АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Гигантизм и акромегалия

Прочитайте:
  1. АКРОМЕГАЛИЯ
  2. Акромегалия
  3. АКРОМЕГАЛИЯ
  4. Акромегалия и гипертрофия половины нижней челюсти
  5. Акромегалия может быть связана с
  6. Гигантизм
  7. Гигантизм
  8. При его избытке развивается гигантизм и акромегалия (разрастание выступающих участков тела: челюстей, кистей, стоп и проч.).
  9. Причинами акромегалии и гигантизма могут быть (3)

Гигантизм и акромегалия относятся к числу эндокринопатий, характеризующихся избыточной продукцией соматотропного гормона.

До настоящего момента нет единой концепции этиопатогенеза указанных форм патологии.

Касаясь этиологических факторов развития гигантизма и акромегалии, следует указать, что возникновению заболевания нередко предшествуют травмы черепа, беременность, острые и хронические инфекции (грипп, корь, сифилис, энцефалиты), психическая травма, воспалительные и опухолевые процессы в гипоталамической области, аденогипофизе. В развитии ряда форм патологии определенная роль должна быть отведена наследственному фактору. Иногда развитие гигантизма и акромегалии отмечают как проявление климактерического и посткастрационного синдромов.

Результаты патологоанатомических исследований позволяют сделать вывод, что основной причиной акромегалии и гигантизма являются аденомы из СТГ- и реже из СТГ- и пролактинсинтезирующих клеток, в частности ацидофильноклеточные аденомы и хромофобные аденомы. Крайне редко выявляются онкоцитарноклеточные опухоли, злокачественная аденома с метастазами в кости черепа, позвонки. Однако часто аденомы обнаружить не удается, выявляется лишь диффузная гиперплазия эозинофильных клеток аденогипофиза.

В ряде случаев возникновение акромегалии и гигантизма может быть обусловлено первичной патологией гипоталамуса и избыточной продукцией соматолиберина или повреждением вышележащих отделов нервной системы, сопровождающимся стимуляцией продукции соматотропного гормона.

Патогенетическими факторами развития гигантизма и акромегалии являются гиперпродукция СТГ, повышение чувствительности к воздействию СТГ-рецепторов периферических органов и тканей, а также увеличение продукции печенью соматомедина, опосредующего ростово-анаболические эффекты СТГ на периферические органы и ткани.

Гигантизм (синоним — макросомия) — заболевание, возникающее у детей и подростков с незавершившимся физиологическим ростом, характеризующееся усилением роста, не соответствующим возрасту и выходящим за пределы допустимых колебаний. У мужчин патологическим считают рост более 200 см, у женщин — более 190 см. Гигантизм формируется в молодом возрасте при открытых зонах роста костей, отличается от акромегалии пропорциональностью скелета с несколько удлиненными конечностями.

В большинстве случаев высокорослость конституционально обусловлена, имеет наследственную природу.

В ряде случаев патологический рост обусловлен повышенной чувствительностью эпифизарных хрящей к СТГ, в результате чего усиливается эпифизарный и периостальный рост костей. Гигантизм сопровождается, как правило, увеличением размеров внутренних органов (спланхпомегалией) и мышечной ткани.

Чаще всего быстрый патологический рост начинается в период полового созревания между 12 и 15 годами. В других случаях усиленный рост происходят равномерно, зоны роста остаются открытыми до 25 и даже 30 лет. Параллельно отмечается усиление роста мягких тканей, внутренних органов. Иногда непропорциональное увеличение внутренних органов свидетельствует о так называемой висцеральной форме гигантизма. Нередко отмечается висцероптоз. Однако в некоторых случаях размеры внутренних органов отстают от роста тела, возникает их относительная функциональная недостаточность, в частности со стороны сердечно-сосудистой системы: появляется одышка при физической нагрузке, тахикардия, лабильность пульса.

Касаясь механизмов усиления роста костной, мышечной тканей, а также внутренних органов у людей, страдающих гигантизмом, необходимо отметить протеоанаболические эффекты СТГ. Последние реализуются в основном за счет стимуляции образования в печени под влиянием СТГ сульфирующего или тимидинового фактора (или соматомедина). В отличие от медленных ростовых эффектов, опосредуемых соматомединами, быстрые анаболические и другие метаболические эффекты СТГ реализуются при участии органоспецифических аденилциклазных систем. Ассимиляторные эффекты СТГ в белковом обмене обеспечиваются за счет повышения проницаемости цитоплазматических мембран для аминокислот, стимуляции протеосинтеза на рибосомальном уровне, подавления активности некоторых внутриклеточных протеаз, что приводит к стабилизации эндогенных белков. СТГ стимулирует синтез белкового каркаса костей, усиливает ассимиляцию серы хрящевой тканью, синтез хондроитинсульфата. Аналогично витамину D СТГ усиливает всасывание кальция и магния слизистой кишечника, ассимиляцию этих ионов костной тканью.

Обращает на себя внимание, что гиперпродукция СТГ, как правило, сочетается с другими эндокринопатиями. Со стороны половой сферы в большинстве случаев отмечаются явления гипогенитализма: половые органы отстают в развитии от возраста, вторичные половые признаки развиты слабо. По мере истощения гонадотропной активности гипофиза снижаются половые функции, наступают импотенция, бесплодие, у женщин — аменорея. Половые органы претерпевают атрофические изменения. Гигантизм может сопровождаться диффузной гиперплазией или образованием отдельных узлов в щитовидной железе, иногда — развитием гипертиреоза.

Обращает на себя внимание тот факт, что СТГ является антагонистом инсулина в регуляции углеводного обмена и оказывает выраженное влияние на углеводный обмен. Так, СТГ вначале стимулирует освобождение инсулина β‑клетками островков Лангерганса, а затем вызывает их истощение и абсолютную недостаточность инсулина. Параллельно возникает активация α‑клеток, усиление выброса глюкагона — контринсулярного гормона. По данным ряда авторов, СТГ тормозит активность фермента гексокиназы, активирует фермент глюкозо-6-фосфатазу инсулинзависимых тканей, в связи с чем развиваются гипергликемия и глюкозурия. Симптоматика сахарного диабета при гигантизме встречается значительно реже, чем при акромегалии.

Как известно, по характеру клинического течения принято различать две формы гигантизма — акромегалическую и инфантильную (евнухоидную). При акромегалической форме гигантизма отмечаются высокий рост с непропорциональным увеличением кистей и стоп, укрупнением черт лица, прогнатизмом нижней челюсти и другими симптомами акромегалии. Инфантильный гигантизм начинается в раннем детском возрасте, или в препубертатном периоде, характеризуется гипогенитализмом, физической и психической инфантильностью.

СТГ является одним из регуляторов жирового обмена и электролитного баланса. При гиперпродукции СТГ у больных с гигантизмом могут наблюдаться усиление мобилизации жиров из депо, повышение свободных жирных кислот и кетоновых тел в крови, понижение дыхательного коэффициента, увеличивается количество обмениваемого натрия, общее содержание жидкости в организме, в том числе и внеклеточной.

У больных, страдающих гигантизмом, наблюдаются выраженные изменения психики, в частности снижение интеллектуальных способностей вплоть до выраженной умственной отсталости, инфантильность, раздражительность, нарушение сна. Иногда формируется депрессивный синдром.

Акромегалия — заболевание, характеризующееся усилением периостального роста костей, диспропорцией костной системы, развитием спланхномегалии. Как указывалось выше, в основе развития акромегалии, как и гигантизма, лежит чрезмерная продукция соматолиберина, соматотропного гормона или соматомедина. В отличие от гигантизма акромегалия, в основном, встречается у взрослых людей, когда произошло заращение эпифизарных хрящей, в связи с чем индуцируется усиленный периостальный рост костей.

Акромегалия относится к числу редких заболеваний, (чаще болеют люди в возрасте от 20 до 40 лет). Известны случаи акромегалии у детей в сочетании с гигантизмом, ожирением или ранним половым созреванием.

Подавляющее большинство случаев заболевания акромегалией спорадичны, однако описаны случаи семейной акромегалии. В большинстве случаев в основе развития акромегалии лежит повышенная секреция гормона роста. Однако в 5–7 % случаев симптоматика акромегалии развивается на фоне незначительного повышения секреции СТГ или даже его нормального уровня в сыворотке крови.

Факторами, имеющими прямое или косвенное отношение к развитию акромегалии, являются психоэмоциональные нагрузки, частые беременности, роды, аборты, климактерический и посткастрационный синдромы, травмы черепа с сотрясением мозга, влияние инфекционных патогенных факторов.

В начале развития заболевания жалобы больных носят неспецифический характер: появляются мышечная слабость, головные боли, чувство онемения конечностей, боли в суставах, сонливость или иногда бессонница, шум в ушах, снижение остроты зрения, притупления слуха и обоняния. Следует отметить, что наиболее ранними жалобами являются нарушения менструального цикла, у 30 % мужчин развивается половая слабость. Нарушение половой функции длительное время может оставаться единственным симптомом. Галакторея отмечается у 25 % женщин с акромегалией, что обусловлено, по-видимому, гиперпродукцией пролактина.

Развитие мышечной слабости связывают с возникновением миопатии, обусловленной тем, что гипертрофированные мышечные волокна в последующем подвергаются склерозированию и дегенерации. Одновременно в связи с отеком мягких тканей, пери- и эндоневральной фиброзной пролиферацией возникают периферические нейропатии. Однако характерными признаками акромегалии являются обезображивающее укрупнение черт лица и увеличение дистальных отделов конечностей (кистей и стоп). У больных отмечается утолщение костей черепа, выступают надбровные и скуловые дуги, затылочный бугор, увеличивается нижняя челюсть, возникают прогнатизм (нарушение прикуса) и диастема (расширение межзубных промежутков). Одновременно разрастаются мягкие ткани лица, увеличиваются и утолщаются нос и губы, нижняя челюсть отвисает, уши становятся большими, мясистыми. Язык увеличивается, сосочки его гипертрофированы, с трудом помещается во рту, оказывает постоянное давление на внутреннюю поверхность зубов, способствует наклону зубов кпереди, усиливая прогнатизм и неправильный прикус. Голос становится низким и грубым, речь неясной и смазанной из-за утолщения голосовых связок.

Наряду с увеличением и утолщением костей черепа происходит увеличение дистальных отделов конечностей (кистей и стоп).

Грудная клетка увеличена в объеме, ребра утолщены, межреберные промежутки расширены. Увеличиваются размеры внутренних органов, границы сердца расширены, артериальное давление возрастает. Увеличиваются размеры половых желез и молочных желез. У женщин гипертрофируется клитор, у мужчин наблюдается гинекомастия, в поздних стадиях заболевания — атрофия половых желез, нарушение сперматогенеза.

Рядом авторов выделяется четыре стадии развития акромегалии: предакромегалическая, характеризующаяся малосимптомным началом заболевания, гипертрофическая, или период усиленного роста скелета мягких тканей; опухолевая, во время которой наблюдается усиленный рост скелета мягких тканей; опухолевая, в которой доминируют признаки повышения внутричерепного давления и нарушения зрения, связанные с ростом интракраниальной опухоли; кахектическая, терминальная (Ш. Милку, 1962).

Выделение СТГ в избыточных концентрациях у боль­ных, страдающих акромегалией, является одной из причин развития сахарного диабета, поскольку СТГ является контринсулярным гормоном и в значительной мере антагонизирует эффекты инсулина на углеводный обмен за счет стимуляции продукции глюкагона. Явный сахарный диабет развивается примерно в 20 % случаев. Диабетогенное влияние СТГ у больных, страдающих акромегалией, обусловлено стимулирующим воздействием его на гликогенолиз, торможением активности гексокиназы и утилизации глюкозы мышечной тканью, повышением активности инсулиназы печени.

Нарушения минерального обмена обусловлены непосредственным воздействием избыточных концентраций СТГ на функцию почек, проявляющуюся повышенной экскрецией с мочой неорганического фосфора, натрия, калия, хлоридов, кальция. Потеря кальция с мочой компенсируется ускорением всасывания его в желудочно-кишечном тракте за счет повышения активности паращитовидных желез.

Примерно в половине случаев заболевания отмечается возникновение диффузного или узлового эутиреоидного зоба, одной из причин развития которого является повышение почечного клиренса для йода.

 


Дата добавления: 2015-07-23 | Просмотры: 1121 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)