Клиническая фармакология ЛС д л я ингаляционного наркоза
Наркозом называют искусственно вызванные наркотическими средствами угнетение сознания и стойкую утрату болевой чувствительности. Средства для наркоза, или общие анестетики, подразделяют на:
• средства для ингаляционного наркоза:
• летучие жидкости - этиловый эфир, фторотан, энфлуран, изофлуран, метоксифлуран;
• газы - закись азота, ксенон;
• средства для неингаляционного наркоза:
• препараты короткого действия — пропанидид, пропофол;
• препараты средней продолжительности действия - кетамин, мидазо-лам, гексенал, тиопентал-натрий;
• препараты длительного действия — натрия оксибутират.
Фармакотерапия болевого синдрома и наркоз ♦ 517
Фармакодинамика. Ингаляционные анестетики влияют на физико-химические свойства липидов мембран нейронов и изменяют проницаемость ионных каналов. Уменьшается приток ионов натрия при сохранении выхода ионов калия и повышении проницаемости для ионов хлора. Развивается гиперполяризация клеточных мембран. При этом нарушается функция не только пост-синаптических структур, но и пресинаптических образований с угнетением высвобождения медиаторов. В связи с этим развивается основной нейрофизиологический эффект — повышение порога возбуждения нервных клеток.
Наиболее чувствительны к действию ингаляционных анестетиков богатые синаптическими связями кора головного мозга, таламус, ретикулярная формация, спинной мозг. Дыхательный и сосудодвигательный центры продолговатого мозга устойчивы к влиянию средств для ингаляционного наркоза, но высокие дозы анестетиков подавляют их активность, что ведет к остановке дыхания и нарушению сердечной деятельности.
Последовательное вовлечение структур ЦНС в действие ингаляционных анестетиков определяет стадийность развития ингаляционного наркоза. Эфирный наркоз имеет 4 стадии: стадию аналгезии, возбуждения, хирургическую стадию (глубокий наркотический сон с потерей всех видов чувствительности, расслаблением мышц, угнетением рефлексов, урежением и углублением дыхания) и стадию пробуждения.
Фармакокннетика. Скорость развития и глубина наркоза зависят от поступления ингаляционных анестетиков в мозг из крови. В свою очередь насыщение крови анестетиками обусловлено их содержанием в дыхательной смеси, поступающей в легкие. Повышение концентрации ингаляционного анестетика в дыхательной смеси ускоряет наступление анестезии. Парциальное давление анестетика последовательно увеличивается в альвеолах, крови и тканях до выравнивания во всех средах организма. Большое значение для распределения средств ингаляционного наркоза имеет их растворимость в крови и тканевой жидкости.
Закись азота имеет сравнительно низкую растворимость, а фторотан, изоф-луран, энфлуран растворяются лучше. Еше выше растворимость у трихлорэти-лена, метоксифлурана и этилового эфира. Чем ниже растворимость анестетика, тем быстрее достигается равновесие парциального давления в дыхательной смеси, в крови и ткани мозга. При применении закиси азота быстро достигаются равновесные концентрации в крови и мозговой ткани, соответственно сравнительно быстро развивается анестезия, а после прекращения введения анестетика она быстро завершается.
Хорошо растворимые препараты обусловливают медленное развитие анестезии и медленное пробуждение после прекращения подачи. Это объясняется тем, что значительная часть препарата растворяется в крови и медленнее проникает в мозг в начале наркоза. Однако анестетик, растворенный в крови, поддерживает свою концентрацию в ткани мозга после окончания введения. Так, при использовании метоксифлурана наркоз необходимой глубины достигается через 15-20 мин, а пробуждение наступает только через 4 0 — 6 0 мин после прекращения введения препарата.
Важным показателем растворимости общих анестетиков является коэффициент распределения кровь/газ.
518 ♦ Клиническая фармакология и фармакотерапия ■> Глава 29
Перенос ингаляционных анестетиков в кровь зависит также от состояния легочного кровотока. Увеличение сердечного выброса и повышение кровотока в легких замедляют увеличение концентрации анестетиков в артериальной крови. Напротив, при малом сердечном выбросе, но сохраненном мозговом кровообращении даже при вдыхании невысоких концентраций средств ингаляционного наркоза анестезия наступает быстрее и выражена больше.
Ингаляционные анестетики выводятся из организма в основном с выдыхаемым воздухом. Впрочем, некоторые препараты подвергаются частичному метаболизму ферментами печени и других тканей. В ходе операционной анестезии около 15—20% фторотана подвергается метаболизму. Окисляясь, он превращается в трифторуксусную кислоту с высвобождением ионов брома и хлора. При гипоксии может образовываться свободный радикал хлортрифто-рэтила, который взаимодействует с клеточными мембранами гепатоцитов. Закись азота практически не подвергается биотрансформации. Очень слабо ме-таболизируются энфлуран и изофлуран. Метоксифлуран подвергается активной биотрансформации в печени с образованием нефротоксичного иона фтора.
НЛР. При передозировке ингаляционных анестетиков возможно угнетение дыхательного и сосудодвигательного центров продолговатого мозга. Уже на IV уровне хирургической стадии наркоза появляются признаки нарушения основных витальных функций. Сохраняется только диафрагмальное дыхание, оно становится поверхностным и аритмичным. Пульс нитевидный, АД на предельно низких цифрах.
Некоторые ингаляционные анестетики обладают специфическими токсическими свойствами. Например, хорошо известно угнетающее влияние фторо-тана на сократительную способность сердечной мышцы. Уменьшается сердечный выброс, что ведет к снижению АД. Фторотан повышает чувствительность миокарда к катехоламинам, поэтому может провоцировать нарушения сердечного ритма.
Сравнительно редко наблюдается злокачественная гипертермия (стремительное повышение температуры тела до 42 С и выше) в связи с применением фторотана, метоксифлурана, эфира, циклопропана, а также при введении миорелаксанта дитилина. Злокачественная гипертермия развивается у генетически предрасположенных пациентов (наследственная миопатия, биохимическим показателем которой является повышение активности сывороточной кре-тининкиназы). Развивается ригидность скелетной мускулатуры, наблюдаются тахикардия и аритмия, одышка. Возникает выраженная гипоксия. Начало может быть более острым при использовании дитилина. Синдром крайне тяжелый, смертельный исход примерно в 2/3 случаев.
Средства ингаляционного наркоза отрицательно воздействуют на медицинский персонал, работающий в операционных. Беременные сотрудницы операционных блоков не должны находиться в операционных, воздух которых загрязнен анестетиками, поскольку имеется риск тератогенного влияния. Повышается опасность выкидыша.
Взаимодействие с другими ЛС. В настоящее время ингаляционный наркоз с применением только одного препарата не используется. Широко применяют потенцированный наркоз с предварительным введением средств, усиливающих действие общего анестетика. Используют также смешанный наркоз с примене-
Фармакотерапия болевого синдрома и наркоз •*■ 519
нием нескольких обших анестетиков и комбинированный наркоз, когда начинают с введения одного общего анестетика, а продолжают другим.
Для устранения ряда нежелательных эффектов ингаляционных анестетиков и усиления их основных свойств широко используют средства премедика-ции (холиноблокаторы, бензолиазепиновые транквилизаторы, наркотические анальгетики и др.). Поскольку не все общие анестетики обеспечивают расслабление поперечнополосатой мускулатуры, применяются миорелаксанты.
Эфир для наркоза (эфир диэтиловый) - летучая жидкость с температурой кипения 34-35 °С. Эфир обладает высокой наркотической активностью и значительной широтой терапевтического действия. Аналгезия развивается при концентрации 0,2-0,4 г/л, а передозировка наблюдается при 1,8-2,0 г/л, поэтому эфирный наркоз хорошо управляем. Важные достоинства эфира — хорошая аналь-гетическая активность и выраженное миорелаксируюшее влияние. Активность симпатического отдела вегетативной нервной системы усиливается, что при использовании умеренных количеств препарата обеспечивает увеличение сердечного выброса и повышение АД, повышение уровня сахара в крови. Впрочем, при значительном повышении дозы сердечный выброс уменьшается, а АД начинает снижаться. Эфир может повышать капиллярную кровоточивость.
Существенным клиническим недостатком эфира является раздражение слизистых оболочек, приводящее к усилению слюнотечения, повышению бронхиальной секреции и развитию бронхоспазма.
Фторотан (галотан) — средство для ингаляционного наркоза, по активности в 4 — 5 раз сильнее эфира. Обеспечивает быстрое введение в наркоз практически без стадии возбуждения. Не раздражает дыхательные пути, более того, оказывает умеренное бронхорасширяющее действие. Снижает симпатический тонус, расширяет сосуды, особенно кожи, и понижает АД. У больных с кровотечением фторотан может вызвать резкую гипотензию. К этому предрасполагает также и способность препарата оказывать прямое отрицательное инот-ропное действие. Повышение тонуса блуждающего нерва приводит к брадикардии.
Фторотан умеренно понижает тонус скелетной мускулатуры, поэтому обычно требуется дополнительное введение миорелаксантов. Фторотан ослабляет сократительную способность матки.
Используется для ингаляционного наркоза при хирургических вмешательствах, применяется как общий анестетик у больных с хроническими заболеваниями легких и бронхов и сахарным диабетом.
Фторотан выделяется из организма через легкие - до 80%, а 20% подвергается метаболизму с образованием неактивных метаболитов (трихлоруксусная кислота и бромистый водород) и выводится почками.
Энфлуран (этран) благодаря низкому коэффициенту распределения кровь/газ (1,9) обеспечивает быструю индукцию анестезии. Пробуждение тоже происходит быстро. Энфлуран не вызывает нарушений сердечного ритма, не угнетает дыхание, оказывает выраженное миорелаксируюшее действие. При введении больших доз возможны падение АД и угнетение дыхания, которые, однако, быстро устраняются при снижении глубины анестезии.
Изофлуран (форан) - препарат для ингаляционного наркоза. Существенно не влияет на сократительную способность миокарда, не вызывает аритмии. Плохо растворяется в крови, поэтому быстро проникает в головной мозг. Соответственно состояние наркоза развивается достаточно скоро. Выход из наркоза также непродолжительный. При глубоком наркозе может усиливаться мозговой кровоток и как следствие повышаться давление спинномозговой жидкости.
Закись азота — наименее токсичный общий анестетик. Обеспечивает быструю индукцию анестезии и быстрое пробуждение, не оказывает раздражающего действия на слизистые оболочки дыхательных путей. Вместе с тем даже при использовании высоких концентраций закиси азота (до 95%) расслабления скелетной мускулатуры не достигается, полного подавления рефлексов не происходит. В связи с этим закись азота обычно комбинируют с другими ингаляционными и неингаляционными общими анестетиками.
После наркоза с использованием закиси азота не наблюдается выраженного последействия, но возможна гипоксия, поэтому после окончания наркоза целесообразна ингаляция кислорода в течение 4-5 мин.
Ксенон - инертный газ без запаха. При вдыхании оставляет во рту металлический привкус. Оказывает более выраженное наркотическое действие, чем закись азота. Наркоз проходит 4 стадии: через 1-2 мин снижается болевая чувствительность; на 2—3-й минуте развивается возбуждение с эйфорией, повышается мышечный тонус, учащается сердечный ритм; через 4-5 мин наступает выраженная аналгезия; наконец, через 5-7 мин развивается хирургическая стадия.
Пробуждение наступает быстро, через 2-3 мин после прекращения инга-л я ц и и восстанавливается сознание, а через 4 — 5 мин больной ориентирован во времени и пространстве.
Ксенон рекомендуют для проведения наркоза в детской хирургии, нейрохирургии, для обезболивания родов, для купирования болевого синдрома при инфаркте миокарда, почечной и печеночной коликах, для проведения перевязок и болезненных манипуляций.
Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 548 | Нарушение авторских прав
|