АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Тема 4. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИММУНОДЕФИЦИТЫ (АЛИМЕНТАРНЫЕ, ВИРУСНЫЕ ИММУНОДЕФИЦИТЫ ЧЕЛОВЕКА, СТРЕССОВЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, ИММУНОДЕФИЦИТЫ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ)
Приобретенная патологическая недостаточность специфических и неспецифических факторов резистентности является результатом патологических изменений в постнатальном периоде и встречается чаще, чем наследственная.
Приобретенные иммунодефициты возникают при состояниях, сопровождающихся потерей белка (голодание, болезни почек, некоторые болезни крови), при ожогах, тяжелых травмах, хирургических вмешательствах, ряде злокачественных опухолей, инфекционных болезней, воздействии некоторых иммунотоксических лекарственных препаратов и экологических факторов.
При бактериальных инфекциях (лепра, туберкулез, сифилис, бруцеллез, пневмококк, менингококк, скарлатина, коклюш и др.) важную роль в развитии иммунодефицитов играют липополисахариды и элементы цитоплазмы, нарушающие функции тимуса и подавляющие функцию моноцитомакрофагальной системы. При протозойных и гельминтных болезнях возможны нарушения иммунорегуляции, угнетение функции макрофагов (малярия), выработка лимфоцитотоксинов (трихинеллез, опи-сторхоз) или супрессивно действующих факторов (шисто- и трипаносомоз).
Наиболее активное воздействие на иммунную систему оказывают:
алиментарные иммунодефицита;
вирусные инфекции, вызывающие вирусный иммунодефицит (вирусный СПИД);
стрессорные факторы, вызывающие стрессовый иммунодефицит (стрессовый СПИД);
экологические факторы, вызывающие экологический иммунодефицит (экологический СПИД);
иммунодефицита, вызываемые лекарственными препаратами.
Алиментарные иммунодефициты. Недостаточное питание может влиять на различные формы иммунной реактивности: Т-клеточный иммунитет, продукцию антител и цитокинов, фагоцитарную функцию, активность системы комплемента.
Алиментарные иммунодефицита у сельскохозяйственных животных наиболее выражены при истощении, вызванном недостаточным по общей питательности, особенно по белку, кормлении. Ускоряют развитие алиментарных иммунодефицитов содержание животных в сырых и холодных помещениях, чрезмерная работа, беременность, лактация. При длительном недоедании белковое голодание сочетается с витаминно-минеральным, что может привести к нарушениям обмена веществ, понижению нейроэндокринной регуляции различных функций в организме, атро-фическим и дистрофическим изменениям органов и систем, в том числе к атрофии лимфоидной ткани. При этом резко угнетаются функции как неспецифических факторов резистентности, так и специфического иммунитета, т. е. все формы иммунной реактивности, и, как следствие, снижается сопротивляемость организма животных к инфекционным и паразитарным заболеваниям.
Аналогичные иммунодефицитные состояния возникают у животных при истощении, не связанном с недостаточностью питательных веществ в рационе, а обусловленном различными системными нарушениями в организме (опухолевые заболевания, хронические инфекции, почечные, эндокринные расстройства, множественные травмы и др.).
Различной выраженности иммунодефициты возможны при частичной (качественной) недостаточности питания.
При качественной недостаточности белкового питания, в том числе при недостатке в рационе незаменимых аминокислот, возможны угнетение синтеза антител, цитокинов, компонентов комплемента, нарушение клеточной пролиферации, в том числе лимфоцитов.
При инфицировании животных, в рационе которых имеется недостаток селена и меди, вирусы могут мутировать и изменять свою вирулентность; при недостатке цинка происходят нарушение функции Т-клеток, снижение соотношения клеток с CD4+/CD8+-мapкepaми, ослабление кожных реакций ГЧЗТ: при недостатке железа нарушается функция ЕК-клеток, уменьшается способность нейтрофилов уничтожать бактерии и грибы вследствие снижения активности железозависимых ферментов, обеспечивающих функции лимфоцитов и фагоцитов.
При недостатке в рационе полиненасыщенных жирных кислот (линоле-вой, линоленовой, арахидоновой), которые иногда относят к группе витаминов F, возможно нарушение структуры и функции клеточных мембран, регуляции внутриклеточных процессов, а также клеточных реакций, индуцируемых внедрившимся в ткань патогеном. Как известно, производные арахидоновой кислоты (простогландины, лейкотриены, тромбоксаны), продуцируемые активизированными тучными клетками, базофилами и эозинофилами, участвуют в осуществлении местной воспалительной реакции, увеличивая проницаемость капилляров в очаге воспаления и выполняя роль хемоаттрактантов для фагоцитов (см. разделы 1.2 и 2.2.1), тем самым способствуя устранению патогенных агентов из организма.
В связи с тем что витамин А (ретинол) после превращения в организме в гормон — ретиноевую кислоту оказывает системные эффекты на рост и дифференцировку нервной, костной ткани эпителиальных покровов желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных, мочеполовых путей, кожи, конъюнктивы, роговицы, участвует в транскрипции мРНК, индуцировании синтеза белка, в том числе иммуноглобулинов и компонентов мембран, а также необходим для нормального функционирования мембран, его недостаток существенно отражается на резистентности животных и человека.
Недостаток витамина А прежде всего неблагоприятно сказывается на структуре эпителия, приводя к метаплазии клеток, гиперкератозу (ороговению) эпителия, ослаблению его защитных свойств, повышенному связыванию бактерий и их проницаемости через эпителиальные покровы (открываются «ворота инфекции»), уменьшению числа некоторых субпопуляций лимфоцитов, снижению их реакции на антиген, уменьшению синтеза антител и ослаблению устойчивости организма животного к инфекции.
Витамины группы Е (α-, β-, γ-, δ-токоферолы) являются наиболее активными природными жирорастворимыми антиоксидантами. Входя в комплексе с непредельными жирными кислотами в состав клеточных мембран, токоферолы стабилизируют их, предотвращая окисление непредельных жирных кислот и витамина А, тем самым способствуя лучшему их использованию, а том числе в регуляции иммунного ответа. Имеются сведения об участии витаминов Е в регуляции уровня транскрипции мРНК, синтеза белка, биологического окисления и образовании в клетках основного источника энергии — АТФ. Можно предположить особенно важную роль витаминов Е в активированных фагоцитах — в защите их мембран от действия наиболее реактивных форм кислорода во время так называемого «кислородного взрыва».
В известной мере недостаток любого витамина может вызвать различно выраженный иммунодефицит. В частности, при недостаточности витаминов В6 и фолиевой кислоты происходит нарушение клеточного иммунитета, в том числе пролиферации лимфоцитов.
Вирусные иммунодефициты. Нарушения различных звеньев иммунной системы выявлены при многих вирусных инфекциях, в том числе при острых (корь, грипп, краснуха, паротит) и персистирующих (герпес), а также при вирусных инфекциях иммунной системы (ВИЧ, лейкоз крупного рогатого скота).
Механизмы формирования и продолжительности иммунодефицитных состояний при участии вирусов разнообразны, что можно проследить на примере иммунодефицитов, вызываемых вирусами гриппа, простого герпеса и семейства ретровирусов.
Все вирусы гриппа (типы А, В, С) являются РНК-содержащими, состоят из восьми молекул РНК. Из них наиболее изменчив вирус А, имеющий три подтипа (А1, А2, А3) и несколько штаммов. Вирус гриппа А особенно изменчив по поверхностным белкам — гемагглютинину и нейраминидазе, вирусы В и С более стабильны. Вирус гриппа вызывает прежде всего снижение количества и функциональной активности Т-лимфоцитов, наиболее выраженное при заболевании, вызванном новым подтипом вируса А, полностью отличающимся по структуре гемагглютини-на и нейраминидазы от вирусов, с которыми заболевшие встречались ранее (Шварцман Я. С. и др., 1979).
Прямое воздействие вируса гриппа на Т-лимфоциты вызывает в первую очередь поражение их рецепторного аппарата, что ведет к резкому нарушению функции Т-лимфоцитов и утрате в значительной степени их способности к рециркуляции. Вирус гриппа может оказывать и опосредованное действие на иммунную систему, влияя на синтез кортикостероидных гормонов.
Иммунодефицит при гриппе усиливается повреждающим действием вируса гриппа на макрофаги и нейтрофилы. У поврежденных вирусом фагоцитов снижаются литическая активность и цитотоксичность, уменьшается число цитоплазматических гранул, подавляется хемотаксис.
У больных гриппом хемотаксис фагоцитов возвращается к норме не ранее чем через 3 нед после выздоровления, а полное восстановление популяции Т-лимфоцитов периферической крови происходит не ранее чем через 4 нед от начала болезни. Следовательно, иммунодефицит при гриппе носит временный характер и относительно непродолжителен — около 4 нед. Однако в этот период иммунодефицит у больных гриппом может быть причиной активации латентных форм инфекций (например, герпеса) или более тяжелого течения острых инфекций. Временное поражение Т-клеток вызывает и вирус кори.
Иммунитет у лиц, переболевших гриппом А, сохраняется I—3 года, гриппом В — 3—6 лет. У новорожденных детей возможен непродолжительный пассивный иммунитет, передаваемый им через плаценту от матерей, имеющих иммунитет против гриппа.
Вирусы простого герпеса состоят из одной молекулы двухцепочечной ДНК, являются внутриклеточными паразитами, проникающими внутрь клетки-хозяина путем рецепторного пиноцитоза. Вирусная ДНК аккумулируется в ядре инфицированной клетки, где происходят ее депротеинизация, транскрипция и репликация с помощью клеточных и вирусных ферментов.
Основными путями заражения вирусом простого герпеса являются воздушно-капельный и половой. Имеются сведения, что вирус герпеса встраивается в генный аппарат клетки человека и передается дочерним клеткам при каждом следующем делении. Вирус содержится в слюне, слезах, крови, моче, сперме, спинномозговой жидкости, молоке. Болезнь в основном ограничивается воротами внедрения вируса (кожа губы, конъюнктива, гениталии) и нервной тканью, иннервирующей место инокуляции. Однако в случае наличия иммунодефицита в момент инфицирования или при реактивации латентного вируса возможна генерализация вируса (в региональные лимфатические узлы, кровь, внутренние органы).
Для вируса простого герпеса характерна пожизненная персистенция в виде двухнитевых кольцевых форм ДНК с нейронах чувствительных и вегетативных ганглиев, а также в коже (в латентном состоянии) с периодической реактивацией. Провоцирование рецидивов происходит преимущественно за счет вирусов, находящихся в ганглиях. Возможна периодическая циркуляция вируса из нейронов в клетки эпителия ин-трааксонально и обратно — из эпителиальных клеток через нервные окончания в нейрон и далее в ганглий. Во время ре-инфицирования ганглия могут появиться новые фокусы латентной инфекции, проникающей в них через соседние сенсорные нервные окончания.
В противовирусной защите при инфицировании вирусом простого герпеса участвуют как неспецифические факторы защиты (нейтрофилы, макрофаги, естественные киллеры, а и (3-интерфе-роны), так и специфические иммунные реакции, причем первые играют ведущую роль при первичной инфекции, а вторые приобретают важное значение при вторичной инфекции (Сухих Г. Т. и др., 1997).
При простом герпесе у больных имеет место иммунодефицит, выражающийся в угнетении функциональной активности моноцитов, макрофагов (угнетение хемотаксиса, снижение антителоза-висимой цитотоксичности и фагоцитоза), иммунокомпетентных клеток и в нарушении регуляторных взаимоотношений в иммунной системе (увеличение числа супрессорных клеток и вырабатываемого ими супрессорного вирус-специфического фактора, подавляющего вызванную вирусом пролиферацию иммунокомпетентных клеток).
Вызвать рецидив могут переохлаждение, перегревание, беременность, большая доза алкоголя, психическая травма, другие инфекционные заболевания (например, грипп, ослабивший иммунную систему).
Вторичное появление эндогенных вирусных антигенов, связанное с рецидивами заболевания, в свою очередь, сильно подавляют иммунные реакции, создавая условия для активной, не сдерживаемой репликации вируса герпес, для развития других инфекций, а также повышает риск возникновения злокачественных опухолей.
Наиболее тяжелый вирусный иммунодефицит вызывает вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) развивается в течение 9—10 лет у половины инфицированных ВИЧ-инфекцией, протекаете поражением иммунной и нервной систем и проявляется развитием тяжелых инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований.
ВИЧ относится к семейству ретровирусов — РНК-содержащих вирусов, обладающих ферментом обратной транскриптазой (рис. 1), способной на матрице РНК синтезировать ДНК (провирус), которая может интегрироваться в геном инфицированной клетки. К ретровирусам также относятся вирусы лейкоза крупного рогатого скота, кошек и птиц, опухолей молочных желез мышей (подсемейство Oncovirinae), прогрессирующей пневмонии мэди и висны овец (подсемейство Lentivirinae).
Для вирусов подсемейства Lentivirinae, к которому относят и ВИЧ, установлена одна характерная особенность: существенная часть синтезиро-ванной в инфицированной клетке вирусной ДНК не интегрирует с клеточным геномом, обеспечивая независимость размножения вируса от деления клеток.
Рис. 1. Схема молекулярной организации ВИЧ (Кожемякин Л. А. и др., 1990):
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 2145 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|