АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ. Шигеллёзы – одна из наиболее распространённых ОКИ у детей, обусловливающая как спорадические случам

Прочитайте:
  1. I. Эпидемиология
  2. V Эпидемиология
  3. А. Эпидемиология
  4. Амебиаз. Этиология, эпидемиология, патогенез и патанатомия.
  5. Амебиаз. Этиология, эпидемиология, патогенез и патанатомия.
  6. Ботулизм Этиология. Эпидемиология Патогенез и патологоанатомическая картина
  7. Бруцеллез. Этиология, эпидемиология, патогенез и пат. анатомия.
  8. Брюшной тиф. Этиология, эпидемиология.
  9. Брюшной тиф. Этиология, эпидемиология. Патогенез и пат. анатомия.
  10. Вирусные гепатиты А и Е: этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика раннего периода болезни, лечение.

Шигеллёзы – одна из наиболее распространённых ОКИ у детей, обусловливающая как спорадические случам, так и эпидемические вспышки. Доля детей среди всех заболевших шигеллёзами составляет 60-70%, в основном болеют дети 2 – 7 лет, особенно посещающие детские дошкольные учреждения и школы. Дети первого года жизни болеют шигеллёзами значительно реже.

Источником инфекции бывает только человек – больной или бактериовыделитель, особенно больнын с лёгкими и стёртыми формами болезни.

Больной как источник инфекции опасен для окружающих с первого дня болезни, т. к. выделяет с испражнениями в 30 раз больше возбудителя, чем бактериовыделитель или реконвалесцент. Шигеллы выделяются только с испражнениями. Наибольшей контагиозностью обладает шигеллёз подгруппы А (минимальная инфицирующая доза – 10 микробных тел в 1 г инфицирующего материала) и шигеллёз Флекснера (минимальная инфицирующая доза – 100 микробных тел в 1 г инфицирующего материала). Минимальная инфицирующая доза для шигеллёза Зоне – 10 7 - 10 8 микробных тел в 1 г инфицирующего материала. Это определяет ведущие пути инфицирования у детей (пищевой – для шигеллёза Зоне, контактный и водный – для шигеллёза Флекснера и шигеллёза подгруппы А)

В зависимости от факторов передачи (руки, вода, пищевые продукты, мухи и др.) выделяют контактный, пищевой, водный, молочный и другие пути инфицирования. Контактно-бытовой путь инфицирования имеет преимущественное значение для детей первых трёх лет жизни. В детских дошкольных учреждениях ведущим фактором передачи являются руки и спецодежда обслуживающего персонала, посуда, мебель, игрушки, краны для мытья рук, дверные ручки и т.д.

Пищевой путь инфицирования в настоящее время определяет основную заболеваемость шигеллёзами у детей старшего возраста и взрослых. Чаще всего инфекция передаётся через молочные продукты, мясные изделия, ягоды, овощи и фрукты, через продукты, не подвергающиеся термической обработке (салаты, винегреты, колбасы и др.).

Водный путь имеет значение преимущественно при шигеллёзе Флекснера и Григорьева-Шига.

Мухи являются активными переносчиками инфекции, но не играют решающей роли в подъёме заболеваемости и сезонности шигеллёзов у детей.

Патогенез и патологическая анатомия

Дизентерия — это общее инфекционное заболевание, но местные воспалительные изменения развиваются в толстой кишке, преимущественно в ее нижнем отделе. Дизентерийные палочки попадают в организм через пищеварительный тракт, где частично разрушаются. Освободившийся при этом токсин всасывается в кровь, главным образом через слизистую оболочку толстой кишки, что приводит к сенсибилизации с изменениями сосудов в виде повышенной проницаемости. Токсин является одним из факторов, способствующих развитию патологического процесса в кишечнике. В кишечнике, в его слизи, в брыжеечных лимфатических узлах происходит размножение дизентерийных палочек. Они вызывают местные изменения, на организм действуют токсины, поступающие из этого воспалительного очага.

Если шигеллы полностью погибают в желудке, шигеллёзная инфекция клинически может проявляться только симптомами интоксикации и гастрита а на уровне тонкой кишки – энтерита. В ряде случаев возбудитель проходит все отделы желудочно-кишечного тракта, не вызывая каких-либо клинических проявлений (транзиторное бактериовыделение), и выделяется во внешнюю среду. Однако в большинстве случаев развивается местный воспалительный процесс в толстой кишке и синдром «дистального колита» с соответствующими клиническими проявлениями.

Клиника

Инкубационный период при дизентерии продолжается от нескольких часов до 7 дней (чаще всего 2—3 дня).

Основные клинические проявления складываются из диареи с колитическим синдромом и явлений общей интоксикации. Колитический синдром — это изменения, свойственные воспалительному поражению толстой кишки. Классическими признаками его являются жидкий стул, относительно малое количество каловых масс, примесь слизи, прожилки крови. Явления интоксикации не имеют ничего специфического для дизентерии. Они такие же, как при большинстве других инфекций: повышенная температура, нарушение самочувствия, аппетита и др.

Начало болезни, как правило, острое, с максимально выраженными изменениями в первые же дни. У многих больных одновременно появляются симптомы общего недомогания и кишечная дисфункция. Стул учащается, становится жидким, поначалу он обильный, каловый, вскоре появляется примесь слизи. В первые сутки, реже на второй день из-за спастического состояния толстой кишки стул становится скудным, каловые массы могут полностью исчезать, выделяется мутная слизь с зеленью, реже в слизи появляются прожилки крови. Возникают схваткообразные боли в животе, особенно перед дефекацией и во время нее, отмечаются тенезмы, податливость ануса. При пальпации могут определяться болезненность в области сигмовидной кишки или ее спазмы (в виде плотного тяжа), язык у больных обычно обложен.

В начале болезни часто наблюдаются повышение температуры — от субфебрильной (37,1— 37,2° С) до высокой (39—40° С и выше). Другие симптомы интоксикации тоже имеют различную выраженность — от незначительных и быстро проходящих до чрезвычайно тяжелых, чем и определяется форма болезни. Это нарушение самочувствия, аппетита, может быть тошнота, рвота. Наиболее тяжелыми симптомами интоксикации являются помрачение сознания и менингеальные явления, судороги, цианоз, похолодание конечностей. Развивается сердечно-сосудистая слабость, проявляющаяся тахикардией, приглушенностью или глухостью сердечных тонов, аритмией, снижением артериального давления.

Классификация. В основу классификации положено деление шигеллеза по этиологии (шигеллез Зонне, шигеллез Флекснера и др.), а также по типу, тяжести и течению.

В типичных случаях шигеллеза четко выражены основные клинические проявления и в первую очередь колитический синдром с явлениями «дистального колита» и синдром нейротоксикоза. В зависимости от наличия и выраженности проявлений инфекционного токсикоза и глубины поражения желудочно-кишечного тракта выделяют легкую, среднетяжелую и тяжелую формы болезни. Тяжесть заболевания в одних случаях может быть обусловлена преобладанием симптомов инфекционного токсикоза — тип А, в других — выраженностью местных проявлений (частота и характер стула, болевой синдром, тенезмы и др.) — тип Б. При одинаковой выраженности обшетоксического и местного синдромов говорят о смешанном типе — тип В. Деление шигеллезов на типы А, Б, В актуально только для типичных среднетяжелых и тяжелых форм.

К атипичным формам шигеллеза относят стертую, диспепсическую, субклиническую и гипертоксическую формы.

Течение. Течение шигеллезов может быть острым (до 2 нед), затяжным (до 1 мес), гладким или с осложнениями. Хроническое течение в последние годы практически не встречается.

Особенности шигеллезов у детей раннего возраста.

У детей 1 -го года жизни и новорождённых клинические проявления шигеллезов в основном сохраняют типичные черты. Однако в связи с анатомо-физиологическими особностями и своеобразием иммунного реагирования шигеллез у этих детей имеет некоторые особенности. Заболевание обычно начинается остро, но весь симптомокомплекс развивается более постепенно в течение 3—4 дней. Возможно нарастание общей симптоматики, а колитический синдром слабо выражен. Стул чаще всего энтероколитный, примесь крови в испражнениях обнаруживается нечасто, не в каждой порции, появляется не сразу, а спустя 2—3 дня. Испражнения остаются каловыми и редко бывают скудными, но в них всегда обнаруживаются примеси (мутная слизь, зелень). Живот чаще всего вздут, урчит при пальпации, иногда увеличиваются печень и селезенка. Вместо выраженных тенезмов наблюдаются их эквиваленты (беспокойство, плач и покраснение лица во время дефекации), почти всегда отмечаются податливость и нередко зияние ануса, явления сфинктерита.

Тяжелые формы типа А у детей раннего возраста почти не встречаются, но доля среднетяжелых и тяжелых форм типа В больше, чем у детей старшего возраста. Частые срыгивания (или рвота), энтероколитный стул нередко приводят к развитию токсикоза с эксикозом.

Течение шигеллезов у детей раннего возраста в большинстве случаев бывает острым, но манифестный период болезни более продолжительный, и репарация кишечника наступает медленнее. Затягиванию болезни у детей 1-го года жизни в большинстве случаев способствуют присоединение ОРВИ с осложнениями (отит, пневмония и др.), нерациональная антибиотикотерапия, развитие кишечного дисбактериоза, супер- или реинфекция в стационаре или смешанная коинфекция, чаще всего бактериально-бактериальная (шигеллез + сальмонеллез, шигеллез + протеоз, шигеллез + клебсиеллез и др.). В связи с этим лечение детей 1-го года жизни с шигеллезами необходимо проводить в боксированных отделениях, а при легких и среднетяжелых формах — лучше на дому. Это оградит ребенка от суперинфекции и обеспечит быстрое выздоровление.

Осложнения. Различают специфические осложнения, связанные с шигеллезом, и неспецифические, обусловленные наслоением вирусной или вирусно-бактериальной инфекции. К специфическим для шигеллеза осложнениям относят выпадение слизистой оболочки прямой кишки вследствие пареза сфинктера заднего прохода, динамическую кишечную непроходимость, инвагинацию, реактивный панкреатит, аппендицит у детей старшего возраста. Другие специфические осложнения — прободение кишечника и развитие перитонита, а также кишечное кровотечение — у детей практически не встречаются.

Среди неспецифических осложнений, особенно у детей раннего возраста, встречаются отит и пневмония (чаше как осложнения наслоившейся ОРВИ), инфекция мочевых путей, дисбактериоз кишечника и (чрезвычайно редко) гемолитико-уремический синдром.

Диагностика. Диагноз шигеллеза устанавливают на основании клинико-эпидемиологических данных с обязательным лабораторным подтверждением. Для окончательной диагностики используют ПЦР, а также бактериологический и серологический методы исследования.

Бактериологический метод наиболее распространен. Частота положительных результатов (высев и идентификация возбудителя) даже при типичных клинических проявлениях шигеллеза не превышает 60—70%.

Серологические методы диагностики, как правило, используют в сомнительных случаях и при отрицательных результатах бактериологического исследования испражнений. Положительный диагностический титр антител при шигеллезе Зонне 1:100, а при шигеллезе Флекснера 1:200. Более достоверным следует считать нарастание титров антител в динамике.

Для экспресс-диагностики используют ИФА и реакцию латекс-агглютинации (РЛА).

Лечение. Лечение шигеллезов у детей должно быть комплексным и поэтапным, соответствовать тяжести заболевания, возрасту и фазе инфекционного процесса.

Лечение можно проводить в домашних условиях. Диета — важнейший компонент в комплексном лечении шигеллеза. При легких формах шигеллеза назначают питание, соответствующее возрасту ребенка, пища должна быть механически обработана. В остром периоде исключаются овощи и фрукты, содержащие большое количество клетчатки, а также острые, соленые, жирные, жареные и маринованные продукты. Общий объем пищи в первые 1—2 дня уменьшают на 15—20% физиологической потребности. Пищу дают в теплом виде в 5—6 приемов.

При среднетяжелых формах назначают дробное кормление с уменьшением суточного объема пищи на 20—30% в течение первых 2—3 дней. С улучшением общего состояния, исчезновением симптомов интоксикации и дисфункции кишечника объем питания быстро доводится до физиологической нормы, а диета расширяется.

При тяжелых формах по возможности сразу же переводят больного на дробное питание с уменьшением объема пищи на 40—50% впервые 2—3 дня. В последующие дни суточный объем пиши увеличивают ежедневно на 10—15% и удлиняют интервалы между кормлениями.

Наиболее рациональными и патогенетически обоснованными препаратамистартовой терапии независимо от тяжести заболевания следует считать энтеросорбенты (энтеросгель, энтеродез, смекта), пробиотики (пробифор, бифидумбактерин форте и др.). Применение энтеросорбентов должно начинаться как можно раньше, желательно при первых симптомах заболевания, и продолжаться до окончания лечения. Эффективность терапии существенно повышается на фоне проведения энтеросорбции селективным, гидрофобным энтеросорбентом с органической поверхностью.

Антибиотики следует назначать лишь при тяжелых формах и желательно с учетом чувствительности циркулирующих в данной местности (регионе) шигелл. Применяют гентамицин, полимиксин М сульфат, ампициллин, амоксиклав, амоксициллин, невиграмон. При среднетяжелых формах шигеллезов лучше назначать нитрофураны (фуразолидон, эрцефурил, нифуроксазид), 8-оксихинолины (хлорхинальдол и др.). Курс лечения не должен превышать 5—7 дней. Также при тяжелом течении заболевания показано применение иммуномодулирующей терапии (полиоксидоний, гепон, ликопид и др.).

В случае выделения шигелл после курса антибактериальной терапии повторное назначение антибиотиков и химиопрепаратов даже с учетом чувствительности выделенного штамма не рекомендуется. В этих случаях целесообразнее назначать 5—7-дневным курсом дизентерийный бактериофаг, стимулирующую терапию полиоксидонием, давать комплексный им-муноглобулиновый препарат (КИП) внутрь по 1—2 дозы в течение 5 дней. При сохраняющейся дисфункции кишечника показаны бактерийные препараты (аципол, бифистим, бифидумбактерин по 15—20 доз в сутки, бификол, лактобактерин и др.), пребиотики (лактофильтрум), ферментные препараты (микрогранулированный панкреатин – микразим), фито- и физиотерапию.

Легкие, стертые, а также среднетяжелые формы шигеллезов у детей старшего возраста можно лечить без назначения антибиотиков и химиопрепаратов. В этих случаях терапия будет включать рациональное питание, назначение энтеросорбентов (фильтрум, смекта и др.), ферментных препаратов (фестал, абомин, креон, панцират, юниэнзим с мпс и др.), проведение энтеросорбционной терапии препаратом энтеросгель, применение эубиотиков (бифидумбактерин, энтерол, бифидолизоцим. бифидум-форте и др.), витаминов, стимулирующих (пентоксил, оротат калия и др.) и симптоматических средств. В домашних условиях можно проводить фитотерапию (настои из травы зверобоя, мяты, ромашки, душицы).

Профилактика шигеллезов у детей в современных условиях должна быть основана в первую очередь на строгом соблюдении технологии приготовления, хранения и сроков реализации пищи и противоэпидемического режима в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Важное значение имеют ранняя диагностика и изоляция больного (или бактериовыделителя шигелл) в условиях стационара или на дому. На всех больных шигеллезом и бактериовыделителей заполняется экстренное извещение в СЭС (форма № 58). В очаге инфекции после изоляции больного проводится заключительная дезинфекция. За контактными детьми устанавливают медицинское наблюдение на 7 дней, карантин не объявляют. В очаге инфекции в период наблюдения проводят текущую дезинфекцию, осуществляют строгий контроль за стулом детей, в ясельных группах детского сада ведут табель стула. Каждого ребенка с дисфункцией кишечника необходимо изолировать и обследовать бактериологическим методом.

Бактериовыделители шигелл не допускаются в детские дошкольные учреждения вплоть до полной санации организма от возбудителя, за ними устанавливают диспансерное наблюдение. Назначение антибиотиков и химиопрепаратов с целью санации, как правило, малоэффективно и не способствует сокращению сроков бактериовыделения.

Для активной иммуннизации предлагается вакцина дизентерийная против шигелл Зонне липополисахаридная жидкая (Шигеллвак, Россия). Вакцину вводят однократно, глубоко подкожно или внутримышечно в дозе 0,5 мл (50 мкг) независимо от возраста начиная с 3 лет. Вакцинацию рекомендуется проводить по эпидпоказаниям, в группах посещающих детские учреждения, отъезжающих в оздоровительные лагеря, а также прививать всех лиц, отъезжающих в регионы с высокой заболеваемостью дизентерией Зонне. Целесообразно вакцинировать работников инфекционных стационаров и бактериологических лабораторий, а также лиц, занятых в сфере общественного питания и коммунального благоустройства.

 


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 617 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)