АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Глава 7 ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Прочитайте:
  1. I ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ НЕФРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
  2. I. Общая часть Глава 1. Исторический очерк
  3. I. ОСНОВНЫЕ неврологические заболевания.
  4. II. Выполнение процедуры
  5. II. Выполнение процедуры
  6. II. Выполнение процедуры
  7. II. Выполнение процедуры
  8. II. Выполнение процедуры
  9. II. Выполнение процедуры.
  10. II. Выполнение процедуры.

 

Инновационные техники, использующиеся в когнитивной реструктурирующей терапии, берут свое начало от теории пер­цептивного сдвига (perceptual shifting theory).

Эти техники сфокусированы на общем восприятии клиента. В то время как в процедурах опровержения, описанных в пре­дыдущих главах, акцент ставится на изменении внутреннего диалога, или собственного языка, клиента, то процедуры пер­цептивного сдвига нацелены более широко — на модификацию основных паттернов, при помощи которых клиенты восприни­мают мир. Этот более широкий фокус относится к паттернам, гештальтам, схемам и ориентирам.

Метод перцептивного сдвига раскрывается в трех главах. В «Основных процедурах» описываются ключевые моменты этой техники. В главе «Транспозиция» для того, чтобы помочь клиентам изменить свое восприятие, предлагается творческое использование рисуночных аналогий. Клиентам показывают неоднозначные картинки и скрытые изображения и просят пе­реключиться с одного образа на другой. После того как они научатся изменять образы в восприятии, они могут применить ту же технику для мысленного изменения убеждений. Глава «Наведение мостов» учит терапевта, как найти те зацепки, с по­мощью которых можно перевести клиента от старых идей к но­вым. Ценности клиента, словесные ярлыки и вызванные тера­певтом ассоциации — все может быть использовано в качестве такого якоря.

В поддержку подхода перцептивного сдвига существует мно­жество доказательств, которыми испещрена литература по пси­хологии. Они заключаются в таких словосочетаниях, как:

 

• Исследование сна и сновидений

• Теория изменения установки

• Двусмысленные картинки

• Гештальт-психология

• Инсайт, ага-опыт

• Условное видение

• Оперантное видение

• Контекстуальная организация в когнитивной психологии

• Драматичные жизненные изменения

• Смежность и сопряженность в классическом обусловливании

• Личностные «смыслы» и понятийные «переключения»

• Религиозные обращения

• «Промывание мозгов»

• Логотерапия

• Наводнение

• Перцептивный фокусинг

• Исследование расщепленных полушарий мозга

• Конструкционисты и рационалисты

• Фронтальное и стволовое функционирование мозга

• Психология визуального восприятия

• Теория умственного развития

• Когнитивная нейрология

• Лингвистические прототипы

• Параллельная и последовательная поразрядная обработка информации

 

Несмотря на то что разные изменяющие восприятие техники сильно отличаются по своей методологии, все они отражают сле­дующие общие положения.

 

1. Мозг выборочно отражает сенсорную и проприоцептивную информацию.

2. Мозг формирует эти данные в паттерны.

3. Паттерны, сформированные мозгом, подвержены влиянию поступающей информации, но остаются отличными от нее.

4. В большинстве случаев эти паттерны заучиваются мозгом так же, как и любая другая информация. Тем не менее некото­рые паттерны являются инстинктивными, они запускают автоматические эмоциональные и поведенческие реакции.

5. Несмотря на то что существует неопределенное число воз­можных паттернов, мозгом используются лишь некоторые персонифицированные схемы.

6. Раз сформировавшись, паттерны имеют тенденцию оставать­ся неизменными до тех пор, пока они не забудутся.

7. Большинство паттернов усваиваются от значимых других (семья, референтная группа, культура).

8. Чем чаще воспроизводится паттерн, тем жестче он становит­ся и тем труднее его удалить или заменить.

9. Паттерны легче формируются и дольше сохраняются в более молодом мозге.

10. Эмоциональные и поведенческие реакции запускаются ско­рее мозговыми паттернами, нежели отдельными стимулами, хотя именно эти стимулы ошибочно считаются единствен­ным источником ответных реакций клиента.

11. При помощи классического и оперантного обусловливания эмоции и действия могут связываться в паттерны.

12. Внешние стимулы могут стать условными по отношению к паттернам. Позднее эти стимулы могут приобрести способ­ность самостоятельно запускать паттерны.

13. Язык и образы — это способы описания паттернов, но пат­терны возникают раньше лингвистичеких или визуальных репрезентаций.

14. Изменение репрезентативных описаний паттернов может из­менить сам паттерн, но их отношения не относятся к типу «один к одному».

15. Паттерны обычно строятся не на логической основе, а на эмо­циональном опыте.

16. Если паттерн не завершен, мозг достраивает его автомати­чески.

17. Некоторые паттерны неизменяемы.

18. Если паттерн не может быть проверен незамедлительно, воз­никает состояние паники.

19. Самый быстрый и законченный метод модификации нега­тивных эмоций и дезадаптивного поведения — изменение паттернов, которые их вызывают.

 

Что конкретно представляют из себя эти паттерны, которые так важны для когнитивной терапии? Прежде всего необходимо понять, что слово «паттерн» употребляется достаточно произ­вольно. Другие термины, включая такие, как «схема», «значе­ния», «темы», «гештальт», тоже могут использоваться, однако «паттерн» имеет более широкий подтекст.

Паттерн — это способ организации мозгом сырых данных, которыми может быть все, что доступно мозгу: информация, по­ступающая от органов чувств, подкорковых зон мозга, храни­лищ памяти или телесных ощущений. Мозг принимает отдель­ные биты этой информации, которые, если их рассматривать не­зависимо друг от друга, кажутся бессмысленными, и группирует их в паттерны. Эти паттерны упорядочивают мир. Это не просто язык или образы, а то, к чему обращаются клиенты, когда по­дыскивают нужное слово или образ для описания своих мыслей. Существует множество невизуальных и нелингвистических пат­тернов. Мелодия, сыгранная на пианино, останется той же, если даже сыграть ее в другой тональности; точно так же предложе­ние может быть написано разными словами, но нести одно и то же значение. И мелодия, и значение предложения являются пат­тернами, а ноты и слова ими не являются. Есть несколько спосо­бов, которыми мы можем паттерны передавать. Даже живот­ные, у которых нет языка, и слепые люди, не имеющие образно­го представления, пользуются паттернами.

У всех людей есть и невербальные, и невизуальные паттер­ны. Примером может быть лестничный пролет, по которому мы прошли тысячу раз, прежде чем перестали, спускаясь, смотреть на него. Мы начинаем осознавать паттерн, только когда ошиба­емся. Если мы хотим пройти еще одну ступеньку, но их больше нет, мы ударяемся ногой об пол. Только тогда мы понимаем, что паттерн закончился.

На следующих страницах я кратко представляю основные принципы и положения каждой техники, нацеленной на изме­нение паттернов. Я обобщаю те шаги, которые терапевт должен проделать при выполнении техники, привожу примеры успеш­ного ее применения и затем заканчиваю каждое описание полезными комментариями и списком источников дополнительной информации.

Особой оговорки заслуживает один ключевой момент. Исхо­дя из целей данной работы, все техники рассматриваются под­робно и по отдельности. Тем не менее их обособленность друг от друга не должна заслонять пространство, на котором квалифи­цированный психотерапевт может их комбинировать и созда­вать согласованные паттерны для позитивных перемен.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 662 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)