АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Ломову)

Анализатор и качество сигнала Латентный период (в м/с)
Тактильный (прикосновение) 90-220*
Слуховой (звук) 120-180*
Зрительный (свет) 150-220*
Обонятельный (запах) 310-390*
Температурный (тепло и холод) 280-1600*
  Вкусовой солёное кислое сладкое горькое  
Вестибулярный аппарат (вращение испытуемого)  
Болевой 130-690*

 

* Указаны наименьшие и наибольшие значения средних величин, полученных разными авторами.

 

Как видно из таблицы, латентные периоды более молодых и социализи­рованных видов чувствительности менее вариативны, древних видов чувстви­тельности (обонятельной, температурной, вкусовой, болевой) — более вари­ативны, что свидетельствует об их большей индивидуальной изменчивости.

Под влиянием увеличения интенсивности раздражителя латентный пе­риод возникновения ощущения и ответной двигательной реакции уменьша­ется.

Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, ко­торый заключается в том, что ощущение не прекращается в момент оконча­ния действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что про­является в возникновении последовательного образа. Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.

Пространственная характеристика ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизмен­ными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.

Одним из феноменов изменения чувствительности является адаптация.

Адаптацией органов чувств называется изменение чувствительности ана­лизатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может со­провождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения. Наиболее значительна величина адаптации в зритель­ном анализаторе. Чувствительность глаза может измениться примерно в 2'° раз. Время темповой адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адап­тации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую спо­собность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно — в зрительном. Практи­чески не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигна­лом неблагополучия в организме. Если бы была возможна адаптация к боли, то некоторые пациенты надолго задерживали бы, например визит к стомато­логу. Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной переадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. (Например, работа за монитором компьютера с постоянно меняющейся освещенностью экрана).

Классификация ощущений. На протяжении последнего столетия не­однократно предпринимались попытки классификации, упорядочения всего многообразия ощущений. Известна, например, классификация ощущений Вундта, который предложил разделить ощущения на 3 группы, в зависимо­сти от того, какие преимущественно характеристики внешней среды отража­ются: пространственные, временные, пространственно-временные. Ухтомский предложил разделить все ощущения на 2 группы: высшие и низшие. К выс­шим он относил те виды ощущений, которые дают наиболее тонкий разнообразный, дифференцированный анализ, например, зрительные, слуховые. К низшим — такие виды ощущений, которые характеризуются более гру­бой, менее дифференцированной чувствительностью (например, болевая, так­тильная). Однако наиболее общепринятой является в настоящее время клас­сификация Шеррингтона, в основу которой положен «принцип отнесеннос­ти рецепторного органа к рецепторному полю», то есть учитывается место рас­положения рецептора и местонахождение источника раздражения. В соответ­ствии с этим, все ощущения делятся на 3 группы.

Экстерорецепторы— рецепторы внешней среды. Деятельность этих ре­цепторов направлена на распознавание воздействий внешнего мира, что имеет первостепенное значение для отражения в сознании человека объективной дей­ствительности. К этой группе относятся зрение, слух, обоняние, вкус, так­тильные, температурные, болевые ощущения. Вторая группа рецепторов носит название проприорецепторов и включает в себя органы чувств, отражаю­щие движение и положение тела в пространстве. Она включает мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения). Третья группа включает рецепторы, расположенные во внутренних органах, носит название интерорецепторов. По харак­теру стимуляции все рецепторы внутренних органов независимо от их лока­лизации делятся на несколько видов: хеморецепторы, терморецепторы, бо­левые рецепторы и механорецепторы, отражающие изменение давления во внутренних органах и кровяном русле. Механорецепторы принимают учас­тие в формировании ощущений тяжести и положения тела в пространстве. Пороги органической чувствительности изучены недостаточно, известно лишь, что условием возникновения органических ощущений является переход орга­низма от одного состояния в другое (Ананьев). Ощущения, идущие из внут­ренних органов, в норме человеком не осознаются, но предстают в сознании в виде общего самочувствия, ощущения здоровья или болезни, «смутного вало­вого чувства» (Сеченов). Этот общий фон самочувствия создает органичес­кую основу настроения человека.

Таким образом, три основные вида ощущений объединяются в зависимо­сти от того, что они отражают: внешний мир, положение и движение тела в этом внешнем мире или деятельность внутренних органов. Конечно, такая классификация относительна, поскольку многие из видов ощущений пред­ставлены рецепторами, имеющимися и на поверхности тела, и во внутрен­ней среде организма, как, например, температурный, тактильный. Кроме того, на характер чувствительности практически всех органов чувств существен­ное влияние оказывает внутреннее состояние организма. Особенно отчетливо это видно на примере вкусовой и обонятельной чувствительности, которые наиболее тесно связаны с обменными процессами. Экспериментально пока­зано, что при голодании резко повышается чувствительность к сладкому, в меньшей степени к соленому; к горькому и кислому чувствительность, на­против, снижается. Такое изменение чувствительности связано с изменения­ми углеводного и минерального обмена, влияющего на потребность в сахаре и соли и, соответственно, на чувствительность к сладкому и соленому. Об­щеизвестно изменение вкусовой и обонятельной чувствительности у беремен­ных женщин, у которых имеется глубокая перестройка всех функций орга­низма. Показано, что у беременных особенно значительно повышается орга­ническая внутренностная чувствительность и изменяется отношение к своему телу, как источнику жизни будущего ребенка. Собственное тело становится в этом случае предметом деятельности и познания, чем и объясняется повы­шение органической чувствительности. Таким образом, ощущения (вкусовые и обонятельные) отражают не только химические свойства внешней среды, но и состояние организма. Исследованиями американских психологов ус­тановлено, что количество отвергаемых видов пищи повышается с увеличе­нием вкусовой чувствительности. Например, астеники, по классификации Кречмера, имеют более высокую чувствительность к горькому. Они отвер­гают большее количество видов пищи, чем их антиподы пикники. Избира­тельность вкуса и обоняния астеников и «всеядность» пикников определяет­ся совершенно разной организацией всей живой системы этих типов и прояв­ляется в организации поведения, создании определенного «жизненного сти­ля», характерного для каждого из этих типов.

Примером взаимодействия анализаторов является соместезия. Соместезия — комплексное образование, объединяющее все виды кожной рецепции, кинестезию, интерорецепцию и зрительные ощущения и формирующее схему тела. Механизмы формирования схемы тела изучены пока недостаточ­но, но именно схема тела является «сенсорным источником личности» по выражению Сеченова. При изучении такого психологического феномена, как Я-человека и при определении его структуры к первичному уровню — ядру Я — относят чувство существования тела, включающее комплекс ощущений и эмоций. Таким образом, очевидной является связь сенсорной сферы с субъек­тивной стороной жизни человека, со становлением и развитием его самосоз­нания.

Важнейшим фактором, влияющим на уровень чувствительности, явля­ется взаимодействие анализаторов. Все анализаторы функционируют не изо­лированно, они представляют собой единую сложную систему, все части которой теснейшим образом взаимосвязаны. Воздействие раздражителя на любой анализатор не только вызывает его реакцию, но и приводит к тем или иным изменениям всех других анализаторов. Известно, например, что цветочувствительность повышается при одновременном воздействии на че­ловека звука: чувствительность к красно-оранжевым цветам понижается, к зелено-синим повышается (данные Кравкова). Слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой лица, рук, затылка или медленное разжевывание кисло-сладкой таблетки) повышает чувстви­тельность ночного зрения (Кекчеев). Слабые болевые ощущения повышают чувствительность практически всех анализаторов. Таким образом, воздей­ствуя на одни анализаторы, можно целенаправленно изменять уровень чув­ствительности других. При этом общим правилом может быть следующее: сильные воздействия на какой-либо анализатор понижают уровень чувстви­тельности других, слабые — даже подпороговые раздражители — повы­шают.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является синестезия. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного ана­лизатора ощущений, характерных для другого анализатора. Этот феномен особенно ярко проявляется и используется в эффекте цветомузыки. «Цве­товым» слухом обладали такие известные деятели искусства, как Скрябин и Чюрленис. В современных исследованиях этот эффект изучается как крос-смодальное взаимодействие и его разновидность — кроссмодальный пере­нос. Наиболее полно он изучен в зрительно-осязательной модальности. В исследовании зрительно-осязательных взаимодействий психологи столкну­лись с ситуацией, которую можно расценивать как конфликтную. (С точ­ки зрения когнитивной психологии конфликтной считают информацию, полученную от разных модальностей одновременно.) Указанный феномен может рассматриваться как внутриличностный конфликт. При конфликт­ном взаимодействии осязания и зрения доминирующая модальность слу­жит основным источником информации и подавляет конкурирующую модальность. Время обработки такой информации значительно увеличива­ется, а качество снижается, что и свидетельствует о наличии конфликта. Причем этот конфликт касается не только познавательных структур, но и более глобального уровня личностных структур, так как возникает субъек­тивный диссонанс в процессе освоения мира. Суть кроссмодального пере­носа заключается в том, что информация, полученная с помощью одного из сенсорных каналов (например, зрительного), используется затем определен­ным образом в условиях функционирования другого сенсорного канала (на­пример, тактильного). Механизмы, реализующие кроссмодальный перенос, имеют двойственную природу: базовую интермодальную интеграцию и связи, образующиеся в результате жизненного опыта.

Огромное влияние на изменение чувствительности оказывает практичес­кая и познавательная деятельность человека. В частности, в процессе про­фессиональной деятельности происходит семсм^гмизд^шг, то есть повыше­ние чувствительности органов чувств под влиянием упражнения. Известно, что у шлифовщиков резко повышается острота зрения и они видят просветы до 0,0005 мм, в то время как нетренированные всего до 0,1 мм. Профессиональные красильщики различают до 40 оттенков черного цвета, а сталевары по оттенкам цвета горячего металла могут определить температуру плавки. В процессе и под влиянием деятельности, прежде всего, изменяется разностная, дифференциальная чувствительность. Абсолютная чувствительность в меньшей мере поддается тренировке.

Сенсорная организация человека — этот термин впервые был предло­жен Ананьевым в 1960 г. По мнению ученого, сенсорная организация отно­сится к наиболее важным проявлениям исторической природы человека и к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубинными слоями структуры человеческого развития и личности. В этом свете широко распро­страненное и в настоящее время представление о том, что сенсорно-перцеп­тивные процессы относятся к низшим психическим функциям и, составляя периферию субъекта, не входят в его основную структуру и индифферент­ны к личности, является устаревшим.

В структуру сенсорной организации включается система постоянных ме­жанализаторных связей, общий состав чувственного отражения. Определя­ющими для формирования сенсорной организации являются среда обитания, образ жизни и способ жизнедеятельности. Эти факторы обусловливают со­отношение видов рецепции в данной сенсорной организации, определяют ее ядро, то есть группы анализаторов, специфичные для данной среды обита­ния. У рыб, например, такое ядро составляют орган боковой линии и хемо-рецепция. У обезьян кинестезия, зачатки активного осязания и зрение обра­зуют сенсорную ось. Выделение ведущих органов чувств, составляющих сен­сорную ось у животных, определяется видовой принадлежностью. У чело­века — индивидуальными особенностями, прежде всего характеристиками чувствительности, а также особенностями деятельности. В связи с этим, не­обходимо выделить такое свойство сенсорной организации, как сенситив-ность — уровень чувствительности анализаторов.

Уровень сенситивности и ведущие анализаторные системы определяют ин­дивидуальные особенности человека. Структура сенсорной организации че­ловека является условием успешной социализации. Формирование таких качеств, как впечатлительность, эмпатийность, наблюдательность существенно связано с сенсорной организацией. Кроме того, сенсорная организация ле­жит в основе формирования способностей человека к различным видам дея­тельности. Знание и учет ведущей анализаторной системы очень важны при общении людей, организации обучения, так как несовпадение способов по­дачи информации и ее приема существенно затрудняет взаимодействие лю­дей и понимание. Известно, что большая часть учителей, например, предпо­читает зрительную подачу информации. При этом дети, у которых ведущей сенсорной системой является слуховая или кинестетическая, могут испыты­вать существенные трудности.

В этом смысле универсальным является тактильный анализатор. В мно­гочисленных экспериментах было показано, что касание, короткое и легкое прикосновение руки мощно снижает дискомфорт, уменьшает или даже сни­мает барьер между психотерапевтом и клиентом, повышает активность и са­мораскрытие последнего. В настоящее время этот эффект активно использу­ется в психотерапевтической практике, например, в рамках так называемой телеснрориентированной психотерапии.

Современное развитие культуры все больше внимания уделяет разнооб­разию зрительных ощущений, меньше слуховым, еще меньше — обоня­тельным и вкусовым, осязание по степени обращаемости стоит почти на последнем месте. Доминирование зрительной системы говорит о том, что цивилизация идет по пути визуализации чувственного опыта и обедняет «сенсорный словарь». Из многочувствующего человек все больше и больше превращается в смотрящего, эта тенденция усиливается тенденцией компь­ютеризации среды. Развитие техники достигло такого уровня, который позволяет создавать устройства, способные вызывать иллюзии многих ощущений вместо самих ощущений. Наиболее ярким примером является так называемая виртуальная реальность. Такого типа устройства полезны для обучения взрослых специалистов (водолазов, пилотов, операторов и др.), но являются вредными для детей, у которых еще не сформировались устойчи­вые пространственные и межанализаторные связи. Для гармоничного раз­вития личности и ее здоровья депривация какой-либо сенсорной системы недопустима. Эффективное использование природного потенциала челове­ка, заключенного в его сенсорно-перцептивной организации, требует актив­ного включения в деятельность всей разнообразной по составу системы органов чувств.

Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но вместе с тем обладает определенными особенностями, не сводимыми к отдельным ощущениям. Восприятие отражает предмет как целое в совокупности всех его свойств, поэтому восприятие определяется, как целостный образ предмета. Если ощущение мономодально, то восприятие полимодально. Оно форми­руется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. При этом какой-либо из анализаторов играет ведущую роль в формировании образа. Восприятие предмета возможно лишь при условии выделения предмета из окружающей среды (фона, на котором он находится). При этом предмет и фон динамичны, особенно хорошо это видно в двойственных изображениях, содержание образа в которых меняет­ся в зависимости от того, что принимается за фон (рис. 3).

Фон обычно является неограниченным и неопределенным. Фигура огра­ничена, рельефна, она обладает предметностью. Способствуют выделению предмета из фона контрастность предмета и фона, необычность предмета.

 

 

Рис.3 Восприятие предмета в зависимости от фона

Например, на рентгенограмме лёгких круглая тень гораздо лучше выделя­ется на фоне нормального легочного рисунка, чем на фоне диссеминирован-ного процесса. Как показали исследования Зинченко, Ярбуса и др., в про­цессе выделения предмета из фона совершаются микродвижения глаз, как бы «обводящие» его по контуру, что также способствует выделению предме­та из фона.

Для восприятия характерно единство целого и частей, единство анализа и синтеза. Это проявляется в таких свойствах восприятия, как целостность и структурность. В процессе ознакомления с предметом возникает масса* ощущений, котоорые могут значительно различаться по своим характеристи­кам и условиям возникновения, различные свойства предмета могут отра­жаться с большей или меньшей полнотой, разной степенью точности, пос­ледовательно или одновременно. Несмотря на разнообразие и множествен­ность ощущений предмет отражается как единое целое. Причем иногда эта целостность формируется вопреки тому, что в фигуре отсутствуют некото­рые детали.

Например, фигура [ ] воспринимается как квадрат, несмотря на неза­вершенность контура. Другим примером может быть наша речь, известно, что мы никогда не проговариваем полностью абсолютно все звуки, тем не менее слова и фразы воспринимаются целостно, законченно. На основе имеющего­ся опыта, знаний в процессе восприятия происходит объединение отдельных элементов в единое целое. Исследователями были выделены факторы орга­низации материала в единый целостный образ. Приведем некоторые из них, выделенные Осгудом:

1. фактор близости: I I I I I I стремятся к объединению близко расположен­ные детали или предметы;

2. фактор продолжения, работает в противовес близости; ][ ][ ][

3. фактор замкнутости: замкнутость исключает возможность группиров­ки близких частей раздельных фигур. ] □ □ [

Все это означает, что наше восприятие стремится объединять, структури­ровать отдельные элементы в единое целое. При этом, по выражению Арнхейма, законы гештальта «свидетельствуют о стремлении восприятия к дос­тижению наиболее простой в структурном отношении конфигурации».

С целостностью перцептивного образа связана его структурность. Струк­турность заключается в том, что в целостном образе отражаются взаимоотно­шения различных свойств и частей, то есть структура предмета. Именно благодаря структурности мы узнаем предметы независимо от того, из какого материала они изготовлены. Прослушивая одну и ту же мелодию, исполнен­ную на разных музыкальных инструментах, дающих звуки различного тем­бра и высоты, мы узнаем ее, если сохранится соотношение между звуками, то есть сохранится ее структура. Значение таких структур, несводимых к свойствам входящих в восприятие частей или элементов, подчеркнул Эрен-фельс, он назвал их Gestaltqualitat — качеством формы. Значение структу­ры и целого для восприятия входящих в его состав частей очень ярко прояв­ляется в оптико-геометрических иллюзиях*. (Иллюзия - неправильное, искаженное восприятие какого-либо предмета или явления, действующего в данный момент на органы чувств. Причины, порождающие иллюзии восприятия, могут быть разные: а) физические (ложка в стакане чая кажется переломленной на границе жидкости); б) физиологические (иллюзия противовращения, иллюзия контраста температур); в) психологические — определяемые целостностью восприятия. От иллюзий следует отличать галлюцинации. Галлюцинации — это чувственный образ, непосредственно не зависящий от внешних впечатлений и вместе с тем имеющий для галлюцинирующего характер объективной реальности (Кандинский). Во время галлюцинаций человек ничего не воспринимает, это след ранее бывших восприятий, болезненные представления, возникающие в сознании. Закрыв глаза, больные продолжают видеть, а заткнув уши — слышать.

 

Например, воспринимаемая ве­личина фигур зависит от окружения, в котором они даны:

Восприятие направления каждой линии, входящей в состав целого, также зависит от структуры целого:

Влияние целого на части проявляется также в том, что цвет фигуры вли­яет на восприятие ее размеров (белые или вообще светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные. Так, человек в светлом платье кажется полнее, чем в темном), яркость освещения влияет на оценку воспри­нимаемого расстояния. А один и тот же желто-зеленый кружок воспринима­ется как зеленый в окружении сине-зеленых кружков и как желтый в окру­жении желтых (Веккер).

Если предмет не выделен из фона, разрушена его целостность и структу­ра, то он становится для нас полностью незаметным. Эти психофизиологи­ческие закономерности восприятия используются в маскировке объектов, когда предмет окрашивают под цвет фона, сливают с ним, а с другой стороны, при помощи разноцветных пятен, камуфляжа, разрушают структуру предмета и его целостность.

Важной особенностью восприятия является его константность. Под кон­стантностью восприятия понимают относительное постоянство воспринима­емой величины, формы и цвета предмета при изменении условий восприя­тия. В повседневной жизни условия восприятия предметов (освещенность, положение в пространстве, удаленность от наблюдателя и т. д.) непрерыв­но изменяются. Соответственно этому изменяются и рецепторные процессы, например, величина сетчаточного изображения, вместе с тем образ предмета остается постоянным. Константность имеет большое значение в организа­ции восприятия, так как при отсутствии константности человек не мог бы выделять отдельные предметы, окружающий мир предстал бы перед нами как мелькающий, постоянно изменяющийся поток ощущений, как хаос. Примером константности величины является постоянство восприятия разме­ров фигуры человека, удаленного на расстояния в 5 и 10 м, несмотря на изменение размеров сетчаточного изображения размеры объекта отражают­ся как неизменные. Белую бумагу мы воспринимаем как белую даже при лунном освещении, хотя она отражает примерно столько же света, сколько черный уголь на солнце. Механизмы константности не являются врожден­ными, они формируются в онтогенезе, при этом основные параметры оказы­ваются, сформированы к 2 годам, но ее развитие продолжается до 14 лет. Лурия приводит пример слепорожденного и прозревшего в результате операции больного, который думал, что может выйти на улицу из окна 3 этажа, так как воспринимал объекты, находящиеся внизу, как маленькие по величине, а не как удаленные. Основной предпосылкой константности яв­ляется отражение ситуации, в которой воспринимается объект. Как показа­ли исследования, восприятие цвета, величины, формы незнакомого предмета изолированно от ситуации — аконстантно. Большое значение имеет про­шлый опыт, связанный с видением предметов на разном расстоянии. Не случайно становление константности наиболее активно происходит в пери­од овладения ходьбой, то есть в возрасте до 2 лет. И, наконец, одним из механизмов константности является способность перцептивной системы корректировать ошибки, вызванные изменением условий восприятия. Констан­тность не является абсолютной. С увеличением дистанции наблюдения ко­эффициент константности уменьшается. При удалении предмета сначала разрушается константа величины, затем формы и, наконец, цвета. Восста­новление происходит в обратном порядке.

Восприятие человека осмысленно, перцептивные образы всегда имеют оп­ределенное смысловое значение. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление. Благодаря этому, воспринимая предмет, чело­век обозначает его словом, относит к определенному классу предметов. Это единство чувственного и смыслового содержания восприятия проявляется и в том, что обозначение предмета словом существенно облегчает и ускоряет его узнавание. В патологических случаях, при агнозиях — зрительной или слу­ховой, больной может воспринимать чувственные свойства вещей, их фор­му, но они утрачивают для него значение, он перестает их узнавать, не зна­ет названия этих предметов, не в состоянии ими пользоваться.

В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, так как вос­принимает не изолированный глаз или ухо, а конкретный живой человек. Зависимость образов восприятия от содержания психической жизни челове­ка, от особенностей его личности, прошлого опыта и жизненного пути назы­вается апперцепцией. Влияние жизненного опыта очень ярко демонстриру­ется в кросскультурных исследованиях. Бэгби показывал испытуемым через стереоскоп диапозитивы так, что разные глаза видели разное изображение. Испытуемые (мексиканцы и американцы) рассматривали сразу два изобра­жения, одно — типичное для американской культуры (игра в бейсбол, девушка — блондинка и т. д.), другое — типичное для мексиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка и т. п.). Соответствующие фотографии имели сходство по форме, контуру и пр. Хотя некоторые испытуемые замечали, что им предъявлено две картины, большинство видело только одну картину — ту, которая им была больше знакома, которая типична для их опыта (Шибутани).

Влияние установки на восприятие человека проявляется также в феноме­не, продемонстрированном в огромном количестве экспериментов, когда одно и то же лицо воспринимается как злое и жестокое, если испытуемым заранее сказать, что человек, изображенный на фотографии — преступник; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек гуманной профессии, совершивший мужественный поступок для спасения жизни людей.

Большое влияние на восприятие оказывает эмоциональное состояние че­ловека. Известно, например, что в состоянии возбуждения время как бы ускоряет свой бег, в состоянии тоски и подавленности — замедляет. Боль­ные в состоянии депрессии всегда пессимистичны и предчувствуют катастро­фу, они склонны даже радостные события воспринимать в черных тонах.

Жане, известный клиницист, описывает восприятие такой пациентки следу­ющим образом: «Девушка 27 лет находится на отдыхе в санатории. Я хочу ее обрадовать и сообщаю, что жена ее брата, которую она очень любит, ро­дила ребенка, и малыша собираются привезти к ней в гости, чтобы она смог­ла на него посмотреть и поцеловать его. «Не делайте этого, — отвечает она. — Автомобиль врежется на улице в деревья; моя мать, кормилица и ребенок разобьются. О, как это ужасно!» (Жане). Интересы и направленность лич­ности обеспечивают избирательность восприятия. Человек, увлеченный делом, идеей, любую информацию воспринимает под углом зрения этого дела, идеи.

В последние годы накоплен большой экспериментальный материал, по­казывающий роль моторных процессов в организации восприятия. Как в зрительной, так и в осязательной модальности имеются микро- и макродви­жения, благодаря которым обеспечивается непрерывная смена точек фикса­ции взгляда или точки касания руки с объектом, что обеспечивает сохране­ние чувствительности на оптимальном уровне. Известно, что не меняющееся по цвету и яркости изображение, стабилизированное относительно сетчатки, через 2-3 сек становится невидимым. Его восприятие можно продлить на некоторое время при помощи модуляций света, но эти образы оказываются неадекватными, в этих условиях, например, не различаются плоские и объем­ные объекты.

Таким образом, восприятие — это активный процесс, на характер проте­кания которого влияет не только деятельность перцептивной системы, но и внутренние характеристики субъекта.

К сложным формам восприятия относятся восприятие пространства, вос­приятие времени, восприятие движения. В восприятии времени различают восприятие временной длительности и восприятие временной последователь­ности. Непосредственное переживание времени обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмическими процессами в организме: частотой пульса, дыхания и т. п. Оценка длительности временных отрезков зависит от содержания деятельности: временной отрезок, заполненный интересной, содержательной деятельностью, субъективно оценивается, как короткий, то есть недооценивается; пустые, не заполненные интересной деятельностью, оце­ниваются как более длинные, то есть переоцениваются. (Все знают, как бес­конечно долго тянутся скучные уроки в школе). Восприятие времени зави­сит также от установки: при ожидании неприятных событий время летит быстро; Но как томительно долго ползет время, если мы ждем какого-либо приятного события (встречи с любимым человеком, например). В воспоми­нании — наоборот: чем более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется в воспоминании. В целом для восприя­тия времени характерной является тенденция к переоценке малых интерва­лов и недооценке больших интервалов. Помимо этих общих факторов восприятие времени зависит от эмоционального состояния человека. Так, в ис­следованиях, проведенных на клиническом материале, выявлено, что мани­акальные больные обнаружили резко выраженные недооценки временных интервалов (иногда в 2 раза), при этом ими отмечалось переживание «летя­щего» времени. Больные, находящиеся в депрессивном состоянии, дают пе­реоценку предъявленных им временных интервалов и отмечают «тягучесть» времени (Рубинштейн). Зависимость восприятия времени от возраста прояв­ляется в том, что детям кажется, что время тянется медленно, и одни и те же временные интервалы они, как правило, переоценивают, в то время, как взрослые их недооценивают, то есть субъективно у взрослых время летит быстрее. Профессия и деятельность человека также оказывают влияние: из­вестно, например, что медицинские работники с большей точностью, чем представители других профессий, отмеривают и оценивают минутные интер­валы, а педагоги — 45-минутные.

Важнейшей характеристикой времени является его необратимость. Воспри­ятие необратимой последовательности событий во времени предполагает уста­новление связей между разными отрезками и событиями жизни. В последние годы большой интерес исследователей вызывает проблема восприятия челове­ком прошлого, настоящего и будущего своей жизни, соотношение между ними. Было показано, что важнейшим фактором развития личности является поло­жительное, оптимистичное восприятие своего будущего. В исследованиях, проведенных на наркоманах, было показано, что они воспринимают будущее время своей жизни как очень короткое, продолжительность предстоящей жиз­ни, планируемая подростками-наркоманами, составляет всего 5—7 лет. Кроме того, их представление собственного будущего насыщено отрицательными эмо­циональными переживаниями или безразличием (Горбатов). Своеобразное смещение в восприятии собственной жизни происходит у инвалидов, которые все основные события своей жизни датируют прошлым и практически в буду­щее не проецируют никаких значительных событий. Такое восприятие време­ни своей жизни нарушает адаптивные возможности личности. «Настоящее — отправная точка, из которой определяется и прошлое, и будущее...» — писал Рубинштейн.

Представление. На основе ощущения и восприятия возникает более слож­ная форма чувственного отражения — представление. Представление — вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент не дей­ствует на органы чувств, но действовал в прошлом (Ломов). Представления приобретают особую роль с развитием систем дистанционного управления, когда оператор должен с большой степенью точности представить себе про­цессы, происходящие в управляемой системе.

Представления можно рассматривать как переходное звено между чув­ственным образом (ощущением, восприятием) и абстрактным мышлением.

В зависимости от уровня бодрствования и характеристик деятельности пред­ставления, с одной стороны, включаются в память, воображение, мышление (его образные формы), с другой стороны, создают образы сновидения. Пред­ставления сопровождают человека на протяжении всей его жизни: образ зна­комого человека возникает в нашем сознании и тогда, когда этого человека уже нет; образ родных мест живо встает перед нашим умственным взором. Общим для всех представлений является то, что предмета или явления уже нет, а отражение их продолжает развиваться. Течение представлений развер­тывается во «внутреннем пространстве, никогда не выносится наружу. Этим отличается представление от галлюцинаций, «когда внутренний образ "вы­водится наружу", помещается во внешнем пространстве и становится навяз­чивой устрашающей силой» (Ананьев).

Если образ восприятия непосредственный и сиюминутный, то образ представления опосредованный, а, следовательно, менее яркий. В представ­лениях сохраняется преобладающий цвет предмета, его контуры и фор­ма, относительная величина и местоположение. Вместе с тем с переходом от восприятия к представлению часть информации исчезает, теряется. Про­исходит схематизация образа — одни признаки объекта подчеркиваются и усиливаются, другие затушевываются и редуцируются. Как правило, со­храняются конструктивные точки, которые являются более информативны­ми. Образ представления может быть неполным, изменяется величина предметов, форма воспринимается обобщенно, без деталей. Цвет становит­ся менее насыщенным, исчезают оттенки, цвет сдвигается к основным то­нам или заменяется ахроматическим. В представлениях предмет как бы отрывается от фона и может быть воспроизведен либо без него, либо на измененном фоне.

Что нового появляется в представлении? Этим новым является большая обобщенность представления по сравнению с восприятием. В представлении происходит отвлечение от частностей объекта и его окружения, отражаются самые общие свойства. Например, врач много раз видел больного в разных состояниях и ситуациях, и из этой массы восприятий складывается обобщен­ный образ данного человека и его болезни, в котором сохраняются наиболее типичные, устойчивые, повторяющиеся признаки, отсеивается случайное, лишнее, формируется образ — представление о картине болезни и личности больного.

В формировании образов представлений большое значение имеют изме­нения, происходящие в периферических звеньях анализаторов. Эти измене­ния аналогичны тем, которые происходят в процессе восприятия. При зритель­ных представлениях происходят слабые сокращения глазных мышц, при ося­зательных и кинестетических представлениях — микродвижения соответству­ющих мышечных групп (идеомоторный акт). На этой основе строится система так называемой идеомоторной тренировки. Прием, который широко ис­пользуется в спорте, когда спортсмен многократно мысленно «проигрывает» трудновыполнимоё движение, что обеспечивает впоследствии большую лег­кость его реального исполнения. Этот прием может быть использован при подготовке к любой трудной деятельности. Например, многократное мыслен­ное «проигрывание» необходимой последовательности действий хирурга при подготовке к сложной операции.

Таким образом, представления, являясь наглядными, чувственными об­разами, в то же время содержат в себе элементы абстракции и обобщения, обозначая тем самым переход от ощущения к мышлению, от чувственного познания к логическому.


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 661 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.011 сек.)