АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ. Количество людей, страдающих от головных болей по­стоянно растет во всем мире, особенно в развитых странах

Прочитайте:
  1. ГОЛОВНЫЕ БОЛИ
  2. Головные боли от напряжения
  3. Головные боли реальны, даже если вызваны эмоциями
  4. Тема: Головные и лицевые боли
  5. Тема: Головные и лицевые боли

 

Количество людей, страдающих от головных болей по­стоянно растет во всем мире, особенно в развитых странах. 20 процентов людей, считающих себя здоровыми, признаются, что у них иногда болит голова. Статистика утверждает, что головные боли чаще бывают у женщин, чем у мужчин, высшие слои общест­ва больше подвержены этому недугу, чем нижние. В этом нет ни­чего удивительного: голова демонстрирует совершенно четкую полярность телу. Это высшая инстанция нашего телесного инсти­тута. С помощью головы мы себя утверждаем. Голова представля­ет собой верх, а тело — низ.

 

Голову мы воспринимаем как место, где обитают мыш­ление и разум. Про человека, совершившего неразумный поступок, говорят: «Безголовый». Вы можете «открутить кому-нибудь голову», но не рассчитывайте при этом, что он сохранит «холод­ную голову». Иррациональные чувства, такие как, например, лю­бовь, если верить символике языка, отрицательно влияют на го­лову, ее можно даже «потерять». Хотя есть и такие «твердоло­бые», которые никогда в жизни не «потеряют голову» и не будут «биться головой о стену». (Правда, толщина и крепость лобных костей этой категории людей предметом интереса медиков и ан­тропологов никогда не являлась.)

 

Сильные головные боли начинаются внезапно, носят, как правило, давящий характер и могут не прекращаться не­сколько часов и даже дней. Чаще всего боль возникает из-за слишком сильного напряжения сосудов. Кроме того, отмечается сильное напряжение мышц головы, плечевого пояса, затылка и области шейных позвонков. Такие боли появляются при перегру­женности напряженной работой, в критических для карьеры си­туациях.

 

Это «путь наверх», который приводит к выпячиванию верхнего полюса, то есть головы. За головными болями очень час­то скрывается человек честолюбивый, с завышенными претензия­ми, который всегда старается настоять на своем («пробивая лбом стену»). Честолюбие и жажда власти легко поднимаются в голову. Дело в том, что тот, кто ценит только рациональное, разумное и предпочитает трезвый подход, очень быстро теряет связь со своим «нижним полюсом». У такого человека голова становится «тяже­лой». Но с точки зрения истории развития человека как биологи­ческой особи, органы тела и их большей частью неосознаваемые функции намного «старше», чем способность мыслить, которая развивалась вместе с корой головного мозга и представляет собой довольно позднее достижение эволюции.

 

У человека два центра: сердце и мозг — чувства и ра­зум. Сегодняшняя европейская культура уделяет главное внима­ние развитию интеллекта в ущерб чувствам. Но отказаться от мышления и головы в угоду сердцу и чувствам — тоже не выход. Люди, которые переносят центр тяжести в живот, тоже не отлича­ются цельностью. Оба центра одинаково важны, нельзя сказать, что один из них лучше, а другой хуже.

 

Не менее важен вопрос о том, куда мы направляем дея­тельность своего разума. В большинстве случаев люди используют рациональное мышление для отграничения своего «Я», пытаясь спорить с судьбой и обеспечить доминирование собственного Эго. Такие попытки заранее обречены на неудачу: результатом, как при строительстве Вавилонской башни, будут только разброд и смятение.

 

Если разум отделяется от нижнего полюса, он лишается своих корней. Например, функциональное научное мышление ли­шено корней и потому не может вернуться к своим истокам, то есть к религии. Человек, который следует за головой, может дос­тичь огромных высот, но при этом абсолютно лишиться поддержки снизу, поскольку не чувствует своих «корней». Что удивительного в том, что на высоте голова начинает кружиться: она бьет трево­гу.

 

Появление головной боли — наиболее быстрая реакция организма на появление проблемы. Во всех остальных органах, прежде чем появится боль, должны произойти более глубокие из­менения. Голова — самый чувствительный страж. Головная боль дает понять, что мы неправильно используем собственный разум, преследуем сомнительные цели. Она бьет тревогу, как только мы начинаем «ломать голову» в бесплодных попытках придумать как можно больше каких-нибудь «гарантий», которых на самом деле не существует. Человек не может гарантировать абсолютно ничего внутри материальной формы своего существования. Любые пред­принимаемые им попытки просто выставляют его в смешном све­те.

 

«Ломают» голову чаще всего над самыми неважными вещами. И продолжают делать это до тех пор, пока не начинает «раскалываться» череп. Напряжение должно компенсироваться релаксацией. Если голова начинает болеть, посылая вам одно­значные сигналы тревоги, самое время отойти как можно дальше от своих многочисленных «я хочу» и «я считаю», от честолюбия, заставляющего вас ползти наверх, от твердолобости и упрямства. Самое время — переключиться вниз, на потребности души и тела. Никто не в состоянии помочь тому, кто в течение многих лет пы­тается заглушать сигналы тревоги с помощью болеутоляющих таблеток — он «рискует головой».

 

МИГРЕНЬ

 

Мигрень — это проявляющаяся в виде приступа силь­нейшая боль, охватывающая, как правило, одну сторону головы и сопровождающаяся нарушениями зрения, рвотой, поносом. Такой приступ обычно длится несколько часов. Больной впадает в де­прессию и становится очень раздражительным, у него появляется желание остаться одному в темной комнате на кровати.

 

Греческий синоним слова мигрень (гемикрания) можно перевести на русский язык как «полуголовость», что однозначно указывает на односторонность мышления, которое у больного мигренью принимает те же самые формы, что и у человека, стра­дающего напряженными головными болями.

 

Все, что уже говорилось о головной боли, подходит и для мигрени, за исключением одного пункта, который в данном случае подвергся изрядной модификации. Если пациент с напряженными головными болями пытается вообще «отделить свою го­лову от тела», то пациент с мигренью, напротив, переносит одну из проблем тела в голову и пытается поместить ее там. Это про­блема сексуальности. Сдвиг этот не случаен, потому что область гениталий и голова находятся во взаимосвязи по типу аналогии. В этих частях тела находятся все имеющиеся у человека отверстия.

 

Отверстия тела играют в сексуальности главную роль (любить = впускать, а впустить на телесном уровне можно только там, где есть отверстия!). На языковом уровне женские половые органы соответствуют губам (например, сухие губы!), а нос муж­чины народная мудрость приводит в соответствие с половым чле­ном. При оральном сексе четко проявляется связь между нижней частью тела и головой. За противостоянием гениталий и головы стоит единство — «как наверху, так и внизу». Насколько часто го­лова используется как замена нижней части тела, видно на при­мере покраснения. В неприятных ситуациях, которые, пусть и в разной степени, но почти всегда имеют сексуальную подоплеку, кровь приливает к голове, заставляя человека краснеть. Наверху осуществляется то, что по сути дела должно происходить внизу, потому что при сексуальном возбуждении кровь приливает к гени­талиям, половые органы набухают и краснеют. Такой же сдвиг от половых органов к голове наблюдается и при импотенции. Чем больше мыслей в голове у мужчины во время полового акта, тем больше вероятность того, что в нижней части тела потенция от­сутствует.

 

Сдвиг происходит и у людей с сексуальной неудовле­творенностью. Они, как правило, едят все больше и больше, пы­таясь удовлетворить таким образом свой любовный голод, но ни­как не могут насытиться. Этих примеров вполне достаточно, чтобы убедиться в аналогии головы и нижней части тела. У людей, страдающих мигренью (как правило, это женщины), всегда есть сек­суальные проблемы.

 

Уже много раз говорилось, что существуют два обще­принятых способа разобраться с проблемой. Ее можно отодвинуть и подавить или же демонстративно компенсировать. Это полярные способы выражения одного и того же затруднения. Если человек боится, он может дрожать от страха или дико размахивать руками: и то, и другое есть проявление слабости. Среди пациентов с миг­ренью есть люди, которые полностью исключили секс из своей жизни («Что вы, меня это совершенно не интересует!»), и такие, кто пытается выставить напоказ свое вольное к нему отношение. И у тех, и у других есть сексуальные проблемы. Если человек не признается в проблемах даже самому себе (не хочет иметь с сек­суальностью ничего общего или ведет себя так, чтобы все видели, что «с этим у него все в порядке»), значит, он переносит эту про­блему в голову, где она и проявляется мигренью. Таким образом, проблема решается на более высоком уровне.

 

Приступ мигрени — это оргазм, испытываемый в голове. И тот, и другой оргазм протекают абсолютно идентично, только в разных местах. При сексуальном возбуждении кровь приливает к половым органам, а напряжение в кульминационный момент сме­няется расслаблением. При мигрени кровь приливает к голове, появляется ощущение сдавливания, напряжение растет, а затем сменяется фазой релаксации (расширение сосудов). Приступ миг­рени могут вызвать любые раздражители: свет, шум, сквозняк, погода, волнение и т. д. Характерной чертой мигрени является то, что после приступа у человека в течение довольно долгого време­ни сохраняется чувство блаженства и покоя. Но в момент присту­па ему хочется быть на постели в темной комнате — и одному.

 

Все это свидетельствует о присутствии в мигрени сексу­альной проблематики и о боязни решить эту проблему на более подходящем для этого уровне — не одному, а с партнером. Уже в 1934 году в психоаналитическом журнале Е. Гутхайль описывал больного, у которого приступы мигрени заканчивались после ор­газма. Иногда этот пациент должен был испытать несколько ор­газмов, прежде чем приступ прекращался.

 

Вышесказанное подтверждает и тот факт, что при миг­рени появляются нарушения пищеварения и запоры. Человек за­крыт в своей нижней части. Он не хочет иметь ничего общего с содержанием из области бессознательного (в данном случае, с ка­лом), поэтому он возвращается наверх — к сознательным мыслям. И делает это до тех пор, пока «череп не начинает раскалывать­ся». Супруги иногда используют свою мигрень (зачастую называя так и обычную головную боль) как благовидный предлог для от­каза от половой близости.

 

Подводя итог, можно сказать, что при мигрени возника­ет конфликт между влечением и разумом, между верхом и низом, между нижней частью тела и головой. Это приводит к попытке ис­пользовать голову как полигон для решения проблем, которые мо­гут быть решены только на другом уровне (тело, секс, агрессия).

 

Фрейд определял мышление как репетицию действия. Мышление представляется менее опасным, чем действие. Но оно не может заменить никакого действия. Одно должно под­держивать другое. Человеку дана голова, чтобы с помощью это­го инструмента он мог реализовать самого себя (стать реальным). Разум и способность понимать имеют свои корни в умении пользо­ваться собственным телом. Если эту связь разорвать, начнется за­стой энергии, который проявится в различных симптомах болезни. Это можно представить и более наглядно.

 

Ступени эскалации блокировки энергии.

 

1. Если активность (секс, агрессия) блокированы мышле­нием, то появляются головные боли.

 

2. Если активность блокирована на уровне вегетативной нервной системы, то есть на уровне функций организма, то это приводит к повышению кровяного давления и к вегетососудистой дистонии.

 

3. Если активность блокирована на уровне нервной сис­темы, развивается рассеянный склероз.

 

4. Если активность тормозится на уровне мускулатуры, то появляются заболевания двигательного аппарата, например, рев­матизм или подагра.

 

Это деление на фазы соответствует фазам реального действия. Будь то удар кулаком или половой акт, любое действие начинается с фазы представления (1), на которой происходит мыслительная подготовка активности. Затем следует вегетативная (2) подготовка тела, например, улучшение кровоснабжения опре­деленных органов, учащение пульса и т. д. Наконец, при участии нервов (3) мускулы (4) преобразуют представление в действие. Каждый раз, когда представление не преобразуется в действие, происходит блокировка энергии в одной из четырех областей (мышление — вегетативная система — нервы — мускулатура); это через какое-то время приводит к появлению соответствующих симптомов.

 

Мигрень находится в самом начале этой шкалы: она блокирует сексуальность на уровне представлений. Человек дол­жен научиться видеть свою проблему там, где она находится. То­гда он сможет все, что «ударило ему в голову», отправить туда, где ему место, то есть вниз. Развитие всегда начинается снизу, путь наверх долог и утомителен, если, конечно, идти по-честному.

ВОПРОСЫ - ГОЛОВНЫЕ БОЛИ

 

Если у вас появились головные боли, задайте са­мому себе такие вопросы.

 

1. Над чем я «ломаю голову»?

2. Способен ли мой верх взаимодействовать адекватно с низом?

 

3. Не слишком ли рьяно я стремлюсь наверх (повышенное честолюбие)?

 

4. Не слишком ли я упрямый, не пытаюсь ли проломить головой стену?

 

5. Не пытаюсь ли я заменить действия мыслями?

6. Честен ли я по отношению к самому себе в вопросах секса?

7. Почему я сдвигаю оргазм в голову?

КОЖА

 

Кожа — это самый большой орган человека. Она выпол­няет самые разнообразные функции, главными из которых явля­ются следующие:

 

1. отграничение и защита;

2. прикосновение и контакт;

3. выражение и изображение;

4. сексуальность;

5. дыхание;

6. выделение (пот);

7. регулирование теплоты.

 

Во всех этих функциях прослеживается общая тема — она колеблется между отграничением и контактом. Мы восприни­маем кожу как последнюю материальную границу, и в то же время кожа связывает нас с внешним миром, ею мы прикасаемся к тому, что нас окружает. В коже мы демонстрируем себя миру — из кожи мы не можем выпрыгнуть. Она отражает нашу сущность во внеш­ний мир, причем двойным способом.

 

Во-первых, кожа — это рефлекторная поверхность всех внутренних органов. Любое нарушение в одном из внутренних ор­ганов моментально проецируется на кожу, а любое раздражение участка кожи тут же передается соответствующему внутреннему органу. На этой взаимосвязи основаны все виды терапии рефлек­торных зон, которую лекари и знахари использовали с незапамят­ных времен. Прежде всего, необходимо назвать массаж рефлек­торных зон стопы, банки на определенных участках спины, а так­же терапию рефлекторных зон носа, акупунктуру ушей и многое другое.

 

Опытные практики по состоянию кожи видят, что проис­ходит с внутренними органами пациента, и обрабатывают про­блемные органы через проекционные участки кожи.

 

Что бы ни происходило на коже: покраснение, припух­лость, воспаление, прыщик, абсцесс, — это всегда указывает на определенный внутренний процесс. Раньше существовали очень интересные методики, которые пытались, например, по месту на­хождения пигментных пятен определить характер человека. Но двадцатый век объявил их чепухой и суеверием и выбросил за ненадобностью. Сегодня медленно и постепенно мы возвращаемся назад, к пониманию того, что за всем происходящим скрывается невидимый образец, выражающий себя в материальном мире.

 

Все видимое — только напоминание о невидимом, точно так же, как произведение искусства есть выражение незримой идеи художника. Через видимое мы получаем доступ к невидимо­му. Мы входим в незнакомую квартиру и по внешним признакам делаем выводы о вкусах тех, кто здесь живет. То же самое можно сделать, заглянув в шкаф с одеждой. Какая разница, куда смот­реть: если у хозяина квартиры плохой вкус, это проявится в чем угодно.

 

В любой части можно распознать целое (pars pro toto называли древние римляне эту взаимосвязь). Изучая разные час­ти тела, можно обнаружить один и тот же образец. Этот образец являет самого человека со всем комплексом его проблем. Его можно найти, изучая радужную оболочку глаза (иридодиагности­ка) или уши (французская ушная акупунктура); участки стопы или терминальные точки. В биохимическом составе крови, в клет­ках нашего организма, в линиях руки, чертах лица в строении те­ла — во всем обнаруживается это невидимое целое. И в коже, разумеется, тоже.

 

Неважно, куда вы будете смотреть, главное — уметь это делать. Истина находится везде, потому что все в мире взаимо­связано по принципу аналогии — как наверху, так и внизу; как внутри, так и снаружи.

 

Кожа демонстрирует снаружи состояние наших внутрен­них органов. Но не только это. На ней отражаются все психиче­ские процессы и реакции человека. Некоторые из них проявляют­ся настолько отчетливо, что заметить их может каждый: человек краснеет от стыда и бледнеет от страха, потеет от волнения и по­крывается мурашками от ужаса. Хотя электропроводность кожи незаметна простым глазом, ее можно обнаружить и замерить элек­трическими приборами. Первые эксперименты и измерения в этой области проводил еще Юнг — именно он стоял у истоков «ассоциативных экспериментов» по изучению взаимосвязей такого ро­да. Сегодня благодаря развитию электроники есть возможность усилить и выявить мельчайшие изменения в электропроводимости кожи, можно, так сказать, «разговаривать» с кожей. На любое слово, любой вопрос, любую тему кожа реагирует моментальным изменением электрических процессов.

 

Можно сказать, что кожа является большим экраном, на который проецируются и соматические, и психические явления.

 

Но поскольку она может слишком много сказать о внут­реннем состоянии, человек пытается не только тщательно ухажи­вать за кожей, но и манипулировать ее внешним видом. Такой об­манный трюк называется косметикой, и люди готовы тратить на него огромные суммы. За тысячелетней традицией разрисовыва­ния своего тела скрывается обыкновенная ложь. Мы пытаемся что-то скрыть, выдать одно за другое, изобразить наличие того, чего внутри не существует. Мы строим ложный фасад, разрушая соответствие формы и содержания. В этом и заключается разница между «быть красивым» и «выглядеть красивым», то есть между «быть» и «казаться». Попытка продемонстрировать миру маску начинается с косметики, а заканчивается пластическими опера­циями. Человек покупает себе чужое лицо, не страшась потерять собственное. Это ли не гротеск!

 

За всеми попытками стать другим стоит одна проблема: человек мало любит самого себя! Любить себя — тяжкий труд. Каждый, кто считает, что любит себя, наверняка путает «себя» и свое маленькое Эго. Чаще всего о любви к себе говорит тот, кто мало себя знает. Мы не любим себя целостного (включающего собственную тень), поэтому постоянно пытаемся изменить облик. Косметика будет существовать долго — до тех пор, пока человек не изменится изнутри, то есть пока не изменится его сознание.

 

Уже при самом беглом контакте внешность может кое-что рассказать о психике человека. Под очень чувствительной ко­жей скрывается чувствительная душа («у него тонкая кожа»), а человека, способного оказать сопротивление, не столь чувстви­тельного, как другие, мы называем «толстокожим». Потливость выдает неуверенность и страх перед собеседником, покраснение говорит о волнении. Кожей мы соприкасаемся и вступаем в кон­такт друг с другом. Удар кулаком или нежное поглаживание — контакт все равно осуществляется через кожу. Во время болезни цельность кожи может быть нарушена изнутри (воспаление, сыпь, абсцесс) или снаружи (повреждение, операция). И в том, и в дру­гом случае ставится под сомнение наша граница. После подобных нарушений кожа не всегда возвращается к собственной цельно­сти.

 

КОЖНАЯ СЫПЬ

 

При образовании кожной сыпи что-то пытается выбрать­ся наружу. Проще всего говорить на эту тему, взяв в качестве примера появление угрей в пубертатный период. В это время в подростке пробивается его сексуальность, но он испытывает оп­ределенный страх и пытается ее подавить. Половое созревание — хороший пример для рассмотрения многочисленных конфликтных ситуаций. В фазе мнимого покоя из глубин бессознательного на­ружу вырывается новая потребность, которая использует насиль­ственные методы для того, чтобы обеспечить себе место в созна­нии и жизни человека. Это новое еще неизвестно и непривычно, оно вызывает страх. От него хочется избавиться, хочется, чтобы все было попрежнему. Но то, что произошло, нельзя повернуть вспять.

 

 

Таким образом, подросток попадает в самый центр кон­фликта. Притягательность нового состояния и страх перед неве­домым тянут его в разные стороны, причем с одинаковой силой. По этой схеме протекает любой конфликт, меняется только со­держание. В пубертатный период тема конфликта называется сек­суальностью, любовью, партнерством. Просыпается тоска по «Ты». Человеку хочется вступить в контакт с тем, что отсутствует в нем самом, но он боится. Появляются сексуальные фантазии — молодой человек стесняется этого. Естественно, что такой кон­фликт вполне может проявиться в виде кожного воспаления. Ведь кожа является границей «Я», эту границу необходимо перейти, иначе найти «Ты» невозможно. К тому же кожа — это тот орган, который обеспечивает контакты, дает возможность прикоснуться и погладить. Чтобы получить любовь, нужно понравиться другому человеку таким, какой ты есть, в своей собственной коже.

 

Эта тема горяча, от нее воспаляется кожа, в организме проявляется нечто, стремящееся вырваться из устоявшихся гра­ниц. Новая энергия хочет вырваться на свободу, но остаются по­пытки не выпускать свои новые ощущения на волю, появляется страх перед новым влечением. С помощью угрей человек пытает­ся защитить самого себя от этого нового состояния, поскольку уг­ри затрудняют любую встречу и тормозят развитие сексуальности. Образуется замкнутый круг: нереализованная сексуальность про­является на коже в виде угревой сыпи, а угревая сыпь препятст­вует сексу. Подавленное желание иметь новые раздражители пре­вращается в раздражение на коже. Места, на которых появляются угри, свидетельствуют об их тесном контакте с сексом. Угри появ­ляются на лице и иногда на спине (у девочек еще и в вырезе де­кольте). На остальной коже никакой сыпи нет, потому что там они не смогут выполнить свою задачу. Стыд за свою сексуальность сдвигается, и в результате появляется стыд за свои прыщи.

 

Многие врачи выписывают противозачаточные таблетки, что, в общем, имеет хороший результат. Символическое значение этих лекарств лежит на поверхности: пилюли создают в организме ощущение беременности, впечатление, как будто «это» уже про­изошло — угри исчезают, потому что им больше нечего предот­вращать. Полезны солнечные ванны и купание в море. А вот чем больше человек закрывает свое тело, тем больше угрей у него бу­дет. Одежда, подобно второй коже, подчеркивает отграниченность и недоступность. Раздевание же — первый шаг к тому, чтобы ор­ганизм мог открыться, а лучи солнца заменяют тепло чужого тела, познать которое очень хочется и в то же время страшно. Но луч­шее средство против угрей, как всем хорошо известно, — начало половой жизни.

 

Почти все, что было сказано о юношеских угрях, харак­терно и для других видов кожной сыпи. Она всегда свидетельст­вует о том, что нечто, до сих пор подавляемое, пытается разру­шить границы и стать видимым (войти в сознание). Сыпь — это проявление того, что до сих пор было невидимым. Большинство детских болезней (корь, скарлатина, краснуха) связано с кожной сыпью. При любой детской болезни наружу вырывается нечто но­вое для ребенка. Кстати, именно поэтому после таких болезней наблюдаются большие скачки в развитии ребенка. Чем больше сыпи, тем легче протекает болезнь, ведь прорыв удался.

 

Молочница у грудного ребенка — это реакция на маму, которая слишком редко прикасается к малышу, уделяет ему мало внимания. Молочница — видимое проявление невидимой стены и попытка прорвать изоляцию. Некоторые матери часто используют экзему как повод для оправдания своего внутреннего неприятия малыша. Чаще всего эти матери — эстетки, которые в своей жизни важную роль отводят чистой коже.

 

Весьма распространенным кожным заболеванием явля­ется псориаз или, как его еще называют, чешуйчатый лишай. Он проявляется в виде резко очерченных округлых или плоских оча­гов воспаления, покрытых серебристо-белой перхотью. Естест­венное образование ороговелого слоя на коже принимает очень активный характер, что напоминает образование панциря (ср. ро­говой панцирь у животных). Защитная функция кожи трансфор­мируется в образование защитного панциря — человек начинает отграничивать себя со всех сторон. Он не хочет ни впускать, ни выпускать. Никого и ничего. Такой результат психической защиты очень образно и точно называют «панцирем характера». За любой формой защиты скрывается страх. Человек боится повреждений. Чем выше уровень защиты, чем толще панцирь, тем больше внут­ренняя чувствительность и страх получить повреждение.

 

Здесь все точно так, как в животном мире. Если у мол­люска отнять его раковину, под ней вы обнаружите беззащитное, мягкое, ранимое нечто. Люди, которые ради собственной защиты не хотят никого и ничего впускать в себя, на самом деле оказы­ваются самыми чувствительными. Существует поговорка: «Под твердой оболочкой всегда скрывается мягкая сердцевина». Это на самом деле так. Но в попытке прикрыть ранимость души панцирем есть определенный трагизм. Безусловно, панцирь защитит от обид и повреждений. Но ведь точно так же он защитит от любви и вни­мания. Любить — значит открыться. Здесь нет места защите. А панцирь закрывает душу от всех проявлений жизни, он сужает мир, поэтому страх растет еще больше. Разорвать этот замкнутый круг становится все тяжелее. Когда-нибудь человек должен по­зволить случиться тому, чего он так боялся, чтобы узнать, что от этого душа не умирает. Чтобы испытать нечто поразительное, на­до научиться принимать поражения. Сделать подобный шаг можно только под внешним нажимом, который вам обеспечит либо судь­ба, либо психотерапия.

 

Мы чуть подробнее остановились на взаимосвязи силь­ной ранимости и образования панциря, потому что чешуйчатый лишай на физическом уровне наглядно демонстрирует именно эту связь. Что же происходит дальше? Чешуйчатый лишай, возникший для защиты, приводит к появлению открытых мест на коже и кро­воточащим ранам. В результате увеличивается инфекционная опасность. Мы видим, как сближаются крайние точки, как рани­мость и роговой панцирь реализовывают конфликт между стрем­лением к близости и страхом перед этой близостью. Часто чешуй­чатый лишай начинается на локтях: локтями проталкиваются сквозь толпу, на локти опираются. Именно здесь проявляются и защищенность, и ранимость. В случае чешуйчатого лишая отгра­ничение и изолированность достигают своих крайних точек, что вынуждает человека стать открытым и ранимым.

 

ЗУД

 

Зуд является побочным симптомом многих болезней, но может проявляться и как самостоятельное заболевание. Зуд может довести человека до отчаяния: ему постоянно хочется разодрать ногтями какое-нибудь место на коже. Зуд и царапанье имеют в нашем языке и чисто психологическое значение: «У него все зу­дело от нетерпения», «эти слова царапнули его по сердцу». В данном контексте зуд воспринимается как раздражение.

 

Слова «зудеть» и «раздражать» находятся близко к сек­суальной области, но нельзя не обратить внимания на другие сферы, играющие в данном случае не последнюю роль. Раздра­жать кого-либо можно и в агрессивном смысле (например, драз­нить животное), раздражительным может оказаться и настроение в вечернее время суток. То, что нас раздражает, в то же время стимулирует в нас нечто. Это могут быть сексуальность, агрессия, симпатия или даже любовь. Раздражитель не имеет однозначной оценки. Неважно, воспринимаем ли мы раздражитель как нечто негативное или позитивное, в любом случае он возбуждает. Ла­тинское слово prurigo означает не только «зуд», но и «похоть», «сладострастие».

 

Физический зуд дает понять, что вас что-то раздражает на психическом уровне. Вы не обратили (или не захотели обра­тить) на это «что-то» внимания, и проблеме пришлось перейти на соматический уровень. За зудом скрываются страсть, внутренний огонь, пламя, которому не терпится вырваться наружу, которому хочется, чтобы на него обратили внимание. Царапанье — это мяг­кая форма рытья, копания. Чтобы найти что-то в земле и вывести это на яркий солнечный свет, землю роют и копают. Человек же раскапывает поверхность кожи, чтобы на уровне символов обна­ружить то, что его кусает, раздражает и возбуждает. Итак, зуд всегда свидетельствует о том, что не может оставить человека равнодушным и хладнокровным, от чего начинает «гореть душа»: огненное воодушевление, пламенная любовь или пламя ярости. Можно ли после всего сказанного удивляться, что зуд часто со­провождается кожной сыпью, покраснением, красными пятнами?

 

ВОПРОСЫ - КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Если у вас есть проблемы с кожей, то постарайтесь задуматься над следующими вопросами.

 

1. Не слишком ли сильно я себя отграничиваю от окру­жающего мира?

2. Как обстоят дела с моей контактностью?

 

3. Не скрывается ли за моим отвергнутым действием по­давленное желание близости?

 

4. Что существует внутри меня, что хочет пробить мою границу, чтобы его заметили?

 

5. Что же в действительности не дает мне спокойно жить?

6. Не обрек ли я себя на изоляцию?

 

ПОЧКИ

 

В человеческом организме почки символизируют готов­ность к партнерству. Почечные заболевания возникают, если у человека есть проблемы с партнерством. При этом речь идет не о сексуальности, а о способе общения с другими людьми. То, как человек реагирует на других людей, отчетливее всего проявляет­ся в отношениях с любимым (или любимой), но может быть пере­несено и на любого другого человека, вступающего с ним в кон­такт. Чтобы лучше понять связь между почками и готовностью к партнерству, полезно предварительно поговорить о его психиче­ской основе.

 

Путь человека — это путь к расширению сознания. Че­ловек вынужден постоянно осознавать части своей неосознанной тени, интегрируя их в представление о самом себе. Процесс познания не может закончиться раньше, чем у нас появится совер­шенное сознание и мы обретем неделимую на мужское и женское начало цельность.

 

Совершенный человек является андрогином, соединив­шим в своей душе мужские и женские аспекты. Андрогина нельзя путать с гермафродитом, поскольку андрогинность относится только к психическому уровню. Тело сохраняет свой конкретный пол, но сознание больше не идентифицирует себя с ним (подобно сознанию маленького ребенка). Внешнее проявление андрогин­ность находит в целибате (безбрачии), в характерной «бесполой» одежде священников и монахов разных конфессий. Быть мужчи­ной — значит идентифицировать себя с мужским полюсом своей души, автоматически отвергая женский, быть женщиной — иден­тифицировать себя с женским полюсом, отодвигая в тень муж­ской. Осознание тени возможно только при помощи проекции. Все, что в нас отсутствует, мы вынуждены искать во внешнем ми­ре, хотя на самом деле оно находится внутри нас. Сначала это кажется малопонятным парадоксом.

 

Субъект и объект — два слагаемых познания. Глаз спо­собен видеть все что угодно, кроме себя. Для того чтобы увидеть себя, ему нужна зеркальная поверхность. Люди находятся точно в такой же ситуации. Мужчина осознает женскую часть своей души только через проекцию на конкретную женщину, женщина — че­рез проекцию на мужчину.

 

Тень можно интегрировать в сознание только послойно. Существуют слои очень глубокие, наводящие ужас, а есть и такие, которые лежат у самой поверхности, почти осознаваемые. Они ждут, когда их обработают и интегрируют в сознание. Если вы встречаете человека, в котором проявлен тот участок тени, кото­рый находится у вас близко к поверхности сознания, вы влюбляе­тесь в него. Слово «он» при этом можно воспринимать и как «другой человек», и как «отрезок собственной тени», потому что, по большому счету, это одно и то же.

 

То, что мы любим или ненавидим в другом человеке, находится только в нас самих. Мы говорим о любви, когда другой человек отражает ту часть нашей тени, которую мы хотели бы осознать. Ненависть испытываем к тому, кто отражает слиш­ком глубокие слои нашей тени, которых мы боимся и встре­чаться с которыми не хотим. Мы считаем привлекательным противоположный пол, потому что это именно то, что отсутствует в нас самих. Мы часто его боимся, потому что его нет в нашем сознании. Встреча с любовью — это встреча с неосознанными ас­пектами своей души. Если этот механизм отражения собственной тени в другом человеке станет понятным, вы сможете посмотреть на проблемы партнерства совсем другими глазами. Сложности, возникающие в отношениях с близким человеком, — это наши собственные проблемы.

 

Отношение человека к бессознательному всегда неодно­значно: оно притягивает и отталкивает одновременно. То же са­мое происходит и в нашем отношении к сексуальному партнеру — мы его и любим, и ненавидим, хотим полного обладания и оконча­тельного разрыва, считаем его чудесным и ужасным. При любых действиях и любых трениях, которые неизбежно возникают в партнерстве, мы всегда имеем дело с собственной тенью. Именно поэтому противоположных людей так тянет друг к другу. Мы каж­дый раз удивляемся: «Как же они нашли друг друга, они ведь та­кие разные?» Чем ярче выражено несходство характеров, тем лучше партнеры подходят друг другу, или, другими словами, тем больший участок тени каждого живет в его партнере. Партнерство двух похожих людей спокойнее и безопаснее, но оно мало способ­ствует их развитию. В таком типе партнерства отражается только область осознанного — это просто, но очень скучно. Мужчина и женщина считают друг друга замечательными и проецируют об­щую тень на весь остальной мир, которого стараются избегать.

 

Плодотворными могут быть лишь трения и конфликты, потому что сближение происходит только за счет работы над сво­ей тенью, отраженной в проекции другого. Ведь цель партнерства — достижение цельности.

 

В идеальном случае в результате партнерства должно появиться два цельных человека, которым удалось высветить не­осознанные участки своей души и интегрировать их в своем соз­нании. Итак, в конце процесса мы не увидим ту пару, где «один не может жить без другого». Положение, где один не может жить без другого, показывает, что один из партнеров из соображений удобства (которое можно назвать трусостью) использует другого для того, чтобы тот работал над его тенью, а сам не делает ника­ких попыток осмыслить проекцию и забрать ее обратно. В таких случаях (а их, увы, большинство) один партнер не дает разви­ваться другому, потому что иначе может нарушиться привычное распределение ролей. Если один из партнеров прошел курс пси­хотерапии, другой начинает расстраиваться из-за того, что тот сильно изменился. («Мы ведь только хотели, чтобы пропал сим­птом!») Партнерство, как ни парадоксально это звучит, достигает своей цели тогда, когда отпадает нужда друг в друге. Только в этом случае обещание «вечной любви» оказывается серьезным. Любовь — это акт сознательный, она подразумевает открытие собственных границ тому, кого любят, с целью слияния. Происхо­дит такое слияние, если все, что представляет собой партнер, вы впускаете в свою душу, или, говоря по-другому, если вы забирае­те обратно все проекции и объединяетесь с ними. Проекционная поверхность оказывается пустой: в ней отсутствуют как притяже­ние, так и отталкивание. Любовь становится вечной, существующей вне времени, поскольку осуществляется в вашей собственной душе.

 

Такие рассуждения всегда вызывают страх у людей, ко­торые в своих проекциях сильно связаны с материей. Они связы­вают любовь с формой проявления, а не с содержанием сознания. Над их любовью всегда нависает угроза того, что рано или поздно она, как и все земное, исчезнет, оставив только надежду «встре­титься с любимым в мире ином». Люди не принимают во внима­ние, что «мир иной» находится прямо здесь. Это область по ту сторону материальных форм. Стоит только преобразовать все ви­димое в сознание, и вот вы уже по ту сторону форм. Все видимое — это только подобие, почему же для людей должно быть сделано исключение?

 

Наша жизнь должна превратить видимый мир в мир из­быточный, дополнительный — то же самое касается и партнера. Проблемы возникают только в том случае, когда любящие по-разному «используют» свое партнерство: один обрабатывает и забирает свои проекции, другой «застревает» в них. Приходит время, когда один партнер оказывается независимым от другого, «разбив ему сердце». Когда на уровне проекций «застревают» оба, им доводится испытать «любовь до гроба», а потом — вели­кую печаль, потому что одному сильно не хватает другого. Слава тому, кто сумеет понять: у человека можно отобрать все, кроме того, что он реализовал в самом себе! Любовь хочет быть едине­нием и ничем больше. Пока любовь будет направлена на внешние объекты, она не сможет достигнуть своей цели.

 

Внутренняя структура партнерства аналогична тому, что происходит в почках.

 

В организме есть как одиночные органы (желудок, пе­чень, поджелудочная железа, сердце), так и парные (легкие, яич­ки, яичники, почки). Изучение работы парных органов, дает возможность увидеть их связь с проблемой контакта и партнерства. При этом легкие представляют необязательные контакты и комму­никативные связи, а яички и яичники, будучи половыми органа­ми, символизируют сексуальность. Почки же соответствуют парт­нерству, то есть тесному человеческому контакту. Эти три органа соответствуют трем древнегреческим понятиям любви: Филия (дружба), Эрос (сексуальная любовь) и Агапе (постепенное сбли­жение и единение со всем сущим).

 

Все поступающие в организм вещества попадают снача­ла в кровь. Почки выполняют задачу центральной фильтрации, распознавая, какие компоненты полезны, а какие нет. Для выпол­нения этой сложной работы они используют различные механиз­мы, которые можно упрощенно разделить на две группы. Первый этап осуществляется по образцу механического сита, в котором застревают частицы, превышающие допустимый размер. Отвер­стия этого сита таковы, что в нем застревают мельчайшие молеку­лы белка (альбумин).

 

Второй, гораздо более сложный этап основан на вырав­нивании давления и концентрации двух жидкостей, которые отде­лены друг от друга полупроницаемой мембраной, а принцип про­тивотока обеспечивает сближение этих жидкостей разной концен­трации. Почки имеют возможность в случае необходимости выво­дить высококонцентрированную жидкость (например, утреннюю мочу). При этом выравнивании речь идет о сохранении в организ­ме жизненно необходимых солей, от которых, среди прочего, за­висит кислотно-щелочной баланс.

 

Если вы не профессиональный врач, то вам, наверное, трудно представить, насколько важен этот кислотно-щелочной ба­ланс, проявляющийся в уровне рН. Дело в том, что от него зави­сят все биохимические реакции (например, получение энергии, синтез белка). Уровень рН должен постоянно находиться в жестких границах. Благодаря этому кровь постоянно пребывает ровно посередине между кислотой и щелочью, между ян и инь. Точно так же любое партнерство состоит в попытке привести в гармони­ческое равновесие два полюса — мужской (кислотный, ян) и жен­ский (щелочной, инь). Если почки обеспечивают гарантированное равновесие между кислотой и щелочью, то партнерство следит за тем, чтобы связь с человеком, который отражает тень другого и компенсирует своим наличием то, чего тому не хватает, проходила в направлении приобретения цельности. Самая большая опас­ность здесь — вера в то, что единственная трудность заключается в неадекватном поведении партнера и лично к вам не имеет ника­кого отношения. Рассуждающий так человек застревает на уровне проекции и не видит необходимости работать над своей тенью, которую партнер только отражает. А ведь на самом деле толь­ко эта работа дает возможность расти и развиваться. Подобная ошибка проявляется и на соматическом уровне, например, при гломерулонефрите, когда почки свободно пропускают жизненно важные вещества (белки, соли) через свою фильтрационную сис­тему, теряя необходимые для развития составные части. Они ока­зываются неспособными узнать и удержать важные для себя ве­щества точно так же, как психика не в состоянии признать своими важные для себя проблемы. Человек должен уметь узнавать себя в партнере, а почкам необходимо умение признавать важными для собственного развития поступающие извне «чужеродные» веще­ства.

 

Насколько близки почки теме «партнерство» и «кон­такт», можно наглядно продемонстрировать на примере некото­рых наших повседневных привычек. Как только люди встречаются с целью пообщаться, важную роль начинают играть напитки. Это неудивительно, потому что питье стимулирует работу «контактных органов» — почек и, следовательно, психическую готовность к контакту. Контакт становится более тесным, когда люди чокаются наполненными бокалами или пивными кружками. Символический «удар» стаканами играет роль выяснения отношений, которому теперь не обязательно заканчиваться настоящими ударами. Пере­ход от официального «вы» к дружескому «ты» тоже связан с ри­туалом: люди пьют на брудершафт. Многие человеческие контак­ты трудно представить без сопровождающей их выпивки. Это мо­гут быть вечеринка, беседа на интеллектуальные темы или народ­ное гуляние — везде пьют, чтобы набраться мужества для сбли­жения с другими людьми. Именно поэтому во время застолья все довольно настороженно относятся к тому, кто не пьет или пьет мало, демонстрируя таким образом свое нежелание возбуждать органы контакта и стремление сохранить определенную дистан­цию. Во время застолий предпочтение отдается тем напиткам, ко­торые особенно сильно стимулируют почки, то есть кофе, чаю и алкоголю.

 

Тот, кто много пьет, демонстрирует свое желание кон­тактировать, правда, при этом возникает опасность остаться на уровне кажущегося удовлетворения потребности.

 

На втором месте после питья во время застолий нахо­дится курение, которое стимулирует второй орган, отвечающий за контактность, — легкие. Всем известно, что во время вечеринок люди курят гораздо больше, чем в одиночестве.

 

Камни в почках образуются за счет выпадения и кри­сталлизации определенных веществ, находящихся в моче в избы­точном количестве (мочевая кислота, фосфат кальция, соль щаве­левой кислоты). Кроме того, опасность образования камней в поч­ках напрямую связана с количеством выпиваемой жидкости: уве­личение ее количества снижает концентрацию и повышает рас­творимость вещества. Если в почке появился камень, то он может препятствовать свободному протеканию жидкости, что приводит к почечной колике. Колика — это целенаправленная попытка орга­низма вытолкнуть наружу мешающий камень за счет перистальти­ческого движения мочеточников. Болезненность этого процесса можно сравнить разве что с родами. Почечная колика вызывает сильное беспокойство, человек не в состоянии находиться на од­ном месте. Если телу не удается самостоятельно избавиться от камня, врач иногда заставляет пациента совершать прыжки, что­бы помочь его вытолкнуть. Кроме того, проводятся терапевтиче­ские попытки облегчить продвижение камня за счет расслабления мускулатуры, тепла и обильного питья.

 

Легко прослеживается соответствие на психическом уровне. Мешающий камень состоит из тех веществ, которые должны быть выведены из организма, потому что они уже не мо­гут быть полезны. Он символизирует нагромождение проблем, от которых давно пора избавиться, поскольку они препятствуют дальнейшему развитию. Но если человек цепляется за второсте­пенные и давно потерявшие актуальность темы, то они препятст­вуют движению, то есть развитию, и образуют «пробку», анало­гичную автомобильной. Колика вынуждает двигаться, то есть де­лать то, на что человек никак не мог решиться. Врач ведет себя совершенно правильно: он заставляет пациента прыгать. Даль­нейшее развитие окажется возможным, если человек «выпрыг­нет» из старого, из того, что ему мешает, освободившись от уста­ревших проблем, камнем висящих у него на шее.

 

Статистика утверждает, что камни в почках чаще быва­ют у мужчин, чем у женщин. Темы гармонии и партнерства для мужчины всегда оказываются более сложными. Умение решать та­кие проблемы женщины получают от природы.

 

Используемые при почечных коликах терапевтические мероприятия следует применять для решения проблем, связанных с гармонией и партнерством: тепло, символизирующее нежность и любовь, расслабление судорожно сжатых сосудов как знак готов­ности открыться и впустить в себя, и, наконец, большое количест­во жидкости, которая способна возобновить движение, устранив застой.

 


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 608 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.03 сек.)