АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОЗА В ПСИХИАТРИИ
Диагностировать болезненное состояние или заболевание — значит правильно распознать его. Распознавание болезни — это не просто узнавание (опознавание), характерное лишь для элементарных процессов чувственного познания. Наделенные определенным жизненным опытом, мы постоянно опознаем окружающие предметы и явления обычно по одному
из признаков. Распознавание же предполагает не только внешнее восприятие и осознание явления, но и глубокое проникновение в его внутреннюю сущность.
Распознавание болезни представляет собой многообразную деятельность, аналогичную любому процессу познания. Как известно, познавательная деятельность включает непосредственное познание предметов и явлений внешнего мира (чувственное познание, восприятие), опосредованное познание (рациональное познание, мышление) и память, деятельность которой направлена на запечатление и сохранение результатов познавательного процесса. В соответствии с этими этапами по ходу диагностики мы накапливаем определенные факты, собираем данные о болезни, выделяем ее признаки, анализируем полученную информацию, синтезируем, сравниваем, обобщаем, делаем определенные выводы (формулируем диагноз) и руководствуемся ими в дальнейшем, на стадии практической деятельности — организационной, лечебной, профилактической. По результатам этой деятельности мы вновь и вновь проверяем правильность диагностической концепции, уточняем, дополняем ее, вносим коррективы. Таким образом! с формулировкой диагноза процесс распознавания болезни не оканчивается: как и всякое познание, он, необходимый для практики, практикой же и порождается.
Обосновывающие диагностику факты мы добываем при обследовании больного разными методами — клиническим и лабораторными. Психический (в том числе и психопатологический) акт является системным. Он оказывается результатом сложной интеграции многих функциональных уровней и непосредственно не отображает биологические процессы, происходящие в нервных клетках. Поэтому лабораторные методики (электрофизиологические, биохимические и др.) при постановке диагноза психического заболевания в каждом индивидуальном случае менее надежны, чем детальное клиническое исследование. Методом опроса и непосредственного наблюдения можно выявить и накопить сведения о признаках заболевания — симптомах и синдромах, об условиях их появления и стереотипе развития, о чувствительности к внешним биологическим, социальным, лечебным влияниям,
о типе течения заболевания, его стадии. В то же время пока не существует лабораторной методики, с помощью которой можно было бы отличить бред от навязчивости, отграничить вялотекущую шизофрению от невроза. У здорового, больного шизофренией или неврозом могут оказаться одинаковыми биохимический анализ крови, результаты исследования спинномозговой жидкости, электроэнцефалограмма. Этим обосновывается важность работы по развитию клинического мышления у будущих врачей, необходимость обеспечения высокого уровня этой работы.
Приоритет клинического метода, подчиненное положение инструментальных методик дают повод для обвинений в субъективизме диагностики в психиатрии. Отрицание возможности объективного диагноза в психиатрии ведет к отрицанию существования психических болезней вообще и самой психиатрии как науки. Эти положения антипсихиатрии искажают реально существующие.закономерности, неверно представляют соотношение субъективного и объективного в диагностике. Любое человеческое познание, если оно правильно отражает мир, объективно. Диагностика как распознавание объективно существующего патологического процесса является субъективной по форме (поскольку зависит от сознания врача), но объективной по своему содержанию. О субъективизме в диагностике можно говорить лишь тогда, когда недостаточность знаний, односторонность мышления, невнимательность или недостаточная эмоциональная заинтересованность не позволяют врачу правильно поставить диагноз заболевания. Ошибочная диагностика, искажающая действительность, всегда субъективна по своему происхождению. Объективные трудности (отсутствие необходимых условий для обследования больного, сложность и нетипичность проявления заболевания, недостаточность развития науки в необходимой области знаний и т. д.) создают лишь возможность ошибки. Для превращения этой возможности в действительность необходимы субъективные факторы, связанные с личностью врача.
Неправомерно и разделение методик исследования на объективные и субъективные. Показания приборов, биохимических анализов воспринимаются нашими органами чувств. Пальпирующая рука является
таким же орудием исследования, как и стетоскоп, т. е. каким бы «объективным» ни было исследование, вторжение субъективного фактора неизбежно. Кроме того, результаты применения инструментальных методик грешат иногда гораздо большим субъективизмом, если исследование проводится в массовом порядке, по трафарету. Существует даже мнение, что инструмент отдаляет больного от врача.
Для изучения заболеваний, для обследования больных в настоящее время используются сложнейшие и наиболее совершенные технические средства, что соответствует современному высокому уровню развития науки и способствует прогрессу в постижении биологических основ психических заболеваний. Нужно только, чтобы излишний техницизм не приводил к отказу от клинического исследования, к недооценке его сущности, к шаблону и ремесленничеству во врачебной деятельности. В теоретическом плане упование на одну какую-то методику ведет к подмене метода исследования методическим приемом. Методик для получения фактов при диагностике может быть сколько угодно, но метод, способ познания только один — метод диалектического материализма.
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 491 | Нарушение авторских прав
|