Вирус натуральной оспы
Вирус натуральной оспы—крупный вирус, относящийся к роду Orthopox -virus. Несмотря на то что натуральная оспа известна человечеству с незапамятных времен (более 3000 лет до н. э.) и широко распространена во многих странах мира, этиология этой болезни была окончательно установлена только в начале XX века. В, 1892 г. Г. Гуарниери обнаружил в гистологических срезах роговицы кролика, зараженного оспенным материалом, внутриклеточные включения величиной от 1—4 до 10 мкм, имеющие шаровидную или серповидную форму (рис. 119). В 1906 г. Э. Пашен, применив специальный метод окраски, выявил в содержимом пузырьков вирусные корпускулы.
Морфология. Вирус оспы отличается сложностью строения, он имеет форму параллелепипеда с закругленными углами. Размер его 200—250 нм. Он состоит из нуклеоида, покрытого трехслойной оболочкой. От наружного осмиофильного слоя отходят ворсинки. На противоположных сторонах вириона под оболочкой расположены два боковых тела (рис. 120), похожие на линзы.
Культивирование. Вирус натуральной оспы хорошо развивается в куриных эмбрионах, спустя 48—72 ч после заражения. На хорион-аллантоисной оболочке вызывает образование белых мелких, плотных, резко отграниченных от окружающей ткани точечных поражений. Вирус хорошо культивируется на первичных и перевиваемых клеточных культурах человека, обезьяны, овцы и других животных, в которых обнаруживается через
24—72 ч после заражения выраженное цитопатическое действие, проявляющееся округлением и увеличением клеток с последующим их отторжением от стекла.
Антигенная структур а. У вируса натуральной оспы не обнаружено антигенных разновидностей или вариантов, он имеет общие антигены с вирусом вакцины (см. рис. 116, 7). Различают четыре антигена: растворимые L и S, нуклеопротеидный (NP) антигены и Х-гемагглютинин. Вирус оспы имеет общие антигены с эритроцитами человека группы А и АВ.
Резистентность. Возбудитель оспы устойчив к действию фенола, высыханию, в высушенных оспенных корочках и в 50% глицерине сохраняется месяцами, легко переносит низкую температуру. Вирус чувствителен к действию света, при температуре 100°С погибает моментально, при 60°С—в течение 1 ч;
3% растворы хлорамина, фенола, лизола инактивируют вирус через 30 мин, а 1% раствор хлорной извести—через 1 ч; при действии перманганата калия погибает через 70 мин.
Патогенность для животных. К вирусу натуральной оспы чувствительны обезьяны; при введении им вируса в кожу или тестикулы появляются специфические высыпания на коже, развивается орхит, а иногда генерализация процесса. У кроликов и морских свинок наблюдаются незначительные местные поражения, а у новорожденных белых мышей при заражении в мозг развивается оспенный энцефалит.
Патогенез заболевания у человека. Источник болезни— больной человек. Заражение оспой происходит воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем, а также посредством контакта с заразным материалом. Возбудитель передается при разговоре, кашле, чиханье, через пылевые частицы и предметы (одежда, белье, посуда). За последние годы были зарегистрированы случаи оспы у людей, инфицированных вирусом обезьяньей оспы.
Патогенез натуральной оспы изучен недостаточно. Известно, что во время болезни в крови находится вирус, который обладает резко выраженными дерматотропными свойствами. Он также поражает слизистые оболочки и другие ткани и органы. Наряду с вирусемией нередко наблюдается и бактериемия, вызванная стрептококками и стафилококками.
Для натуральной оспы характерны лихорадка, высыпания, образование пустул и рубцов на коже. После продромального периода и падения температуры появляется истинная сыпь на лице, туловище и конечностях; вначале она имеет папулезный характер, затем превращается в везикулезную и пустулезную. Оспенные везикулы многокамерные, с прозрачным содержимым, придающим им вид жемчужины, с перламутровым блеском, окружены красным узким ободком. Оспенные пустулы имеют кратерообразные вдавления на вершине.
В стадии нагноения присоединяется вторичная (стафилококковая и стрептококковая) инфекция. У большинства переболевших на месте глубоких пустул образуются рубцы (рябины).
Летальность в зависимости от тяжести болезни колеблется в широких пределах—от 0 до 100%; в среднем она равна 15—20%, при геморрагической форме—100%. При легких формах и вариолоиде летальных исходов обычно не бывает.
У лиц с группой крови А и АВ натуральная оспа протекает тяжелее, смертельные исходы и поствакцинальные осложнения бывают чаще, постинфекционный и поствакцинальный иммунитет слабого напряжения.
К числу легких форм натуральной оспы относится вариоло-ид. Вариолоид характеризуется более коротким и легким течением, отсутствием сыпи или лихорадки.
Аластрим—самостоятельное, но сходное с натуральной оспой заболевание. Аластрим протекает как легкая форма натуральной оспы. Характеризуется меньшей контагиозностью. Папуле зно-пузырьковая сыпь образуется в основном на лице и конечностях, цикл ее развития короче, чем при натуральной оспе. Оспенные пузырьки не имеют кратерообразных вдавле-ний на вершине, при отпадении корочек рубцы не остаются. Летальность низкая—до 1%. В СССР аластрим не встречается.
Иммунитет. У большинства людей, болевших оспой, остается прочный иммунитет. Повторные заболевания крайне редки. У переболевших и вакцинированных в крови можно обнаружить агглютинины, комплементсвязывающие, вируснейтрализующие антитела, а также преципитины и лизины.
Лабораторная диагностика. Для диагностики оспы применяют вирусоскопический, вирусологический и серологический методы исследования.
Вирусоскопия заключается в обнаружении телец Пашена в мазках, приготовленных из содержимого везикул и пустул, окрашенных серебрением или обработанных люминесцирующи-ми красителями (примулином). При просмотре их в люминесцентном микроскопе вирусные частицы легко дифференцируются по яркости и характеру свечения.
Тельца Гуарниери выявляют в клетках роговицы кролика, зараженного исследуемым материалом. Препараты обрабатывают по Романовскому—Гимзе, Манну, люминесцентными красителями.
Вирусологические исследования производятся для выделения вируса на хорион-аллантоисной оболочке куриного эмбриона и в культурах тканей, а также для идентификации при помощи специфических сывороток в реакциях связывания комплемента и реакции торможения гемагглютинации, задержки гемадсорбции, иммунофлюоресценции.
Для серологической диагностики оспы применяют реакции торможения гемагглютинации, связывания комплемента, нейтрализации на куриных эмбрионах и тканевых культурах.
Специфический антиген можно обнаружить в везикулярной жидкости и корочках с помощью реакции преципитации в геле (рис. 121), а также реакции непрямой гемагглютинации с использованием бараньих эритроцитов, сенсибилизированных противооспенными антителами.
В дифференциации натуральной оспы от ветряной оспы, генерализованной вакцины, аластрима учитываются характер высыпаний, очередность их появления и исчезновения, полиморфизм, особенности, свойственные их возбудителям при культивировании в культуре клеток и куриных эмбрионах, лабораторные данные.
Лечение. Специфическое лечение натуральной оспы не разработано. В первые дни болезни применяют противооспенный иммуноглобулин, полученный из крови людей, специально ревакцинированных против оспы, а также метисазон (марбо-ран). При развитии вторичной инфекции назначают антибиотики (пенициллин, левомицетин, стрептомицин, окситетрациклин).
Профилактика. Включает меры по предупреждению завоза оспы в страну, раннюю диагностику, госпитализацию больных оспой, дезинфекцию в очаге, а также своевременное проведение прививок.
Оспопрививание за много лет до нашей эры было известно на Востоке. С незапамятных времен делали прививки в Индии, Иране, Грузии путем вариоляции (прививка заразным материалом от больных оспой), которая в XVIII веке была введена и в странах Европы. Однако вариоляция нередко сопровождалась заражением другими болезнями.
Переворот в деле успешной борьбы с оспой был связан с открытием Э. Дженнера, заметившего, что у крестьян английских деревень, доивших коров, больных коровьей оспой, образуются на руках оспенные пузырьки, которые через несколько дней нагнаиваются, подсыхают и рубцуются. Лица, перенесшие коровью оспу, не болели натуральной оспой или переносили ее в легкой форме. Э. Дженнер изучал этот вопрос в течение 25 лет. Он накопил большой материал, провел многочисленные наблюдения, а 14 мая 1796 г. состоялся публичный опыт. Э. Дженнер взял содержимое пустулы на руке крестьянки Сары Нельме, пораженной коровьей оспой, и привил на руку восьмилетнему мальчику Джемсу Фиппсу. Через 1 '/^ мес он ввел привитому мальчику содержимое пустулы больного натуральной оспой. Мальчик не заболел. Через несколько месяцев он был заражен вторично. Мальчик оказался невосприимчивым. В 1801 г. доктор Е. О. Мухин первым в России произвел прививку по Дженнеру ребенку из детского приюта Антону Петрову. В честь этой первой в стране прививки ребенка назвали Антоном Вакциновым.
После сделанного Э. Дженнером открытия длительное время прививочным материалом служило содержимое пузырьков привитых детей и прививки производились «гуманизированной лимфой». Однако подобная вакцинация была небезопасной, так как она сопровождалась иногда заражением сифилисом, рожей и другими заболеваниями. Необходимость изыскания иного метода получения вакцины привела к тому, что в 1842 г. А. Негри усовершенствовал метод Дженнера. Он предложил использовать вакцину, полученную путем накожного заражения телят. В 1866 г. О. Мюллер применил глицерин для консервирования вируса вакцины.
Вирус осповакцины, используемый для приготовления оспенной вакцины, обладает антигенными свойствами, общими с
вирусом натуральной оспы, и вызывает у человека прочный иммунитет без выраженного общего заболевания.
Противооспенную вакцину можно получить путем искусственного накожного заражения телят (дермальная вакцина) или заражением вирусом куриных эмбрионов (ововакцина), или выращиванием вируса вакцины в культуре клеток (тканевая вакцина).
В дореволюционный период в России ежегодно оспой заболевало более 100000 человек и около 20000 умирало.
10 апреля 1919 г. В. И. Лениным был подписан декрет СНК РСФСР об обязательном оспопрививании в Советской России. Благодаря проведению в жизнь этого мероприятия оспа в СССР с 1928 г. стала спорадической, а в 1936 г. была полностью ликвидирована, в то время как в других странах она была широко распространена.
В 1958 г. на XI Ассамблее ВОЗ советской делегацией была предложена программа ликвидации оспы на всем земном шаре, которая практически успешно завершена. По данным ВОЗ, за II лет (1951—1961) было зарегистрировано 2217647 больных оспой. В 1977 г. оспа имела место только в Эфиопии и соседней с ней Сомали.
В 1980 г. ВОЗ объявила о полной ликвидации этой болезни во всем мире, в связи с чем прививки против оспы были повсеместно, в том числе ив нашей стране, прекращены.
Дата добавления: 2014-09-07 | Просмотры: 1970 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|