АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИММУНИТЕТА
Развитие иммунологической реактивности в онтогенезе отражает филогенетический процесс становления иммунитета. Способность к иммунному ответу у эмбриона появляется и развивается в тесной зависимости от созревания лимфоидной ткани и лимфоидных органов. Решающее значение при этом имеет зрелость костного мозга и вилочковой железы как центральных органов иммунной системы.
Для новорожденных характерен низкий уровень нормальных антител и опсонинов, способствующих фагоцитозу. Рециркуляция иммуноцитов понижена из-за недостаточного развития посткапиллярных венул, по которым лимфоциты перемещаются по лимфатической системе. В целом к моменту рождения ребенка еще не завершается формирование системы распознавания и ответа на чужеродные антигены.
После рождения ребенка лимфоидная ткань получает мощный стимул к своему развитию. На организм начинает воздействовать поток антигенной стимуляции, исходящий из желудочно-кишечного тракта, заселяемого микрофлорой уже в первые часы после рождения ребенка. Однако развитие и становление иммунной системы в онтогенезе является следствием не только внешних антигенных воздействий, но и реализации генетически детермини-рованной программы развития организма. При этом постоянная смена состава антигенов как результат появления антигенно различающихся белковых макромолекул и клеточных популяций является мощным фактором для стимуляции иммунокомпетентных клеток.
Среди иммунологических реакций, опосредованных Т-лимфоцитами, ранее всего проявляется способность к отторжению трансплантатов. Зачатки подобной реакции обнаружены у клеток 13-недельного человеческого эмбриона. Однако полного развития реакция отторжения трансплантата достигает только в пост- натальном периоде.
По функциональным способностям эмбриональные лимфоциты существенно отличаются от Т-лимфоцитов взрослых.
К концу 1-го года жизни ребенка достигает полного развития реакция гипер-чувствительности замедленыого типа (ГЗТ), вследствие чего она может служить тестом, характеризующимфункциональную зрелость клеточного имму-нитета.
Становление гуморального иммунитета у эмбриона и плода происходит параллельно с развитием клеточных иммунных реакций. Иммуноглобулиновые рецепторы В-лимфоцитов появляются уже на 10 - 11-й неделе развития эмбриона. Однако их способность к образованию плазматических клеток, продуцирующих антитела в ответ на внутриутробное инфицирование, отмечается у человеческого плода с 20-й недели беременности. Но в то же время способность к синтезу анти-тел еще не означает, что плод в состойнии обеспечить самостоятельно гумораль-ную защиту против инфекций, так как иммунный ответ плода отличается от подобных реакций взрослого. Например, такая врожденная вирусная инфекция, как краснуха, характеризуется тенденцией к персистированию возбудителя даже в присутствии антител. Плод человека получает антитела от матери через плаце-нту. При этом через плацентарный барьер проникают только антитела 1gG Анти-тела, представленные иммуно-глобулинами 1gА и 1gМ, не проходят через плаценту. Это явление имеет положительное биологическое значение. В слу-чае, если бы все эти иммуногло- булины достигали плода, несовместимость ма-тери и плода по изоантигенам проявлялась бы неизмеримо чаще и в более тяже-лой форме. С другой стороны, неспособность иммуноглобулина, 1gМ прео-долеть плацентарный барьер является причиной незащищенности новорожде-нного против ряда инфекций.
Клетки эмбриона и плода начинают синтезировать иммуноглобулины уже на ранних стадиях внутриутробной жизни. Данный процесс начинается с синтеза иммуноглобулина 1gМ, который появляется в крови плода через 13 недель развития. К этому времени концентрация 1gМ достигает 0,1 г/л, что приблизительно составляет 1/10 содержания его в крови матери. Признаки синтеза 1gА появляются на 30-й неделе внутриутробной жизни. При этом его концентрация не превышает 0,03 г/л (у взрослых 2,5 г/л). Содержание иммуно-глобулина 1дМ у новорожденных остается низким, достигая уровня взрослых к 2-4 годам. Повышенный уровень иммуноглобулина 1gМ в пупочном канатике может быть первым показателем перенесенной внутриутробной инфекции или начинающегося инфекционного заболевания. Однако это далеко не абсолютный признак и его нельзя переоценивать. Количество антител класса А в сыворотке крови новорожденного долго остается ниже нормы взрослого человека и достигает среднего уровня только к 8 - 15 годам. Новорожденный не имеет определяемых количеств секреторных 1gА, содержание которых достигает уровня взрослых только к 10 - 11 годам. Антитела классов D и Е не обнаруживаются, как правило, у новорожденных и уровня взрослых достигают к 11 - 15 годам. Количество 1gG у новорожденного соответствует содержанию его у матери или иногда даже несколько превышает. Последнее объясняют собственной продукцией 1дСл клетками плода. В течение 1-го года жизни наступает снижение содержания 1gG (физиологическая гипогаммаглобулинемия) в результате катаболизма материнского глобулина, который еще не компенсируется собственным производством этого белка.
Таким образом, в целом становление иммунологической реактивности в постнатальном периоде характеризуется тем, что в организме новорожденного функционируют все механизмы иммуниой системы. Однако не менее чем через несколько месяцев эта система становится способной к полноценному иммунному ответу. В дальнейшем отдельные показатели иммунитета достигают уровней взрослого человека в разные сроки и сохраняются более или менее стабильно на протяжении жизни, испытывая определенные индивидуальные колебания.
Закономерное снижение иммунологической реактивности про- исходит при старении. Возрастные изменения в лимфоидной ткани человека и животных напоминают изменения, наблюдавшиеся в эксперименте при неонатальной тимзктомии. Происходит уменьшение массы лимфоидной ткани и клеточных элементов в тимусзависимых зонах, снижается активность реакций как клеточного, так и гуморального иммунитета.
В связи с этим высказывалось даже предположение, что тимус является своего рода биологическими часами, программирующими генетически детерминированную продолжительность жизни данного вида.
Иммуноглобулины грудного молока и молозива.
Секрет молочной железы содержит иммуноглобулины и связанные с ними антитела к различным антигенам. Длительное время этой функции молозива и материнского молока не придавали существенного значения, поскольку было установлено, Что естественное вскармливание не оказывает влияния на уровень антител, циркулирующих в крови новорожденного. Открытие секреторных им-муноглобулинов заставило пересмотреть существующую точку зрения на иммунологическую функцию материнского молока. Многочисленными. иммунохимическими исследованиями доказано, что во внешних секретах, омывающих поверхности слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта, дыхательных и мочевыводящих путей, преобладающим иммуноглобулином является секреторный 1gА (S 1gА). Наиболее высокая концентрация 5 1gА содержится в молозиве женщин - 0,016 г/л. Начиная со 2 - 3-го дня лактации уровень S 1gА неуклонно снижается. С 6-го дня он стабилизируется и на протяжении последующих 8 - 9 мес лактации в молоке содержится 0,001 г/л S 1gА. В первые дни естественного вскармливания в кишечник ребенка попадает в течение суток до 1 г этого иммуноглобулина. Далее ежедневная доза пос-тупающего S 1gА в кишечник практически не изменяется, хотя его конце трация в секрете молочной железы отчетливо уменьшается. Это объясняется увеличением кратности кормления материнским молоком и возрастанием объема его секреции.
Помимо него, в женском молоке содержатся иммуноглобулины классов G, М и А, хотя их концентрация намного меньше, чем концентрация S1gА. Секреторный 1gА образуется непосредственно в грудной железе из 2 молекул сывороточного 1gА, а в крови кормящей женщины содержание последнего возрастает в пять раз.
Секрет молочной железы женшин содержит антитела к различным антигенам: энтеробактериям, стрепто- и стафилококкам, бактериальным токсинам, а также к энтеровирусам, ротавирусам, первично размножающимся в кишечнике, виру-су гриппа и другим микроорганизмам. Антитела молока и молозива, относя-щиеся к секреторным иммуноглобулинам 1gА, обладают рядом свойств, опре-деляющих их действие на поверхности слизистой оболочки пищеварительного тракта. Во-первых, они соединяются с муциновым слоем, покрывающим эпите-лий, и тем самым предохраняют его от чужеродных антигенов. Во-вторых, для S 1gА характерно антиадсорбционное и антиадгезивное действие, проявляющееся в связывынии антигена в просвете кишки, блокировании его способности связываться со слизистой оболочкой и удалении из кишечника.
В-третьих, для S IgА характерна более высокая авидность, чем для сыво-роточного IgА, что частично объясняется димерной структурой. Эта повы-шенная авидность S 1gА проявляется в реакциях нейтрализации токсинов и вирусов. Совокупность рассмотренных свойств антител S 1gА свидетельствует об их способности связывать антигены и предотвращать их болезнетворное действие. При этом антитела S 1gА благодаря своей высокой устойчивости к протеолитическим ферментам сохраняют активность во всех отделах кишечного тракта.
Таким образом, наличие в женском молоке антител к энтеропатогенным бак-териям и вирусам ведет к формированию в кишечнике ребенка местного пас-сивного иммунитета, имеющего первостепенное значение в невосприимчивости детей раннего возраста ко многим возбудителям кишечных инфекций.
Вместе с тем в кишечнике детей, находящихся на грудном вскармливании, преобладает бифидум-флора, обладающая выраженными ферментативными свойствами и обусловливающая защиту против патогенных энтеробактерий, в частности шигелл. В кишечнике детей, находящихся на искусственном вскар-мливании, такого преобладания бифидумбактерий не наблюдается. В грудном молоке содержится также фермент лизоцим, обладающий выражен-ным бактериостатическим действием по отношению к энтеробактериям и грамположительной микрофлоре. В больших концентрациях он обнаружен в испражнениях детей, находяшихся на грудном вскармливании, и почти не найден в испражнениях детей, находящихся на искусственном вскармливании. Кроме того, в грудном молоке содержатся лактоферрин, комплемент, а также большое количество клеток, обладающих выраженной иммунологической активностью (лимфоциты, макрофаги).
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1200 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
|