МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ. ХОЛОТРОПНЫЙ ПОДХОД
Основная тема этого раздела -- четыре базовых перенатальных матрицы Станислава Грофа. Но прежде чем приступить к их описанию, следовало бы ознакомиться вкратце с концепцией, которой они служат, а заодно и с базовыми исследованиями в психологии, на которых основана эта концепция.
Первым, кто заложил краеугольный камень в фундамент этих исследований, был, конечно, Зигмунд Фрейд. Его исследования бессознательных психических процессов и те выводы, которые он сделал на базе своих наблюдений, привлекли многих ученых психологов и психиатров. Среди них можно выделить особо:
Альфреда Адлера, современника Фрейда, который видел причину неврозов в стремлении человека к самореализации, к социальной адаптации и выживанию: В отличии от Фрейда, Адлер утверждал, что нет конфликта между сознанием и подсознанием. Он говорил, что стремление к достижению успеха и социальной значимости заложено в человеке на бессознательном уровне.
Гроф взял у Адлера установку на помощь больному в обретении значимости своей личности в рамках человечества, и как на основе прошлого опыта строить будущее не через агрессивное самоутверждение, а через сотрудничество и восприятие окружающего с объективных позиций.
Вильгельма Райха, ученика Фрейда, который ввел концепцию сексуальной экономики. Разница между допустимым количеством энергии и тем, которое человек расходует в связи с ограничениями, вытесняется в мышечную систему, создавая депо хронического мышечного напряжения. Райх первым заговорил о гипервентиляции и ее роли в психотерапии, потому что достижение состояния, близкого к оргастическому, способствует разрядке мышечных депо.
Таким образом, можно смело предположить, что Вильгельм Райх еще в начале века подошел вплотную к технике Свободного Дыхания, открыв два ее ведущих компонента: гипервентиляцию, на которой основано холотропное дыхание, и тесную взаимосвязь тела и сознания, широко используемую во всех направлениях Свободного Дыхания.
Отто Ранка, ученика Фрейда, который ввел понятие травмы рождения как ставного и самого значимого из человеческих опытов. Все остальные травмы как бы производны от этой. Ранк считал, что в детстве ребенок желает вернуться во чрево матери, и страх этого желания есть причина невротизации. Ранк ввел понятие перенатального уровня, и Гроф впоследствии разделил его на четыре матрицы.
Карла Густава Юнга, ученика Фрейда, основателя одного из направлений в психоанализе. Анализируя символику сновидений. Юнг пришел к мысли, что в психическом развитии человека помимо индивидуального бессознательного существенную роль играет "коллективное бессознательное". Юнг ввел термин "комплексы" как констилляцию идей, мнений, отношений, побуждений, которые формируются вокруг какой-то центральной темы и ассоциируются с ней. Комплексы начинают формироваться от биографического уровня на основе вытесненного из сознания негативного материала, но имеют в себе так же и небиографические данные. На любой комплекс влияет опыт человечества (мифология, традиции). Юнг пришел к выводу, что существует планетарное, групповое, расовое, космическое бессознательное и что в человеке есть спонтанная духовность. Духовность есть аспект коллективного бессознательного и не зависит от воспитания в детстве. Обретение духовности идет через процесс самопознания.
Станислав Гроф свою карьеру психолога начал как убежденный фрейдист, незыблемо верящий в возможности психоанализа. Однако приступив к практической психотерапевтической деятельности, он обнаружил, что не только практика, но и сама теория психоанализа нуждается в коренном изменении. В своих исследованиях состояния измененного сознания Гроф обратил внимание на частое использование и стремление к достижению этих состояний в древности. Существовало множество простых способов достижения этих состояний: ритуальные танцы, песни, медитации, внушение, психосенсорная изоляция, использование психотропных растений.
С развитием западной цивилизации христианство постепенно изжило эти практики. Интерес к необычным состояниям сознания пробудился вновь в связи с тягой западного населения к древней восточной философии и различным эзотерическим системам, а так же с появлением некоторых химических препаратов типа ЛСД. В результате этих наблюдений и своих исследований состояния измененного сознания при решении проблем, связанных с человеческой психикой, Станислав Гроф решил применить особый подход, отличный от традиционного, который он назвал холотропным.
Существует девять базовых различий между традиционным и холотропным подходами.
1. По западной модели человек – ньютоновский объект, думающая биологическая машина с четкими границами (кожной оболочкой). Интеллект работает только на той информации, которая пришла к нему через органы чувств. Холотропный принцип гласит, что человеческое существо сочетает и таит в себе ньютоновский объект (биологическую машину) и юнговское поле сознания. Интеллект может получать информацию и без органов чувств. Память может существовать.
2. Традиционный подход отрицает роль духовности, основанной на личном опыте, связывает духовность с религиозным догматизмом и считает невозможным ее сочетание с наукой. Холотропный подход считает истинную духовность началом личности.
3. Традиционный подход считает головной мозг источником сознания. Холотропный подход ставит под сомнение это утверждение.
4. Традиционный подход считает, что интенсивность болезни измеряется интенсивностью симптомов, их исчезновение является признаком выздоровления. Холотропный подход утверждает, что симптомы указывают на болезнь, поэтому следует их не подавлять, а дать им возможность проявиться.
5. Традиционный подход считает, что болезнь излечивается в противоборстве медиков с болезнью. Холотропный – что надо сотрудничать с болезнью, выпятить симптом и путем тщательной обработки блоков трансформировать болезнь.
6. Традиционный подход считает, что работа происходит в обычном состоянии сознания. Холотропный – что в состоянии измененного сознания. При чем переход из обычного состояния сознания в необычное считается главным в методе.
7. В традиционном подходе терапевт подходит к лечению, беря на себя руководящую роль, поскольку у пациента нет возможности самостоятельно избавиться от своей неприятности. В холотропном подходе терапевт рассматривается как вспомогательный фактор, создающий среду и условия для исцеления пациента.
8. В традиционном подходе пациент пассивен, это объект приложения сил психотерапевта. В холотропном подходе пациент – реальный источник их лечения. Терапевт лишь помогает разобраться в его собственных переживаниях.
9. Традиционный подход ставит своей целью снятие ємоционального и других дискомфортов. В холотропном подходе целью может быть только личностная трансформация, означающая развитие духовности и изменение базовой ориентации иерархии ценностей.
Как утверждает Гроф, "основная стратегия холотропной терапии сводится к тому, чтобы доверять мудрости нашего тела. И, следовательно, главная рекомендация состоит в том, чтобы прислушаться к внутренним голосам организма, следовать им, а не искусственным концептуальным схемам. На многих примерах мы можем подтвердить правоту наблюдений Вильгельма Райха относительно того, что психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания. Респирация – автономная функция, но на нее можно оказывать волевое влияние: учащение ритма дыхания и усиление его эффективности способствует высвобождению и проявлению материала бессознательного и сверхсознательного. Не оказавшись свидетелем или участником практической работы, трудно поверить одним лишь теоретическим разработкам, провозглашавшим могущество и действенность этого метода".
Состоятельность холотропного подхода уже давно доказана статистически. Благодаря ему произошел переворот в проблеме лечения душевнобольных.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 878 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|