АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Органы чувств — это ворота восприятия. Они связывают нас с внешним миром. Это окна нашей души, мы смотрим сквозь них, чтобы в конце концов увидеть самих себя. Потому что внешнего мира, который мы познаем с помощью чувств и в незыблемую реальность которого твердо верим, на самом деле не существует.
Давайте попробуем постепенно, шаг за шагом, разобраться во всем, что звучит, на первый взгляд, так ужасно. Итак, каким образом функционирует наше восприятие? Любой акт чувственного восприятия заставляет нас ограничиться информацией, которая возникает при изменении колебания частиц. Например, мы рассматриваем железную палку и видим, что она черного цвета, ощущаем холод металла, специфический запах, на ощупь чувствуем, какая она твердая. Теперь возьмем горелку Бунзена и разогреем эту палку. Мы увидим, как меняется ее цвет, увидим, как по ней проходят красные сполохи, почувствуем исходящий от нее жар, сможем заметить и ее подвижность. Что же произошло? Мы ввели в палку энергию, из-за чего в ней изменилась скорость движения частиц. Повышение скорости привело, в свою очередь, к изменению восприятия, описать которое можно словами «красный», «горячий», «подвижный» и т. д.
Значит, наше восприятие основано на колебании частиц и изменении его частоты. Частицы попадают на специфические рецепторы наших органов восприятия, вызывают раздражение, которое с помощью химико-электрических импульсов через нервную систему попадает в мозг и создает комплексное изображение. Его мы называем «красным», «горячим», «ароматным» и т. д. Частицы входят, а комплексные образы восприятия выходят. Между ними находится процесс обработки. Нам кажется, что комплексные изображения, которые создает наше сознание из полученной от частиц информации, действительно существуют вне нас. Но на самом деле это не так! Снаружи существуют только частицы. Безусловно, наше восприятие основано на частицах, но воспринимать их как таковые мы не в состоянии. Поэтому мы окружены только нашими субъективными образами. Нам, конечно, кажется, что остальные люди (а существуют ли они на самом деле?) воспринимают то же самое, ведь для описания своего восприятия они используют те же слова, что и мы. Но два человека никогда не смогут полностью удостовериться, что они видят одно и то же, хотя оба описывают увиденное словом «зеленый». Мы одиноки в кругу наших собственных образов, но делаем все возможное, чтобы избежать этой правды.
Образы кажутся нам естественными, такими же естественными, как во сне, но только в том случае, если этот сон снится достаточно долго. В один прекрасный день человек очнется от своего сна и удивится: мир, казавшийся таким реальным, превратился в ничто — в иллюзию, майю, дымку, застилающую нам реальность. Если вы внимательно следите за ходом рассуждений, то можете возразить, что, хотя наше окружение и не существует в той форме, которую мы воспринимаем, но внешний мир все равно есть, он состоит из частиц.
Но и это обманчиво. Ведь на уровне частиц нет границ между «Я» и «не-Я», между внешним и внутренним. Частице все равно, по ней не видно, принадлежит она мне или внешней среде. Здесь нет вообще никаких границ. Здесь все едино.
Именно это имеет в виду древний эзотерический принцип: «микрокосмос = макрокосмос». Знак равенства использован здесь с математической точностью. «Я» (Эго) — это иллюзия, существующая в сознании искусственная граница — до тех пор, пока человек не научится приносить свое «Я» в жертву, чтобы, к своему величайшему удивлению, осознать, что одиночество, которого он так боялся, есть на самом деле единство всего во всем. Но путь к этому единству — путь посвященных — долог и труден. Органы чувств связывают нас с иллюзорным миром материи.
В начале этой главы мы говорили, что органы чувств — это окна нашей души, через них мы можем увидеть самих себя. Все, что мы называем внутренним или внешним миром, суть отражения нашей души. Зеркало дает возможность увидеть и лучше узнать самих себя, потому что оно демонстрирует нам и те наши стороны, которые невозможно увидеть самому. Окружающий мир — это грандиозное зеркало самопознания. Поскольку та картина, которую мы там видим, радует нас далеко не всегда, — ведь в нем отражается и наша тень, — нам очень важно отделить от себя внешнее и подчеркнуть, что «мы не имеем с этим абсолютно ничего общего».
Это очень опасно. Мы проецируем то, какие мы есть, на внешний мир и верим в самостоятельность этой проекции. При этом забываем забрать свои проекции назад — и начинается эпоха социальной работы, когда каждый помогает каждому, и никто не помогает самому себе. Для становления сознания необходимо внешнее отражение, но нельзя забывать вбирать его в себя, если, конечно, мы хотим вернуть свою цельность. Давайте вернемся к мифу о создании женщины. У совершенного андрогинного создания, Адама, была взята одна сторона, которой был придан статус формальной самостоятельности. Таким образом, Адаму стало не хватать своей половины, но он находил ее во внешнем мире — в Еве. Адам мог вернуть свою целостность лишь в случае объединения с тем, чего ему не хватает. Произойти это могло только с помощью внешнего.
Если человек не обращает должного внимания на то, что воспринимает в зеркале внешнего мира, если не старается постепенно, шаг за шагом, наполнить смыслом свой жизненный путь и избавиться от заманчивых иллюзий, если считает, что не имеет ничего общего с внешним миром, то судьба постепенно начинает препятствовать его восприятию.
Воспринимать — значит принимать к сведению. Это может произойти только в том случае, если человек во всем будет осознавать самого себя. Если же он об этом забудет, окна души постепенно затуманятся и станут непрозрачными. Когда органы чувств начинают ослаблять свои функции, человек с неизбежностью должен учиться смотреть внутрь себя, прислушиваться к тому, что происходит внутри, то есть — возвращаться к самому себе.
Существует техника медитации, при которой возвращение к самому себе происходит произвольно. Пальцами медитирующий закрывает все «ворота души»: глаза, рот, уши, — а потом обращается к соответствующим внутренним чувственным восприятиям, которые при определенной тренировке проявляются в виде вкуса, цвета и звука.
ГЛАЗА
Глаза не только впускают внутрь впечатления, но и выпускают наружу нечто важное: в них видны чувства и настроения человека. Поэтому мы, заглядывая в глаза друг другу, пытаемся научиться «читать» по этому зеркалу души.
Из глаз могут литься слезы, выпуская наружу горе и печаль. Иридодиагностика использует радужную оболочку глаза как зеркало тела. По глазам легко можно определить характер человека. Выражения «злой взгляд» или «волшебный взгляд» дают нам понять, что глаза — это орган, который способен не только вбирать в себя, но и выпускать наружу. Активными глаза становятся, если вы «бросаете на кого-то взгляд». Синонимом слова «полюбить» в разговорной речи является выражение «глаз отвести не может». Еще говорят: «Ослеп от любви».
Самые распространенные недостатки зрения — дальнозоркость и близорукость, причем близорукость характерна для молодости, а дальнозоркость — для старости. И это правильно, потому что молодые люди видят только маленький кусочек жизни вокруг себя, а люди пожилые рассматривают мир с определенного расстояния. Точно так же пожилые люди великолепно помнят события далекого прошлого, но забывают события, которые произошли только что.
Близорукость говорит о ярко выраженной субъективности человека. Про такого человека обычно говорят: «Не видит дальше собственного носа», «смотрит на жизнь сквозь свои очки». Все, о чем бы ни шла речь, он воспринимает так, как будто это задевает его лично. Казалось бы, тот, кто не видит ничего дальше границ собственного тела, должен сосредоточиться на самопознании, но, увы, этого не происходит. Субъективный человек переносит все на себя, но распознать в происходящем себя не решается. Вместо способности к самопознанию у него развиваются обидчивость и целый комплекс защитных реакций.
Это несоответствие компенсирует близорукость. Она вынуждает человека рассматривать предметы с более близкого расстояния и приближает точку максимального зрения ближе к кончику носа. Таким образом, близорукость символизирует эту завышенную, не способствующую самопознанию субъективность на телесном уровне. Если человек плохо видит, то он должен задать самому себе вопрос: «Чего (или кого) я не хочу видеть?» Правдивый ответ всегда будет звучать одинаково: «Самого себя».
Насколько сильно ваше нежелание видеть самого себя таким, какой вы есть, видно по количеству диоптрий ваших очков.
Очки — это протез, а значит, и обман. С помощью оптики мы пытаемся свести на нет полную символического значения коррекцию, которую проводит судьба.
Обман поднимается на ступень выше, когда в ход идут контактные линзы. Ведь таким образом мы пытаемся еще и скрыть тот факт, что «не в состоянии ничего разглядеть». Представьте себе, что однажды ночью исчезнут все очки и контактные линзы. Что будет?! Жизнь внезапно окажется гораздо честнее. Каждый близорукий человек почувствует свою неспособность видеть предметы такими, каковы они на самом деле.
Болезнь способна помочь человеку только в том случае, если он ее ощущает. Некоторые сразу смогут понять, что их картина мира является нечеткой, они видят все «размытым», а их кругозор очень узок. Может быть, с ними произойдет то, о чем образно говорится, как о «пелене, спавшей с глаз». Может быть, они научатся лучше видеть предметы и явления. А это необходимо, потому что единства не может добиться тот, кто не способен разглядеть суть.
У пожилых людей благодаря опыту развиваются мудрость и способность видеть далеко. К сожалению, способность видеть далеко проявляется у многих из них только на материальном уровне в виде дальнозоркости.
Для дальтоников характерна невосприимчивость к разнообразию и пестроте жизни. Они проходят мимо различий, нивелируя их. Одним словом, дальтоники — это люди, лишившие свою жизнь красок.
Конъюнктивит, как и всякое воспаление, свидетельствует о наличии конфликта. При конъюнктивите глаза очень болят, легче становится, только если их закрыть. Так подчас мы закрываем глаза на конфликт, потому что не хотим столкнуться с ним лицом к лицу.
Косоглазие: чтобы разглядеть предмет во всех его измерениях, нам необходимы одновременно два изображения. Наверное, вам сразу бросилось в глаза, что это еще одно подтверждение закона полярности. Чтобы воспринимать нечто целиком, нужно сразу два зрения. Но если зрительные оси не скоординированы, то человек начинает косить. На сетчатке обоих глаз появляются два не покрывающие друг друга изображения. Прежде чем человек мог бы увидеть эти несовпадающие изображения, мозг принимает решение отбросить одно из них (на косящем глазе). Таким образом, человек оказывается одноглазым, так как изображение на одном из глаз оказывается невостребованным. Он воспринимает все плоским и теряет понятие об измерениях.
То же самое происходит и с полярностью: человек должен воспринимать оба полюса как одно изображение (например: волна и корпускула, свобода и детерминизм, добро и зло). Если он этого не делает, если разводит изображения в разные стороны, то таким образом он отключает свое зрение (подавляет его), становится не единым, а одноглазым. Его мир — односторонний.
Помутнение хрусталика: при катаракте хрусталик, а, следовательно, и взгляд, становятся мутными. Пропадает острота зрения. Пока у нас острое, резкое зрение, все предметы тоже имеют остроту и резкость, то есть они могут нанести повреждение. Но если острота сменяется размытостью, то из мира исчезает опасность. Нерезкое зрение символизирует дистанцию, отход от окружающего мира и от самого себя. Катаракта подобна опущенной занавеске, скрывающей то, что видеть не хочется. Катаракта «застилает глаза» и может привести к полной слепоте.
При глаукоме повышенное внутриглазное давление сужает поле зрения. Человек смотрит на мир сквозь шоры. Общий вид теряется, человек воспринимает только какой-то отрезок. За глаукомой скрывается психическое давление невыплаканных слез (внутриглазное давление).
Крайняя форма нежелания видеть — слепота. Многие оценивают слепоту как самую страшную потерю организма. Выражение «он ослеп» мы используем в переносном смысле. У слепого человека полностью отсутствует внешняя проекционная поверхность, поэтому он вынужден смотреть только внутрь себя. Физическая слепота — это крайняя форма выражения слепоты сознания.
Несколько лет назад в США была использована новая операционная техника, в результате чего было возвращено зрение большому количеству молодых людей. Это не принесло им счастья и радости, большинство прооперированных не смогли найти себя в этом мире. Безусловно, проанализировать этот факт можно под разными углами зрения. Но важно осознать и то, что с помощью функциональных мероприятий можно изменить только функции — но не проблемы, которые проявлялись в этих симптомах. Только распростившись с мыслью о том, что любое увечье — это неприятная помеха, которую следует устранить как можно быстрее, мы сможем получить от этого увечья пользу. Пусть появившийся симптом помешает нам мчаться по жизни дальше так, как мы привыкли, пусть он помешает нам жить так, как раньше. Тогда болезнь окажется тем путем, который сможет привести к выздоровлению. Тогда слепота сможет научить правильно видеть и вернет цельность.
ВОПРОСЫ - ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ
Если у вас проблемы с глазами или со зрением, снимите на один день очки (или контактные линзы), чтобы сознательно отнестись к реальной жизни. А потом попробуйте составить таблицу, в которой будет отмечено, каким вы видели мир, что вы могли делать, а что нет, в чем вы чувствовали себя ущербным, с чем не смогли справиться и т. д.
Такая таблица даст вам достаточно материала для того, чтобы осознать, насколько адекватно вы обычно воспринимаете мир.
Кроме того, постарайтесь ответить на следующие вопросы.
1. Что я не хочу видеть?
2. Мешает ли моя субъективность самопознанию?
3. Пытаюсь ли я в том, что происходит, увидеть самого себя?
4. Использую ли я зрение для расширения своего поля видимости?
5. Боюсь ли я увидеть резкое изображение предметов?
6. В состоянии ли я выдержать реальное, четкое восприятие предметов?
7. На какую часть моего бытия я предпочитаю закрывать глаза?
УШИ
Давайте обратимся к выражениям, которые демонстрируют место, отводимое ушам: «открыть уши», «прочистить уши», «быть послушным», «прислушаться к голосу разума». Во всех словах и выражениях однозначно прослеживается тема «впускания», пассивности, послушания. По сравнению со зрением, слух — гораздо менее активная часть восприятия. Гораздо проще самостоятельно (то есть активно) отвести взгляд или закрыть глаза, чем закрыть уши. Способность слышать — это физическое проявление послушания и унижения. Так, мы спрашиваем ребенка, который своевольничает: «Ты что, плохо слышишь?» Тот, кто плохо слышит, не хочет слушаться. Игнорируя какую-либо информацию, человек невозмутимо говорит: «Извините, я прослушал». В этом проявляется его эгоцентризм. Пропадает компонент покорности и готовности слушаться.
То же самое происходит при плохой слышимости из-за шумовых помех. Вред наносит на самом деле не сила звука, а психическое сопротивление, нежелание мириться с шумом. Нежелание слушать приводит к неспособности слышать.
Воспаления и боли в ухе чаще всего бывают у детей в том возрасте, когда они учатся послушанию.
Практически все пожилые люди слышат не очень хорошо. Старческая глухота, плохое зрение, онемение членов и недостаточная подвижность относятся к основным соматическим симптомам старости. Они соответствуют тенденции человека с возрастом становиться менее гибким и покорным. Старый человек теряет гибкость и готовность слушаться. Это типично для старости, но не обязательно. Так же, как и болезнь, старость дает возможность человеку увидеть нерешенные проблемы и делает человека честным.
Внезапно начавшееся снижение слуха может прогрессировать вплоть до глухоты. Чтобы правильно истолковать его, нужно очень внимательно изучить ситуацию, при которой это произошло. Ведь такой симптом — это призыв прислушаться к самому себе, послушать свой внутренний голос. Глухим становится тот, кто уже давно не слышит свой внутренний голос.
ВОПРОСЫ - БОЛЕЗНИ УШЕЙ
Если у вас проблемы с ушами или со слухом, то постарайтесь ответить на следующие вопросы.
1. Почему я не готов кого-либо слушать?
2. Кого или чего я не хочу слушаться?
3. Находятся ли у меня оба полюса — эгоцентризм и по слушание — в равновесии?
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 446 | Нарушение авторских прав
|