Рассмотрим случай клиентки, которую я буду называть Мариной. Она пришла на терапию, потому что боялась оставаться одна. Ее охватывал ужас каждый раз, когда она находилась в одиночестве. В результате она стала коллекционировать друзей и пыталась завести их столько, сколько необходимо, чтобы заручиться достаточной поддержкой. Она также запасалась женихами и боялась закончить любые отношения на случай, если ей будет их не хватать. На вечеринках она собирала всех своих бойфрендов, они сидели в рядок на диванах и глазели друг на друга. Я помог ей почувствовать себя в безопасности, но это только расстроило все празднества.
Марина составила список своих критических событий. Она не могла найти примеров того, чтобы родители или кто-либо еще бросил или оставил ее, как мы это могли подозревать. Но она нашла несколько малозначительных эпизодов, которые случаются почти с каждым ребенком: в шесть лет у нее была ветрянка, и она помнит, как мама сидела возле нее несколько ночей напролет; они жили на оживленной улице, и отец постоянно предупреждал ее, чтобы она никогда не переходила дорогу одна, также ее не пускали одну на вечеринки, потому что две ее старших сестры забеременели до
замужества.
Выводы из этих инцидентов и сформировавшиеся из них жизненные ориентиры не были малозначительными. Из целой серии небольших эпизодов она построила такую жизненную философию.
«Мир — это большое и опасное место, а я слабенькая и беспомощная».
«Чтобы быть в безопасности, мне нужно, чтобы другие люди были вокруг меня».
С этой философией она никогда не могла позволить себе остаться одной и ради безопасности окружала себя как можно большим числом людей.
Эти два примера показывают, что многие эмоциональные проблемы питаются от одного источника — незначительных происшествий со значительными выводами. Эти выводы начинают накапливаться и образовывать жизненные ориентиры клиента. Со временем эти ориентиры становятся дорожной картой, которую клиенты используют для управления своим жизненным опытом. Если ориентиры неверны, они сбиваются с курса и попадают в ненужное место.