Волшебная история за ограниченное время
Каждый человек рисует свою собственную волшебную историю в отведенное время на длинном листе бумаги. Каждый может стартовать в любой момент и в любом месте листа. Предварительно обговаривается, где начало и конец листа, где его верх и низ. Работа проводится молча.
Варианты:
Каждый пишет рассказ или стихотворение о законченной работе и зачитывает его группе.
Примеры арт-терапевтических работ
Рисунок 1. Линия жизни
Комментарии автора:
«Красная линия на рисунке означает все хорошие поступки, которые я совершил в своей жизни, черная линия означает все мои плохие поступки, а зеленая линия — это как бы сумма моих хороших и плохих поступков. Синий цвет в верхней части работы означает для меня все хорошее, что я встретил на своем жизненном пути, а зеленый цвет внизу работы, наоборот, означает все плохое в моей жизни».
Комментарии арт-терапевта:
«Данная работа выполнена студентом заочного отделения гуманитарного института, работником творческой сферы, во время учебного арт-терапевтического тренинга. Работу необходимо рассматривать и с точки зрения уровня креативности автора, и с точки зрения особенностей личностного развития, его эмоционального состояния. Изображение производит впечатление достаточно спонтанного, несмотря на то, что подчиняется строгой логике, что следует и из комментариев автора. Композиция является оригинальной и в данном случае можно говорить о творческом самораскрытии автора в процессе учебной арт-терапевтической деятельности. Использование открытых цветов с преобладанием синих и зеленых оттенков свидетельствует о внутренней сбалансированности личности автора, склонности к самоанализу и рационализации и одновременно склонности к сенситивности. Об этом говорят комментарии автора по поводу того, что синий цвет означает «все хорошее». Синий цвет в различных традициях толкования цветов означает женское начало (неагрессивное, пассивное, мягкое), и автором подчеркивается позитивное отношение именно к таким проявлениям личности, в противовес защитным, самоутверждающим поступкам, символически выраженным оттенками зеленого. При этом необходимо отметить, что свои собственные поступки автор работы символизирует суммирующей зеленой линией, но более светлого оттенка, что характеризует именно мужской тип поведения».
Рисунок 2. Пейзаж моей души
Комментарии автора:
«Когда я услышал название темы, в голову сразу пришел этот пейзаж. Я вспомнил легенду, которую мне рассказывала моя бабушка. Здесь изображено ущелье, через которое протекает река. I В это ущелье попадают души умерших людей. Какие-то души, проходя через ущелье, так и застывают в камне; их застывшие лица я изобразил. Тут же лежат их вещи — зонты, сотовые телефоны. Другие души проходят сквозь ущелье и попадают в русло реки. Часть их (они показаны черными точками) попадает в реку, которая становится черной, а вторая часть, меньшая (желтые точки на рисунке), превращается в птиц, которые улетают за горизонт в райские страны».
Комментарии арт-терапевта:
«Данная работа выполнена студентом в процессе учебного арт-терапевтического тренинга.
Созданный образ говорит о творческой увлеченности автора, раскрытии креативности в процессе создания работы. К основным цветам изображения автор отнес фиолетовый, зеленый, черный. Метафоpa справедливого возмездия в созданном образе, а также подбор цветов говорят о внутреннем мире автора, полном противоречий. Изображение летящих птиц на горизонте в символике трансперсональной арт-терапии означает устремленноть автора к высшим духовным ценностям и осознание того, что это может происходить лишь через преодоление притяжения "земных благ"».
Рисунок 3. Мандала
Комментарии автора:
«Название моей работы: "Впечатление, когда ничего хорошего не получилось". Сначала я хотел нарисовать бабочку с красивыми радужными крыльями. Но потом перестарался с черной краской и в результате все испортил».
Комментарии арт-терапевта:
«Данная работа выполнена в процессе реальной арт-терапевтической сессии. В группе участников данного арт-терапевтического тренинга были люди разных профессий: художники, педагоги, артисты, чиновники, предприниматели. Работа проводилась в группе, но индивидуально.
В данном случае работа выполнена непрофессиональным художником. В процессе создания образа можно было проследить несколько этапов. В начале преобладали фиолетово-розовые оттенки и перламутрово-зеленые, что создавало очень радостное эстетическое впечатление. Впоследствии автор усилил черные контуры изображения, что привело к созданию данного очень темного по цвету изображения. Комментарии автора предельно лаконичны. Такую работу можно, по-видимому, прокомментировать как выражающую предельную закрытость личности автора. Черная "завеса" как бы окутывает очень сложное, радужно-замысловатое изображение внутри самой мандалы, символизирующей сердцевину личности автора. Также можно предположить, что для автора оказалось очень сложной работа над своим произведением внутри группы, что привело к минимальному самораскрытию. С другой стороны, подобное изображение отражает личностные особенности автора, как человека замкнутого, сенситивного, обладающего недостаточной самооценкой».
Рисунок 4. Мандала
Комментарии автора:
«Здесь я изобразил диаграмму, где различными цветами я показал мои отношения с другими людьми. В самом центре — это мое сердце. Мое стремление к успеху — это красный сегмент. Затем два зеленых сегмента справа и слева — это люди приятного круга общения. Розовая линия посредине — это радости, оранжевая линия — это выходные дни. А далее идут уже сегменты (зеленый несколько другого оттенка) — это люди общего круга общения.
Синий цвет — это плохие люди. Основание цветка (черный цвет) — это смерть».
Комментарии арт-терапевта:
«В процессе работы над мандалой произошло достаточно полное самораскрытие автора, как в личностном, так и в креативном плане. Комментарии к изображению осмыслены. Структурированное изображение можно интерпретировать и с точки зрения методов интерпретации трансперсональной арт-терапии. Созданная автором мандала включает в себя архетипические символы, и согласно тесту Мари Кард к ним относятся символы пятой (Мишень) и десятой (Врата смерти) стадий духовного развития личности. Представления о негативном в существовании человека, прежде всего о болезнях, смерти, и тревога и страх автора по этому поводу, изображены концентрическими кольцами темно-синего и черного цвета в основании рисунка. Верхняя часть рисунка указывает на возможность начала нового жизненного цикла».
Рисунок 5. Линия жизни
Комментарии автора:
«Я изобразила свою жизнь в виде рождения космического тела. Светлое пятно в самом центре — это мое раннее детство. А дальше следуют этапы моей жизни, которые я изобразила разными цветами. Темно-коричневый цвет — это самый сложный этап моей жизни. А затем следуют события, которые отображают мое настоящее (зеленоватые и голубоватые цвета)».
Комментарии арт-терапевта:
«Данная работа выполнена в процессе учебного арт-терапевтичсекого тренинга студенткой вуза. Задание было сформулировано недирективным способом, и автор спонтанно изобразил мандалу. Выполнение задания сопровождалось сильной эмоциональной реакцией. Воспоминания подросткового возраста, символически изображенные в мандале, вызвали слезы автора в момент, когда нужно было дать комментарии к работе. Таким образом, произошла полная включенность автора работы в арт-терапевтический процесс и максимально сильное выражение тяжелого эмоционального материала в творческой работе. В процессе создания мандалы много раз автор пытался менять используемые цвета. Конечный результат был получен при использовании дополнительного белого цвета (белой гуаши), который как бы сгладил острые контрастные сочетания, присутствовавшие первоначально в работе».
Рисунок 6. Мандала
Комментарии автора:
«Я изобразил черного лебедя, попавшего в ураган. Основные цвета рисунка черный, зеленый, красный».
Комментарии арт-терапевта:
«Данная работа была выполнена в процессе реальной арт-терапевтической сессии. Комментарии автора были предельно лаконичны, что говорит о трудностях самораскрытия. Однако в материале самой мандалы зашифрованы сильные эмоциональные переживания автора. Очевидно, что изображение черного лебедя — это символическое изображение "я" автора. Образ в целом носит очень напряженный характер. Контуры изображения лебедя выполнены черной краской в виде стоящих дыбом перьев. При этом внутренние части заполнены более чистыми тонами зеленого, голубого, розового. Данное изображение, безусловно, говорит о кризисном состоянии, которое переживает этот человек. Созданный им образ скорее напоминает сказочный образ Гадкого утенка, а причиной тому послужила реальная жизненная ситуация — автора оставила любимая. Арт-терапевтический опыт работы в группе положительно повлиял на эмоциональное состояние автора, так как во время дискуссии группой ему была оказана психологическая поддержка. Обсуждение касалось, разумеется, лишь изображения внутри мандалы. О причинах стресса в группе не знал никто».
Рисунок 7. Прошлое, настоящее и будущее
Комментарии автора:
«На рисунке я изобразила свое настоящее — в середине, свое прошлое — слева, и свое будущее — справа. Свое прошлое я представляю в виде дуба с мощной корневой системой, настоящее — в виде голубого костра, от которого отходят розовые всполохи, а будущее — в виде синей реки, уходящей вдаль. Основным цветом на рисунке является синий и голубой, хотя зеленый и розовый тоже важны».
Комментарии арт-терапевта:
«Данная работа выполнена в процессе учебного арт-терапевтического тренинга студенткой вуза. Работа говорит о раскрытии креативности, созданный образ настоящего, прошлого и будущего носит абсолютно оригинальный характер. Подбор цветов говорит о внутренней сбалансированности автора, впечатление от рисунка позитивное, он наполнен энергией. Наблюдение за автором, занятым рисованием, говорит о его эмоциональной увлеченности, воодушевлении».
Рисунок 8. Совместное рисование
Комментарии авторов:
«Когда мы получили задание рисовать молча на одном листе бумаге, я, прежде всего, подумала о том, чтобы мы могли уместиться на одном листе. Я старалась держаться на своей половине и не мешать соседке».
«Я стала присматриваться к сюжету, который стала рисовать партнер по заданию, и подумала о том, что было бы неплохо, чтобы наша картина смотрелась как одно целое. Поэтому попыталась попасть в унисон ее идее. Но когда мы закончили, я поняла, что единого изображения не получилось. И тогда мы решили разрезать наш рисунок на два отдельных».
Комментарии арт-терапевта:
«Рисование в парах проходило в рамках учебного арт-терапевтического тренинга. Пары подбирались случайным образом. В процессе работы нельзя было общаться вербально. В задании заложена возможность создания визуальной проекции коммуникативных отношений конкретных людей и осознания ими своих особенностей поведения в реальной жизни. В данном случае можно зафиксировать такие черты участников совместного рисования, как лояльность, индивидуализм, а также желание доминировать у одного из участников».
Литература
Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб.: OMS, 1994. — 192 с.
Гуттенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 117 с.
Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Речь, 2002. -80 с.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. — 272 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 2003 — 400 с.
Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб.: Б.С.К., 1997. — 143 с.
Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб.: Аань. 1999. - 256 с.
Криппнер С, Диллард Д. Сновидения и творческий подход к решению проблем. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1979. — 256 с.
Лебедева А.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.— 256 с.
Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». - М., 2000. - 184 с.
Практикум по Арт-терапии. Сост. и общая редакция А.И. Копытина. - СПб: Питер, 2001. - 320 с.
Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. — СПб.: Б.С.К.,1997. - 181 с.
Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. — М.: REEFL-book, 1996. - 304 с.
Юнг К. Человек и его символы. — СПб.: Б.С.К., 1996. - 454 с.
Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. — Киев: СИНТО, 1995. - 236 с.
Brown D. Principles of art therapies. London. — Thorsons, 1997.
Kramer E. Art as therapy with children. New York. — Schocken Books, 1971.
Liebmann M. Art therapy for groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge. — Brookline books, 1996.
Malchoidi, Cathy A. The art therapy sourcebook: art making for personal growth, insight, and transformation. Los Angeles, 1998.
Naumburg M. Dynamically oriented art therapy: Its principles and practice. New York.: Grune and Stratton, 1966.
Содержание
Предисловие.................................................................3
1. Исторические вехи развития арт-терапии...........7
2. Терапевтические возможности арт-терапии.....16
3. Креативность и арт-терапия................................18
Стадии творческого процесса.............................20
Арт-терапия и творческий процесс..................22
Роль релаксации в развитии креативности.....25
4. Арт-терапевтическое пространство
и материалы............................................................28
5. Искусство спонтанного самовыражения как основа недирективного подхода
в арт-терапии..........................................................37
6. Арт-терапевтический процесс
как средство выражения чувств..........................48
7. Возможности арт-терапии
в лечении соматических заболеваний.................51
8. Арт-терапия в группах..........................................60
Приложения
Арт-терапевтические техники,
используемые в индивидуальной работе
с клиентами...........................................................74
Арт-терапевтические техники,
используемые в работе парами...........................79
Арт-терапевтические техники,
используемые для работы в группах..................82
Примеры арт-терапевтических работ.............84
Литература..................................................................92
Сусанина Ирина Владимировна
Введение в арт-терапию
учебное пособие
Редактор И.К. Красногорская
Художник П.П. Ефремов
Верстка К.Н. Ситников
Корректор В.В. Крючков
Подписано в печать 10.10.06 Формат 60x84/16. Печ. л. 6,0.
Гарнитура NewJournal.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Тираж 2000 экз. Заказ № 4471
Издательство «Когито-Центр» 129366, Москва, ул. Ярославская, 13
тел./факс (495) 682-6102 E-mail: visu@psychol.ras.ru http://www.cogito-centre.com
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ППП «Типография «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер., 6
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1001 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
|