АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ СТРУКТУРА И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Прочитайте:
  1. I. Иммунология. Определение, задачи, методы. История развитии иммунологии.
  2. II Структура и функции почек.
  3. III ИСТОРИЯ ЖИЗНИ
  4. III. Медицинская психология; лечение психических расстройств; организация психиатрической помощи.
  5. IV. Нейропсихология
  6. А. Классификация, структура и функции
  7. Академическая история болезни
  8. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ХИРУРГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО
  9. АЛЕКСИТИМИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
  10. Антигенная структура

Предмет социальной психологии. С незапамятных времен человек заду­мывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, уста­навливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностя­ми практики — поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях — хозяйственной, политической, военной, вос­питательной, лечебной и др.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изме­нить? Какие силы и каким образом влияют на поведение людей? На какой основе мы доверяем или, наоборот, не доверяем тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс лю­дей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам люди ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение ус­пешному общению? Как особенности взаимоотношений людей могут отражать­ся на их здоровья?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контак­тов между людьми, пытается ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непо­средственными, как говорится, «лицом к лицу». Они бывают и опосредство­ванными: например, путем использования средств массовых коммуникаций — прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществля­ется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдель­ных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межлич­ностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер — в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом со­циальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предпри­ятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью орга­низованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшу­юся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Са­мые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер — от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно вы­делить следующие ее разделы:

— социальная психология личности;

— социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

— социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловлен­ную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-пси­хологических качеств, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рас­сматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (вклю­чая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта. Тесно связаны с дан­ной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп охватывает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгруп­повые отношения.

Само по себе название науки — социальная психология — уже говорит о ее тесной связи и с социологией, и с психологией. Это положение обуслов­ливает различное понимание проблематики социальной психологии и ее ме­ста в системе наук как отечественными, так и зарубежными исследователя­ми. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав со­циологии. Третьи полагают, что социальная психология — это наука пограничная, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психо­логами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций. Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит о сравнительной молодости социальной психологии как науки.

История становления социальной психологии как науки. Началом на­учного социально-психологического знания можно считать анализ наблюде­ний за человеческим поведением, представленный в трудах философов ан­тичности. Уже в произведениях Платона и Аристотеля обнаруживается не­мало рассуждений о связи между индивидуальными особенностями тех или иных людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеаль­ном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических концепций в более позднее время. Философы прошлого в течение продол­жительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим». От­сюда и выводились источники социального поведения людей.

Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической пробле­матике возрастает в различных странах. В Германии формируется научная школа, обратившаяся к изучению психологии народов. В первую очередь здесь необходимо отметить труды по психологии философа Лацаруса и языковеда Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать «Журнал психо­логии народов и языкознания». За тридцатилетний период было опубликова­но 20 томов этого издания, которое можно рассматривать как первый журнал по социальной психологии. Целью журнала было объявлено «открытие зако­нов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое». На его страницах социально-психологические вопросы рассматрива­лись, исходя из филологической, антропологической и исторической ориента­ции. При этом явления культуры прослеживались в их историческом разви­тии. К данному направлению можно отнести и работы «отца психологии» Вундта. 10 томов его «Психологии народов» были опубликованы за период с 1900 по 1920 гг. К сфере изучения «народной психологии» Вундт относил «те психические продукты, которые создаются вследствие общественного харак­тера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивиду­ального сознания». Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему про­исхождению социальны, поэтому объектом социально-психологического иссле­дования должен выступать язык, миф, обычай.

В конце XIX — начале XX в. ведется активный исследовательский по­иск движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чер­той многих работ этого периода было выделение того или иного доминирую­щего фактора при анализе социально-психологических явлений. Подобное упрощение сводило основы всех социально-психологических проблем к един­ственному объяснению. Баджот и Тард называли в качестве такого фактора подражание, Лебон — внушение, Джеймс — привычку, Макдугалл и Троттер — инстинкт, Дюркгейм и Леви-Брюль — «коллективное сознание». Боль­шое влияние на развитие социально-психологической мысли оказали труды английского естествоиспытателя Дарвина. В соответствии с принципом есте­ственного отбора, который он сформулировал, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность, тем не менее, признавал роль социальных воздействий в формировании нравственных качеств человека. Он подчерки­вал свою веру в моральную и социальную эволюцию человека, осуществля­емую благодаря социальным и культурным факторам.

Многие последователи Дарвина обратились к его теории эволюции орга­нического мира, чтобы использовать ее как основу для объяснения социальных и социально-психологических явлений. На этой почве возник социальный дарвинизм, который делал акцент на «борьбе за существование» посредством межличностных и межгрупповых конфликтов, хотя сам Дарвин был далек от такой мысли. Основателем социального дарвинизма является английский философ и социолог Спенсер, выступивший со своими собственными эволю­ционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Спенсер исполь­зовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. Исходя из этого, он оправдывал войны, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители второй половины XIX в. считали расо­вые, этнические, национальные и классовые различия людей функцией био­логических факторов, обусловленных эволюционными процессами естествен­ного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают во Франции Фуле, Эспина, Вормс, Лапуж, в Англии — Баджот, в Австрии — Гумплович и Рат-ценхофер, в США — Фиске, Смолл, Самнер. Хотя позиции этих исследова­телей по многим вопросам были различны, все они исходили из того, что био­логическое изменение является детерминантой изменения социального.

Большой вклад в формирование социально-психологического знания внес австрийский психолог, невропатолог и психиатр Фрейд. Будучи основополож­ником психоанализа и соответствующей научной школы, Фрейд в то же время оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов он сводил к двум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (или сек­суальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, результатом чего являются фрустрации. Фрейд признавал необходимость цивилизации, для того чтобы защитить лю­дей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако огра­ничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. Фрейд обращался также к анализу при­роды групповых феноменов, исходя из своей концепции «либидо» (сексуаль­ное влияние или в более широком смысле — жизненная энергия). По Фрей­ду, эмоциональные связи между членами группы основаны на идентифика­ции и десексуализации «либидо», иначе говоря, сублимации. Имеется в виду бессознательный процесс, посредством которого сексуальная энергия трансфор­мируется в несексуальную и социально приемлемую активность. Члены раз­личных социальных групп идентифицируют себя с их лидерами, которые выступают в качестве идеалов — в образе отца. При этом социальные чувства оказываются «перевернутыми» чувствами враждебности, ибо идентификация с лидером, образом отца, есть защитная реакция, преобразующая испытыва­емые индивидом чувства враждебности в противоположные, социально при­емлемые. Поэтому узы, связывающие лидеров и остальных членов группы, Фрейд считал чрезвычайно важными для поддержания групповой стабильно­сти — более важными, чем связи членов группы друг с другом.

В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человечес­кой природы. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главным образом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В то же самое время его концепции отличает негативная точка зрения на человечес­кое общество, которое по своей сущности неизбежно является причиной не­удовольствия людей. По мнению Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремление находящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсов людей, не имеющих власти. При этом он видел не­обходимость в такой социальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческой агрессивности. Несмотря на уязвимость многих по­ложений психоаналитической теории Фрейда, она позволила по-новому по­дойти к объяснению ряда социально-психологических феноменов. На Запа­де уже более полувека фрейдизм выступает в качестве одной из главных философских основ социальной психологии. Фрейд был последним из круп­ных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными. На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период — ис­следователи обращаются к лабораторному эксперименту.

Американский психолог Триплетт обратил внимание на то, что велогон­щики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуациях непосредствен­ного соревнования друг с другом, чем тогда, когда проходят свою дистан­цию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С целью верификации этих выводов он провел следующий эксперимент. Задача испытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать леску на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого из двоих просили работать быстрее, чем их оппонент. В другой серии испыту­емые работали в одиночестве и их инструктировали наматывать леску так быстро, как только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, чем в одиночестве. Его статья с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в «Аме­риканском психологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел ре­путацию первого экспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов. Подавляющее число подобных работ было проведено соци­альными психологами в течение последних 40 лет.

Важной вехой на пути становления социальной психологии как науки яви­лась публикация в 1908 г. двух учебников — «Введение в социальную психо­логию» английского психолога Макдугалла и «Социальная психология» аме­риканского социолога Росса. Макдугалл развивал «гормическую» теорию поведения людей в группах (от греч. «горме», что означает «животный им­пульс» и переводится на многие языки как «инстинкт»). Поведение людей объяс­нялось на основе инстинктов, направляющих все живое к определенным, био­логически значимым целям. Росс, находясь под сильным влиянием француз­ской социально-психологической мысли, использовал концепцию подражания в качестве ключевого принципа при анализе социального поведения. Каждая из этих двух книг выдержала более 20 изданий и внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки.

Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов — американца Томаса и поляка (затем переехавшего в США) Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Аме­рике». Их произведение состояло из 5 томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 гг. в США. Это был итог исследования, длившегося более 10 лет и по­священного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы ис­следования широко использовались личные документы (письма, биографи­ческий и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влия­ние социальной группы на поведение и установки ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло в основную про­блематику западной социальной психологии.

Первым в 1925 г. обратился к измерению установок американский соци­олог Богардус, который приобрел научную известность во многом благода­ря своей шкале «социальной дистанции». Под социальной дистанцией он подразумевал степени приемлемости, которую выражает личность по отноше­нию к представителю другой социальной группы. Богардус использовал свою шкалу с целью измерения и сравнения установок американцев к разным эт­ническим группам. Это исследование повлекло за собой целый ряд работ, в результате которых были созданы различные шкалы для измерения устано­вок.

Среди различных подходов, появившихся в 20-30-е гг., следует отметить социометрический метод Морено, уроженца Румынии, получившего высшее образование в Вене и с середины 20-х гг. работавшего в США. Этот метод, обнародованный им в 1933 г., предназначался для измерения динамики меж­личностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено, меж­личностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картину предпочтений и неприятий среди членов группы. Эту картину можно представить графически в виде социограммы. Другой способ обработки данных — конструирование социометрических индексов, позволяющих дать количественное выражение социометрического статуса каждого члена группы и различных аспектов групповой структуры. С помощью социометрии получено немало важных данных о строении груп­пы и ее функционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдель­ное направление западной социальной психологии.

Среди выдающихся исследователей, оказавших большое влияние на фор­мирование современной социальной психологии, необходимо назвать Леви­на, работавшего до 1933 г. в Германии, а затем эмигрировавшего в США. Левин привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представление о «поле сил», а из математики — понятия топологии (отрасли знания, изучающей наибо­лее общие свойства геометрических фигур). Данные положения Левин ис­пользовал как основу для анализа индивидуального и социального поведе­ния, поэтому система его взглядов называется «психологией поля» или «то­пологической психологией». В соответствии с теоретическим подходом Ле­вина, человек и его окружающая среда являются компонентами единого динамического поля, обладающего такими свойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера. Различные части этого поля взаимозависи­мы. Отсюда следует, что значение одиночного факта можно понять, лишь ис­ходя из той позиции, которую он занимает в поле. Как отмечал Левин, каж­дый психологический факт зависит от состояния личности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их сравнительная важность раз­лична в различных случаях. Ярким примером его творчества является экс­перимент (один из первых в социальной психологии групп), проведенный совместно с Липпиттом и Уайтом в 1938 г. Цель его состояла в изучении некоторых аспектов функционирования группы при различных типах группо­вой «атмосферы». Экспериментаторы организовали для десятилетних маль­чиков «клубы», члены которых на добровольной основе занимались изготов­лением театральных масок, сборкой моделей самолетов и т. д. Дети встреча­лись периодически в течение нескольких недель. Исходя из цели экспери­мента, взрослые руководители групп создавали в них атмосферу того или иного типа: «автократическую», «демократическую» или «laissez-faire» (пол­ной свободы для принятия решений без какого-либо участия руководителя). Было установлено, что каждый из данных стилей руководства оказывает различное влияние на групповую «атмосферу». Значимость данного иссле­дования состояла в том, что оно показало возможности экспериментирования в лаборатории на социальных системах маленького масштаба.

К концу 30-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего раз­вития в США. В эти же годы начинает проявляться все более отчетливая тен­денция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главным образом, в сфере деятельности индустриальных организаций. В пос­ледующем огромное влияние на развитие социально-психологического зна­ния оказала Вторая мировая война. По заданиям нескольких военных ве­домств США было проведено большое количество социально-психологичес­ких работ, охвативших широкий круг проблем. Можно отметить исследова­ния лидерства, морального состояния войск, природы паники, первичных военных групп, отношений между представителями различных рас и куль­тур, действия слухов с целью контроля над их распространением и ряд дру­гих проблем «психологической войны».

В последние десятилетия в США отмечается дальнейшее расширение сферы социально-психологических работ (и теоретических, и прикладных), возникновение новых научных центров, увеличение выпуска дипломирован­ных социальных психологов. Так, к 1970 г. секция социальной психологии и психологии личности стала самым многочисленным подразделением Аме­риканской Психологической Ассоциации. Социальные психологи составля­ли одну четверть всех университетских психологов. Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной психологии» считается важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труд до сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания. Его пос­леднее дополненное издание вышло в свет в 1985 г.

В течение двух последних десятилетий наблюдается активизация соци­ально-психологической науки в ряде стран Западной Европы. Все большее число исследователей начинают отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив раз­вития социальной психологии на иных, чем в США, основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальной психологии «ползучий эмпиризм», делающий акцент на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашают необходимость осуществления исследовательской ра­боты, исходя из более широкого «социального контекста», который вклю­чал бы в себя актуальные проблемы современного общества. Настоящий этап развития социальной психологии как науки на Западе оценивается неодноз­начно. Накоплен огромный эмпирический (в том числе, экспериментальный) материал. Однако высказывается неудовлетворенность качеством теоретичес­кого его осмысления. В прикладной сфере социальная психология также не оправдывает многих ожиданий. Не случайно в западных публикациях двух последних десятилетий порой говорится о «кризисе» социальной психологии. Однако современное состояние социальной психологии (даже если согласиться с термином «кризис») можно рассматривать как своеобразную «болезнь ро­ста». Социальная психология, несмотря на свою долгую предысторию, яв­ляется молодой наукой.

Развитие отечественной социальной психологии. В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Лишь социолог Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит в том, что он впервые обобщил опыт наблю­дения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народ­ных масс в связи с революционно-освободительным движением в России. Широкое распространение получила его концепция «героев и толпы». Рас­сматривая толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явле­ние», Михайловский считал, что герой является порождением толпы, кото­рая «выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Од­ним из главных психологических механизмов взаимодействия людей в тол­пе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаи­моподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушае­мостью масс, их податливостью силе личности героя. Несмотря на марксист­скую критику взглядов Михайловского, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие отечественной социально-психологической мысли.

Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес Плеханов, революционер и мыслитель, основатель социал-демократичес­кого движения в России. С позиций исторического материализма он дал опре­деление понятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль обществен­ной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистичес­кого принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологичес­кой науки. В своих поисках в области социальной психологии отечествен­ные исследователи старались в той или иной степени следовать идеологичес­ким и методологическим требованиям советской системы. В 20-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук — психологи Корнилов, Артемов, Беляев, Блонский, психолог и философ Челпанов, зоопсихолог Вагнер, невропато­лог и психиатр Бехтерев, юрист Рейснер, филолог Войтоловский. Этот пе­риод характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психо­логии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются от­дельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (Бехтерев, Рейснер, Войтоловский).

Следует особенно отметить труды Бехтерева, проявлявшего интерес к раз­работке вопросов социальной психологии еще в конце прошлого века, когда он обратился к анализу роли внушения в общественной жизни. Провозгла­шая объективные методы единственно возможными при изучении психики, Бехтерев соответствующим образом подходил и к явлениям социальной пси­хологии. Групповую психику Бехтерев рассматривал как совокупность «со­четательных рефлексов» (синоним условного рефлекса по его терминологии). Свое понимание социально-психологических явлений он представил наибо­лее полно в книге «Коллективная рефлексология». Здесь Бехтерев дает ха­рактеристику различных социальных групп, выступает с оригинальной клас­сификацией коллективов, правда, использует этот термин очень расширитель­но. При объяснении социально-психологических явлений он обращается к основным законам физики, исходя из своей идеи об универсальности послед­них. Таким образом, законы психологии масс сводятся к физическим зако­нам. Неудивительно, что концепция «коллективной рефлексологии» сразу же и вполне обоснованно подверглась критике за «механистический матери­ализм». Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов кол­лектива, Бехтерев первым в отечественной социальной психологии обратил­ся к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных им совместно с Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (вос­приятия, памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и дея­тельности, изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление получен­ных данных показало существенное влияние группы на особенности психи­ческой деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других. Результаты этих эк­спериментов, опубликованные в 1924 г., получили широкую известность за рубежом и считаются важной вехой развития социальной психологии.

Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Аркин, Беляев и др.). В ряде публи­каций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Витке, Гастев, Керженцев и др.). Начинались поиски ме­тодов социальной психологии.

Однако период конца 20-х — начала 30-х гг. характеризуется свертыва­нием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Оте­чественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников была тако­ва: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть обществен­ный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выде­лении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господство­вала в СССР почти тридцать лет — до конца 1950-х гг. В Большой Советской Энциклопедии хорошо представлено сложившееся к этому времени официальное отношение к социальной психологии. В 1957 г. она характеризуется как «одна из ветвей буржуазной психологии», которая «подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением».

Таким образом, период начала 30-х — конца 50-х гг. не без основания можно считать временем перерыва в развитии отечественной социальной пси­хологии. Достойны упоминания лишь труды педагога и писателя Макарен­ко, в течение 15 лет руководившего организациями по перевоспитанию несо­вершеннолетних правонарушителей. Практическая деятельность Макаренко послужила основой для его «теории и методики коммунистического воспи­тания в коллективе». Главной целью советского воспитания он считал фор­мирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личнос­тью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста». Основная позиция Макаренко состояла в том, что личный интерес человека — это «правильно понятый общественный интерес». Взгляды Макаренко как нельзя лучше соответствовали идеологии марксизма-лениниз­ма и оказали большое влияние на советскую педагогику и социальную пси­хологию. В период с начала 50-х и до середины 80-х гг. эти идеи не подлежа­ли какой бы то ни было критической оценке. Лишь в наше время систему взгля­дов Макаренко стали называть концепцией «тотального коллективизма».

Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., в период так называемой «оттепели», когда на волне общественно-политических перемен, охвативших страну, советское руководство допу­стило некоторую либерализацию научной сферы. По существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки. В своих статьях, опубликованных в 1959г., ряд ленинградских ученых (Ананьев, Ковалев, Парыгин) выступили с критикой нигилистического отношения к этой отрас­ли научного знания. Обосновывалась не только возможность, но и необходи­мость разработки социальной психологии на марксистской основе. В начале 60-х гг. заметным явлением в психологической среде стала дискуссия о пред­мете социальной психологии, развернувшаяся на страницах журнала «Воп­росы психологии». Здесь выступили такие инициаторы развития отечествен­ной социальной психологии, как Баранов, Парыгин, Кузьмин, Шорохова, Мансуров, Платонов.

Важным событием для этой отрасли знания было создание в 1962 г. пер­вой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государ­ственном университете (под руководством Кузьмина). Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде (книги Парыгина «Социальная психология как наука» и Кузьмина «Основы социальной психологии»). В них рассматри­вался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии. В работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки круг проблем со­циальной психологии личности был представлен в монографии Бодалева «Восприятие человека человеком».

Известно, что важным моментом становления любой науки является орга­низация подготовки соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968 г. в Ленинградском универси­тете (под руководством Кузьмина) и в 1972 г. в Московском университете (под руководством Андреевой). Начинается подготовка дипломированных специалистов по социальной психологии. В 1980 г. выходит первый учебник для студентов вузов — «Социальная психология» Андреевой, выдержавший к настоящему времени несколько изданий.

В последующие годы отечественные социальные психологи проводят свою работу в различных сферах общественной жизни. Публикуются материалы исследований, проведенных на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения. Расширяется также масштаб практического использования социально-психо­логических знаний.

 

 

Контрольные вопросы

1. Какой информацией пользовались ученые на этапе социальной

философии для развития социально-психологического знания?

1. ученые проводили эмпирические исследования с использованием

различных методик;

2. ученые опирались только на личный опыт;

3. ученые анализировали данные эмпирических исследований, проведенных

коллегами;

4. ученые проводили социально-психологические опросы.

 

2. Первые лабораторные социально-психологические эксперименты были про­ведены в:

1. начале XIX в.;

2. середине XIX в.;

3. конце XIX в.;

4. начале XX в.

 

3. Первым в России дал определение понятия «общественная психология»:

1. Михайловский;

2. Плеханов;

3. Бехтерев;

4. Макаренко.

 


Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 764 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.011 сек.)