АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Тема 4. ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИММУНОДЕФИЦИТЫ (АЛИМЕНТАРНЫЕ, ВИРУСНЫЕ ИММУНОДЕФИЦИТЫ ЧЕЛОВЕКА, СТРЕССОВЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, ИММУНОДЕФИЦИТЫ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ)

Прочитайте:
  1. II. Острые нарушения памяти и сознания, обусловленные алкоголем и лекарственными средствами
  2. А. Вирусные гепатиты.
  3. Алгоритм действий медицинской сестры в обращении с лекарственными средствами
  4. АНТИМИКРОБНЫЕ, ПРОТИВОГРИБКОВЫЕ И ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ПРЕПАРАТЫ
  5. АРБОВИРУСНЫЕ БОЛЕЗНИ
  6. АРБОВИРУСНЫЕ ГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ ЛИХОРАДКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ТРОПИКАХ
  7. Арбовирусные инфекции. Этиология. Патогенез. Эпидемиология. Классификация. Диагностика. Лечение.
  8. Арбовирусные системные лихорадочные болезни
  9. Близорукость. Классификация. В каких структурах глаза возникают патологические изменения при высокой осевой прогрессирующей близорукости.
  10. Болезни животных, вызываемые бактериями (бактериозы

 

Приобретенная патологическая не­достаточность специфических и не­специфических факторов резистентности является результатом патологи­ческих изменений в постнатальном периоде и встречается чаще, чем на­следственная.

Приобретенные иммунодефициты возникают при состояниях, сопровож­дающихся потерей белка (голодание, болезни почек, некоторые болезни кро­ви), при ожогах, тяжелых травмах, хи­рургических вмешательствах, ряде зло­качественных опухолей, инфекционных болезней, воздействии некоторых иммунотоксических лекарственных препа­ратов и экологических факторов.

При бактериальных инфекциях (леп­ра, туберкулез, сифилис, бруцеллез, пневмококк, менингококк, скарлатина, коклюш и др.) важную роль в развитии иммунодефицитов играют липополисахариды и элементы цитоплазмы, нару­шающие функции тимуса и подавляю­щие функцию моноцитомакрофагальной системы. При протозойных и гельминтных болезнях возможны наруше­ния иммунорегуляции, угнетение фун­кции макрофагов (малярия), выработка лимфоцитотоксинов (трихинеллез, опи-сторхоз) или супрессивно действующих факторов (шисто- и трипаносомоз).

Наиболее активное воздействие на иммунную систему оказывают:

алиментарные иммунодефицита;

вирусные инфекции, вызывающие вирусный иммунодефицит (вирусный СПИД);

стрессорные факторы, вызывающие стрессовый иммунодефицит (стрессо­вый СПИД);

экологические факторы, вызываю­щие экологический иммунодефицит (экологический СПИД);

иммунодефицита, вызываемые ле­карственными препаратами.

Алиментарные иммунодефициты. Недостаточное питание может влиять на различные формы иммунной реактивности: Т-клеточный иммунитет, про­дукцию антител и цитокинов, фагоцитарную функцию, активность системы комплемента.

Алиментарные иммунодефицита у сельскохозяйственных животных наи­более выражены при истощении, выз­ванном недостаточным по общей пита­тельности, особенно по белку, кормле­нии. Ускоряют развитие алиментарных иммунодефицитов содержание живот­ных в сырых и холодных помещениях, чрезмерная работа, беременность, лак­тация. При длительном недоедании белковое голодание сочетается с витаминно-минеральным, что может приве­сти к нарушениям обмена веществ, по­нижению нейроэндокринной регуляции различных функций в организме, атро-фическим и дистрофическим изменениям органов и систем, в том числе к атрофии лимфоидной ткани. При этом резко угнетаются функции как неспеци­фических факторов резистентности, так и специфического иммунитета, т. е. все формы иммунной реактивности, и, как следствие, снижается сопротивляемость организма животных к инфекционным и паразитарным заболеваниям.

Аналогичные иммунодефицитные со­стояния возникают у животных при ис­тощении, не связанном с недостаточно­стью питательных веществ в рационе, а обусловленном различными системны­ми нарушениями в организме (опухоле­вые заболевания, хронические инфек­ции, почечные, эндокринные расстрой­ства, множественные травмы и др.).

Различной выраженности иммунодефициты возможны при частичной (каче­ственной) недостаточности питания.

При качественной недостаточности белкового питания, в том числе при не­достатке в рационе незаменимых ами­нокислот, возможны угнетение синтеза антител, цитокинов, компонентов ком­племента, нарушение клеточной проли­ферации, в том числе лимфоцитов.

При инфицировании животных, в ра­ционе которых имеется недостаток се­лена и меди, вирусы могут мутировать и изменять свою вирулентность; при не­достатке цинка происходят нарушение функции Т-клеток, снижение соотно­шения клеток с CD4+/CD8+-мapкepaми, ослабление кожных реакций ГЧЗТ: при недостатке железа нарушается функция ЕК-клеток, уменьшается способ­ность нейтрофилов уничтожать бакте­рии и грибы вследствие снижения активности железозависимых ферментов, обеспечивающих функции лимфоцитов и фагоцитов.

При недостатке в рационе полине­насыщенных жирных кислот (линоле-вой, линоленовой, арахидоновой), ко­торые иногда относят к группе витами­нов F, возможно нарушение структуры и функции клеточных мембран, регуля­ции внутриклеточных процессов, а так­же клеточных реакций, индуцируемых внедрившимся в ткань патогеном. Как известно, производные арахидоновой кислоты (простогландины, лейкотриены, тромбоксаны), продуцируемые ак­тивизированными тучными клетками, базофилами и эозинофилами, участву­ют в осуществлении местной воспалительной реакции, увеличивая проница­емость капилляров в очаге воспаления и выполняя роль хемоаттрактантов для фагоцитов (см. разделы 1.2 и 2.2.1), тем самым способствуя устранению пато­генных агентов из организма.

В связи с тем что витамин А (ретинол) после превращения в организме в гормон — ретиноевую кислоту оказыва­ет системные эффекты на рост и дифференцировку нервной, костной ткани эпителиальных покровов желудочно-кишечного тракта, верхних дыхатель­ных, мочеполовых путей, кожи, конъ­юнктивы, роговицы, участвует в транс­крипции мРНК, индуцировании синте­за белка, в том числе иммуноглобу­линов и компонентов мембран, а также необходим для нормального функцио­нирования мембран, его недостаток су­щественно отражается на резистентности животных и человека.

Недостаток витамина А прежде всего неблагоприятно сказывается на структуре эпителия, приводя к метаплазии клеток, гиперкератозу (ороговению) эпителия, ослаблению его защитных свойств, повы­шенному связыванию бактерий и их про­ницаемости через эпителиальные покро­вы (открываются «ворота инфекции»), уменьшению числа некоторых субпопу­ляций лимфоцитов, снижению их реак­ции на антиген, уменьшению синтеза ан­тител и ослаблению устойчивости орга­низма животного к инфекции.

Витамины группы Е (α-, β-, γ-, δ-токоферолы) являются наиболее актив­ными природными жирорастворимы­ми антиоксидантами. Входя в комп­лексе с непредельными жирными кис­лотами в состав клеточных мембран, токоферолы стабилизируют их, пред­отвращая окисление непредельных жирных кислот и витамина А, тем самым способствуя лучшему их ис­пользованию, а том числе в регуля­ции иммунного ответа. Имеются све­дения об участии витаминов Е в ре­гуляции уровня транскрипции мРНК, синтеза белка, биологического окис­ления и образовании в клетках ос­новного источника энергии — АТФ. Можно предположить особенно важ­ную роль витаминов Е в активиро­ванных фагоцитах — в защите их мем­бран от действия наиболее реактивных форм кислорода во время так на­зываемого «кислородного взрыва».

В известной мере недостаток любого витамина может вызвать различно вы­раженный иммунодефицит. В частнос­ти, при недостаточности витаминов В6 и фолиевой кислоты происходит нару­шение клеточного иммунитета, в том числе пролиферации лимфоцитов.

Вирусные иммунодефициты. Наруше­ния различных звеньев иммунной систе­мы выявлены при многих вирусных ин­фекциях, в том числе при острых (корь, грипп, краснуха, паротит) и персистирующих (герпес), а также при вирусных инфекциях иммунной системы (ВИЧ, лейкоз крупного рогатого скота).

Механизмы формирования и про­должительности иммунодефицитных со­стояний при участии вирусов разнооб­разны, что можно проследить на при­мере иммунодефицитов, вызываемых вирусами гриппа, простого герпеса и семейства ретровирусов.

Все вирусы гриппа (типы А, В, С) являются РНК-содержащими, состоят из восьми молекул РНК. Из них наибо­лее изменчив вирус А, имеющий три подтипа (А1, А2, А3) и несколько штам­мов. Вирус гриппа А особенно измен­чив по поверхностным белкам — гемагглютинину и нейраминидазе, вирусы В и С более стабильны. Вирус гриппа вызывает прежде всего снижение коли­чества и функциональной активности Т-лимфоцитов, наиболее выраженное при заболевании, вызванном новым подтипом вируса А, полностью отли­чающимся по структуре гемагглютини-на и нейраминидазы от вирусов, с ко­торыми заболевшие встречались ранее (Шварцман Я. С. и др., 1979).

Прямое воздействие вируса гриппа на Т-лимфоциты вызывает в первую очередь поражение их рецепторного ап­парата, что ведет к резкому нарушению функции Т-лимфоцитов и утрате в зна­чительной степени их способности к рециркуляции. Вирус гриппа может ока­зывать и опосредованное действие на иммунную систему, влияя на синтез кортикостероидных гормонов.

Иммунодефицит при гриппе усили­вается повреждающим действием виру­са гриппа на макрофаги и нейтрофилы. У поврежденных вирусом фагоцитов снижаются литическая активность и цитотоксичность, уменьшается число цитоплазматических гранул, подавляет­ся хемотаксис.

У больных гриппом хемотаксис фа­гоцитов возвращается к норме не ра­нее чем через 3 нед после выздоровле­ния, а полное восстановление попу­ляции Т-лимфоцитов периферической крови происходит не ранее чем через 4 нед от начала болезни. Следовательно, иммунодефицит при гриппе носит вре­менный характер и относительно непро­должителен — около 4 нед. Однако в этот период иммунодефицит у больных грип­пом может быть причиной активации латентных форм инфекций (например, герпеса) или более тяжелого течения ос­трых инфекций. Временное поражение Т-клеток вызывает и вирус кори.

Иммунитет у лиц, переболевших гриппом А, сохраняется I—3 года, грип­пом В — 3—6 лет. У новорожденных де­тей возможен непродолжительный пас­сивный иммунитет, передаваемый им через плаценту от матерей, имеющих иммунитет против гриппа.

Вирусы простого герпеса состоят из одной молекулы двухцепочечной ДНК, являются внутриклеточными паразита­ми, проникающими внутрь клетки-хо­зяина путем рецепторного пиноцитоза. Вирусная ДНК аккумулируется в ядре инфицированной клетки, где происхо­дят ее депротеинизация, транскрипция и репликация с помощью клеточных и вирусных ферментов.

Основными путями заражения виру­сом простого герпеса являются воздуш­но-капельный и половой. Имеются све­дения, что вирус герпеса встраивается в генный аппарат клетки человека и пе­редается дочерним клеткам при каж­дом следующем делении. Вирус содер­жится в слюне, слезах, крови, моче, сперме, спинномозговой жидкости, мо­локе. Болезнь в основном ограничива­ется воротами внедрения вируса (кожа губы, конъюнктива, гениталии) и нерв­ной тканью, иннервирующей место ин­окуляции. Однако в случае наличия им­мунодефицита в момент инфицирова­ния или при реактивации латентного вируса возможна генерализация вируса (в региональные лимфатические узлы, кровь, внутренние органы).

Для вируса простого герпеса харак­терна пожизненная персистенция в виде двухнитевых кольцевых форм ДНК с нейронах чувствительных и вегетатив­ных ганглиев, а также в коже (в латент­ном состоянии) с периодической реак­тивацией. Провоцирование рецидивов происходит преимущественно за счет вирусов, находящихся в ганглиях. Воз­можна периодическая циркуляция ви­руса из нейронов в клетки эпителия ин-трааксонально и обратно — из эпители­альных клеток через нервные окончания в нейрон и далее в ганглий. Во время ре-инфицирования ганглия могут появить­ся новые фокусы латентной инфекции, проникающей в них через соседние сен­сорные нервные окончания.

В противовирусной защите при ин­фицировании вирусом простого герпе­са участвуют как неспецифические фак­торы защиты (нейтрофилы, макрофаги, естественные киллеры, а и (3-интерфе-роны), так и специфические иммунные реакции, причем первые играют веду­щую роль при первичной инфекции, а вторые приобретают важное значение при вторичной инфекции (Сухих Г. Т. и др., 1997).

При простом герпесе у больных име­ет место иммунодефицит, выражающий­ся в угнетении функциональной актив­ности моноцитов, макрофагов (угнете­ние хемотаксиса, снижение антителоза-висимой цитотоксичности и фагоци­тоза), иммунокомпетентных клеток и в нарушении регуляторных взаимоотно­шений в иммунной системе (увеличе­ние числа супрессорных клеток и выра­батываемого ими супрессорного вирус-специфического фактора, подавляюще­го вызванную вирусом пролиферацию иммунокомпетентных клеток).

Вызвать рецидив могут переохлажде­ние, перегревание, беременность, боль­шая доза алкоголя, психическая травма, другие инфекционные заболевания (на­пример, грипп, ослабивший иммунную систему).

Вторичное появление эндогенных вирусных антигенов, связанное с реци­дивами заболевания, в свою очередь, сильно подавляют иммунные реакции, создавая условия для активной, не сдер­живаемой репликации вируса герпес, для развития других инфекций, а также повышает риск возникновения злока­чественных опухолей.

Наиболее тяжелый вирусный иммунодефицит вызывает вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Синдром при­обретенного иммунодефицита (СПИД) развивается в течение 9—10 лет у поло­вины инфицированных ВИЧ-инфекци­ей, протекаете поражением иммунной и нервной систем и проявляется развитием тяжелых инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований.

ВИЧ относится к семейству ретровирусов — РНК-содержащих вирусов, об­ладающих ферментом обратной транскриптазой (рис. 1), способной на мат­рице РНК синтезировать ДНК (провирус), которая может интегрироваться в геном инфицированной клетки. К ретровирусам также относятся вирусы лей­коза крупного рогатого скота, кошек и птиц, опухолей молочных желез мышей (подсемейство Oncovirinae), прогресси­рующей пневмонии мэди и висны овец (подсемейство Lentivirinae).


Для вирусов подсемейства Lenti­virinae, к которому относят и ВИЧ, установлена одна характерная особен­ность: существенная часть синтезиро-ванной в инфицированной клетке ви­русной ДНК не интегрирует с клеточ­ным геномом, обеспечивая независимость размножения вируса от деления клеток.

Рис. 1. Схема молекулярной организации ВИЧ (Кожемякин Л. А. и др., 1990):


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 2145 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)