У подавляющего большинства больных (80%) опухоли локализуются в средне- и нижнегрудном отделах пищевода. Частота шейного РП не превышает 10-15%. В 5-8% случаев опухоли переходят на кардиальный отдел и малую кривизну желудка. В -.90% случаев - это плоскоклеточный рак различных степеней дифференцировки, в 5% - аденокар-
торакальная хирургия
цинома, располагающаяся, как правило, в нижней трети пищевода. Редко находят диморфные опухоли, лейомиосаркомы, лимфомы.
Заслуживает внимания классификация морфологических типов (форм) РП (Akiyama,1992), имеющих прогностическое значение: I тип — экзофит-ный; II тип - изъязвление с ровными краями; III тип - изъязвление с неровными краями; IV тип - поверхностный; V тип - эндофитный; VI тип - эндо-фитное образование. Кроме того, выделяют соли-тарный РП в виде единичного опухолевого очага и мулътифокалъный рак, представленный несколькими первичными фокусами опухолевого роста.
Отдаленные метастазы поражают печень (32%), легкие (21%) и кости (8%).
Общая частота лимфогенного метастазирова-ния РП колеблется в интервале от 34 до 85%. Метастатическое поражение регионарных лимфоузлов при РП - основной прогностический фактор, оказывающий большее влияние на отдаленные результаты лечения, чем протяженность опухоли или глубина инвазии стенки органа.
Выделяют три анатомических региона лимфо-оттока пищевода - цервикальный, медиастиналь-ный и абдоминальный. Под регионарными лимфоузлами понимают группу узлов, в которые наряду с прямым лимфооттоком происходит прямое лим-фогенное метастазирование опухоли. Метастазы в абдоминальных лимфоузлах при РП обнаруживаются с частотой 40-50%, в медиастинальных — 60-65%, в шейных - 25-30%.
Особенность лимфатической системы пищевода состоит в том, что в подслизистом и адвентициаль-ном слоях органа располагаются крупные лимфатические коллекторы, обеспечивающие преобладание продольного лимфооттока над сегментарным. Отсюда раннее, активное и часто интраму-ральное (до 30%) метастазирование РП. Частоту лимфогенного метастазирования в большей степени определяет не размер опухоли, а глубина инвазии стенки пищевода. По мере прорастания стенки органа частота поражения регионарных лимфоузлов растет. Лишь при внутриэпи-телиальном РП не находят метастазов, но при врастании опухоли в слизистый и подслизистыи слои лимфоузлы вовлекаются в 14 и 58% случаев соответственно.
Несмотря на то что лимфогенное метастазирование у пациентов с подслизистым распространением РП представляет собой раннюю фазу опухолевой диссеминации, экстрамедиастинальные узлы живота и шеи поражаются при этом достаточно часто. При изучении лимфогенного метастазирования РП появление отсевов зарегистрировано уже при опухолях, врастающих в собственную мышечную пластинку слизистой оболочки.
Основная направленность и интенсивность метастазирования детерминирована локализацией первичного очага. Тем не менее специальные исследования показали, что регионы лимфооттока едины для всего пищевода и могут вовлекаться при любой локализации опухоли, т.е. отсутствует последовательность и избирательность их поражения. При раке нижнегрудного отдела пищевода метастазы в лимфоузлах шее выявляются в 15-20% наблюдений.
Парадоксальный характер лимфогенной диссеминации РП состоит в преимущественном поражении не ближайших к первичному очагу узлов, а удаленных от него. Свидетельством тому является высокая частота "прыгающего" метастазирования, достигающая 30%. Поэтому нет порядкового разделения регионарных лимфоузлов по мере их удаления от основного очага, как при раке желудка. В настоящее время во многих клиниках мира при РП используют классификацию регионарных и отдаленных групп лимфоузлов, принятую JSED (1978).