АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ДЫХАНИЯ НА СОЗНАНИЕ. МОДЕЛЬ СОЗНАНИЯ В РАБОТЕ
Существует множество способов описания реальности. Многие из них претендуют на истину в последней инстанции, но как показывает жизнь, такие претензии совершенно не оправданы. Достаточно вспомнить материалистическое представление мира, чтобы понять необоснованность таких претензий. Пока что нет такого описания реальности, которое можно назвать истинным и единственно правильным, как и нет такой философской системы, которая смогла бы ответить на все вопросы. Жизнь значительно богаче и шире наших возможностей разложить ее "по полочкам". Поэтому любые попытки описания реальности – как древние, так и современные -- можно рассматривать лишь как гипотезы, как определенные модели, дающие возможность человеку как-то контролировать свою жизнедеятельность.
Главным критерием пригодности таких моделей для жизни или тех или иных целей является их способность давать практические результаты. Не столь важно объяснение способа получения результата, как его достижение. Поскольку главная цель Свободного Дыхания духовное развитие человека, то объяснение механизма его действия будет основано прежде всего на этом, а не на какой-нибудь другой основе (психологической, медицинской и т.д.), потому что достижения в этих областях в данном случае рассматриваются как сопутствующие результаты. Вполне естественно, что духовное развитие включает в себя и хорошее здоровье, и душевное равновесие, и раскрытие творческого потенциала, и вообще все то, что способствует совершенствованию человеческой природы.
Предлагаемая модель сознания не противоречит подобным моделям как древних эзотерических школ, так и современным направления психологии. Более того, ее можно рассматривать как связывающий мостик между ними. Уже в древности, для того чтобы облегчить работу с собственным сознанием, многие системы духовного развития и религиозные учения условно делили сознание в зависимости" от его функций на несколько частей или планов. При этом количество таких планов было у каждой системы свое. Например, в древнеиндийской философской системе Санкхья рассматривалось пять планов (лок) сознания, в христианской – три и так далее. Но для иллюстрации модели сознания, взятой из древности, лучше всего подходит семиплановое деление сознания. Эту модель, используемую в йоге, можно назвать классической. Она состоит из:
1. физического плана;
2. энергетического (пранического) плана;
3. астрального плана;
4. ментального плана;
5. буддхического плана;
6. кармического плана;
7. духовного плана.
Теперь рассмотрим вкратце значение каждого из планов в отдельности.
1. Физический, или телесный план – это, собственно говоря, наше тело, наделенное определенным видом сознания, которое управляет всеми его функциями.
2. Энергетический план – этот план сознания обеспечивает нашу жизнедеятельность. Это и та внешняя энергетическая оболочка (аура), окутывающая наше тело, и те невидимые каналы (меридианы, нади), пронизывающие наше тело во всех направлениях, снабжая каждую его клеточку энергией.
3. Астральный, или эмоциональный план – это мир наших чувств, эмоций, страстей и желаний. Уже в этом плане намечается существенное различие между человеком и животным.
4. Ментальный план – совокупность разума, воли (в обычном понимания этого слова) и творчества. На Земле этот план развит только у человека. В своей жизнедеятельности мы используем лишь незначительную часть ментального плана.
5. Буддхический план – обитель высшего разума. Смысл санскритского слова "буддхи" не имеет аналога в русском языке. Это более высокий уровень сознания, чем интеллект, и мы можем наблюдать его проявление в виде интуиции или отблесков озарения.
6. Кармический план. Для его характеристики необходимо иметь понятие о карме. Карма – это закон причин и следствий, определяющий жизнь человека. Согласно индийской философии каждый поступок, совершаемый человеком, является причиной аналогичного следствия, если не в этой жизни, так в последующей. Попросту говоря – "что посеешь, то и пожнешь". Вот почему почти во всех древних учениях уделяется такое большое внимание нравственному аспекту, исходя из кармического закона наша теперешняя жизнь обусловлена поведением в прошлых воплощениях. Рождение, среда обитания, здоровье, благополучие в этой жизни – результат того, что посеял человек в предыдущей. И как бы не пытался человек изменить эти условия, ему все равно не избежать воздаяния, если он не начнет изменяться сам. Избавившись от одной беды, он наткнется на другую; излечившись от одной болезни, он подцепит другую, возможно, еще более тяжкую. Единственный путь избавления от плохой кармы – это путь духовного развития. Если человек усердствует на этом пути, то.....в конце концов, открывается кармический план сознания и он начинает осознавать причины своих бед в этой жизни и следствия своих поступков в будущей.
7. ДУХОВНЫЙ план – область божественного или космического сознания. Через этот план осуществляется наша связь с Высшим (Богом. Абсолютом, Мировым Разумом). Входящие в этот план испытывают необыкновенные состояния, которые невозможно описать словами. Достижение этого плана – конечная цель всех духовных учений и многих религий. Как считает большинство мистиков - в этом состоит предназначение человека в его земной жизни.
В Свободном Дыхании предлагается трехплановая модель сознания:
- подсознание;
- сознание;
- сверхсознание.
Подсознание - это область бессознательного включает в себя все. что нам необходимо и может потребоваться в любой момент жизни: память, инстинкты, рефлексы, навыки, подавленный материал. Подсознание лишено логики. По удачному сравнению известного мастера вайвэйшн Фила Флэнегана, подсознание – это банк информации, если сознание в целом рассматривать как компьютер.
Сознание. Его главной чертой является способность к мышлению. Сознание дает оценку поступающей информации и при помощи логических построений делает определенные выводы, согласно которым человек совершает или планирует свои действия.
Сверхсознание не контролируется разумом, но мы можем почувствовать его проявление в виде интуиции и проблесков озарения. Наиболее полное и детальное описание этой области сознания можно найти в трудах известного индийского мыслителя Ауробиндо Гхоша.
Для более полной картины описания разных моделей сознания рассмотрим вкратце модель бессознательного (совокупность психических процессов и состояний, которые не осознаются человеком) в трансперсональной психологии.
До недавнего времени психика человека рассматривалась в двух планах: области сознания и области бессознательного, причем последняя, начиная с прошлого века, все больше и больше притягивала умы исследователей. Фрейд был первым, кто сумел оценить ее влияние на поведение и жизнь человека. Шло время, исследования продолжались, и оказалось, что эта область значительно шире, чем считалось раннее, что она включает в себя не только индивидуальное бессознательное, но и коллективное бессознательное по теории Юнга. В итоге возникшая совсем недавно трансперсональная психология рассматривает область бессознательного уже с позиции трех уровней:
• биографического;
• перинатального;
• трансперсонального.
Биографический уровень бессознательного содержит подавленный материал, который накапливается в течении жизни человека.
Перинатальнын ("пере" – около, "натальный" – рождение) уровень содержит всю информацию, связанную с зачатием, вынашиванием, рождением.
Трансперсональный уровень содержит в себе весь опыт коллективного бессознательного; семьи, рода, нации, расы и человечества в целом, основанный на традиции, культуре, религии. Память этого может оказывать позитивное или негативное воздействие на весь род человека.
Достаточно очевидно, что трансперсональный уровень напоминает кармический план классической семиплановой модели сознания.
Вследствие этого можно составить небольшую диаграмму, чтобы сравнить перечисленные модели сознания между собой.
Теперь можно перейти к непосредственному описанию нашей модели в работе. Для того, чтобы объяснить эту работу в более понятной форме, воспользуемся предложенным Филом Флэнеганом сравнение сознания с компьютером. Этот компьютер, получая информацию из внешней среды, обрабатывает ее: нужную пускает в дело, остальную откладывает как бы про запас. Все было бы очень просто, если бы исправная работа этого компьютера не зависела от объема поступающей информации, ее качества и интенсивности. Этот компьютер не в состоянии обработать информации больше, чем позволяет его мощность, и если информация поступает в виде слишком интенсивных сигналов, то она действует разрушающе не только на сам компьютер (сознание), но и на систему в целом, то есть на человека. При этом разрушающем действием на наше сознание обладает любой сигнал сильной интенсивности независимо от качества информации. Бурная радость действует так же разрушающе, как и безудержное горе. Поэтому наше сознание подобно компьютеру снабжено защитой, которая определяется двумя параметрами: индивидуальным порогом чувствительности и зоной шока. Работать эта защита начинает значительно раньше, не доводя сознание как в первом, так и во втором случае к значительным перегрузкам. Это обеспечивается зоной дискомфорта, которая предшествует и индивидуальному порогу чувствительности, и зоне шока. Оптимальная работа сознания происходит в комфортной зоне
Если мы уберем защиту в первом случае, то есть снизим порог чувствительности восприятия реальности, то наше сознание получит столько информации, что не в состоянии будет ее обработать. Произойдет сбой в работе сознания и как результат – психическая нестабильность. Снижение порога чувствительности возможно лишь при увеличении целостности сознания (целостности компьютера).
Если мы уберем защиту во втором случае, то интенсивность поступающих сигналов и негативная информация могут полностью расстроить нашу психику. Поэтому наше сознание дает оценку поступающей информации и блокирует (подавляет) ту, которая нарушает его комфортное состояние. При этом система защиты работает просто и жестко с большим запасом прочности, оценивая поступающую информацию по двоичной системе – ''хорошая" или "плохая".
Отвергнутая информация поступает в подсознание и блокируется за счет нашей собственной энергии. И чем больше эмоционального фона заложено в это разделение, тем сильнее будет блокировка. В результате человек лишается свободного доступа к этой ценной части информации, а сознание становится все более и более суженным.
Подавленный материал никуда не уходит. Он остается в подсознании, человек вынужден постоянно тратить свою энергию на сохранение оболочки блока. Кроме этого механизм защиты устроен с такой перестраховкой, что достаточно возникнуть ситуации, которая уже имела место, как заблокированная структура активизируется и побуждает человека к определенному поведению или действию независимо от его воли. В итоге эти блоки, или "детки", как их принято называть в Свободном Дыхании, формируются в независимые сущности, которые управляют нами. Схожие по своему возникновению и направленности эти заблокированные структуры группируются, образуя комплексы, формирующие в той или иной степени характер человека.
СИЛА ДЕТОК -- В НЕОСОЗНАННОСТИ ИХ ТВОРЕНИЯ!
Таким образом, первый шаг на пути освобождения от комплексов - осознание процесса их возникновения. Детка не может существовать без нас, без нашей энергии. Если мы сделаем альтернативный выбор, то есть сменим контекст подавленного материала, она исчезнет. Но сделать этот выбор на ментальном плане невозможно, и здесь на помощь приходит Свободное Дыхание.
В процессе Дыхания человек получает доступ к заблокированной структуре и возможность работать непосредственно с причиной ее возникновения. Благодаря смене контекста подавленного материала мы интегрируем детку и возвращая ее в общее поле сознания. Как говорит Сергей Всехсвятский, "Детка - это консервная банка без ярлыка, хранящаяся в подвале подсознания. Свободное Дыхание – это нож, которым мы вскрываем эту банку и находим в ней кусочек жизни".
Благодаря тому, что освобождая подвалы подсознания, мы, получаем не только ценную информацию, которая заключалась в заблокированных структурах, но и расширяем свое сознания за счет ликвидации этих структур. Более того, при интеграции сознание расширяется в сторону области сверхсознания.
Это происходит за счет высвобождения внутренней энергии, которая была необходима для удержания подавленного сознания.
Для достижения более высоких уровней сознания необходимо большое количество энергии. Вот почему в этой системе так много внимания уделялось физическим упражнениям, дыхательной практике, диете и т.п., благодаря которым человек накапливал определенное количество энергии, необходимое для выхода в область сверхсознания. Известный индолог, специалист по йоге, А.Н.Зубков разъясняет, что вторая и третья ступень раджа йоги – асана и пранаяма, служат именно для этой цели. Без достаточного количества энергии невозможно овладеть тремя последними ступенями йоги – дхараной (концентрацией), дхияной (медитацией) и самадхи.
В этой связи к огорчению поклонников таких новых форм йоги, как Сахадж-йога, или ТМ (трансцедентальная медитация), следует сказать о том, что их медитации скорее напоминают психотерапевтические сеансы, приправленные "восточным соусом", чем настоящую Дхияну. Обычный человек не может так сразу достичь состояния медитации, потому что не располагает для этого необходимым количеством энергии.
Трансцендентные пути требуют немало времени, чего не скажешь о интегративных методах.
Во время интеграции высвобождается большое количество энергии, которого вполне достаточно, чтобы достичь области сверхсознания, вернее будет сказать, "стать доступным этой области". Индийская философия, в частности – Веданта, рассматривает Высшее в трех аспектах: Сат-Чит-Ананда (Бытие, Сознание, Блаженство). В результате интеграции мы раскрываем в себе область сверхсознательного, которая выражается через экстаз (Ананда). Таким образом, благодаря Свободному Дыханию осуществляется контакт с областью сверхсознательного, или планами сознания, находящимися выше ментального, если брать за основу древние модели сознания. Это происходит в более короткие сроки, чем при трансцендентных методах, где для достижения подобных состояний требуются месяцы, а то и годы.
Но цели Свободного Дыхания не ограничиваются достижением подобных состояний, важно из этих состояний вынести определенный опыт существования (Сат) в области Сверхсознания (Чит). От самих же этих состояний, если они не несут конструктивного элемента, мало проку и вряд ли они изменят нашу жизнь в том случае, если мы не пойдем дальше и не будет стремиться сделать их постоянным фоном нашей жизни.
Проникая в область сверхсознания за счет расширения сознания, мы соприкасаемся с неведомой раннее реальностью, раскрываем свой творческий потенциал и начинаем осознавать жизнь совершенно в ином качестве.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 790 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|