Паренхиматозный нейросифилис.
Прогрессивный паралич (ПП) - это хронический прогрессирующий менингоэнцефалит, возникающий чаще всего через 10-20 лет после инфицирования. Клинически начинается исподволь, с незначительных изменений когнитивной функции. Без лечения процесс усугубляется и может имитировать любое психическое заболевание и деменцию любого типа. Характерны снижение памяти и
дезориентированность во времени и пространстве, а также неадекватная оценка своего состояния. Грандиозные галлюцинации и мегаломания, традиционно считающиеся классическими симптомами ПП, возникают только у 5-10 % больных. При дальнейшем прогрессировании у больных выявляются различные неврологические нарушения: изменение зрачков, симптом Аргайла - Робертсона, амимичность лица, нарушение функции письма и речи, судорожные припадки, параличи и нарушения функции тазовых органов. Лечение даёт эффект в ранних стадиях не менее, чем в трети случаев. При нелеченном ПП летальный исход наступает в сроки от нескольких месяцев до 4-5 лет.
Спинная сухотка (табес дорзалис ) - наиболее часто встречавшаяся форма НС в до антибиотическую эру. Заболевание начинается обычно через 15-20 лет после инфицирования. Поражение локализуется в задних корешках, задних столбах и оболочках спинного мозга, чаще в пояснично-крестцовом отделе. Морфологически процесс характеризуется воспалительными и деструктивными изменениями. Клинически характерны жгущие и стреляющие боли («кризы»), парестезии, атаксия, симптом Аргайла - Робертсона (отсутствие реакции зрачков на свет при сохранении реакции на конвергенцию), дизурия, арефлексия и утрата проприоцептивного чувства в ногах. Едва ли не первым диагностическим признаком заболевания является снижение или отсутствие ахилловых и коленных рефлексов. В эру антибиотиков клиника табеса изменилась в сторону малосимптомного течения: отсутствие болей, кризов, грубой атаксии, выраженных тазовых расстройств.
Первичная табетическая атрофия зрительных нервов, которая может быть единственным проявлением спинной сухотки, приводит к необратимой потере зрения в течение нескольких месяцев.
Спинная сухотка плохо или вовсе не реагирует на специфическое лечение. В настоящее время спинная сухотка почти не встречается.
Табопаралич - вариант паренхиматозного НС, при котором сочетаются симптомы спинной сухотки и прогрессивного паралича.
В диагностике НС большое значение имеет анамнез: сифилис в прошлом, как правило, не леченный или леченный недостаточно; в некоторых случаях - адекватно леченный, особенно у ВИЧ-инфицированных. Достаточно часто больные манифестным нейросифилисом страдают неведомым сифилисом, в ряде случаев диагноз сифилиса (в частности, вторичного или скрытого) устанавливается в процессе обследования по поводу неврологической патологии.
Решающую роль играет исследование СМЖ по трём показателям: цитоз, белок, серологические реакции (в России - КСР и РИФ). Постановка РИФ осуществляется с цельным ликвором. КСР позитивен примерно в 70 % случаев и указывает на специфический характер поражения НС, РИФ высоко чувствительна, и её отрицательный результат фактически позволяет отвергнуть диагноз НС. Исследование ликвора обязательно для установления НС. Диагноз НС не может считаться достоверным без ликворологического подтверждения.
Методы нейровизуалюации:
1. Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) позволяют обнаружить морфологические нарушения (инсульты, постинсультные кисты, очаги инфарктов и т.д.) и построить дифференциальную диагностику - в частности, ишемического поражения и гуммы.
2. Вызванные потенциалы (ВП) помогают получить более точные сведения о локализации органических церебральных поражений.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 508 | Нарушение авторских прав
|