АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

АНОРЕКСИЯ (ANOREXIA NERVOSA)

Прочитайте:
  1. Нервная анорексия
  2. Психогенная анорексия

 

Заканчивая главу, посвященную пищеварению, мы хо­тели бы поговорить о классической психосоматической болезни, которой подвержены исключительно женщины и которая обладает определенным шармом, связанным с ее опасностью и оригиналь­ностью. Итак, поговорим об анорексии. В этом случае юмор и иро­ния, присутствующие в любой болезни, оказываются особенно яв­ными: пациентка отказывается есть, потому что у нее нет аппети­та, и умирает, даже не почувствовав, что серьезно больна.

 

Вот это величие! Но родственникам и врачам плохо уда­ется демонстрация восхищения подобным подвигом. В первую очередь им приходится думать о другом. Они пытаются убедить больную в преимуществах питания и самой жизни. Приходится прибегать даже к принудительному питанию. (Если вы не видите, насколько комична эта ситуация, значит, вы не тот зритель, на которого рассчитана тонкая режиссура великого театра — нашего мира!)

 

Пациентки, чаще всего девочки-подростки, отказывают­ся принимать пищу, что — частично сознательно, частично нет — основано на желании сохранить стройную фигуру. Но демонстра­тивный отказ от пищи может перейти и в свою противополож­ность: находясь в одиночестве и будучи уверенными, что их никто не видит, они начинают буквально запихивать себе в рот огром­ные куски. За ночь юные создания способны опустошить целый холодильник, они глотают подряд все, что только могут найти. Но ведь так они потолстеют! Ни в коем случае нельзя оставлять съе­денное в себе! Поэтому делается все возможное, чтобы добиться рвоты. Каких только трюков они ни придумывают, чтобы обмануть всех, кто за них переживает. Очень трудно составить себе доста­точно точную картину, что такая пациентка ест на самом деле, а что выкидывает; когда утоляет свой страшный голод, а когда нет.

 

А уж если они едят, то такое, что и едой-то назвать нельзя: лимоны, зеленые яблоки, кислые салаты — одним словом, продукты, в которых мало питательных веществ и калорий. Кроме того, эти пациентки применяют слабительное, чтобы как можно скорее избавиться от того немногого, что попало в организм. У них повышенная потребность двигаться. Девушки совершают дли­тельные прогулки, стараясь избавиться от несуществующего жи­ра. Учитывая их ослабленное состояние, этому можно только удивляться. Бросается в глаза и альтруизм подобных больных. Венцом такого альтруизма является приготовление обеда для дру­гих. Они готовят, обслуживают и умиленно смотрят, как едят дру­гие. Им это несложно до тех пор, пока их не просят «составить компанию». В таком случае девушки тут же уходят и стараются остаться одни. Часто у больных анорексией отмечается отсутствие менструаций или, по крайней мере, проблемы и нарушения в этой сфере.

 

Если говорить о символике анорексии, налицо завышен­ный идеал аскетизма. В его основе лежит древний конфликт меж­ду духом и материей, чистотой и влечением. Пища создает тело, то есть питает мир форм. Отказ от еды — это, по сути дела, отри­цание телесного, всех стремлений и желаний собственного тела. Их истинный идеал выходит далеко за рамки еды: это чистота и уход в мир духовного. Они хотят освободиться от тяжести мате­рии, пытаются бежать от собственной сексуальности и влечений. Их цель — сексуальная невинность и отсутствие половой принад­лежности. А для этого необходимо оставаться очень стройной, иначе (о, ужас!) появятся гадкие округлости, свойственные жен­скому телу.

 

Они боятся не только женственных форм. Толстый жи­вот напоминает о возможности забеременеть. Поэтому сопротив­ление собственной женственности и сексуальности находит выра­жение в отсутствии менструаций. Высший идеал такой больной — дематериализация. Прочь от всего, что напоминает о низменном, о телесном!

 

Девушка не воспринимает свое состояние как болезнь и вообще не воспринимает никакие терапевтические мероприятия, потому что они поддерживают тело, от которого так хочется изба­виться. Больная, страдающая анорексией, умело избегает прину­дительного питания в больнице. Она использует самые изощрен­ные трюки, чтобы пища исчезла, отвергает любую помощь и, стиснув зубы, продолжает стремиться к своему идеалу. Смерти она не боится. Как может страшить смерть того, кто панически боится жизни?

 

Она испытывает страх перед всем, что имеет округлую форму, аморфно, женственно, способно к оплодотворению и свя­зано с влечением и сексуальностью. Она боится близости и тепло­ты. (Отсюда и отказ от совместных трапез.) Сидеть вместе в тесном кругу и вместе принимать пищу — древнейший ритуал любой культуры. Во время совместной трапезы возникают человеческое тепло и близость — и того, и другого больные анорексией боятся.

 

Страх появляется из тени этих пациенток. В этой тени с нетерпением ждут своего осуществления те темы, которых они так старательно избегают в реальной жизни. Страшно тоскуя по всему живому и теплому, они бегут от тепла, боясь оказаться раздав­ленными жизнью. Пациентке никак не удается найти золотую се­редину между жадностью и аскетизмом, неумеренной едой и отка­зом от пищи, эгоцентризмом и желанием отдавать. За сильно развитым альтруизмом скрывается завышенный эгоцен­тризм. Это сразу чувствует любой, кто ухаживает за такими па­циентками. Больные хотят внимания, но получают его обходным путем. Отказываясь от еды, человек приобретает неожиданную власть над другими людьми, которые, находясь в отчаянии, счи­тают, что обязаны заставить его есть и сохранить жизнь. Этот трюк хорошо осваивают даже маленькие дети, которым удается таким образом держать в ежовых рукавицах всю семью.

 

Больным анорексией не поможешь принудительным пи­танием. Лучше попытаться помочь им быть честными с самими со­бой. Пациентка должна найти в себе и научиться осознавать жад­ность, потребность в любви и сексе, женственность, эгоцентризм и все свои влечения. Она должна понять, что от земного не изба­виться — ни борясь с ним, ни подавляя. Его необходимо осознать и принять. Большинство из нас может многому научиться на при­мере анорексии. Ведь не только эти больные пытаются с помощью претенциозно звучащих философских теорий подавить в себе вы­зывающие страх потребности своего тела. Не только эти больные пытаются с помощью такой философии вести чистый и одухотво­ренный образ жизни. Они не замечают, что аскетизм тоже отбра­сывает тень — и тень эта называется жадностью.

 


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 456 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)