АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА

Прочитайте:
  1. Cечова система. 1 заняття
  2. III.С целью систематизации знаний составьте таблицу по предлагаемой схеме.
  3. V2: 5 Дыхательная система
  4. V3: Вегетативная нервная система
  5. VI. Система навчаючих завдань
  6. VIII пара ЧМН - преддверно-улитковый нерв, слуховая и вестибулярная система; нистагм, вестибулярное головокружение, вестибулярная,атаксия, синдром Меньера.
  7. VІІІ. СИСТЕМА ПОТОЧНОГО І ПІДСУМКОВОГО
  8. Автономна (вегетативна) нервова система
  9. Автономная нервная система
  10. АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

 

Защищать означает «никого не впускать». Противопо­ложным полюсом защиты является любовь. Любовь можно рас­сматривать по-разному, но в любом случае ее можно свести к процессу впускания. В любви человек открывает границы своего «Я» (Эго) и впускает то, что до сих пор находилось вне его и воспринималось как «не-Я». Любящий человек снимает защиту, чтобы впустить «Ты» и объединить его со своим «Я». Где мы воз­водим границы, там любви нет. Начиная с Фрейда, мы используем слова «защитный механизм» для обозначения тех процессов в сознании, которые должны предотвратить вмешательство опасно­го содержания, находящегося в подсознании.

 

Важно не терять из виду деление на макро- и микрокос­мос, потому что любое неприятие какого бы то ни было явления окружающей среды — это всегда выражение защитных процессов. Защита укрепляет Эго, потому что «держит границы на замке». Человеку приятнее сказать «нет», чем «да». Любое «нет» позво­ляет нам ощутить бастионы своих границ, свое «Я». Если же вы вдруг выражаете согласие — границы расплываются, и вы перестаете их ощущать. Достаточно трудно объяснить, что такое за­щитные механизмы. Лучше всего их изучать не на себе, а на дру­гих. Защитные механизмы — это сумма того, что мешает нам стать совершенными! Теоретически довольно просто сформулировать путь к просветлению: хорошо все, что существует. Будь согласен со всем, что существует, — и ты будешь един со всем, что сущест­вует. Это путь любви.

 

Любое произнесенное нами «Да, но...» — это тоже за­щита. Оно тоже мешает объединению со всем сущим. Здесь начи­наются разнообразные игры Эго, которое готово ставить самые благочестивые и благородные теории на службу своей ограничен­ности. Это, увы, вечная игра, которая будет существовать до тех пор, пока существует мир.

 

Хитроумные теологи могут возразить, что если хорошо все сущее, то, значит, защита — это тоже хорошо. Это совершенно справедливо, потому что защита помогает нам ощущать в поляр­ном мире такое количество трения, чтобы можно было идти впе­ред по пути познания. Но дело в том, что защита — лишь вспомо­гательное средство, конечная цель которого — достижение такой ситуации, при которой никакая защитная система не нужна.

 

Психическая защита направлена против внутреннего содержания нашего сознания, которое воспринимается как опас­ное и поэтому не должно быть допущено на уровень осмысления. А физическая защита направлена против «внешних врагов», ко­торых мы называем возбудителями или ядовитыми веществами.

 

Мы настолько привыкли в любой ситуации использовать собственную систему оценок, что чаще всего и сами верим, что принятый нами масштаб абсолютен. На самом же деле не сущест­вует других врагов, кроме тех, которых мы назначили сами.

 

У некоторых людей враги настолько оригинальны, что мы готовы признать это болезнью. Речь идет об аллергиках. Аллергией называется острая реакция на какое-то вещество, вос­принимаемое организмом как враждебное. С точки зрения его способности к выживанию, защитная система поступает совер­шенно правильно. Иммунитет начинает вырабатывать антигены против аллергенов, чтобы защититься против «вражеских интер­вентов». Но вот беда: у аллергиков эти защитные мероприятия оказываются чересчур активными. Организм занимается «гонкой вооружений» и втягивает в зону борьбы все большие участки. Врагами объявляются все новые и новые вещества, значит, и воо­ружения требуется все больше. Подобно тому, как в военных кру­гах гонка вооружений есть свидетельство повышенной агрессив­ности, аллергия есть также выражение сильной агрессивности и сильных защитных механизмов. У аллергиков всегда существу­ют проблемы с агрессивностью, которую они в себе не заме­чают. (Поскольку речь идет о подавленном психическом аспекте, не ощущаемом на уровне сознания, это качество может вообще не проявляться!)

 

При аллергии агрессия опускается из сознания в тело и начинает там буквально неистовствовать. Осуществляется все, что угодно: и защита, и нападение, и борьба, и победа. Но чтобы на­столько увлекательное занятие не закончилось раньше времени из-за недостатка противников, врагами объявляются самые без­обидные вещества: цветочная пыльца, кошачья шерсть, конский пот, пыль, стиральные порошки, дым, клубника, собаки и помидо­ры. Выбор практически не ограничен: аллергик не останавливает­ся ни перед чем — он борется со всем вокруг, но и у него сущест­вуют свои фавориты, которым он явно отдает предпочтение.

 

Всем известно, насколько тесно агрессия связана со страхом. Если внимательно изучить основные аллергены, сразу станет понятно, какие аспекты жизни внушают человеку столь сильный страх, что он начинает вести борьбу с их символическими представителями. На первом месте здесь находится шерсть жи­вотных, в основном кошек. С кошачьей шерстью человек под­сознательно ассоциирует лесть и ласку: они мягкие, теплые, к ним приятно прикоснуться, но в то же время в них есть что-то «звериное». Это символ любви, он имеет сексуальный оттенок (вспомните мягкие игрушки, с которыми дети ложатся спать). То же самое можно сказать и о шерсти кролика. У лошади больше выражен компонент влечения, у собак — агрессии. Но эти раз­личия слишком тонкие, незначительные, потому что у символа ни­когда не бывает четких границ.

 

Ту же самую область жизни символизирует и цветочная пыльца — излюбленный аллерген всех, кто страдает от сенной лихорадки. Цветочная пыльца есть символ оплодотворения и раз­множения, не случайно именно поздняя весна — самое неприят­ное время для тех, у кого сенная лихорадка. Такие аллергены, как шерсть и цветочная пыльца, ясно дают понять, что «любовь», «сексуальность», «влечение» и «продолжение рода» — темы, ко­торые вызывают сильный страх. Поэтому они воспринимаются как агрессивные, и защитные системы делают все возможное, чтобы не пропустить их.

 

То же самое можно сказать о страхе перед любой гря­зью, который проявляется в аллергии на домашнюю пыль. (Вспомните выражения: «грязные шутки», «копаться в грязном белье», «вести чистую жизнь» и т. д.) Пытаясь избегать аллерге­нов, аллергик тем самым пытается избежать тех явлений жизни, которые внушают ему наибольший страх. А медицина и окружаю­щая среда ему с удовольствием помогают. Чего только не делают люди: отдают в чужие руки домашних животных, запрещают ку­рить рядом с собой и т. д. Тираня окружающих, аллергики находят себе отлично замаскированное поле деятельности и получают возможность проявить свою подавленную агрессию так, чтобы этого никто не заметил.

 

Метод «десенсибилизации» (то есть привыкания к ал­лергену) сам по себе хорош, но применять его лучше было бы не на физическом, а на психическом уровне. Тогда можно было бы говорить о настоящем успехе. Аллергик сможет вылечиться, толь­ко если научится осознанно воспринимать то, что он стремит­ся подавить. Ему необходимо впустить это в сознание и ассими­лировать. Поддерживая попытки аллергика найти защиту от тех веществ, которые вызывают аллергическую реакцию, вы на самом деле оказываете ему плохую услугу. Он должен примириться со своими врагами и научиться их любить. Аллергены оказывают на аллергика символическое, но никак не вещественно-химическое воздействие. Этот факт должен стать понятным даже самому закоренелому материалисту, если он узнает, что для про­явления аллергической реакции необходимо подключение созна­ния. Под наркозом нет и не может быть аллергии. Точно так же всякая аллергия пропадает во время психоза. А вот обратная ре­акция иногда бывает: фотография кошки или пускающий клубы дыма паровоз в фильме способны вызвать у астматика приступ. Аллергическая реакция не зависит напрямую от аллергена.

 

Большинство аллергенов символизируют жизнь. Сексу­альность, любовь, продолжение рода, агрессия, грязь — все это и есть проявления жизни в ее наиболее активных формах. Но имен­но эти проявления реальной жизни вызывают у аллергиков ос­новной страх, ибо аллергик не любит жизнь. Его идеалами яв­ляются стерильность, бесплодность, отсутствие влечений и агрес­сия. Это состояние, видимо, уже и не заслуживает того, чтобы его называли жизнью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что аллергия иногда может перейти в болезнь аутоагрессивнести (аг­рессивности, направленной на себя самого), связанную с угрозой для жизни. При аутоагрессивности организм человека так долго борется с самим собой, что у него заканчиваются силы. Потому что защита, отграничение и отгораживание себя достигли такого высокого уровня, что их идеалом является камера, в которой нет никаких аллергенов — гроб. Аллергия - это агрессия на материальном уровне.

 

2.1. ВОПРОСЫ - АЛЛЕРГИЯ

 

1. Аллергик должен задать себе следующие вопросы.

 

2. Почему я не воспринимаю свою агрессию в своем соз­нании, а заставляю ее проявляться в организме?

 

3. Чего же в жизни я так боюсь, от чего пытаюсь убе­жать?

 

4. С какой темой связаны мои аллергены (сексуальность, влечение, агрессия, продолжение рода, грязь как темные стороны жизни)?

 

5. Насколько я использую собственную аллергию для ма­нипуляций окружающими?

 

6. Как у меня обстоят дела с любовью, способен ли я впустить кого-то в мир собственного «Я»?

 

ДЫХАНИЕ

Дыхание — это ритмичный процесс, который состоит из двух фаз — вдоха и выдоха. Это великолепный пример проявле­ния закона полярности: два полюса — вдох и выдох — постоянно сменяя друг друга, вместе образуют ритм. При этом один полюс зависит от другого: сначала вдох, потом выдох и так далее. Полю­са дыхания можно также назвать напряжением и релаксацией. Их взаимосвязь (вдох — напряжение и выдох — релаксация) четко видна при вздохе.

 

Перейдя на уровень тела, можно сказать, что дыхание — это процесс обмена. При вдохе содержащийся в воздухе кисло­род поступает к красным кровяным тельцам, в процессе выдоха мы возвращаем в воздух диоксид углерода. Дыхание есть поляр­ность по принципу «взять и отдать». Таким образом, мы с вами нашли основную символику дыхания. Гете сформулировал ее сле­дующим образом:

 

Дыхание — это двойное счастье.

Мы получаем воздух и возвращаем его.

Одно наполняет, второе освобождает.

Вот как причудливо смешана жизнь.

 

Во всех древних языках одно и то же слово обозначает и дыхание, и душу или дух. В латинском языке spirare обозначает «дышать», а spiratus — «дух». Греческое psyche обозначает и «вдох», и «душа». В Индии человека, достигшего совершенства, называют Mahatma, что буквально переводится как «Большая ду­ша» или «Большое дыхание». Из индийского учения мы также знаем, что дыхание является носителем жизненной силы, которую в Индии называют prana. В библейской истории о сотворении мира говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

 

Эта картина красочно описывает, как некое материаль­ное тело, предмет, имеющий форму, получает от Бога его дыха­ние, то есть нечто нерукотворное. И только этот вдох способен превратить человека в живое существо, имеющее душу.

 

Мы с вами уже приближаемся к тайне дыхания. Дело в том, что оно не является нашей составляющей, но принад­лежит нам. Дыхание не находится в нас — это мы находимся в дыхании. Дыхание связывает нас с тем, что пребывает по ту сто­рону творения, по ту сторону формы. Дыхание обеспечивает не­разрывную связь с царством метафизики.

 

Мы существуем в дыхании, как в материнском чреве, которое простирается далеко за наше маленькое ограниченное бытие — это сама жизнь, ее последняя, великая тайна, которую нельзя ни описать, ни объяснить, а можно только познать, пропус­тив через самого себя. Дыхание — та пуповина, через которую к нам поступает жизнь. Оно обеспечивает неразрывность этой связи с жизнью.

 

В этом и заключается его значение: оно препятствует тому, чтобы человек закрылся полностью, чтобы граница его «Я» стала непроницаемой. Как бы ни хотелось человеку закрыться в своем Эго, дыхание мешает это сделать, оно застав­ляет сохранить связь с «не-Я».

 

Необходимо понять, что мы дышим тем же самым возду­хом, который вдыхает и выдыхает наш враг, которым дышат рас­тения и животные. Человек не может полностью замкнуться в гра­ницах «Я», потому что воздух, необходимый для дыхания, соеди­няет нас друг с другом и со всем сущим, хотим мы этого или нет.

 

Дыхание можно назвать «контактом» между тем, что приходит к нам извне, и нашим материальным телом. Площадь легких составляет примерно 70 квадратных метров (для сравне­ния: поверхность кожи составляет 1,5—2 квадратных метра). Лег­кие — это самый большой из наших контактных органов.

 

Кожный контакт — тесный и непосредственный. Он ин­тенсивнее контакта легких и полностью подчинен нашей воле. Мы можем дотронуться до кого-нибудь, если захотим. Контакт, осу­ществляемый через легкие, — обязательный, хотя и опосредован­ный. Мы не можем ничего поделать даже в том случае, когда не хотим ощущать чей-то запах.

 

Симптом болезни может сдвигаться от одного контактно­го органа (легких) к другому (коже) и наоборот. Подавленная кожная сыпь может проявиться в виде астмы. Астма и кожная сыпь выражают одну и ту же проблему: контакт, прикосновение, связь. Нежелание вступать с кем-нибудь в контакт через дыхание может проявиться, например, в виде дыхательного спазма, что довольно часто случается при астме.

 

Прислушавшись к словам и выражениям, связанным с дыханием, мы почувствуем эту связь еще сильнее. Известно, что бывают ситуации, когда «человеку не хватает воздуха» или «он не может свободно дышать».

 

Мы подошли к теме свободы и сужения пространства. С первым глотком воздуха мы приходим в этот мир, с последним — покидаем его. Но ведь с первым глотком воздуха мы также делаем первый шаг во внешнее пространство, обрывая непосредственную связь с матерью. Мы становимся самостоятельными, свободными. Если кому-то трудно сделать первый вдох, это зачастую свиде­тельствует о боязни сделать этот первый шаг к свободе и само­стоятельности. От свободы у нас «перехватывает дыхание» — она непривычна и поэтому вызывает страх. Такая же связь между свободой и дыханием прослеживается у тех, кто, выйдя из тесного помещения, попадает в просторный зал, в котором может чувствовать себя свободно. Первое, что он делает, это глубокий вдох. Ки­слородный голод, с которым мы сталкиваемся в тесном, узком месте, — это желание свободы, свободного места.

 

Подводя итог всему сказанному, постараемся выразить его максимально кратко. Дыхание символизирует следующие про­блемы:

 

1. ритм в значении «как — так и»;

2. смену напряжения и релаксации;

3. способность брать и способность отдавать;

4. взаимосвязь и противопоставление понятий «контакт» и «защита», «свобода» и «теснота».

 

Дыхание - ассимиляция жизни.

ВОПРОСЫ - ДЫХАНИЕ

 

При заболеваниях, связанных с дыханием, нужно задать самому себе следующие вопросы.

 

1. От чего огораживает меня дыхание?

2. Чего я не хочу воспринимать?

3. Что я не хочу отдавать?

4. С чем или с кем я не хочу вступать в контакт?

5. Боюсь ли я сделать новый шаг к свободе?


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 468 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)