Определение. Клещевой энцефалит - острая зоонозная вирусная природно-очаговая трансмиссивная инфекция, возбудитель которой передается главным образом иксодовами клещами; поражает преимущественно центральную нервную систему и отличается полиморфизмом клинического течения.
Возбудитель. Этиология клещевого энцефалита установлена в 1937г. на Дальнем Востоке Л.А Зильбером с сотрудниками. Это - РНК содержащий вирус, который имеет видовое название ixodetis и таксономически относится к роду
Современные особенности эпидемиологии. Источником возбудителя для человека чаще всего бывают иксодовые клещи: таежный (Ixodespersulcatus. Schuize) и лесной (/. ricinus L), которые являются также его основными переносчиками и долговременными хранителями в природных очагах. Таежный клещ выполняет эту роль на обширной территории южной части лесной зоны Евразии от Дальнего Востока до Северо-Западного региона России, за пределами которой он имеет ограниченное распространение, а лесной клещ - в аналогичных лесах всей Европы.
Для клещевого энцефалита характерна строгая сезонность, что было установлено в самом начале его изучения и нашло отражение в синонимном названии заболевания: весенне-летний энцефалит. Такая сезонность определяется периодом активности клещей - основных переносчиков, которые имеют три агрессивные фазы развития: личиночную, нимфальную и имагинальную (взрослую). У таежного клеща на людей нападают в основном взрослые особи и лишь в редких случаях (доли процента от числа покусанных) - нимфы.
Механизм и пути передачи возбудителя. Трансмиссивный механизм передачи возбудителя реализуется в ходе эпизоотического процесса. Человек обычно заражается трансмиссивным или алиментарным путем. Известны редкие случаи заражения вследствие проникновения вируса через поврежденную кожу, слизистую оболочку, глаза. Они происходят при раздавливании инфицированного клеща или несоблюдении режима лабораторной работы.
Алиментарный путь заражения, нередко сопровождающийся семейно-групповыми заболеваниями, чаще связан с употреблением в пищу сырого козьего молока.
Естественная восприимчивость людей, достоверных сведении о невосприимчивости к вирусу клещевого энцефалита той или иной части населения практически нет. Есть данные о большей резистентности представителей некоторых коренных народностей тайги.
Увеличение числа заболевании среди городских жителей, в том числе и среди детей школьного возраста, происходит главным образом за счет крупных городов с населением более 300-400 тыс. человек. Горожане заражаются в пригородных лесах, лесопарках, зачастую на индивидуальных садово-огородных участках, а также на расстоянии десятков и сотен километров от городов. Это объясняется возросшей обеспеченностью личным транспортом, развитием туризма, массовыми выездами за пределы города. Клещевой энцефалит стал серьезной проблемой для многих крупных городов, расположенных в пределах ареала его возбудителя, от Калининграда на западе страны до Владивостока на дальнем Востоке.
Сельские жители чрезвычайно интенсивно соприкасаются с природными очагами: в России в пределах ареала вируса 70-90% сельчан ежегодно в летнее время бывают в лесу (многие неоднократно). Каждый четвертый - восьмой из них отмечает укус клещей. Среди переболевших клещевым энцефалитом 65-70% составляют лица, проживавшие к моменту заболевания в данном населенном пункте не менее 7-10 лет. Заражения, как правило, происходят в давно и хорошо обжитой местности, в радиусе 3-8 км от населенного пункта при посещении леса по хозяйственно-бытовым нуждам или во время отдыха.
Особенности клиники. Инкубационный период длится от 8 до 23 дней в, редких случаях от одних суток до 30 дней; в среднем 7-14 дней. Характерно острое, нередко внезапное начало заболевания (зачастую больной может назвать час начала болезни), сопровождающееся ознобом, сильной головной болью,! резким подъемом температуры до 38-39,5С, тошнотой, рвотой, общей гипере-стезией, мышечными болями чаще в области шеи, надплечий, поясницы и в конечностях. Далее могут развиваться различные синдромы серозного менингита (головная боль, рвота, оглушенность, сопорозное состояние, судороги ригидность затылочных мышц, симптомы Брудзинского и Кернига) и полиэнцефаломиелита (вялые параличи шеи и верхних конечностей, бульбарные расстройства и гемипаретические явления). Характерны гиперемия покровов и слизистой оболочки, инъецированные склеры и конъюнктив.
Основы современной лабораторной диагностики. Лабораторное подтверждение диагноза клещевого энцефалита обычно осуществляется серологическими методами. Они позволяют выявить специфические иммуноглобулины класса М, появляющиеся первыми, и постепенно заменяющие их специфическиеиммуноглобулины класса G.
Научные и организационные принципы эпидемиологического надзора. Основная цель эпидемиологического надзора при клещевом энцефалите - прогнозирование возможных показателей эпидемического проявления природных очагов и их изменений во времени и пространстве для своевременного осуществления мер профилактики.
Поэтому основа эпидемиологического надзора клещевом энцефалите, как и при других природно-очаговых зоонозах, -мониторинг за состоянием природных очагов. При этом следует исходить из того, что жизненная схема вируса клещевого энцефалита теснейшим образом связана с жизненными схемами двух видов иксодовых клещей - его основных перносчиков и хранителей.
Для этих клещей характерен сложный цикл развития (имаго- яйцо -нимфаимаго), продолжающийся минимум 3 года. При определенных условиях личинки и нимфы впадают в диапаузу. Каждая диапауза удлиняет цикл развития на один год. Поэтому клещи, произошедшие из одной яйцекладки, в зависимости от складывающегося для разных особей сочетания условий, могут подойти к фазе имаго с разрывом в несколько лет. Таким образом, переносчики практически всегда и почти повсеместно имеют разновозрастный состав популяции. Вирус клещевого энцефалита практически пожизненно сохраняется во всех фазах как сытых, так и голодных l.persulcatus и l.ricinus. По ходу метаморфоза переносчиков он может передаваться трансовариально, а также от одной фазы развития к другой; эти явления называют вертикальной передачей вируса.
Профилактические мероприятия. Меры профилактики клещевого энцефалита могут быть направлены на создание иммунитета (специфическая профилактика) или на предотвращение нападения клещей путем ограничения их численности в природных очагах, а также использованием средств индивидуальной защиты (неспецифическая профилактика).
В России для иммунизации чаще применяется инактивированная культуральная сорбированная жидкая вакцина. Это безопасный слабо реактогенный препарат. Однако он недостаточно иммуногенен и имеет сложную схему применения. Значительно более эффективна инактивированная культуральная концентрированная очищенная вакцина, применение которой разрешено для иммунизации детей с 4-летнего возраста. Как и при естественной иммунизации, после вакцинации титры протективных антител постепенно снижаются сразной скоростью, зависящей от характера антигена и его дозы. Это вынуждает к проведению ревакцинации в определенные сроки после первичного курса. Именно трудности достижения изначального уровня антител, достаточного для защиты от заражения, и длительного поддержания такого уровня - это ключевая проблема вакцинопрофилактики клещевого энцефалита, определяющая ее иммунологическую и эпидемиологическую эффективность.
Противоклещевая обработка ограниченной площади по четким эпидемиологическим показаниям в тех случаях, когда она может привести к ощутимому длительному снижению заболеваемости или защитить определенную группу людей, - несомненно могла бы быть одним из важнейших средств профилактики клещевого энцефалита. Для этой цели разрешено применение импортного препарата "Байтекс", действие которого на клещей продолжается примерно только в течение одного месяца после обработки. Весьма эффективный способ предупреждения заражения - не допускать присасывания клещей. Для этой цели были разработаны комплекты защитной одежды нескольких вариантов, объем производства которой в последние годы сильно сократился. Для индивидуальной защиты существуют эффективные аэрозольные препараты (например "Перманон") со стойким акарицидным действием, которые наносятся на одежду. Самое простое средство защиты состоит в частых само- и взаимоосмотрах в лесу для удаления клещей с одежды и тела до того, как они успели присосаться. К этому простому положению должна сводиться и целенаправленная санитарно-просветительная работа.
Целесообразно различать две взаимосвязанные но далеко не идентичные задачи профилактики клещевого энцефалита, как и других природно-очаговых заболеваний: а) защита конкретного человека или ограниченной группы людей; б) снижение общего уровня заболеваемости в масштабах страны или крупных административных регионов. Изложенное выше показывает, что современные возможности решения второй задачи довольно ограничены. Наиболее рациональная тактика применения различных профилактических средств в конкретном регионе выбирается, исходя из местной специфики эпидемиологии инфекции, особенностей пространственного распределения природных очагов и мест заражения, а также степени регулярности заражения людей на той или иной территории с учетом контингентов наибольшего риска.
Мероприятия в эпидемическом очаге. Клещевой весенне-летний энцефалит инфекция входит в перечень инфекционных и паразитарных заболеваний подлежащих учету в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях на территории Российской Федерации.
Информация о каждом заболевшем, кроме обычных общих сведений, должна способствовать анализу эпидемической опасности очаговой территории, планированию и оценке эффективности проведенных ранее профилактических мероприятий. Она включает данные о наличии и дате укуса клеща, дате заболевания, о том, какую конкретно местность, где могло произойти нападение переносчика, и по какой причине посещал пациент накануне заболевания (при алиментарном заражении - место регулярного выпаса животного), с какого года проживает в данном населенном пункте, как часто посещает лес, был ли он и в какие сроки ранее вакцинирован и др. Эти сведения обычно заносятся в карту эпидемиологического обследования.
Больного с подозрением на клещевой энцефалит, независимо от тяжести его состояния, желательно максимально быстро госпитализировать. Показанием для этого служат анамнестические данные: предшествовавшее заболеванию пребывание в лесу в период активности клещей, указание больного на их присасывание или употребление в пищу сырого козьего молока, внезапное начало заболевания. Карантин, дератизация, дезинфекция и дезинсекция жилых помещений, как и разобщение больного с окружающими, не требуются. В случае алиментарного заражения необходимо временно прекратить употребление молока от животного, которое было источником возбудителя.
Экстренная профилактика осуществляется с помощью специфического донорского титрованного иммуноглобулина, который применяют также и в лечебных целях. Этот препарат может дать хороший профилактический эффект лишь в том случае, если содержит высокую концентрацию иммуноглобулинов, что в отечественных сериях бывает достаточно редко.
Диспансерное наблюдение за переболевшими.
Независимо от клинической формы и тяжести заболевания все перенесшие клещевой энцефалит должны находиться под диспансерным наблюдением от 1 до 3 лет. Наблюдение осуществляет врач-невропатолог, желательно совместно с инфекционистом. При этом особое внимание обращают на возможность прогредиентного течения и хронизации заболевания. При утрате трудоспособности пациента направляют на ВТЭК. В соответствии с существующими нормативными документами, периодичность наблюдения в течение диспансерного периода, дополнительные исследования, лечебные и реабилитационные мероприятия назначают согласно клиническим показаниям.