АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Нейроэндокринные синдромы

Прочитайте:
  1. D) Киари-Фроммел синдромы
  2. V Синдромы выключения сознания
  3. Альтернирующие синдромы.
  4. Биохимические синдромы поражения печени
  5. Бредовые и галлюцинаторно-бредовые синдромы
  6. Бредовые синдромы
  7. Бредовые синдромы
  8. Бульбаоный и псевдобульбарный синдромы
  9. БУЛЬБАРНЫЙ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ СИНДРОМЫ
  10. Бульварный и псевдобульбарный синдромы

Посткастрационный синдром – комплекс патологических вегетососудистых, нервно-психических и обменно-эндокринных симптомов, развивающихся после тотальной или субтотальной овариэктомии у женщин репродуктивного возраста.

Хирургическое выключение яичников вызывает сложные реакции адаптации в нейроэндокринной системе:

1. Внезапное снижение уровня половых гормонов приводит к нарушению секреции нейротрансмиттеров, ответственных за функционирование подкорковых структур в мозгу, обеспечивающих координацию кардиоваскулярных, респираторных, температурных реакций, что вызывает патологические симптомы;

2. Нарушения секреции нейропептидов гипоталамуса (рилизинг-гормонов) нарушают функцию важнейших желёз внутренней секреции;

3. В коре надпочечников усиливается образование глюкокортикоидов;

4. После кастрации андрогены коры надпочечников являются единственным источником внегонадного синтеза эстрогенов в жировой ткани. Уменьшение образования андрогенов приводит к уменьшению синтеза эстрогенов и усугубляет процессы дезадаптации организма;

5. В щитовидной железе вследствие нарушения функции регулирующих механизмов нарушается синтез её гормонов;

6. В патогенезе остеопороза ведующую роль играет снижение уровня эстрогенов и тестостерона, обладающих анаболическим действием и способствующих ретенции кальция костной тканью. Резорбция кальция из костей и повышение уровня его в крови вызывают снижение секреции паратгормона паращитовидных желёз. Уменьшается также содержание кальцитонина, образование которого стимулируют эстрогены. Уменьшение уровня кальцитонина и паратгормона подавляет процессы включения кальция в костную ткань и способствует вымыванию его в кровь и выделению с мочой.

Основные клинические проявления посткастрационного синдрома: вегетососудистые симптомы, приливы жара, покраснение лица, потливость, сердцебиение, артериальная гипертензия, боли в области сердца, головная боль.

Обменно-эндокринные нарушения при посткастрационном синдроме – ожирение, гиперхолестиринемия, гепатохолециститы.

Метаболические нарушения при посткастрационном синдроме – трофические изменения в тканях наружных половых органов, молочных железах, уретре, мочевом пузыре:

- влагалище – развитие кольпитов, появление трещин, лейкоплакии, крауроза вульвы;

- молочные железы – замещение железистой ткани соединительнотканной и жировой.

Трофические нарушения:

- остеопороз, который проявляется локальными болями в поясничном или грудном отделе позвоночника, болью в области коленных, лучезапястных, плечевых суставах, ноющими болями в мышцах.

Клинические симптомы посткастрационного синдрома развиваются уже через 2-3 недели после операции и достигают полного развития через 2-3 мес. В первые 2 года преобладают нейровегетативные симптомы. У небольшого числа больных посткастрационный синдром в течение 2-3 лет подвергается обратному развитию, у большинства же больных он приобретает затяжное течение и длится до 8-10 лет.

Диагноз посткастрационного синдрома устанавливается на основании типичных клинических симптомов и анамнеза.

Лечение:

1) В настоящее время принята ранняя терапия посткастрационного синдрома, которую рекомендуется начинать после операции, не дожидаясь появления классического посткастрационного синдрома.

2) Препараты, содержащие эстрогены – оральные контрацептивы (бисекурин, нон-овлон), трёх- и двухфазные препараты (рекомендуется принимать в циклическом режиме), препараты конъюгированных эстрогенов (эстрона и эстриола). Эстрогенсодержащие препараты рекомендуется принимать в течение 3-4 мес. с последующим перерывом до 1 мес. в зависимости от состояния женщины и возобновления у неё симптомов посткастрационного синдрома.

3) Общеукрепляющая терапия;

4) Витамины В1, С, РР;

5) Транквилизаторы;

6) Физиотерапевтические методы – начинают применять в первый мес. после операции. Используют микроволновую терапию сантиметрового диапазона на область надпочечников, которую сочетают с закаливающими и тонизирующими процедурами (обтирание, обливание прохладной водой, ванны хвойные, морские, хлорнатриевые);

7) Санаторно-курортное лечение – в условиях привычной для больных климактерической зоны.

21.1. Предменструальный синдром – сложный патологический симптомо-комплекс, возникающий в предменструальные дни и проявляющийся нервно-психических, вегетососудистых и обменно-эндокринных нарушениях. Обычно симптомы предменструального синдрома проявляются за 2-10 дней до менструации и исчезают сразу после начала менструации или в первые её дни.

Частота предменструального синдрома увеличивается с возрастом.

Ведущую роль в патогенезе предменструального синдрома отводят гиперэстрогенемии (относительной при дефиците прогестерона или абсолютной) и обусловленной ею задержке натрия и жидкости в тканях организма, прежде всего в ЦНС. Гиперпролактинемия и гиперпростагландинемия также способствуют задержке жидкости в организме. Отмечают возможную роль эндорфинов в развитии гиперпролактинемии и гиперпростагландинемии.

Таким образом, предменструальный синдром – отражение дисфункции различных отделов ЦНС, возникающей в результате воздействия неблагоприятных факторов у женщин с врождённой либо приобретённой неполноценностью гипоталамо-гипофизарной системы. Возникновение различных форм предменструального синдрома объясняется вовлечением в патологический процесс различных структур гипоталамуса и лимбико-ретикулярного комплекса, а также различным характером нарушения биохимических процессов в этих областях.

Часто начало предменструального синдрома связано со стрессовыми ситуациями.

Существует гипотеза о первичности нейрогуморальных нарушений на уровне гипоталамуса, что позволяет отнести предменструальный синдром к диэнцефальной патологии – гипоталамическому синдрому.

У больных предменструальным синдромом в репродуктивном возрасте установлена гипофункция жёлтого тела и соответственно снижение прогестерона во второй фазе цикла, что способствует возникновению абсолютной либо относительной гиперэстрогении; отмечено также повышение гистамина и серотонина во второй фазе менструального цикла, повышение секреции адренокортикотропного гормона.

У больных предменструальным синдромом в переходном возрасте установлено повышение уровней эстродиола, пролактина и адренокортикотропного гормона во вторую фазу цикла.

По клинической картине выделяют следующие формы предменструального синдрома:

1) Лёгкую форму – появление 3-4 симптомов за 2-10 дней до начала менструации при значительной выраженности 1-2 симптомов заболевания;

2) Тяжёлую форму – появление 5-12 симптомов за 3-14 дней до менструации, причём 2-5 симптомов или все резко выражены;

Выделяют 3 стадии предменструального синдрома:

1. Компенсированная стадия – симптомы болезни с годами не прогрессируют, появляются во второй фазе цикла и с наступлением менструации прекращаются;

2. Субкомпенсированная стадия – тяжесть заболевания усугубляется с годами, симптомы проходят только с прекращением менструации;

3. Декомпенсированная стадия – симптомы заболевания продолжаются в течение нескольких дней после прекращения менструации, а «светлые» промежутки постепенно сокращаются.

Выделяют следующие клинические формы предменструального синдрома:

1) Нервно-психическая форма – характеризуется раздражительностью, слабостью, плаксивостью, агрессивностью, повышенной чувствительностью к звукам и запахам, нагрубанием молочных желёз. У молодых женщин преобладает депрессия, в переходном возрасте – агрессивность.

2) Отёчная форма – характеризуется нагрубанием и болезненностью молочных желёз, отёчностью лица, голеней, пальцев рук, вздутием живота, раздражительностью, слабостью, потливостью, зудом кожи, во вторую фазу цикла отрицательным диурезом (задержкой жидкости до 500-700 мл).

3) Цефалгическая форма – характеризуется мигренеподобной головной болью, раздражительностью, тошнотой и рвотой, чувствительностью к звукам и запахам, головокружением, депрессией, болью в области сердца, потливостью, онемением рук, нагрубанием молочных желёз, отёками (диурез при этом положительный и артериальное давление нормальное).

4) Кризовая форма – развивается на фоне нелеченных вышеуказанных форм. В генезе кризовых состояний при предменструальном синдроме важную роль играют гиперэстрогения, дисфункция дофаминергических структур гипоталамической области. Кризы начинаются после стрессовых ситуаций и носят типичный характер симпатоадреналового криза (подъём артериального давления, тахикардия, потливость, чувство страха и т.д.).

5)Атипичная форма – протекает как гипертермическая и офтальмоплегическая формы мигрени, циклические аллергические реакции вплоть до отёка Квинке, циклический язвенный гингивит и стоматит, циклическая «бронхиальная астма», циклическая рвота.

Основной диагноз является циклический характер патологических симптомов. Для исключения органической патологии с учётом преобладания тех или иных симптомов следует проводить рентгенографию черепа и турецкого седла, шейного отдела позвоночника, исследование почек и ЖКТ, электроэнцефалографию с функциональными пробами, определение состояния глазного дна и периферических полей зрения и др.

При предменструальном синдроме в предменструальные дни ухудшается течение большинства имеющихся хронических заболеваний.

Лечение:

1) Психотерапия, включающая доверительную беседу с пациенткой и объяснение сущности заболевания, аутотренинг, совет о режиме труда и отдыха;

2) Соблюдение диеты, особенно во вторую фазу цикла, с ограничением кофе, чая, поваренной соли, жидкости, животных жиров, молока.

3) Массаж (общий, воротниковой зоны);

4) Бальнеотерепия;

5) Эндоназальный электрофорез витамина В1;

6) Центральная электроанальгезия с 5-6-го дня цикла;

7) Медикаментозная терапия:

- гестагены (норколут) с 16-го дня цикла;

- комбинированные эстроген-гестагенные препараты (овулен, бисекурин, нон-овлон);

- антигистаминные препараты (тавегил, пипольфен, терален) – ежедневно за 2 дня до предполагаемого ухудшения состояния, включая и первый день менструации;

- парлодел (при повышении уровня пролактина) – во вторую фазу цикла за 2 дня до ухудшения состояния в течение 8-10 дней;

- диуретики (верошпирон, бринальдикс);

- витамин В6 (пиридоксин) – препарат, влияющий на обмен гистамина и обладающий антиэстрогенным действием;

- препараты, подавляющие синтез простагландинов (напросин, индометацин);

- психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы) при эмоциональной лабильности.

Лечение проводят циклами по 3 мес. подряд с перерывом 2-3 мес. и возобновляют в случае рецидива заболевания. В переходном возрасте предпочтительнее лечение небольшими дозами (1/2-1/4 часть терапевтической дозы) 2-3 раза в день, начиная за 2-3 дня до середины цикла и продолжая до 2-3-го дня менструации.

При достижении положительного эффекта следует рекомендовать больным проводить профилактическое поддерживающее лечение при длительном стрессе, тяжёлых экстрагенитальных заболеваниях, перемене климата, инфекционных заболеваниях.

За больными предменструальным синдромом необходимо диспансерное наблюдении, т. к. они являются группой риска возникновения тяжёлого климактерического синдрома, заболеваний сердечно-сосудистой системы, развития гиперпластических процессов в матке и молочных железах. Больные предменструальным синдромом должны наблюдаться у гинеколога, терапевта, нефролога, психоневролога, невропатолога. Наблюдение у гинеколога должно проводиться 1 раз в 3 мес., у остальных специалистов – 1 раз в 4-6 мес.

21.2.При трубном аборте плодное яйцо частично или полностью отслаивается от стенки трубы и сокращениями ее начинает изгоняться через ампулярный конец в брюшную полость, что проявляется приступом боли. Боль локализуется в одной из подвздошных областей и иррадиирует в прямую кишку, бедро, крестец, иногда в лопатку, область ключице (френикус- симптом). Приступ сопровождается головокружение, иногда обмороком. Кровеносные сосуды мелкого калибра могут тромбироваться, кровотечение прекращается, боль стихает. Изгнание плодного яйца может повторяться неоднократно, поэтому течение трубного аборта нередко бывает длительным. Излившаяся в полость трубы кровь стекает в прямокишечно-маточное углубление, формируется заматочная гематома; гематома может быть расположена и вокруг трубы (перитубарная гематома). Кровь может изливаться в полость матки, что сопровождается появлением кровянистых выделений из влагалища. В промежутках между приступами больная может испытывать постоянную ноющую боль, тяжесть внизу живота, давление на прямую кишку.

Диагноз трубного аборта устанавливается на основании типичного анамнеза, сукровичных выделений из половых путей, тянущих болей внизу живота, чередующихся с приступами болей. Важное значение имеют анемизация различной степени выраженности, нагрубание молочных желез, выделение молозива.

Отмечаются вздутие живота и отставание брюшной стенки от дыхательных экскурсий, при перкуссий – притупление в отлогих местах, при пальпации живот мягкий, болезненный в нижних отделах, могут быть симптомы раздражения брюшины.

При специальном гинекологическим исследовании, помимо цианоза, обнаруживают

скудные темные кровяные выделения из шеечного канала. Смещение шейки матки болезненны, увеличение матки не соответствуют сроки задержки менструации (ее размеры меньше), матка несколько размягчена, особенно ее перешеек. В области придатков матки пальпируется колбасовидное опухолевидные образование тестоватой консистенции, болезненное, ограниченно подвижное, контуры его нечеткие. Задний и соответствующий боковой своды могут быть уплощены или выпячены.

Степень выраженности клинической картины зависит от интенсивности внутреннего кровотечения. Важное диагностическое значение имеют результаты гистологического исследование соскоба эндометрия: отсутствие элементов плодного яйца при наличии децидуальной реакции. С целью диагностики используют пункцию брюшной полости через задний свод влагалища, при котором получают темную, не свертывающуюся кровь. С целью диагностики можно применять лапароскопию.

 

22.1Рентгенологические методы:

1) Метросальпингография – позволяет определить состояние матки и маточных труб. Исследование проводится с рентгенконтрастными растворами (йодлипол, кардиотраст и др.).

Рентгенологическая картина матки зависит от фазы менструального цикла:

- фолликулярная фаза – вследствие повышения тонуса матки полость имеет вид удлинённого треугольника с выраженной «талией» по бокам вследствие втянутости боковых линий, истмический отдел матки расширен (4-5 мм) и укорочен;

- лютеиновая фаза – полость тела матки расширена, «талия» сглажена, истмический отдел матки резко сужен, что свидетельствует о пониженном тонусе матки.

Сократительная деятельность маточных труб также зависит от фазы менструального цикла:

- в первой фазе тонус труб повышен;

- во второй фазе – тонус труб понижен, перистальтика при этом становится ритмичной. Поэтому для определения функционального состояния маточных труб рентгенологическое исследование следует проводить во второй фазе менструального цикла.

Противопоказаниями к метросальпингографии являются инфекционные заболевания, общие и местные воспалительные процессы, воспалительные заболевания женских половых органов в острой и подострой стадиях, III и IV степени чистоты влагалища, предположение о беременности, повышенная чувствительность к препаратам йода;

2) Внутриматочная флебография – по характеру заполнения контрастным веществом венозной сети позволяет судить о расположении и размерах миоматозных узлов (малососудистые зоны характерны для межмышечной локализации миоматозного узла, симптом «кольца» - для подбрюшинного узла), а также провести дифференциальный диагноз между опухолью яичников и опухолью матки;

3) Пневмоперитонеография органов малого таза – даёт возможность определить контуры матки и яичников. Этот метод исследования используют для диагностики подбрюшинных миоматозных узлов, опухолей и склерокистозных изменений яичников;

4) Метросальпингография в сочетании с пельвиграфией – позволяет более точно определить локализацию опухоли и составить представление о её взаимосвязи с окружающими тканями;

5) Кольпография – даёт представление о величине, форме, ёмкости, наличии порока развития или атрезии влагалища;

6) Краниография – изучение области турецкого седла позволяет судить о нарушении гипоталамо-гипофизарной системы;

7) Лимфография – позволяет выявить увеличение или изменение структуры лимфатических узлов, а также дифференцировать метастазы в лимфатические узлы от воспалительных изменений.


Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 413 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)