АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

АНАЛОГИЯ И СИМВОЛИКА СИМПТОМА

Прочитайте:
  1. I. Методы симптоматической психотерапии
  2. Алкоголизм, симптоматика на различных стадиях. Особенности алкоголизма у юношей и женщин. Влияние алкоголизма на потомство
  3. Антидотная терапия, характеристика современных антидотов. Симптоматическая терапия.
  4. Артеріосклероз. Атеросклероз. Гіпертонічна хвороба та симптоматичні гіпертензії
  5. В.15 Развитие психики и моторики у детей первого года жизни. Перинатальное поражение центральной нервной системы: причины и общая симптоматика.
  6. Виды, симптоматика и диагностика терминальных состояний
  7. Вопрос 16: Клиника при поражении электрическим током: местная и общая симптоматика.
  8. Все острые кишечные инфекции проявляются симптомами интоксикации, поражения желудочно-кишечного тракта, эксикозом.
  9. Динамическое наблюдение хирурга. При симптомах острой кровопотери – экстренная операция.

 

Теперь мы подошли к основной технике толкования, ко­торую очень сложно описать словами и тем более изучить. Прежде всего, необходимо развить в себе внимательное отношение к язы­ку и научиться осознанно слушать. Язык — это великолепное средство для исследования глубинных взаимосвязей. Язык обла­дает собственной мудростью, которая доступна только тем, кто умеет прислушиваться. Для нашего времени характерно небреж­ное отношение к языку, из-за которого теряется доступность ис­тинного значения тех или иных понятий. Поскольку язык тоже яв­ляется частью полярности мира, почти все понятия двузначны и двусмысленны. Нужно вернуть себе способность воспринимать слово на всех уровнях одновременно.

 

Практически каждое предложение во второй части на­шей книги относится, по крайней мере, к двум уровням — если некоторые из высказываний покажутся вам банальными, значит, вы не заметили второго уровня, двузначность прошла мимо вас. Мы попытаемся кавычками, тире и курсивом обратить ваше вни­мание на особенно важные места. Но это только попытка открыть другое измерение в языке. Лингвистический слух развить так же трудно, как и слух музыкальный.

 

Наш язык психосоматичен изначально. Почти все фор­мулировки, которыми выражается психическое состояние, связа­ны с телесным опытом. Это тема, на которую следовало бы гово­рить очень долго, но мы попробуем сформулировать просто: для приобретения опыта и развития сознания человеку нужна физи­ческая основа. Это приводит к некоторой связанности, по отноше­нию к которой мы испытываем страх. Но без нее мы никогда не доберемся до уровня взаимосвязей.

 

Давайте вернемся к вопросу о значении языка. Если вы научитесь воспринимать психосоматическую двузначность языка, то с удивлением обнаружите, что больной рассказывает все о сво­ей психической проблеме, говоря о симптомах соматических. Один видит настолько плохо, что не может ничего разглядеть; другой простыл и уже дышать не может; третий не в состоянии прогнуться, потому что у него болит спина. Кто-то не может ниче­го проглотить; кто-то не способен ничего сохранить в собственной памяти; еще один ничего не слышит; некто испытывает такой сильный зуд, что готов выпрыгнуть из кожи. Здесь все так просто, что и толковать практически нечего. Вам достаточно только ки­вать головой, понимая, что «болезнь делает человека честным». (Называя болезни латинскими наименованиями, официальная ме­дицина пытается завуалировать истинное значение болезни!)

 

Во всех этих случаях тело переживает то, что мы боимся признать в собственной душе. Человек не осмеливается признать­ся самому себе, что мечтает «выпрыгнуть из кожи», то есть пере­ступить привычные границы, — таким образом, неосознанное желание проявляется у него на уровне организма, используя в каче­стве симптома экзему. Имея в качестве официальной причины эк­зему, человек, наконец, решается громко высказать свое жела­ние: «Иногда мне хочется выпрыгнуть из собственной кожи!» Ведь у него имеется физическое алиби, а к этому сегодня все от­носятся достаточно серьезно. Сотрудница фирмы не решается признаться ни самой себе, ни своему начальнику, что она уже просто дышать не может от всего, что там творится, и ей хотелось бы на пару дней взять отгул. Но на физическом уровне это при­нимается во внимание, воплощается в насморк и приводит к же­лательному исходу.

 

Наряду со способностью воспринимать второй смысл важно научиться мыслить аналогиями. Даже двусмысленность языка основана на аналогиях. Говоря о бессердечном человеке, никому не придет в голову представить некоего гражданина, у ко­торого отсутствует этот орган. И желание выпрыгнуть из собст­венной кожи ни один человек не воспринимает буквально. В по­добных случаях мы используем понятия на уровне аналогий, при которых нечто конкретное замещает абстрактный принцип. Под словом «бессердечный» подразумевается отсутствие способности к состраданию, которая на основе символики изначальных обра­зов находится в отношениях аналогии с сердцем. Тот же принцип используется, когда говорят о солнце или золоте.

 

Мышление аналогиями развивает способность абстра­гироваться, потому что приходится узнавать в конкретном яв­лении выраженный в нем принцип и переносить его на другой уровень. Так, например, человеческая кожа берет на себя функ­цию отграничения от внешнего мира. Если кто-нибудь хочет «вы­скочить из собственной кожи», это означает, что он хочет разру­шить и преодолеть некие границы. Возникает аналогия между ко­жей и, скажем, моральными нормами, выполняющими на психическом уровне ту же функцию, что на соматическом — кожа. Поя­вится аналогия принципа. Мы еще будем говорить о том, что на­копленные в теле токсины (яды) соответствуют загнанным в глу­бину сознания конфликтам. Эта аналогия не подразумевает, что токсины вызывают конфликты или, наоборот, конфликты приво­дят к накоплению токсинов. Но и то, и другое — суть аналогия на разных уровнях.

 

Любое содержание нашего сознания имеет соматическое соответствие и наоборот. В этом смысле симптомом является все. Любовь к прогулкам и тонкие губы — такие же симптомы, как и воспаленные миндалины. Обычный симптом превращается в сим­птом болезни при сопротивлении ему. Сопротивление и дает по­нять, что человек столкнулся с неким участком тени — потому что те симптомы, которые соответствуют «проявленным» участкам души, мы холим и лелеем, принимая их за проявление нашей лич­ности.

 

Старый спор о границе между болезнью и здоровьем, между нормальным и ненормальным может быть закончен только на уровне субъективной оценки — или совсем не может быть за­кончен. Если мы, рассматривая соматические симптомы, будем толковать их на психическом уровне, взгляд наш сфокусируется на том, чему до сих пор уделялось слишком мало внимания: на соматическом уровне проявляется то, что происходит на уровне психическом, — «как внизу, так и наверху». Речь не идет о том, что необходимо немедленно что-то менять или устра­нять. Наоборот, словом «нет» вы снова отправите какое-то явле­ние в тень.

 

Осознать что-либо можно, только обратив на это внима­ние. Осознание само по себе вызывает какое-то изменение. А вот любое намерение что-нибудь изменить приводит к обратному эф­фекту. Например, намерение быстро заснуть — гарантированное средство познакомиться с бессонницей. Но вас всенепременно по­тянет в сон там, где нужно проявить повышенное внимание.

 

Отсутствие намерения — это точная середина между желанием предотвратить и создать. Это покой золотой середины, которая дает возможность происходить новому. Тот, кто все время борется, никогда не достигнет цели. Если, интерпретируя картину болезни, вы воспринимаете ее толкование как негативное и, бо­лее того, опасное, значит, вы являетесь пленником своих ощуще­ний. Слова, события и явления не могут быть хорошими или пло­хими, их оценка возникает только в нашем сознании.

 

В симптомах болезни проявляется все то, что индивиду­альным и коллективным сознанием воспринимается как резко не­гативное, а потому сознательно отвергается или не рассматрива­ется вообще. Чаще всего мы сталкиваемся с негативной оценкой обществом агрессивности и сексуальности, поэтому реализация этих областей связана с поиском обходных путей. Указание на то, что за неким симптомом стоит чистая агрессия, ни в коем случае не должно восприниматься как оправдание, это лишь попытка по­мочь ее обнаружить. В ответ на испуганный вопрос о том, что произойдет, если мы признаем наличие агрессии, можно сказать, что она не станет от этого больше и ужаснее, и уж точно не ис­чезнет от наших попыток ее не замечать. Пока агрессия (как и любой другой импульс) находится в тени, она неподвластна на­шему сознанию и поэтому еще более опасна.

 

Правило № 3: абстрагируйтесь от симптоматических проявлений, выявите скрывающийся за ними принцип и перене­сите его на психический уровень. Ключом для этого могут служить словесные формулировки, потому что, как мы уже говорили, наш язык психосоматичен.


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 546 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)